Воспитательная программа "Познай себя"
календарно-тематическое планирование (3, 4 класс) на тему
Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.
Для того, чтобы утвердить в нашем обществе гуманные, демократические отношения, необходимо с раннего детства обучать каждого ребёнка правилам и нормам человеческого общежития, этикету, хорошим манерам.
Программа рассчитана на два года для коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3-4 классов. Срок реализации программы - 2 года.
Занятия по этикету и культуре общения проводятся в непринуждённой обстановке в форме бесед, тренингов, дискуссий, практикумов, проигрывания различных ситуаций 2 раза в месяц.
Ведь основная цель программы не столько сообщение знаний, сколько выработка практических умений и навыков, которые учащиеся смогли бы использовать в дальнейшей жизни.
Программа состоит из двух частей: «Учимся общаться», где дети постигают искусство общения и «Школа хороших манер», которая помогает постичь все виды этикета и связанные с ними условности.
Программа должна помочь учащимся развить коммуникабельность, умение чётко формулировать свои мысли, аргументировать, иллюстрировать примерами, слушать и слышать другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3-4.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное общеобразовательное учреждение
Тульской области
«Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4»
«Утверждаю»
Директор ГОУ ТО «Тульская
школа для обучающихся с ОВЗ №4»
___________ Н.И.Курдюмова
Приказ ____ от
«___» _________ 20 ____ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
"Познай себя"
Направленность: развивать индивидуальные творческие способности учащихся; воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию,
самосовершенствованию.
Возраст учащихся: 9 -11 лет
Срок реализации: 2018 - 2020 гг. (3 - 4 класс)
Автор: воспитатель
Максимова Н.В.
Тула, 2018 год
Пояснительная записка.
Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.
Для того, чтобы утвердить в нашем обществе гуманные, демократические отношения, необходимо с раннего детства обучать каждого ребёнка правилам и нормам человеческого общежития, этикету, хорошим манерам.
Программа рассчитана на два года для коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3-4 классов. Срок реализации программы - 2 года.
Занятия по этикету и культуре общения проводятся в непринуждённой обстановке в форме бесед, тренингов, дискуссий, практикумов, проигрывания различных ситуаций 2 раза в месяц.
Ведь основная цель программы не столько сообщение знаний, сколько выработка практических умений и навыков, которые учащиеся смогли бы использовать в дальнейшей жизни.
Программа состоит из двух частей: «Учимся общаться», где дети постигают искусство общения и «Школа хороших манер», которая помогает постичь все виды этикета и связанные с ними условности.
Программа должна помочь учащимся развить коммуникабельность, умение чётко формулировать свои мысли, аргументировать, иллюстрировать примерами, слушать и слышать другого человека.
Тематический план.
Iчасть «Учимся общаться».
- Введение понятия «общение» (1 занятие)
- Анкетирование «Умеете ли вы общаться» (1 занятие)
- Национальные особенности общения. (1 занятие)
- Говорим правильно и красиво. Тренировка речевого дыхания. (1 занятие)
- Регулирование речевого дыхания. (1 занятие)
- Тренировка дикции. (1 занятие)
- Дикторское чтение. (1 занятие)
