Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".
методическая разработка по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме
Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, истории, экологии, социологии и т.д. Одним из центральных понятий является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств ребенка (т.е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителя) и ребенка. Это является особенно актуальным в рамках введения ФГОС. Программа расчитана на 4 года ( 1-4 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 311.5 КБ |
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Модифицированная программа
для начальной школы.
Мы познаем мир.
Разработчик: Сергеева Анастасия Юрьевна
учитель начальных классов
Возраст детей: 7-10 лет.
Срок реализации: 4 года.
Республика Татарстан, Бугульма 2011
Пояснительная записка.
В Концепции модернизации российского образования четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.
Актуальность создания авторской учебной программы «Мы познаем мир» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. У римлян была поговорка: «История – наставница жизни». Это очень верное высказывание. Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей. История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.
В ходе разработки программы «Мы познаем мир» были изучены несколько вариантов курса изучения истории для 3-го и 4-го классов, обеспеченных программами, учебниками, пособиями, методическими рекомендациями для учителя. В частности, курс «Введение в историю. 3-4 классы» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин; М.: Дрофа); курс «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее. 3-4 классы» (авторы: Н. И. Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова; Смоленск: «Ассоциация XXI век»); интегративный курс по истории курса «Окружающий мир» (авторы: Л.В. Занков); курс (авторы Д.Д.Данилов, С.В.Тырин; Образовательная программа: Школа 2100; М.: Баласс) состоит из двух частей – «Мое Отечество» (3 кл.) и «Человек и человечество» (4 кл.). Главная цель всех курсов – пробуждение интереса к предмету истории.
Новизна программы «Мы познаем мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы).
Цель программы – достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.
Исходя из этого, сформулированы следующие задачи программы:
- дать представление о истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
- дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
- формировать системные знания о природе страны, родного края; о экологических проблемах страны и мира; о версиях становления человека; формировать ценностное отношение к природе, как основы существования человека и развития общества в целом;
- познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
- способствовать общему культурному росту личности;
- создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
- научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
- воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
- воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Обучение курса «Мои первые уроки истории» следует начинать с 1 класса. Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.
В 1 классе учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский (татарин и т.д.)».
Во 2 классе учащиеся вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.) Учатся осознавать свою социальную роль «я – друг»,; понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества.
В 3 классе знакомятся с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека. Дети учатся понимать, что человек – часть природы, природа- наш общий «дом»; учатся ценить себя, других людей, природу и окружающий мир в целом. Осмысливают значимость природы для собственной жизни и счастья, радости общения с ней и открытия нового, ощущения ее красоты и сохранения своего здоровья, проблему ответственности за жизнь в гармонии с природой.
В 4 классе учащиеся знакомятся с важнейшими событиями и личностями истории Отечества, формируются представления о современной России и ее соседях, раскрываются проблемы человека и общества в целом. Формируется гражданская позиция личности, статусная роль «я – гражданин».
1 класс – 20 часов
2класс – 25 часов
3 класс – 25 часов
4 класс – 25 часов
Предполагается творческое использование программы учителем: он сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Также программа может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на внеклассных занятиях. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам. Поэтому программа «Мы познаем мир» предполагает реализацию во время систематических кружковых занятий.
Основными организационными формами являются: урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации и т. д.
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- свою родословную, все о своей семье;
- правила безопасного поведения дома и в общественных местах;
- нормы этики и морали;
- научную, религиозную и эволюционную версии возникновения и развития жизни на Земле;
- современные экологические проблемы;
- важнейшие исторические события, культурные и исторические памятники, выдающихся деятелей страны.
Должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- ориентироваться в важнейших исторических событиях, потребностях современного мира;
- работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
- пользоваться коммуникативными умениями;
- осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
- различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
- адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
В результате реализации программы «Мы познаем мир» планируются следующие результаты:
- создать основу дальнейшего изучения курса истории;
- помощь в осознании себя, своих возможностей;
- развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
- развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.
Содержание программы.
1 класс.
№ | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Что такое школа. | Почему учатся в школе. Почему каждый человек должен учиться. Чему учат в школе. | Викторина «Умники и умницы». Ролевая игра «Школа». |
2. | Как, когда и почему возникли школы. | Первые школы. Чем они отличались от современных. | Проигрывание сценки «Школа прошлого». |
3. | Учебные принадлежности. От пера и до компьютера. | Чем и как писали в прошлом. | Рисование на тему «Школа будущего». |
4. | История нашей школы. | История школы, в которой учатся дети. Гордость школы. | Экскурсия в прежнее здание школы. Рассматривание фотографий открытия новой школы. Встреча с бывшими выпускниками. |
5. | Школа, в которой я учусь. | Знакомство со школой: кабинеты, библиотека, спортивный зал и др. Правила поведения в школе. Права и обязанности школьника. | Экскурсия по школе. Конкурс рисунков по теме. |
6. | Я и мир знаний. | В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь. | Игра «Всезнайка» (решение занимательных задач, кроссвордов и т.д.) |
7. | Моя родословная. | Понятие «родословная», «генеалогия», «история». Необходимость изучения истории своей семьи, предков. | Рассматривание семейных фотографий. Составление «генеалогического древа» своей семьи. |
8. | «Лента времени» моей жизни. | Понятия «лента времени», «поколение». Простейшие единицы измерения времени. | Построить « ленту времени» моей жизни (с родителями). |
9. | Что в имени тебе моем? История происхождения имен. | Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена. Значения имен. | Игра «Семь моих имен». Поисковое задание: найти историю своего имени. |
10. | Фамилия моей семьи. Мой папа. Мое отчество. | Представления детей о своей фамилии, отчестве, своем папе. Подвести детей к необходимости знать все о своих родителях, предках. | Составление рассказа о папе (маме) по плану. Написать письмо папе (маме). |
11. | Профессии моих родителей. Моя мечта. | Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии. | Практическое задание: составить альбом «Профессии моей семьи» (с родителями). Конкурс рисунков «Кем я буду?» |
12. | Традиции моей семьи. | Понятие «традиция». Виды традиций: семейные, школьные, классные, праздничные, оздоровительные, государственные. Выяснить традиции семей школьников. | Ежедневное выполнение оздоровительных мероприятий (режим дня, умывание и т.д.) |
13. | Семейные хобби. | Понятие «хобби». Разнообразие семейных увлечений. Воспитание любви к членам семьи. | Сочинение стихов «Папа, мама, я – дружная семья» (с родителями). |
14. | Семейная гордость. | Каждая семья уникальна. Каждой семье есть чем гордиться. Как представляют дети понятие «гордость семьи». Многозначность этого понятия. Воспитание гордости за своих близких и страну. | Конкурс проектов «Семейная гордость» (с родителями). Встреча с ветераном войны ( одним из родственников учеников). |
15. | Самый счастливый день в моей семье. | Что такое «счастье». Многозначность понятия. Дети должны сделать вывод: быть рядом с близкими людьми - это и есть счастье. | Конкурс рисунков по теме. |
16. | Фамильный герб. Фамильный девиз. | Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба. Нацеливание на создание герба и девиза своей семьи. | Составление герба и девиза своей семьи ( с родителями). |
17. | Мой характер, мои привычки. | Понятие «характер». Разнообразие характеров. Правила общения. Что такое привычки. Полезные и вредные привычки. | Анкеты «Мои привычки», «Легко ли со мной общаться?». Составление списка «Привычки, от которых я избавлюсь» |
18. | Правила поведения в семье. Моя семья – прошлое, настоящее, будущее. | Помощь родителям, обязанности по дому. Чем я огорчаю своих родителей. Правила поведения в семье: приветливость, сочувствие, доброжелательность, гостеприимность и т.д. | Ролевая игра «Семья». Составление проекта в виде рассказа «Моя семья в будущем». |
19. | Семья и школа. | Дети должны понять, что семья и школа теперь для него одинаково важны. Семья переживает за него, и он не должен огорчать близких. | Составление плана мероприятий, в которых хотели бы принять участие родители. |
20. | Обобщение. Мои впечатления. | Обобщающий урок. Что узнали нового. Что понравилось. Что не понравилось. | Итоговое тестирование. |
2 класс.
№ | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Мои друзья. | С кем ты дружишь. Почему? Понятия «друг», «враг», «товарищ», «знак». | Конкурс рисунков «Мои друзья». |
2. | Человек без друзей, что дерево без корней. | Почему ты можешь поссориться с другом. Работа с пословицами о дружбе. Нацеливание детей на мысль – для чего нужны друзья? | Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций. |
3. | Друзья познаются в беде. История моей дружбы…(анализ ситуаций). | В чем ценность дружбы. С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет. Почему? Кого можно назвать настоящим другом. Совместный вывод. | Обсуждение отрывков из художественных произведений, мультфильмов, из жизни детей. |
