Воспитательная программа "Познай себя".
рабочая программа (1 класс) на тему

Белоусова Елена Георгиевна

Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_poznay_sebya.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

  Пояснительная записка.

Пришло непростое время. Переустройство общества протекает болезненно и противоречиво. Меняются взгляды на понимание всех привычных процессов жизни и деятельности. Утверждается плюрализм подходов к воспитанию ребят. У детей тяготение к организации генетическое. Младшие школьники перерастают в подростков, подростковая прослойка молодежи есть вечное «подобщество» в обществе. Дети этой возрастной группы стремятся к объединению. Если для них не создать социально значимые, духовно высокие организации, они уйдут в другие, или породят их сами. Поэтому важно  с младшего школьного возраста привлекать детей к занятию своего свободного времени интересными, значимыми делами.

        Детское объединение, добровольная организация, которая создается лишь тогда, когда дети видят перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Программа « Познай себя» опирается на расширение, утверждение и уважение свобод ребенка. Ребенок вне свободы – «винтик». Самое главное- не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам, к взрослым.

Программа «Познай себя» направлена на раскрытие внутреннего мира ребенка. Дети -самое бесценное и дорогое для человечества. В них будущее нашей цивилизации. Каждый ребенок должен познать свой мир, научиться строить гармоничные отношения с окружающими, прийти к решению многих загадок человеческой души, проявить все свои таланты.

Программа «Познай себя» расчитана на 4 года, включая в себя постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

Актуальность данной программы заключается в необходимости противостояния следующим ярко выраженным проблемам, отмеченным в ходе работы с детьми:

- некомпетентность родителей в вопросах возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- неподготовленность детей к адаптации в социуме, с одной стороны, и пагубное влияние факторов: нездоровье, неблагоприятные условия жизни в семье и воспитания в семье, деформация экологической и политической системы, декларативность ценностей и ориентация на потребительство, в связи с чем явно прослеживается связь в подростковом возрасте между высоким уровнем притязаний и отсутствием потребности чего-то достичь собственными усилиями.

         Противостояние вышеуказанным критическим тенденциям обеспечивается за счет ввода в творческие формы работы с детьми элементов социально-психолого-педагогического сопровождения.

        Программа по своей актуальности носит исследовательско-прикладной характер, основная цель ее заключается в наработке форм, методик, позволяющих противостоять факторам риска  и проявить себя как творческую личность, реализующую свои организаторские способности. Реализация возможностей каждого ребенка в развитии собственного делового потенциала, через управление, участие в совместных делах.

Цели:

- социальное становление детей;

- развитие их творческих способностей;

- удовлетворение их общественно-значимых интересов.

Задачи:

- создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности,

- раскрытия ее творческих потенциалов через общественно-значимую деятельность;

- формирование активной позиции в различных типах социальных отношений (экономических, политических, духовных).

-привить навыки здорового образа жизни

- воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей;

- формирование общей культуры, чувства долга за бережное отношение к природе, рациональное использование ее богатства.

Структура:

  1. Дети – от 6,5 лет до 10 лет.
  2. Детская организация в школе.
  3. Детские объединения по месту жительства. (дет. сад, отряды других школ).
  4. Центры, клубы.

      Управление:

- координационный совет (взрослые) (род. комитет + кл. руководитель);

- детский отдел.

Выбирается сроком на 1 год.

Высший орган управления – сбор. Проводится 5 раз в год. В период между сборами совет координирует поле деятельности отряда.

На сборе:

- принимается план воспитательной работы;

- вносятся изменения и дополнения;

- утверждается новый состав в органы управления;

- заслушивается отчет координационного совета, детского отдела и принимаются решения;

Принципы деятельности:

- принцип развития: ставит своей целью учет реального уровня развития ребенка и достижения потенциального развития, которого ребенок может достичь под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками;

Принцип непрерывности, согласованности и комплексности предполагает взаимосвязь образования и воспитания детей (семьи, значимых для ребенка лиц, коллектива).

Принцип гуманизации: -обязательность обеспечения гуманистического подхода в ходе реализации программы.

Принцип дифференциации и индивидуализации.

- реализация самых разнообразных детских интересов;

- развитие в каждом ребенке стремления стать лучше, знать больше, преодолевать трудности;

- сотрудничество детей и взрослых при подготовке и проведении общественно-значимых дел.

