программа "Познай себя"
методическая разработка по теме

Коновалова Ольга Пантелеевна

 

      Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни: физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, правила безопасности и первая помощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №6 поселка Афипского

МО Северский район

ПРОГРАММА

Учитель начальных классов

                                       высшей категории

                                      Коновалова О. П.  

2009 год

ПРОГРАММА

«Познай себя»

Пояснительная записка

      Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины зависят от многих факторов, от неправильного отношения населения к своему здоровью, отрицательное влияние окружающей среды, нарушение правил ЗОЖ. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний.

      Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни: физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, правила безопасности и первая помощь.

      Занятия проводятся в 1 и 2 классе один раз в неделю; в 3, 4 классах – два раза в неделю.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

 Апробировать содержание воспитательной системы, используя современные формы и методы воспитания и определяя основные формы организации воспитания.

 Использование способов взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

 Самореализация детей в процессе активной творческой деятельности.

 Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и социальнозначимым делам.

                                   

НАПРАВЛЕНИЯ

Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.

Значение соблюдения режима дня школьника. Подвижный образ жизни.

Особенности рационального питания детей.

Гигиенические навыки.

Вредные привычки у детей.

Половое воспитание.

Действия в экстремальных ситуациях.

ЗАДАЧИ

1. Информировать о проблеме выработки ЗОЖ.

- психологический настрой детей на здоровый образ жизни.

2. Развивать социальные навыки.

- развитие интереса к вопросам здоровья, фантазии.

- осознание понятия необходимости соблюдения правильного режима дня.

- формирование у детей навыков личной жизни.

- выработать у детей негативное отношение к курению, употреблению алкоголя, наркомании.

- дать понятия об общих закономерностях разности полов в окружающей нас природе.

3. Развивать причастность детей и взрослых к данной проблеме.

- выработка способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях.

4. Развивать у учащихся толерантность и элементарные нормы поведения.

5. Заинтересовать ребенка. Подвести к пониманию того, что здоровье есть наивысшая ценность для человека. Вместе с ребенком пройти путь научения способами укрепления и сохранения здоровья через игру, познавательную и творческую активность.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Реализовывать программу «Познай себя» можно посредством информирования и увеличения эмоциональной причастности родителей и детей; через систему специальных занятий учащихся, направленных на приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и социальнозначимым делам.            

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы состоит из двух блоков:

1. Информационный блок включает:

Проведение системно – ориентированной диагностики учеников, родителей.

Информирование учеников.

Лектории и тренинги среди учеников и родителей.

2. Практический блок включает:

Разработку рекомендаций для детей, тренингов по проблеме.

Консультирование родителей. Обучение учащихся выбору стратегии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

   В результате занятий дети учатся бережному отношению к своему здоровью. Они получают дополнительные знания о строении тела человека, о правилах личной гигиены, об особенностях бережного отношения к своему здоровью в разное время года. Младшим школьникам прививаются правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с незнакомыми людьми.

   В игровой форме дети осваивают и учатся применять на практике правила вежливости, правила человеческого общежития.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.

Беседа «В гостях у Пилюлькина».

Чтение и обсуждение сказки «Мойдодыр».

Классный час «Красота – залог здоровья».

«В семье больной» (правила ухода за больным).

Разучивание физических упражнений, подвижных игр для укрепления здоровья.

Классный час «В здоровом теле здоровый дух».

Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся».

Экскурсия в детское отделение АРБ №3. Беседа с детским врачом (педиатром), конкурс рисунков на тему «Страна Здоровья».

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

Режим дня для меня.

Режим дня для меня.

Организм человека (первичное представление).

Беседа «Движение и еще раз движение».

Разучивание подвижных игр, игры на свежем воздухе.

Классный час «Сон – выручатель нервной системы».

Творческие задания: «Сочиняем сами» (сказки, стихи, поговорки о частях тела). Рисование частей тела или лепка.

«Что печет печень?» (по И. Звереву).

Классный час «Если хочешь быть здоровым» (путешествие по городу Здоровейску).

Разучивание подвижных игр.