4. | Основные правила дружбы. Мои друзья – прошлое, настоящее, будущее. | Помочь увидеть свои недостатки и положительные моменты при общении с ровесниками. Мнения детей о том, существуют ли правила дружбы, нужны ли они (примеры). | Групповой проект «10 заповедей дружбы». |
5. | Книга – источник знаний. История появления книги. | Знакомство с историей появления книги. Различные жанры произведений. Кто принимает участие в создание книги. Знакомство с классной библиотекой. Домашняя библиотека. | Работа в группах: изготовление «Книжки – малышки» для самых маленьких. Экскурсия в школьную библиотеку. |
6. | Мой любимый вид спорта и его история. | Значения спорта для жизни и здоровья. Виды спорта. Любимый вид спорта , почему. | По готовым мини-рефератам подготовить пересказ об истории понравившегося вида спорта. Придумать подвижную игру для прогулки на спортивной площадке. |
7. | Как появились театр, кино, музыка. | Первые музыкальные инструменты. Знакомство с созданием театра, появлением первого кино. Известные современные музыкальные инструменты, композиторы. Знакомство с современным театром на примере Московского детского музыкального театра и художниками на примере И. Левитана. | Подготовить сообщение о каком- либо художнике, актере, музыканте (энциклопедия «Все обо всех»). |
8. | Мы – туристы. Страна (город), которые меня покорили, их история. | Любите ли вы путешествовать? Как? Понятие «турист». Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? Почему? Что вы уже знаете о интересующей вас стране? Поиск ее на карте мира. | Из любого источника найти историю страны, которая интересна и подготовить краткое сообщение о ней (в группах). |
9. | Компьютер – мир увлечений и его предки. | Какими были первые печатные машинки. Что такое компьютер. Интернет. Составные части компьютера, их предназначение. Компьютер – не только средство увлечений, но и работы. Дети должны понять, что развлечения могут быть самыми разнообразными, лишь бы они не приносили вреда самому и другим людям. | Найти в Интернете (можно с родителями) значение понятия «хобби» и его некоторые виды. |
10. | Основные правила увлечением хобби. | Мнения друг друга об этом вопросе. Составление правил увлечением хобби (общие и индивидуальные). | Конкурс рисунков «Мое хобби». |
11. | Виды профессий. Как они появлялись и развивались. | Виды профессий. На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т. д. | Игра «Профессии» по типу «Города». Ролевые игры «В магазин», «В школу», «В больницу». |
12. | Кем быть? | Кем бы ты хотел стать. Почему? Как ты представляешь свою будущую профессию. | Чтение стихотворения «Кем быть?» Конкурс рисунков по теме. |
13. | Первое жилище человека. | Представления о первом жилище человека. Изба. Отличие домов богатых и бедных, разных народов. Провести сравнение с современными домами. | Видеофильм по теме. |
14. | История стола и стула. | Знакомство с первыми предметами быта. | Анкетирование по изученным темам. |
15. | История одежды. | Первая одежда (от шкуры животных до современной одежды) .Национальные костюмы. | Конкурс рисунков «Национальные костюмы родного края». |
16. | История денег. | Деньги и их предназначение. Сколько их должно быть. (размышления детей) История денег. Современные деньги. | Создание альбома «Деньги в разные времена» (работа с классом). |
17. | Современный мир вещей. Правила поведения дома. | Название и назначение, польза и вред различных современных бытовых приборов современного дома. Правила обращения с ними. | Составить «Кодекс правил поведения дома». |
18. | Дом, в котором я живу- прошлое, настоящее, будущее. | Провести аналогию между жилищем в древние времена и до наших дней (положительные и отрицательные стороны, устранение недостатков). | Игра «Я буду архитектором, пусть меня научат». |
19. | Что такое общество. Кто и когда придумал правила общения? | Все ли живые существа общаются. Понятие «общение». С какими людьми вы бы хотели общаться? Почему? Что нравиться и не нравиться в своем общении? Что такое общество? Почему придумали правила общения? | Составить «Кодекс правил общения». |
20. | Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях и т.д. | Разграничение правил общения в зависимости от общественного места. Выделить общие правила для всех и всегда. Разделить категории: добро – зло, милосердие – равнодушие и т.д. (на примере рассказов В. Осеевой). | Ролевые игры «Правила вежливости» (в библиотеке, в театре и т.д.) |
21. | Незнакомец во дворе и на улице. | Какие бывают незнакомцы. Правила поведения с ними. | Конкурс рисунков «Осторожно, незнакомец!» |
22. | Бугульма – город счастливой судьбы. | Представления о своем городе: название, местонахождение, достопримечательности, природа, люди. Краткая история города. | Конкурс рисунков по теме. |
23. | По улицам любимого города… | История названий улиц города. | Экскурсия по городу. |
24. | Мой город – прошлое, настоящее, будущее. | Аналогия между прошлым, настоящим и будущим города. Обозначить проблемы города, пути их разрешения. | Составить рассказ «Бугульма – город будущего». |
25. | Обобщение. Мои впечатления. | Впечатления о том, что узнали нового и что хотели бы узнать. | Тест по изученным темам. |
3 класс.
№ | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Земля и космос. | Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях. | Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле». |
2. | Наша Земля на глобусе и карте полушарий. | Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий. Великие кругосветные путешествия. | Практическая работа с глобусом и картой полушарий. Сравнение их с географической картой. |
3. | Когда не было жизни на Земле. | Что представляла собой Земля до появления на ней жизни. | Найти сведения о различных версиях появления жизни на Земле. |
4. | Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия). | Религиозные версии (библейские сказания), мифы о сотворении жизни. | Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. |
5. | Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия). | Научные представления о возникновении жизни на Земле. | Дискуссия по вопросу. Устное сочинение – размышление «Нужна ли жизнь на Земле». |
6. | Предки «человека разумного». | Наши предки – шимпанзе и горилла. Родословная человека исчисляется 44 млн. лет. Место обитания человекообразных обезьян. Прямохождение. Внешний вид, облик, занятия первых людей. | Конкурс рисунков «Первые люди и природа». |
7. | Отличие человека от животных. | Главные отличия человека от животных ( прямохождение, сознание, рука, орудийная деятельность). | Тест по изученным темам. |
8. | Человек – часть природы. | Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека. Взаимосвязь компонентов природы. Повторение правил здорового образа жизни. | Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека наЗемле». |
9. | Вода. | Вода в природе. Свойства, состояния воды. Круговорот воды в природе. Вода в жизни животных, растений, человека. Экономия воды. Загрязнение водоемов. Вода и наше здоровье. | Практическая работа: изучение свойств воды. Сочинение сказки «Путешествие капельки». |
10. | Первые черви. Первые рыбы. | Урок построен из сообщений детей по теме. | Работа в группах. |
11-12 | Оставшиеся в море. | Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, в том числе тех, кто занесен в Красную Книгу. Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание. | Составление кроссворда по теме. |
13. | Воздух. | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье. | Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе». |
14. | Первые птицы. | Знакомство с первыми птицами. Сходство и различие с современными. | Конкурс рисунков по теме. |
15-16. | Современные летающие животные (птицы, насекомые). | Представители птиц, насекомых. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц, насекомых в природе, для жизни человека. | Экологическая викторина по теме. Экскурсия на природу: наблюдение за птицами, их подкормка. |
17. | Солнце. Почва. Камни, песок, глина. | Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, человека. Легенды о солнце. Солнце и наше здоровье. Свойства песка, глины. Разнообразие камней. Почва – верхний слой земли. Значение почвы для всего живого. Необходимость охраны почвы. | Подготовить сообщение «Сравнительный анализ использования неживой природы древним человеком и современными людьми». |
18-19. | Динозавры и другие предки современных зверей. | В ходе занятия дети должны получить представление о первых животных, определить их сходство и различие с современными животными. | Работа в группах: составление альбома «Виды динозавров». |
20-21. | Оставшиеся на суше. | Разнообразие животного мира. Представители зверей. Питание животных, места обитания, сезонные изменения. Размножение на примере 1-2 видов обитателей края. Разнообразие растений в природе. Деревья, кустарники, травы – их признаки. Понятие о декоративных, культурных, лекарственных, комнатных, ядовитых растениях. Исчезающие виды. Связь растений, животных и человека. | Составление проекта «Животный мир родного края», «Растительность родного края». |
22. | Причины вымирания живого на Земле – вчера и сегодня. | Определение причин исчезновения многих растений и животных прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин). | Составление проекта «Книга жалоб». Конкурс рисунков «Береги лес!» |
23. | Экология. Проблемы Земли – наши проблемы. | Понятие «экология». Экологические проблемы планеты, страны, города. Участие человека в охране природы. Здоровый образ жизни. | Групповая работа: составить «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты Земля» и «Кодекс сохранения моего здоровья». |
24. | Что такое краеведческий музей? | Понятие «краеведение». Изучение экспонатов исчезнувших живых организмов. | Экскурсия в краеведческий музей. Конкурс рисунков по теме. |
25. | Обобщающий урок. Мои впечатления. | Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями. | Составление тестов для проверки знаний друг друга. Викторина «Знатоки природы». |
4 класс.
№ | Тема | Содержание занятий | Методы обучения. Практические задания. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Историческое время. Историческая карта. Кто нам помогает изучать историю. | Понятия: календарь, час, день, неделя, месяц, год, настоящее и будущее время. Историческое время. «Лента времени». Римские и арабские цифры при счете времени. Наша эра, до нашей эры. Что такое археология. Как работают археологи. Исторические источники (письменные, вещественные, устное народное творчество). | Практическая работа: 1) соотнести год с веком; 2) сравнить свою «ленту времени» с «лентой времени» истории. |
2. | Люди, жившие по берегам рек. Языческие верования славян. Древний Киев. | Жизнь, быт, занятия восточных славян. Славянские праздники. Языческие боги восточных славян. Описание древнерусского города. Занятия жителей древнерусских городов. | Практическая работа с исторической картой: найти границы Киевской Руси, ее соседей. Аппликация «Древнерусский город». |
3. | Крещение Руси. Христианство. Древняя Москва. | Иисус Христос. Причины и последствия крещения Руси. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Краткие сведения о Древней Москве: облик города, занятия жителей. | Практическая работа с исторической картой: найти границы Древней Москвы, ее соседей. Составить кроссворд по теме. |
