Программа "Я познаю мир"
рабочая программа

Тищенко Марина Валерьевна

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Я познаю мир»

Программа

Пояснительная записка

 

     Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

      Программа внеурочного курса «Я познаю мир» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Программа внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности.

В процессе изучения курса «Я познаю мир» создаются условия:

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся;
  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности;
  • для знакомства обучающихся с методами научного познания.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа в год.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель программы:  способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: русский язык и математика.

Основные задачи:

  1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей данной программы является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

     

Планируемые результаты

2 класс:

Личностные результаты :

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники – это дети, у которых выражен интерес к предмету.

Задачи руководителя заключаются в следующем:

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.

Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются: соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

Особенности организации учебного процесса

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

     Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.  Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

     На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

     После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.


Структура занятия

  1. Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у учащих ся определенного положительного эмоционального.

Важным моментом вводной части является выполне ние упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каж дого занятия  подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

  1. Основная часть.

Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифферен циации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выпол нениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к од ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).

  1. Заключительная часть.

Задача: под ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.

Оценка эффективности занятий  психологического развития

Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:  

  • степень помощи, которую оказывает учитель уча щимся при выполнении заданий: чем помощь учи теля меньше, тем выше самостоятельность учени ков и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, актив ность, заинтересованность школьников обеспечи вают положительные результаты уроков;
  • результаты выполнения контрольных психологи ческих заданий, в качестве которых даются зада ния, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями само стоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий  может быть повышение успеваемости по раз ным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воз действие уроков психологического развития на эмоцио нальное состояние учеников. Для этого используются «смайлики»

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое оснащение и оборудование. 

Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;
  • принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
  • клей,  степлер, скотч-лента, ножницы,
  • бейджи,
  • кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,
  • тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
  • заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;
  • записи инструментальных фоновых мелодий;

Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Москва: РОСТ книга, 2007 г

Сам термин «коммуникативная компетенция» широко используется в западной методике и начал активно использоваться отечественными методистами. Но в современной методике обучения и воспитания младших школьников согласно новым федеральным стандартам начального общего образования сегодня широко используется термин «коммуникативные универсальные учебные действия», которые относятся к метапредметным действиям.

К коммуникативным действиям младших школьников относятся:

  •  осуществление учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов;
  • управление поведением партнёра;
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т. д.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных компетенций учащихся, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности.

К моменту поступления в школу ребенок стихийно накопил некоторый опыт коммуникации – интуитивно научился распознавать эмоции и намерения людей, обмениваться сообщениями с детьми и взрослыми,  действовать совместно или отдельно в разных ситуациях. Этот опыт у каждого ребенка уникален, как уникальна его семья и уникально его детство.

Задача учителя – структурировать этот опыт, наполнить его новым содержанием и новыми умениями, позволяющими ребенку овладеть универсальным инструментом  саморазвития.

В школе ребенок встраивается в  модель коммуникации нового, очень значимого для него человека – учителя. Повседневно, в разных ситуациях общаясь с учителем, он воспринимает и копирует те образцы, которые транслирует учитель. Уважение или игнорирование собеседника, стремление понять точку зрения другого или навязывание своей, умение договориться или императивное указание, отметка или рефлексия – все это впитывается ребенком ежеминутно на протяжении всей школьной жизни, а не только на отдельных уроках и занятиях, посвященных формированию коммуникативных навыков.

Сфера коммуникации выстраивается у ребенка во взаимосвязи с  логическим мышлением, особенностями внимания и памяти, с самоотношением. Позитивная или негативная самооценка, уровень владения логическими операциями будут влиять на процесс овладения ребенком коммуникативными навыками, в то же время, парная и групповая формы работы способствуют как более осознанному усвоению школьниками  предметного содержания школьной программы, так и формированию адекватной самооценки.

Приступая к задаче формирования коммуникативной компетенции школьников, учителю целесообразно проанализировать свою собственную модель коммуникации, понять, какие ее элементы будут способствовать развитию коммуникативной компетенции детей, а какие – наоборот, затруднять.

Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования коммуникативной компетенции, необходимо выявить стартовый уровень сформированности коммуникативных умений у школьников. 

Назначение диагностических методик:

Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка.

Для стартовых диагностик можно предложить методики Г.А.Цукерман «Рукавички», «Левая и правая сторона» (коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли и«Узор под диктовку» (умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи).

 Для промежуточной диагностики и формирования коммуникативной компетенции можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  • магнитофонный опрос
  • «отгадай, о ком говорим»
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • Ривин-методика  (Работа в парах сменного состава. Сущность методики Ривина заключается в том, что изучать тему одному ученику помогает весь класс. Это так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогая более тщательно и детально разобраться в теме)
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание... Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».

Для итоговой диагностики можно использовать следующие методики:

1. «Ковёр»

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

2.  «Дорога к дому»

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

3. «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).

Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

4. «Кто прав» Г.А. Цукерман

Цель: учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение.

Другой вариант- педагогическая диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника по  направлениям:

1)        коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества или кооперации.

Применяют парную работу учащихся с использованием методов: наблюдения за процессом и результатом их взаимодействия, анализ выполнения творческой работы (Г. А. Цукерман «Рукавички»; Г. В. Бурменской «Совместная сортировка»);

2)        коммуникативные действия, направленные на выявление уровня знания младшими школьниками правил речевого этикета и умения соотносить их с конкретной ситуацией общения.

Методики или задания:

  • анкетирование учащихся по определению степени влияния вежливых слов на уровень взаимоотношений между людьми
  • тестирование учащихся по определению уровня и характеристики знаний правил речевого этикета в поисковой деятельности, сопровождаемой и направляемой учителем
  • анализ малой группой учащихся диагностических карточек, содержащих художественный текст по этике общения
  • фронтальный анализ учащимися этикетных ситуаций, решение коммуникативных задач и правильный выбор стратегии адекватного поведения

3)        коммуникативные действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности, а также учет позиции собеседника или партнера

Методики или задания:

  • методика выполнения учащимися совместного задания в классе парами с использованием методов: наблюдения за процессом и результатом совместной деятельности, анализа выполнения творческих работ (Г. А. Цукерман «Узор под диктовку»; «Дорога к дому»);
  •  индивидуальное изучение младших школьников методами: анализа ответов на занятиях, беседы (с помощью методик Ж. Пиаже «Левая и правая стороны»; «Братья и сестры»);
  • групповая работа учащихся с использованием методов: экспертной оценки, самооценки, анализа выполненной творческой работы (с помощью методик Ж. Пиаже и Д. Флейвелла «Ваза с яблоками»);
  • индивидуальное изучение учащихся начальной школы методами: наблюдения, беседы, самооценки

Данные способы диагностики позволят учителю определить, какими УУД большинство учащихся владеют на уровне

- актуального развития, т.е. на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически;

- зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"

В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....

программа "Познай себя"

    Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая...

«Я познаю себя, я познаю друзей»

Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....

Воспитательная программа "Познай себя".

Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года....

Воспитательная программа "Познай себя"

Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.Для тог...