программа "Познай себя"
методическая разработка по теме
Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни: физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, правила безопасности и первая помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №6 поселка Афипского
МО Северский район
ПРОГРАММА
Учитель начальных классов
высшей категории
Коновалова О. П.
2009 год
ПРОГРАММА
«Познай себя»
Пояснительная записка
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины зависят от многих факторов, от неправильного отношения населения к своему здоровью, отрицательное влияние окружающей среды, нарушение правил ЗОЖ. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний.
Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни: физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, правила безопасности и первая помощь.
Занятия проводятся в 1 и 2 классе один раз в неделю; в 3, 4 классах – два раза в неделю.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Апробировать содержание воспитательной системы, используя современные формы и методы воспитания и определяя основные формы организации воспитания.
Использование способов взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
Самореализация детей в процессе активной творческой деятельности.
Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и социальнозначимым делам.
НАПРАВЛЕНИЯ
Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.
Значение соблюдения режима дня школьника. Подвижный образ жизни.
Особенности рационального питания детей.
Гигиенические навыки.
Вредные привычки у детей.
Половое воспитание.
Действия в экстремальных ситуациях.
ЗАДАЧИ
1. Информировать о проблеме выработки ЗОЖ.
- психологический настрой детей на здоровый образ жизни.
2. Развивать социальные навыки.
- развитие интереса к вопросам здоровья, фантазии.
- осознание понятия необходимости соблюдения правильного режима дня.
- формирование у детей навыков личной жизни.
- выработать у детей негативное отношение к курению, употреблению алкоголя, наркомании.
- дать понятия об общих закономерностях разности полов в окружающей нас природе.
3. Развивать причастность детей и взрослых к данной проблеме.
- выработка способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях.
4. Развивать у учащихся толерантность и элементарные нормы поведения.
5. Заинтересовать ребенка. Подвести к пониманию того, что здоровье есть наивысшая ценность для человека. Вместе с ребенком пройти путь научения способами укрепления и сохранения здоровья через игру, познавательную и творческую активность.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Реализовывать программу «Познай себя» можно посредством информирования и увеличения эмоциональной причастности родителей и детей; через систему специальных занятий учащихся, направленных на приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и социальнозначимым делам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы состоит из двух блоков:
1. Информационный блок включает:
Проведение системно – ориентированной диагностики учеников, родителей.
Информирование учеников.
Лектории и тренинги среди учеников и родителей.
2. Практический блок включает:
Разработку рекомендаций для детей, тренингов по проблеме.
Консультирование родителей. Обучение учащихся выбору стратегии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате занятий дети учатся бережному отношению к своему здоровью. Они получают дополнительные знания о строении тела человека, о правилах личной гигиены, об особенностях бережного отношения к своему здоровью в разное время года. Младшим школьникам прививаются правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с незнакомыми людьми.
В игровой форме дети осваивают и учатся применять на практике правила вежливости, правила человеческого общежития.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.
Беседа «В гостях у Пилюлькина».
Чтение и обсуждение сказки «Мойдодыр».
Классный час «Красота – залог здоровья».
«В семье больной» (правила ухода за больным).
Разучивание физических упражнений, подвижных игр для укрепления здоровья.
Классный час «В здоровом теле здоровый дух».
Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся».
Экскурсия в детское отделение АРБ №3. Беседа с детским врачом (педиатром), конкурс рисунков на тему «Страна Здоровья».
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ
Режим дня для меня.
Режим дня для меня.
Организм человека (первичное представление).
Беседа «Движение и еще раз движение».
Разучивание подвижных игр, игры на свежем воздухе.
Классный час «Сон – выручатель нервной системы».
Творческие задания: «Сочиняем сами» (сказки, стихи, поговорки о частях тела). Рисование частей тела или лепка.
«Что печет печень?» (по И. Звереву).
Классный час «Если хочешь быть здоровым» (путешествие по городу Здоровейску).
Разучивание подвижных игр.
Встреча с врачом-педиатром о профилактике инфекционных заболеваний.
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ
Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.