4. | Монголо – татарское иго. | Понятие «монголо – татарское иго». Земли, находящиеся под игом. Слабость Руси в XIII веке. Мужество русских воинов. | Практическая работа с исторической картой: найти границы русских земель под игом. |
5. | Александр Невский. | Кто такие крестоносцы. Почему Александра прозвали Невский. Ход Невской битвы и Ледового побоища. Их значение в истории. | Составить сравнительную таблицу «Построение войск на Чудском озере» Найти сведения о Дмитрии Донском. |
6. | Дмитрий Донской. На поле Куликовом. | Урок построен по сообщениям детей ( рассказывание о Дмитрии Донском, работа с картой: место сражения, ход, итоги). | Компьютерная презентация по теме. |
7. | Иван III и Иван IV. | Роль князя Ивана III в освобождении княжеств от монголо – татарского ига. Иван Грозный . Укрепление и расширение русского государства. Москва – столица России. | Тест по изученным темам. |
8. | Минин и Пожарский. | Великая смута. Формирование ополчения. Борьба у стен Кремля. Народная память. | Коллективное рисование фильма по теме. |
9. | Царь, бояре, помещики. | Дать представление о царе, боярах, помещиках, крестьянах по плану ( жизнь, быт, деятельность). | Составление кроссворда по теме. |
10. | Необычный царь и его реформы. | Петр I и значение его деятельности в истории России. Раскрытие понятия «окно в Европу». Основание Санкт – Петербурга. | Видеофильм по теме. |
11. | Война 1812 года. Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон. | Краткое описание причин и хода войны. Главные личности этой войны. Сожжение Москвы. Героизм русских воинов. | Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». |
12. | Отмена крепостного права. | Понятие «крепостное право». Причины отмены крепостного права. Положение крестьян после реформы. Значение реформы для будущего России. | Исторический диктант. |
13. | Последний царь. | Что представляла собой Россия в период правления Николая II (экономика, наука, техника и т. д.) Судьба Николая II и его семьи. | Составление кроссворда по теме. |
14. | Россия в 1917 – 1940 гг. | Понятия «революция», «переворот». Октябрьский переворот. Отречение Николая II от престола. В.И.Ленин, образование СССР. И. Сталин. Развитие СССР в довоенные годы. | Составление кроссворда по теме. |
15. | Начало ВОВ 1941 – 1945 гг. Битва за Москву. | 22 июня 1941 г. Причины войны. Гитлер и его план «Барбаросса». Вся жизнь страны переведена на военный лад. Первое поражение немцев. | Видеофильм по теме. |
16. | Блокада Ленинграда. Великие битвы. | Что такое блокада? Жизнь людей в период блокады. Сталинградская битва. Сражение под Прохоровкой. Битва за Берлин. Героизм советских людей (на фронте и в тылу). | Составление фотоальбома «Сталинградская битва». |
17. | Маршал Жуков. Победа 1945 г. Итоги войны. | Личность маршала Жукова и его роль в победе над фашистами. Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Встреча победы. Итоги войны. | Составление фотоальбома «Города – герои». |
18. | СССР во второй половине XX века. Распад СССР. Россия в 90-е годы. | Мирный труд людей. Строительство городов. Развитие страны: полет в космос, строительство АЭС, ГЭС и другие достижения). Причины распада СССР. Курс на развитие демократии. «Сложные 90-е». | Составление проекта «Космонавтика – сказка, реальность, мечта». |
19. | Символика РФ. Законы России. | Что такое Конституция. Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн). | Конкурс рисунков по теме. |
20. | Человек, семья, общество. Проблемы нашего общества. | Количество стран в мире, народностей. Мир, покой и согласие между людьми и государствами. Родина человека – одна. Проследить цепочку: человек – семья – общество. Характерные проблемы современного общества, пути их искоренения. Понятие –«гражданин». Права и обязанности граждан России. | Видеофильм по теме. |
21. | Современная карта Родины и мира. Россия и ее соседи. | Местонахождение современной территории России и ее соседей. Условные обозначения на карте. | Практическая работа с картой: РФ, ее соседи; РТ, соседи. Условные обозначения. |
22. | Родной край – Родина моя. | Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн). Народы РТ. Традиции. Обобщение полученных знаний. | Составление проекта по теме. |
23. | Выдающиеся личности РТ. | Жизнь, быт, героизм Я. Гашека и других известных личностей РТ. | Экскурсия в музей Я.Гашека. |
24. | Россия – Родина моя. | Обобщение полученных знаний, умений, социального опыта. | Составление проекта по теме. |
25. | Обобщение. Мои впечатления. Что изучает история? | Итоги. Впечатления. Выводы: дети – полноправные граждане страны. Дети – будущее страны. Права и обязанности детей. Главные ценности человека. | Написать сочинение – рассуждение «Что изучает история? Место человека в истории». |
К концу 1- го года обучения учащиеся должны знать:
- свою родословную;
- историю своей жизни;
- профессии своих родителей;
- историю возникновения своего имени и своей фамилии;
- увлечения и традиции своей семьи;
- правила поведения в семье;
- правила поведения в школе;
- историю возникновения школ;
- историю своей школы;
- для чего необходимо учиться;
- права и обязанности школьника;
иметь представление о понятиях:
- история;
- абак, перо, пергамент;
- родословная, род, родственник ;
- поколение, предки, семья, потомок;
- генеалогия;
- традиция;
- характер;
- привычка;
- лента времени;
- фамилия, отчество;
- герб, геральдика, девиз;
- счастье;
- гостеприимство;
- хобби;
- обязанность, право;
- профессия;
- тезки;
а также уметь:
- составлять «генеалогическое древо» своей семьи;
- различать виды профессий, ориентироваться в них;
- подчинять свое поведение семейным и школьным нормам;
- умело пользоваться своими семейными и школьными правами и обязанностями;
- взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учителями, работниками школы, одноклассниками).