Правила « Четыре сами»:

- сами планируем;

- сами решаем;

- сами делаем;

- сами анализируем.

Законы:

  1. Закон « ноль-ноль».(закон точности).
  2. Закон правой руки.
  3. Закон дружбы «Один за всех и все за одного».
  4. Закон долга «обещал - выполни, будь хозяином своего слова».
  5. Закон чистоты.
  6. Закон достоинства и чести «Уважай себя и не унижай другого».

 

Содержание программы

Программа «Познай себя» включает в себя несколько направлений:

-1. Языки общения.

(Навыки общения с внешним миром).

Разделы: а) восприятие мира (наши органы чувств)

Б) мудрость природы (общение с животными и растениями)

В) язык жестов и движений.

Г) язык чувств (наши эмоции)

Д) как я понимаю то, что помню (немного о нашей памяти)

2.Тайна моего «Я».

(Умение видеть и понимать себя).

Разделы: а) кто такой «Я» (мой автопортрет)

Б) я волшебник (мои чувства и желания)

В) мир моих фантазий.

Г) моё настроение (ощущение собственной значительности)

3.Как мы видим друг друга.

(Умение понимать сверстников)

Разделы: а) разговор взглядов (умение общаться)

б)дружба (мой лучший друг)

г) мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе).

в) мы смеемся (развитие чувства юмора).

4.Этот странный взрослый мир.
(Умение видеть и понимать старших).

Разделы: а) урок мудрости (уважение к старшим)

в ) семья (взаимоотношения с родными)

г) в магазине (поведение в общественных местах)

д) на улице (поведение и общение в транспорте.

5.Фантазия характеров.

(Оценка человеческих поступков и отношений).

Разделы: а)  мой любимый герой (примеры для подражания)

Б) добро и зло (совесть)

В) что такое хорошо и что такое плохо. ( хорошие и плохие привычки).

Г) конфликт (моё поведение в трудных ситуациях)

6.Умение владеть собой.

Разделы: а) умей расслабиться

Б)будь внимателен (развитие внимания)

В) хозяин своего «Я» (умение управлять и контролировать своё поведение и поступки).

Г) не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков).

7.Культура  общения (этикет).

Разделы: а) волшебные слова (приветствия, благодарность)

Б) учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор)

В) телефон (правила общения по телефону)

Г) я вам пишу …(навыки письменного общения)

Д) за столом(правила хорошего тона)

8.Мальчик и девочка.

(Культура общения полов).

Разделы:  а) знакомство (умение начать и поддержать знакомство)

Б) внешность (внешний облик мальчика и девочки)

В) умение держать себя (нравиться)

Г) как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.)

Механизм реализации программы

- Разработка программы «Познай себя»

- Изучение учащихся класса.

Кадровое обеспечение

 Воспитательная работа в школе проводится под руководством директора школы и заместителей по учебно–воспитательной и воспитательной работе. Комплектование педагогического состава программы производится из штатных сотрудников школы.

Условия реализации программы.

- во-первых, формировать базовую культуру личности, культуру жизненного самоопределения;

- формировать экономическую и политическую, демократическую и правовую, нравственную и экологическую, художественную и физическую, культуру личности, культуру семейных отношений.

Во – вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

- в - третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и твёрдой жизненной позицией.

- в - четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребёнок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

- в - пятых, воспитание должно строится на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии.

В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям жизни – гражданина, работника, семьянина.

 

Место проведения мероприятий:

-классная комната, спортивный зал, актовый зал, школьная библиотека, поселковая библиотека, лес, спортивные площадки и т.д.

Реализация программы:

- создание плана  воспитательной работы.

- создание плана работы с другими образовательными учреждениями, отрядами.

Создание плана работы с психологом школы, психологом Буровой И.Н.

- Распределение обязанностей в отряде.

-создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (конкурсы, смотры, выставки, поездки, экскурсии ит.д.)

Ожидаемые результаты:

- Воспитание здоровой физически развитой личности

- Повышение качества семейного воспитания

- Активное участие родителей в организации жизнедеятельности класса.

Задачи на 2009– 2010 учебный год.

  • Развитие умения общаться и сотрудничать.
  • Развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного  психолога, социального педагога.
  • Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
  • Развитие навыков общения, умения отвечать за порученное дело, помогать в выполнении  дела, контролировать и оценивать его.
  • Вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
  • Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.
  • Проведение рефлексии  и успешности проводимых внеклассных мероприятий
  • .Развитие эмоциональной и волевой сферы.
  • Формирование положительной «Я-концепции»
  • Развитие мотивационно-потребностной сферы.
  • Сохранение здоровья ребенка.