- Тренировка выразительности речи. (1 занятие)
- Речевой этикет. (1 занятие)
- О культуре речи. (1 занятие)
- Развитие устной речи детей. «Круглый год» (1 занятие)
- «Что за словом» (1 занятие)
- «Мир вокруг нас» (1 занятие)
- «Игры-путешествия, игры-импровизации на развитие речевого творчества детей» (1 занятие)
- «Языколомки» (1 занятие)
- Секреты речевого общения. (1 занятие)
- Ваш речевой репертуар. (1 занятие)
- Речевая экспертиза. (1 занятие)
II часть «Школа хороших манер»
- Что такое хорошие манеры. (1 занятие)
- Правила поведения в гостях. (1 занятие)
- Как дарить подарки. (1 занятие)
- Всё о правилах поведения во время танцев. (1 занятие)
- Правила поведения за столом. (1 занятие)
- Правила поведения в гардеробе (раздевалке). (1 занятие)
- Правила поведения в столовой. (1 занятие)
- Правила повеления в библиотеке. (1 занятие)
- Правила поведения на школьном дворе. (1 занятие)
- Этические диспуты-размышления. «Бережно относись к школьному и общественному имуществу» (1 занятие)
- «Личная ответственность за общие дела коллектива» (1 занятие)
- «Что такое справедливость?» (1 занятие)
- «О заботливом отношении к людям» (1 занятие)
- «О бескорыстии в дружбе» (1 занятие)
- Итоговое занятие (тестирование). (1 занятие)
ПРОГРАММА
I часть «Учимся общаться»
1 | Введение понятия «общение» | Научить учащихся правильно и грамотно общаться, привитие навыков общения по определённым правилам |
2 | Анкетирование «Умеете ли вы общаться?», «Кто я? Какой я?» | Выявление у воспитанников степени умения общаться, составление общего впечатления о себе |
3 | Национальные особенности общения | Познакомить учащихся с различным смыслом жестов в различной культуре |
4 | Тренировка речевого дыхания | Научить детей правильно дышать, говорить чисто, проговаривая буквы, не «склеивая» и не «глотая» окончания слов, говорить, выражая голосом свои эмоции, соблюдая речевой этикет |
5 | Регулирование речевого дыхания | Научить регулировать речевое дыхание |
6 | Тренировка дикции | Выработать чёткое, полное проговаривание слов- дикцию. Устранить дефект произношения-правильно произносить шипящие и свистящие звуки, трудные сочетания согласных |
7 | Дикторское чтение | Проговаривание окончаний слов, не проглатывая отдельные буквы и слоги |
8 | Тренировка выразительности речи | Научить детей делать свою речь яркой и выразительной |
9 | Речевой этикет | Научить детей правильному речевому поведению, употреблению слов и словесных оборотов — речевых формул — в различных ситуациях |
10 | О культуре речи | Научить детей разговаривать размеренно, правильно ставить ударения в словах, произнося их ч2тко и ясно |
11 | Развитие устной речи «Круглый год» | Учить детей рассказыванию |
12 | «Что за словом?» | Обогащение словарного запаса |
13 | «Мир вокруг нас» | Знакомство с окружающим миром и развитие речи |
14 | Игры-путешествия, игры-импровизации | Развитие фантазии и речевого творчества детей |
15 | «Языколомки» | Работа над дикцией |
16 | Секреты речевого общения | Объяснить детям, что мы понимаем под предписанием этикета, научить их оценивать свой уровень владения этикетом |
17 | Ваш речевой репертуар | Научить детей правильно ориентироваться в сложившейся ситуации, уметь правильно подбирать выражения во время разговора |
18 | Речевая экспертиза | Найти в тексте речевые формулы, проанализировать речевое поведение участников всех диалогов |
II часть «Школа хороших манер».