Учебный план.
1 класс.
Блок 1. Семья и школа.
№ | Раздел, тема | Количество часов | |
1 | 2 | 3 | |
I. Я и школа. | 6 часов | ||
1. | Что такое школа. | 1 | |
2. | Как, когда и почему возникли школы. | 1 | |
3. | Учебные принадлежности. От пера и до компьютера. | 1 | |
4. | История нашей школы. | 1 | |
5. | Школа, в которой я учусь. | 1 | |
6. | Я и мир знаний. | 1 | |
II. Я и моя семья. | 13 часов | ||
7. | Моя родословная. | 1 | |
8. | «Лента времени» моей жизни. | 1 | |
9. | Что в имени тебе моем? История происхождения имен. | 1 | |
10. | Фамилия моей семьи. Мой папа. Мое отчество. | 1 | |
11. | Профессии моих родителей. Моя мечта. | 1 | |
12. | Традиции моей семьи. | 1 | |
13. | Семейные хобби. | 1 | |
14. | Семейная гордость. | 1 | |
15. | Самый счастливый день в моей семье. | 1 | |
16. | Фамильный герб. Фамильный девиз. | 1 | |
17. | Мой характер, мои привычки. | 1 | |
18. | Правила поведения в семье. Моя семья – прошлое, настоящее, будущее. | 1 | |
19. | Семья и школа. | 1 | |
III. Обобщение. | 1 час | ||
20. | Обобщение. Мои впечатления. | 1 |
К концу 2- го года обучения учащиеся должны знать:
- правила общения с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми;
- правила поведения дома, в общественных местах и на улице;
- историю возникновения книги;
- жанры художественных произведений;
- работу по созданию книги;
- историю возникновения некоторых видов спорта;
- стратегию ведения здорового образа жизни;
- историю появления театра, кино, музыки;
- краткую историю некоторых стран (2-3);
- предназначение компьютера, название его составных частей;
- виды профессий, их значение и предысторию;
- историю некоторых вещей (стол, стул и т.д.);
- историю родного города, его достопримечательности;
- некоторых известных художников (3-4), композиторов (3-4), и других известных личностей;
- элементарные эстетические и этические понятия;
иметь представление о понятиях:
- друг – враг, добро – зло, любовь – ненависть и др.;
- летопись, летописец, Красная буква;
- типография, издатель, издательство;
- писатель, поэт;
- художник, холст, кисть, «писать картину»;
- композитор;
- гример, костюмер, режиссер, актер, сценарист;
- театр;
- турист;
- физическая, географическая карта мира;
- общество;
- село, поселок, город, мегаполис;
- область, республика, область;
- изба, юрта, крепость;
а также уметь:
- пользоваться правилами общения;
- пользоваться правилами поведения дома и в общественных местах;
- ориентироваться в различных жанрах книг, работать с книгой;
- ориентироваться в различных видах спорта;
- пользоваться стратегией здорового образа жизни;
- ориентироваться в различных культурных памятниках;
- работать с географической картой;
- ориентироваться в мире профессий;
- работать с энциклопедией, компьютером;
- работать в группе и самостоятельно;
- составлять простейшие проекты;
- поставить себя на место другого;
- соблюдать культуру общения в диалоге.
Учебный план.
2 класс.
Блок 2. Мир вокруг нас.