.

Работа с родителями.

 

1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

2. Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.

3. Проведение тематических родительских собраний.

4. Привлечение родителей класса к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

5. Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе «ученик-родитель».

6. Влияние на общение родителей с детьми.



1. Операция рассвет.

2. Конкурс плакатов, сочинений, творческих работ посвящённых Дню  

    Победы.

3. Правила дорожного движения.

4. Классный час на тему: проблема совместимости, излишней критичности к себе.

5. Классный час по исследованию особенностей самооценки («Конфеты» сказка)

6. Отчётное отрядное собрание, план на следующий год.

  1. Умей расслабиться.

«С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»

2. Хозяин своего «Я».(умение управлять и контролировать своё поведение)

«Скромный, не хвастает добрыми делами и поступками». Беседа для обсуждения.

Конкурс инсценированной песни.

Кл. час по вопросам правомерности агрессивного поведения (притча «Безвредная змея»)

3. Будь внимателен.(развитие внимания)

Беседа о заботливом отношении к людям.

Турнир юных патриотов «Кто, если не мы».

Не опоздай увидеть, не опоздай услышать.

Рассказы детей о делах запланированных на тему «Не опоздай» (не опоздай сделать доброе дело, покормить бездомную собаку и т. Д.)

4. Не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков)

«Грубость и драка» Беседа для обсуждения.

«Главное в человеке – честность» Обсуждение на классном часе.

Кл. час по исследованию особенностей характера (сказка «Всё хорошо в меру»).

Кл. час по гражданскому воспитанию: «Патриотическое воспитание в семье и дома»

1.Волшебные слова.(приветствия, благодарность)

Сила волшебных слов. Исследование малыми группами.

Правила дорожного движения.

2.Учимся вежливо говорить(умение начать, поддержать и вести разговор)

Чабаевский «Одинаковые». Рассказ для обсуждения.

3.Телефон. (правила общения по телефону)

Кл. час по обучению навыкам поведения в экстремальных ситуациях (сказка «Наводнение»)

Инсценирование разговора по телефону между одноклассниками.

4.Я вам пишу.(навыки письменного общения)

Составление писем, приглашений и т.д.

Неделя детской книги.

Рейд по проверке учебников.

5.За столом.(правила хорошего тона)

«Не» - когда надо знать, где живет «НЕ».

Декада технологии.

Масленица.

        

1.Знакомство(умение начать и поддержать знакомство)

«Сказка про счастье». Кл. час по исследованию представлений о жизненных идеалах. Беседа.

Бал олимпийцев.

2.Внешность. (внешний облик мальчика, девочки)

«Всегда будь опрятным, аккуратным и организованным». Беседа.

Оранжевая олимпиада .Музыка. Песни о дружбе.

3.Умение держать себя.( нравиться)

«Поговорим о том, как мы выглядим»

Кл. час по расширению представлений о свободе личности (сказка «Статуя Свободы»)

Золотая олимпиада изо.

4.Как вести себя(правила хорошего тона в различных ситуациях)

«Спасение» сказка, классный час на развитие самооценки «Рисуем Деревья».

Всероссийский День Здоровья.



1.ВОСПРИЯТИЕ МИРА.

(НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ)  

* РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА.

* ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ.

* КОНКУРС РИСУНКОВ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ И        УЛИЦАХ».

* ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ НА КЛ. Ч. «В НАШЕМ КЛАССЕ ВСЕ ПРОТИВ АГРЕССИИ».                                                                                                                          

2.МУДРОСТЬ ПРИРОДЫ.

* «СЕРЁЖА И ЩЕНОК» БЕСЕДА.

* Л.ВОРОНКОВА «МАЛЕНЬКИЙ СОКОЛИК» ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА НА КЛ. ЧАСЕ.        

 

3.ЯЗЫК ЖЕСТОВ И ДВИЖЕНИЙ.

* КЛАССНЫЙ ЧАС «РАССКАЖИ МНЕ ОБО МНЕ»

* КЛ. ЧАС ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ (СКАЗКА «КАК ВАСЯ ПОССОРИЛСЯ С ТВОРЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ»)

* ЗАНЯТИЕ СО ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ ЧОРНОКУЛЬСКОЙ О. В. ПО ТЕМЕ «ТРЕВОЖНОСТЬ».