19 | Что такое хорошие манеры | Рассказать детям об истории возникновения хороших манер, помочь им усвоить правила этикета |
20 | Правила поведения в гостях | Научить учащихся этикету поведения в гостях, коррекция поведения |
21 | Как дарить подарки | Научить учащихся правильно выбирать и дарить подарки. Воспитание чувства деликатности и такта |
22 | Всё о правилах поведения во время танцев | Выяснить, как должны себя вести во время танцев мужчины и женщины, проявляя при этом такт и воспитанность |
23 | Правила поведения за столом | Познакомить детей с правилами поведения за столом, научить правильно пользоваться столовыми приборами, коррекция поведения за столом |
24 | Правила поведения в гардеробе (раздевалке) | Объяснить детям правила поведения в раздевалке |
25 | Правила поведения в столовой | Учить учащихся правилам поведения в столовой |
26 | Правила поведения в библиотеке | Рассказать школьникам о правилах поведения в библиотеке |
27 | Правила поведения на школьном дворе | Рассказать о правилах поведения на школьном дворе |
28 | «Бережно относись к школьному и общественному имуществу» | Воспитание чувства бережливости к результатам труда человека, к школьному имуществу, к одежде своей и товарищей, а также внимательности и уважения к труду сотрудников школы |
29 | «Личная ответственность за общие дела коллектива» | Воспитание ответственного отношения к поручениям коллектива, стремления и умения сделать жизнь коллектива интересной и содержательной, коррекция поведения |
30 | «Что такое справедливость?» | Уточнить значение понятия «справедливость», коррекция поведения в исправлении допущенной несправедливости |
31 | «О заботливом отношении к людям» | Воспитание внимательности, чуткости, недопустимости чёрствости, бездушия, жадности к людям |
32 | «О бескорыстии в дружбе» | Учить детей дружить бескорыстно, получать радость от совместной работы с друзьями через коррекцию эмоционально-волевой сферы и поведения |
33 | Итоговое занятие (тестирование) | Проверка уровня коммуникабельности учащихся |
Основные принципы содержания программы:
- соблюдение принципа гуманистической направленности, которая предполагает отношение воспитателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного образования и развития;
- опора на положительное: выявить положительное в воспитаннике и, опираясь на хорошее, развивать другие качества;
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип индивидуального личностного подхода;
- принцип системности и целостности;
- реализация задач по созданию комфортного психологического климата;
- принцип творческого подхода.
Формы занятий по программе:
- рассказ;
- диспут;
- анкетирование;
- тестирование;
- практическое занятие;
- общение.
По окончании обучения дети должны знать и уметь:
- что такое «общение»;
- уметь говорить правильно в зависимости от сложившейся ситуации;
- регулировать речевое дыхание и выразительность речи;
- уметь логично и последовательно выражать свои мысли;
- приобрести хорошие манеры и умение правильно вести себя в любых жизненных ситуациях.
Для реализации программного содержания используется следующая литература и учебные пособия:
1. Воспитательное пространство продленного дня/Голованова Н.Ф. СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 160 с.
2. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / Болховитин С.М., Огородников А.А. , «Начальная школа», 2011, №2
3. Веселые каникулы/ Авт.сост.И.О.Братчук, Э.А.Праскурина. М.:2010.
4.Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 1-2 классы / Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В., Кочергина.-2-е издание, перераб.- М.: ВАКО, 2013.
5.Игровой модульный курс по ПДД.Сценарии,классные часы,беседы./Авт.В.И.Коваленко. М.: ВАКО, 2015.
6.Калейдоскоп праздников.Учебно-методическое пособие/авт. Т.И.Виталева. Издательство «Экзамен»,2013.
7. Г.И. Перевертень. Самоделки из бумаги. М.: Просвещение, 2005.
8. В. Казыханов. Уроки нравственного воспитания. Festival. 1 september. ru
9. Ильин. И. С. Сто лучших моделей оригами. – М.: Просвещение, 2009.
10. РэйГибсон. Поделки папье-маше и бумажные цветы. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
11. Э.К. Гульянц и И.Я.Базик. Что можно сделать из природного материала. Zavuch. Info>uploads|medhodlib/2012/9/11/ rabochaja…
12. Е.А. Беляков. 365 развивающих игр. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2009.
15. Каталог образовательных ресурсов (http:// catalog. iot. ru/).
16. Банк педагогического опыта (http://www. edu.jar.ru/russian/) pedbank).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"
В статье вы получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с моделью ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы....
Конспект внеурочного воспитательного занятия "Сохрани мир вокруг себя"
laquo;Эту истину знаю отродуИ ее никогда не таю.Кто не любит родную природу.Тот не любит отчизну свою»И. Романова Экологическое занятие &la...
воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...
Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»
Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»...
Воспитательная программа "Познай себя".
Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года....
Презентация по воспитательной работе "Правила поведения во дворе. Сохрани себе жизнь"
Презентацию можно использовать на уроках ОБЖ, классных часах в начальной школе. Дети сами говорят об опасностях во дворе и как их избежать....