Внеурочная деятельность "Азбука вежливости"
методическая разработка (1 класс) по теме

Шкитырь Инна Вадимовна

Пояснительная записка,  календарно-тематическое планирование "Азбука вежливости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vezhlivosti_1_klass.docx54.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №487

 Выборгского района Санкт-Петербурга

                                         

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

  «Азбука вежливости»

для  1-а класса (VII вид)

                 

                                                                  Составитель:  

учитель  Шкитырь И.В.

Санкт-Петербург

 2014

Пояснительная  записка

     Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.

     Основная  цель - формирование у детей  нравственных ориентиров  при построении деятельности,  общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

    Общая характеристика

     Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников «Азбука вежливости».

     Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

      Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

      Содержание «Азбука вежливости»  ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного       произведения       позволит      учителю       использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета в учебном плане.

      «Азбука вежливости» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 63 часа в 1 классе,  2 часа занятий в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

     Содержание программы  раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт в следующей логике:

      Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.

     Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Азбука вежливости».

    В процессе освоения материалов по внеурочным занятиям «Азбука вежливости» ученики получают знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника, а особенно это важно для детей с задержкой в психическом развитии.

   Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники с ЗПР начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

   Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

    Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер,  позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

     Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах внеурочных занятий «Азбука вежливости» содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

      В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

   

Содержание обучения

  Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

 -Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

  • Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
  • Поведение в столовой, правила поведения за столом.
  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.       Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
  •  Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
  • и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
  • родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
  • знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
  • конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,
  • признание своей вины).
  • Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
  • оценивание.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене, на дежурстве).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами

  • коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

-        Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

   Высказывать   предположение   о   последствиях   недобрых   поступков   (в реальной   жизни,   героев   произведений).   Создавать      по   иллюстрации словесный  портрет  героя  (положительный,  отрицательный),     описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить    хронометраж    дня,    анализировать    свой    распорядок    дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

-        Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить   основные   требования   к   внешнему   виду   человека   в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Использовать в речи слова вежливости

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный)

Описывать сюжетную картинку (серию)

Внешкольный этикет.

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить

  • «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

Список используемой литературы:

  1. Иванова Н.В. Азбука этикета. Ростов н/Д. Феникс, 2014 – 45 с.
  2. Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
  3. Яхнин Л.Л. Вежливые слова. Москва Олма-Пресс, 2001. – 64с.

Календарно-тематическое планирование «Азбука вежливости»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Дата

Содержание деятельности

1

А давайте знакомиться!

1

02.09

Знакомство с детьми и педагогами. Как  знакомиться с незнакомыми людьми. Что говорить, как себя вести. Общие правила при знакомстве.

2

Аккуратно обращайся со своими вещами.

1

04.09

Следить за порядком в портфеле. Как правильно собираться в школу, когда это делать. Чтение пословиц и поговорок по содержанию вещей в аккуратном виде. Задание на листочках: «Отгадай-ка».

3

Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами.

1

09.09

Разучивание поговорок и пословиц на тему: «Книга –лучший друг человека». Чтение эпизода из  сказки «Буратино», как Буратино собирался в школу. Анализ поступка главного героя сказки.

4-5

Будь вежлив со старшими и с друзьями.

2

11.09

16.09

Учить быть вежливыми, отзывчивыми, не обижать других. Чтение рассказа «Вежа».  Анализ рассказа.

Волшебные слова: «Спасибо, пожалуйства»

Чтение стихотворения «Обезьянка-задавака». Анализ поступка обезьянки. Инсценировка.

Дидактическая игра

«Разговор по телефону».

6-7

Выбирай подарок для виновника торжества, а не для себя.

2

18.09

23.09

Учить дарить вещи, приятные и нужные другу. Волшебные слова: «Здравствуйте».

Чтение сказки «Муха-цокотуха». Анализ сказки. Инсценировка сказки.

8

Грубить окружающим очень нехорошо.

1

25.09

Чтение стихотворения Волк-грубиян. Анализ стихотворения. Инсценировка стихотворения. Игра «Комплимент».

9 -10

Драться некрасиво и опасно.

2

30.09

02.10

Чтение стихотворения «Задиристый щенок». Анализ стихотворения. Инсценировка. Разгадывание кроссворда.