№ | Раздел, тема | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
I. Я и мои друзья. | 4 часа | |
1. | Мои друзья. | 1 |
2. | Человек без друзей, что дерево без корней. | 1 |
3. | Друзья познаются в беде. История моей дружбы…(анализ ситуаций). | 1 |
4. | Основные правила дружбы. Мои друзья – прошлое, настоящее, будущее. | 1 |
II. Я и мое хобби. | 8 часов | |
5. | Книга – источник знаний. История появления книги. | 1 |
6. | Мой любимый вид спорта и его история. | 1 |
7. | Как появились театр, кино, музыка. | 1 |
8. | Мы – туристы. Страна (город), которые меня покорили, их история. | 1 |
9. | Компьютер – мир увлечений и его предки. | 1 |
10. | Основные правила увлечением хобби. | 1 |
11. | Виды профессий. Как они появлялись и развивались. | 1 |
12. | Кем быть? | 1 |
III. Я и мой дом. | 6 часов | |
13. | Первое жилище человека. | 1 |
14. | История стола и стула. | 1 |
15. | История одежды. | 1 |
16. | История денег. | 1 |
17. | Современный мир вещей. Правила поведения дома. | 1 |
18. | Дом, в котором я живу- прошлое, настоящее, будущее. | 1 |
IV. Я и общество. | 3 часа | |
19. | Что такое общество. Кто и когда придумал правила общения? | 1 |
20. | Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях и т.д. | 1 |
21. | Незнакомец во дворе и на улице. | 1 |
V. Я и мой город. | 3 часа | |
22. | Бугульма – город счастливой судьбы. | 1 |
23. | По улицам любимого города… | 1 |
24. | Мой город – прошлое, настоящее, будущее. | 1 |
VI. Обобщение. | 1 час | |
25. | Обобщение. Мои впечатления. | 1 |
К концу 3- го года обучения учащиеся должны знать:
- научную и религиозную версии возникновения жизни на Земле;
- предков «человека разумного»;
- отличия человека от животного; эволюцию человека (кратко);
- название некоторых предков человека;
- представления о космическом пространстве, его влиянии на планету Земля;
- особенности живой и неживой природы, их роль в жизни человека;
- экологические проблемы планеты, страны, города; их влияние на жизнь человека;
- правила здорового образа жизни;
иметь представление о понятиях:
- «человек разумный»;
- эволюция;
- наука, религия, миф;
- молекула, атом;
- глобус, физическая карта полушарий;
- экватор, полюс, меридиан, ось Земли;
- климат;
- экология, эколог;
- Красная Книга;
- астрономия, планеты;
- материк, суша, океан;
- вулкан, землетрясение, цунами, ураган, смерч и др.;
- земноводные, моллюски, рептилии;
- крипточерви, крипторептилии, криптоптицы, криптозвери;
- креведение;
а также уметь:
- работать с глобусом и физической картой полушарий;
- работать со словарем;
- самостоятельно готовить сообщение по теме;
- уважать и ценить прошлое человечества;
- ориентироваться в современном животном и растительном мире;
- ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;
- оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
- экологически грамотно вести себя на природе;
- экономно относиться к природным ресурсам;
- принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
- видеть красоту природы при разных условиях;
- пользоваться стратегией здорового образа жизни;
- высказывать свою точку зрения;
- выделять главное, обобщать;
- фиксировать наблюдения, осознавать события;
- осознавать себя частью природы;
- осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.
Учебный план.
3 класс.
Блок 3. Мир природы и человек .
№ | Раздел, тема | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
I. Введение. | 2 часа | |
1. | Земля и космос. | 1 |
2. | Наша Земля на глобусе и карте полушарий. | 1 |
II. Возникновение жизни на Земле. | 6 часов | |
3. | Когда не было жизни на Земле. | 1 |
4. | Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия). | 1 |
5. | Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия). | 1 |
6. | Предки «человека разумного». | 1 |
7. | Отличие человека от животных. | 1 |
8. | Человек – часть природы. | 1 |
III. Природа и человек (прошлое и настоящее). | 13 часов | |
9. | Вода. | 1 |
10. | Первые черви. Первые рыбы. | 1 |
11-12 | Оставшиеся в море. | 2 |
13. | Воздух. | 1 |
14. | Первые птицы. | 1 |
15-16. | Современные летающие животные (птицы, насекомые). | 2 |
17. | Солнце. Почва. Камни, песок, глина. | 1 |
18-19. | Динозавры и другие предки современных зверей. | 2 |
20-21. | Оставшиеся на суше. | 2 |
IV. Будущее планеты в наших руках. | 3 часа | |
22. | Причины вымирания живого на Земле – вчера и сегодня. | 1 |
23. | Экология. Проблемы Земли – наши проблемы. | 1 |
24. | Что такое краеведческий музей? | 1 |
V. Обобщение. | 1 час | |
25. | Обобщающий урок. Мои впечатления. | 1 |
К концу 4- го года обучения учащиеся должны знать:
- наиболее важные и значимые исторические события страны;
- выдающихся исторических личностей;
- основной закон страны;
- народы, населяющие Россию (3-4),республику (3-4);
- государственную символику России и РТ;
- государственные праздники РФ и РТ;
- права ребенка;
- эстетические и этические понятия;
- нормы морали общества;
- особенности и проблемы современного мира, страны, края, города;
- основные исторические источники;
- исторические и культурные памятники РФ и РТ (3-4);
- гражданские права и обязанности;