Встреча с врачом-педиатром о профилактике инфекционных заболеваний.

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ

Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.

Беседа «Наши помощники в сохранении здоровья».

Беседа «Полезные для здоровья продукты».

Классный час «В гостях у Веселого Повара».

«О режиме питания школьника» беседа с врачом.

Беседа «О значении витаминов для роста и развития ребенка».

Беседа «Эта вредная еда» о сладкой и жирной пищи.

«Как правильно вести себя за столом».

Сервировка стола.

Встреча с медиком. Беседа «О вреде жирной и сладкой пищи». Рассказ медика о заболеваниях ожирением и сахарным диабетом.

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ

Гигиенические навыки

«В гостях у Мойдодыра»: соблюдение гигиенических правил.

Практические занятия: «Как правильно чистить зубы».

Беседа «О зубах».

«Как правильно мыть руки».

Беседа «О недопустимости пользования чужими предметами туалета».

Беседы «О проявлении и мерах предупреждения желудочно-кишечных заболеваний». Встреча с врачом-стоматологом.

Для закрепления темы:

 «Гигиенические навыки».

Разучивание песен: «Микробы и мыло», «Щетка и расческа», «Если бы зубы умели говорить»

ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ

Вредные привычки у детей

Выработка у детей негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, токсикомании и наркомании.

Беседы о вреде курения «От любопытства до привычки – один шаг».

Коллективное выполнение плаката «Мы против наркотиков».

Беседы о вредном влиянии дыма сигарет, алкоголя и наркотиков на различные органы и ткани организма, просмотр видеофильма о вреде курения.

Беседа с врачом-наркологом. Анкетирование учащихся.  

ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ

Половое воспитание

Уроки по этой теме проводятся отдельно для девочек и мальчиков, начиная с 1 класса.

Закономерности разности полов в окружающей нас природе.

Беседы на тему «Как изменяется твое тело»

«Красота человеческого тела»

«Гигиенические навыки для девочек и мальчиков»

«Роль семьи и родственных связей в жизни человека»

«Зарождение новой жизни в окружающей живой природе и у человека»

Классные часы на тему «Забота, дружба, любовь»

«О детском одиночестве и его преодолении»

«Кто настоящий друг»

«Что такое чувства?»

«Кого называют бесчувственным».

СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ

Экология и наше здоровье.

Беседы на тему: «Что такое экология?».

Способы охраны природы, экологические связи в природе.

 Связи между экологическими состояниями природы и нашим здоровьем.

ВОСЬМОЙ РАЗДЕЛ

Экстремальные ситуации.

Выработка у детей способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях (несчастный случай, пожар, опасность насилия).

Беседы: «Опасная дружба», «Где нельзя заводить знакомства».

Службы спасений: 01, 02, 03.

Практические занятия по теме «Как позвать на помощь».

Беседы по правилам дорожного движения.

Рисунки: «Свой маршрут в школу», «План моего микрорайона».

Встречи с работниками пожарной безопасности, милиции, ГАИ.

Беседа по теме «Один дома», «Опасность открытых окон».

Беседы по правилам обращения с электроприборами, газовыми плитами, лекарственными и химическими препаратами.

Осторожное обращение с колющими и режущими предметами.

Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи при травме, ожоге, кровотечении, обмороке.

Практическая отработка навыков оказания первой помощи.

 Проигрывание ситуаций по теме занятий.

Каждый раздел включает дополнительные виды деятельности:

- чтение стихов, сказок, рассказов

- постановка сценок, спектаклей

- разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов

- выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, концепцию внимания, развитие воображения, точечный профилактический массаж

- рисование и раскрашивание рисунков

- составление и решение кроссвордов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Проект, который выполнили ученики 3 класса...

Форма 2 - Измерение уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя

Форма для измерения уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя учащихся класса...

Занятие по программе "Полезные привычки" по теме "Учусь оценивать себя сам" 3 кл.

Цель этого занятия - дать учащимся представление о самооценке; дать возможность оценить самого себя. Оно содержит интересные формы работы с учащимися, например,работа в группах, энергизаторы или игры,...

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

Разработка о вреде курения....

Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...

Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"

Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...