Отгадай загадки. Разбор ситуации: «Спор двух друзей». Анализ. Вывод: «Что хорошо, что плохо».

11

Если уходишь, говори «До свидания».

1

07.10

Чтение стихотворения «Грубый медвежонок». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «До свидания». Игра: «А, ещё как говорят?»

12

Ёлку на празднике не критикуй.

1

09.10

Чтение стихотворения «Ворчливый пёс». Анализ стихотворения. Инсценировка по стихотворению. Разгадывание кроссворда: «Ёлочные игрушки».

13-14

Жвачка – это не игрушка!

2

14.10

16.10

Чтение стихотворения « В гостях».  Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях. Задание на листках: зачеркни букву Ж и узнаешь, куда надо выкидывать жвачку.

Волшебные слова: «Будьте добры!», «Будьте любезны!». Задание: «какая разница?»

15-16

Засиживаться в гостях очень долго неприлично.

2

21.10

23.10

Чтение стихотворения  «Белочка в гостях». Анализ стихотворения. Инсценировка. Отгадай загадки на тему: «Транспорт».

Волшебное слово: «Добро пожаловать!»  Игра: «Какое слово пропущено?».

17-18

Интересоваться чужими личными делами нетактично.

2

28.10

30.10

Правила поведения в коллективе. Чтение стихотворения «Любопытный пёс». Анализ стихотворения. Поговорки о любопытных людях.

Маленькая сказка: «Солнышко, согрей»

Кроссворд на тему: «Хорошие качества».

19-20

Йогурт не проливай на стол.

2

11.11

13.11

Правила поведения за столом. Как правильно накрывать на стол. Рассказ по картинке «За обедом».

Чтение стихотворения «Поросёнок за обедом».  Анализ стихотворения. Дидактическая игра «Как вести себя за столом».  

21-22

Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома.

2

18.11

20.11

Правила поведения в гостях. Чтение стихотворения  «Гости козлика». Анализ стихотворения.

Проигрывание ситуации «Я пришёл в гости…» Составление письма благодарности (коллективная работа).

23-24

Лес береги, не оставляй в нём мусор.

2

25.11

27.11

Как вести себя на отдыхе. Правила поведения в лесу. Беседа: «Как правильно тушить костёр».

Чтение стихотворения. Анализ стихотворения. Отгадай шарады «Инструменты».

25

Мой руки перед едой!

1

02.12

Правила личной гигиены. Чтение стихотворения «Зайчонок  Тяпка». Анализ стихотворения. Ребусы «Средства гигиены».

26-27

Не приходи в гости без приглашения.

2

04.12

09.12

Рассказ: «В гости». Что нужно и можно приносить в гости. Составляем приглашение (коллективная работа).

Чтение стихотворения  «Пёс в гостях». Анализ стихотворения. Кроссворд «Бытовая техника».

28-29

Очень невежливо приводить с собой в гости тех, кого не приглашали.

2

11.12

16.12

Чтение стихотворений: «Первое простое правило», «Второе простое правило». Вопросы по стихотворениям. Общие правила для всех гостей.

Чтение стихотворения «Белка в гости шла…» Анализ стихотворения. Инсценировка ситуации:  «Я иду в гости».  

30

Помогай родителям!

1

18.12

Чтение рассказа: «Капризная дочка».  Задание «А ещё говорят…» Составление правил: «Старшим надо помогать!»

31-32

Помни: «Правила поведения в гостях!»

2

23.12

25.12

Дети делают стенгазету из разрезных картинок, поучительных четверостиший: «Правила поведения в гостях» и вежливых слов: «Добро пожаловать!», «Будьте добры!», «Будьте любезны!», «Спасибо», «Пожалуйста»…

33-34

Раньше назначенного срока не приходи в гости.

2

13.01

15.01

В какое время нужно ходить в гости?  Чтение стихотворения «Кошечка и её гости». Анализ стихотворения.

Составление правил прихода и ухода из гостей. Нарисовать рисунок «Я иду в гости».

35

Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично.

1

20.01

Когда можно хвастаться, а когда лучше промолчать. Чтение стихотворение «Хвастунишка». Анализ стихотворения. Проигрывание ситуации: «Хвастунишка».

36

Тот, кто входит в помещение, здоровается первым.