Беседа «Наши помощники в сохранении здоровья».
Беседа «Полезные для здоровья продукты».
Классный час «В гостях у Веселого Повара».
«О режиме питания школьника» беседа с врачом.
Беседа «О значении витаминов для роста и развития ребенка».
Беседа «Эта вредная еда» о сладкой и жирной пищи.
«Как правильно вести себя за столом».
Сервировка стола.
Встреча с медиком. Беседа «О вреде жирной и сладкой пищи». Рассказ медика о заболеваниях ожирением и сахарным диабетом.
ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ
Гигиенические навыки
«В гостях у Мойдодыра»: соблюдение гигиенических правил.
Практические занятия: «Как правильно чистить зубы».
Беседа «О зубах».
«Как правильно мыть руки».
Беседа «О недопустимости пользования чужими предметами туалета».
Беседы «О проявлении и мерах предупреждения желудочно-кишечных заболеваний». Встреча с врачом-стоматологом.
Для закрепления темы:
«Гигиенические навыки».
Разучивание песен: «Микробы и мыло», «Щетка и расческа», «Если бы зубы умели говорить»
ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ
Вредные привычки у детей
Выработка у детей негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, токсикомании и наркомании.
Беседы о вреде курения «От любопытства до привычки – один шаг».
Коллективное выполнение плаката «Мы против наркотиков».
Беседы о вредном влиянии дыма сигарет, алкоголя и наркотиков на различные органы и ткани организма, просмотр видеофильма о вреде курения.
Беседа с врачом-наркологом. Анкетирование учащихся.
ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ
Половое воспитание
Уроки по этой теме проводятся отдельно для девочек и мальчиков, начиная с 1 класса.
Закономерности разности полов в окружающей нас природе.
Беседы на тему «Как изменяется твое тело»
«Красота человеческого тела»
«Гигиенические навыки для девочек и мальчиков»
«Роль семьи и родственных связей в жизни человека»
«Зарождение новой жизни в окружающей живой природе и у человека»
Классные часы на тему «Забота, дружба, любовь»
«О детском одиночестве и его преодолении»
«Кто настоящий друг»
«Что такое чувства?»
«Кого называют бесчувственным».
СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ
Экология и наше здоровье.
Беседы на тему: «Что такое экология?».
Способы охраны природы, экологические связи в природе.
Связи между экологическими состояниями природы и нашим здоровьем.
ВОСЬМОЙ РАЗДЕЛ
Экстремальные ситуации.
Выработка у детей способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях (несчастный случай, пожар, опасность насилия).
Беседы: «Опасная дружба», «Где нельзя заводить знакомства».
Службы спасений: 01, 02, 03.
Практические занятия по теме «Как позвать на помощь».
Беседы по правилам дорожного движения.
Рисунки: «Свой маршрут в школу», «План моего микрорайона».
Встречи с работниками пожарной безопасности, милиции, ГАИ.
Беседа по теме «Один дома», «Опасность открытых окон».
Беседы по правилам обращения с электроприборами, газовыми плитами, лекарственными и химическими препаратами.
Осторожное обращение с колющими и режущими предметами.
Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи при травме, ожоге, кровотечении, обмороке.
Практическая отработка навыков оказания первой помощи.
Проигрывание ситуаций по теме занятий.
Каждый раздел включает дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов
- постановка сценок, спектаклей
- разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов
- выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, концепцию внимания, развитие воображения, точечный профилактический массаж
- рисование и раскрашивание рисунков
- составление и решение кроссвордов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"
Проект, который выполнили ученики 3 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/02/picture-680.jpg)
Форма 2 - Измерение уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя
Форма для измерения уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя учащихся класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/31/picture-744-1406772236.jpg)
Занятие по программе "Полезные привычки" по теме "Учусь оценивать себя сам" 3 кл.
Цель этого занятия - дать учащимся представление о самооценке; дать возможность оценить самого себя. Оно содержит интересные формы работы с учащимися, например,работа в группах, энергизаторы или игры,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-491822-1416675953.jpg)
Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968576-1509786450.jpg)
Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"
Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...
Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"
Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...