4.ЯЗЫК ЧУВСТВ.

* ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ.

* «БАЛ». БЕСЕДА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.  

* СЕРЕБРЯНАЯ ОЛИМПИАДА. ЭСТАФЕТЫ-«НУ-КА, ВСЕ ВМЕСТЕ, НУ-КА, ВСЕ ДРУЖНО».

* ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

                     



1.Кто такой «Я». (мой автопортрет)    

«Леня и автопортрет» Беседа для обсуждения.  

День книги. Кл. час «Книгоград».  

2. Я – волшебник.(мои чувства и желания)

«Культура поведения дома, на улице» Беседа для обсуждения.

Посадка деревьев.

3. Мир моих фантазий.

Конкурс рисунков :Волшебные сны осени»

Осенний бал. Осень народов мира. Болгария.

Конкурс кормушек.

4.Моё настроение (ощущение собственной значимости)

«Не будь равнодушным» Беседа .

Зеленая олимпиада. Конкурс рисунков: «Животные нашего края».  

Классный час «Полезные и вредные привычки».

Чтение и беседа по произведению «Сиротка». На класс. Часе.  

                                 



Разговор взглядов.(умение общаться).

 Беседа: «Соблюдай правила жизни в коллективе».

Кл. час для школьников с проявлениями огрессивности «Сказка про мальчика, с которым произошла необыкновенная история».

  1. Дружба. (мой лучший друг).  

Беседа о коллективизме: «Каждый за всех, все за одного – основное правило коллективизма».

Л.Н. Толстой «Два товарища» обсуждение рассказа.

Классный час «Что такое настоящая дружба».

3. Мой день рождения. (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе).

«Подарки на день рождения друга». Беседа.

 

4.Мы смеёмся. (развитие чувства юмора).

Школьные частушки.      

Олимпиада по русскому языку.

 Занимательный русский язык, КВН.

         

  1. Урок мудрости (уважение к старшим).

Л. Воронкова «Труд не в тягость, а в радость».

       «Мой дедушка, моя бабушка».

        Приглашаем в гости бабушек и дедушек.

2.Семья. (взаимоотношения с родными)

День Конституции. Классный час «Символика и атрибутика России.»

Мастерская Деда Мороза.

Изготовление праздничных открыток.

«День рождения нашей семьи». Рассказы детей о своей семье, дети приходят на классный час с родителями.

Конкурс рисунков «Моя семья»

3.В магазине. (поведение в общественных местах).

Обыгрывание ситуаций «покупатель – продавец», «библиотекарь и посетитель»

4.На улице. (поведение и общение в транспорте)

П.Д.Д. инсценирование ситуций – «пассажиры и водитель», «пешеходы и транспорт».

Игра «Светофор».

Новогодний утренник.

1.Мой любимый герой. (примеры для подражания)

«Волшебная страна». Беседа.

В нашей школе день рождения!

«Старты надежд» спортивное мероприятие.

Герои былой войны. Беседа.

2. Добро и зло.(совесть)

Кл. час для школьников по вопросам взаимоотношений мальчиков и девочек, сказка «Серебрины и серебрята».

3. Что такое хорошо и что такое плохо.(хорошие и дурные поступки).

Беседа: «Личная ответственность за общие дела в коллективе».

Кл. час по воспитанию трудолюбия и расширению представлений о счастье сказка «Настенькино чудо»)

4.Конфликт. (моё поведение в трудных ситуациях)

«Злой язычок» Беседа.

«Что такое справедливость?» Дискуссия.

Сказкотерапия по развитию позитивного самоотношения (сказка «Пропало имя»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"

В статье вы  получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с  моделью  ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы....

Конспект внеурочного воспитательного занятия "Сохрани мир вокруг себя"

laquo;Эту истину знаю отродуИ ее никогда не таю.Кто не любит родную природу.Тот не любит отчизну свою»И. Романова          Экологическое занятие &la...

воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"

Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок  усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...

Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»

Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»...

Воспитательная программа "Познай себя"

Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.Для тог...

Презентация по воспитательной работе "Правила поведения во дворе. Сохрани себе жизнь"

Презентацию можно использовать на уроках ОБЖ, классных часах в начальной школе. Дети сами говорят об опасностях во дворе и как их избежать....