1

22.01

Где и как нужно здороваться.  Чтение стихотворения «Невоспитанный щенок». Анализ стихотворения. Игра: «Слова приветствия». Волшебное слово: «Здравствуйте!»

37-38

Убирай  свой рабочий стол.

2

27.01

29.01

Правильная посадка за письменным столом. Освещение рабочего места. Правила работы за письменным столом. Физминутки для глаз и пальчиков.

Гимнастика для пальчиков. Правила гигиены зрения. Чтение стихотворения «Белка Даша».

39

Фу, как плохо мусорить в гостях!

1

03.02

Беседа: «Нужно ли убираться дома?» «Профессия – дворник». Загадки: «Профессии».

40-41

Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай.

2

05.02

17.02

Береги свой и чужой труд. Как правильно складывать вещи расскажи и покажи. Игра: «Кто самый опрятный?».

Правила личной гигиены.

Чтение стихотворения: «Мишутка в гостях». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «Благодарю»

42-43

Цветы: как правильно ухаживать за ними.

2

19.02

24.02

Правила ухода за цветами дома. Как вести себя в гостях. Чтение стихотворения «Щенок в гостях». Анализ стихотворения.

Случаи из жизни. Разгадывание кроссворда: «Цветы».

44-45

Шуметь и кричать не красиво!

2

26.02

10.03

Правила поведения в общественных местах. Какие вежливые слова обращения мы знаем. Игра: «Комплимент».

Чтение стихотворения «Невоспитанный пёс». Анализ стихотворения. Конкурс: «Самый вежливый».

46

Щи в гостях не критикуй.

1

12.03

Правила поведения за столом.  Как правильно кушать. Чтение стихотворения «Котик». Анализ стихотворения. Игра: «За обедом».

47-48

ОбЪедаться вредно!

2

17.03

19.03

Правила приема пищи. Как правильно кушать. Здоровая еда. Игра: «Витамины – наши лучшие друзья».

Чтение стихотворения: «Медведь за обедом». Анализ стихотворения.

49-50

Рыбок, птичек и зверюшек в гостях и в зоопарке не корми.

2

02.04

07.04

Чтение стихотворения: «Лисичка».

Анализ стихотворения. Беседа:  «Главное правило: Не навреди».  

Кроссворд: «Животные».

Чтение стихотворения: «Кошки и когти». Анализ стихотворения.

Игра: «Отгадай-ка»

51-52

ВЬюга за окном? Подкармливай птичек во дворе и в парке.

2

09.04

14.04

Чтение стихотворения: «Птичий дом». Анализ стихотворения. Беседа: «Бездомные зверята».

Загадки «Природные явления» Как надо одеваться осенью, весной.

53

54

Электроприборы и телевизор сам не включай.

2

16.04

21.04

Чтение стихотворения: «Козлик». Анализ стихотворения. Правила безопасного обращения с электроприборами.

Отгадай загадки: «Электроприборы». Беседа: «К чему может привести неправильное обращение с электроприборами». Общие правила безопасности.

55-56

Юный друг, береги вещи и мебель!

2

23.04

28.04

Чтение стихотворения: «Тигрёнок». Анализ стихотворения. Ребусы: «Мебель».

 Маленькая сказка: «Извините». Правила этикета в гостях.

Волшебное слово: «Извините».

57-58

Якать и хвастаться некрасиво

2

30.04

05.05

Чтение стихотворения: «Хрюшка-хвастунишка». Анализ стихотворения. Шарады: «Семья».

Чтение стихотворения: «Попугай». Анализ стихотворения. Волшебные слова: «В добрый час!», «приятного аппетита!», «Будьте здоровы!».

59-60

61

«Я знаю пять вежливых слов…»

3

07.05

12.0514.05

Выбрать 5 вежливых слов. Оформить в  виде книжки: «Азбука вежливых слов».

62

63

Я и «Азбука вежливости»

2

19.05

21.05

Подведение итогов учебного года. Анализ работы, предложения на новый учебный год.  Создание проблемной ситуации: «Что получилось и что хотелось бы сделать еще?!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс

Программа внеурочной деятельности реализует духовно- нравственное направление и соответствует ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежлвости" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»

   Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости", 1 класс

Курс «Азбука вежливости» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Цель программы - ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука вежливости»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Азбука вежливости»общекультурное направление для обучающихся 1 - 4 классас задержкой психического развития(вариант 7.2)...