- природные богатства страны;
иметь представление о понятиях:
- историческая карта, масштаб;
- археология;
- единицы времени ( год, век, тысячелетие, эра);
- «лента времени»;
- язычество;
- славяне;
- крещение, христианство, Библия;
- мусульманство, Каран;
- мозаика, фрески;
- ремесленники, купцы, князь;
- дружина;
- дань;
- собор;
- иго, Золотая Орда, кочевники, юрта, хан;
- крестоносец, рыцарь, побоище, кольчуга;
- ополчение;
- крепостное право, крепостные, помещики;
- дворяне, бояре, крестьяне;
- революция;
- мораль;
- народ, национальность, раса;
- независимость;
- конституция;
- гражданин;
- федерация;
- модернизация;
- экономика;
- реформа;
- коммунизм, капитализм, демократия;
а также уметь:
- ориентироваться в единицах измерения времени;
- определять последовательность исторических событий;
- различать историческую и современную карту России;
- работать с географической и физической картой (находить территорию страны, края, свой город; находить страны – соседи, пользоваться условными обозначениями, правильно стоять у карты);
- работать с исторической картой ( находить места исторических событий, прослеживать ход сражений);
- рассказывать о родной стране, столице РФ и РТ, родном крае, городе;
- рассказывать о наиболее важных исторических событиях;
- прослеживать связь прошлого с современной жизнью;
- анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить, свободно обмениваться мнениями, иметь свою точку зрения, творчески мыслить;
- работать самостоятельно и в группах;
- участвовать в проектной деятельности;
- уважать людей других национальностей;
- ориентироваться в гражданских правах и обязанностях;
- жить и общаться в соответствии с нормами морали общества;
- ориентироваться в проблемах современного человека и современного общества в целом;
- осознавать себя частью своей семьи, природы, своей страны, общества;
- адекватно выражать свое «Я»;
- ориентироваться на главные ценности жизни;
- уважая других людей, стремиться к самосовершенствованию; к обретению качеств, соответствующих требованиям современной жизни ( активность, самостоятельность, инициатива, умение отстаивать свою точку зрения);
- совершенствуя себя, совершенствовать окружающий мир.
Учебный план.
4 класс.
Блок 4. Россия - Родина моя.
№ | Раздел, тема | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
I. Введение. | 1 час | |
1. | Историческое время. Историческая карта. Кто нам помогает изучать историю. | 1 |
II. Из глубины веков | 2 часа | |
2. | Люди, жившие по берегам рек. Языческие верования славян. Древний Киев. | 1 |
3. | Крещение Руси. Христианство. Древняя Москва. | 1 |
III. Русь в XIII - XVI веках . | 4 часа | |
4. | Монголо – татарское иго. | 1 |
5. | Александр Невский. | 1 |
6. | Дмитрий Донской. На поле Куликовом. | 1 |
7. | Иван III и Иван IV. | 1 |
IV. Россия в XVII - XVIII веках. | 3 часа | |
8. | Минин и Пожарский. | 1 |
9. | Царь, бояре, помещики. | 1 |
10. | Необычный царь и его реформы. | 1 |
V. На рубеже веков ( XIX – XX вв.) | 3 часа | |
11. | Война 1812 года. Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон. | 1 |
12. | Отмена крепостного права. | 1 |
13. | Последний царь. | 1 |
VI. Россия в XX веке. | 5 часов | |
14. | Россия в 1917 – 1940 гг. | 1 |
15. | Начало ВОВ 1941 – 1945 гг. Битва за Москву. | 1 |
16. | Блокада Ленинграда. Великие битвы. | 1 |
17. | Маршал Жуков. Победа 1945 г. Итоги войны. | 1 |
18. | СССР во второй половине XX века. Распад СССР. Россия в 90-е годы. | 1 |
VII. Современная Россия. | 6 часов | |
19. | Символика РФ. Законы России. | 1 |
20. | Человек, семья, общество. Проблемы нашего общества. | 1 |
21. | Современная карта Родины и мира. Россия и ее соседи. | 1 |
22. | Родной край – Родина моя. | 1 |
23. | Выдающиеся личности РТ. | 1 |
24. | Россия – Родина моя. | 1 |
VIII. Обобщение. | 1 час | |
25. | Обобщение. Мои впечатления. Что изучает история? | 1 |
Использованная литература.
1. Богданов А. П. История с древнейших времен до наших дней. История России с древнейших времен до 1917 года. - Москва, Просвещение, 1997.
2. Ворожейкина Н. И. Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее // « Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.
3. Вяземский Как сегодня преподают историю в школе. Методика, - Просвещение.
4. Данилов Д. Д., Тырин С. В., Вахрушев А. А. Вводный курс истории и обществознания в рамках единой образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе // « Начальная школа "+", "-"», 1999, № 12.
5. Дмитриев Н. Я., Казаков А. Н. Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» по Л. В. Занкову //« Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.
6. Игнатьева Т. В. Пропедевтический курс истории в начальной школе // «Начальная школа "+", "-"», 1999, № 12.
7. Корнева Т. А., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методика., Волгоград, Братья Гринины, 2000.
8. Саплина Е. В., Саплин А. И. О курсе «Введение в историю. 3-4 кл.» // «Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.
10. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3-4 кл. – Москва, Дрофа, 1997.
11. Саплина Е. В., Саплин А. И. Тетрадь творческих заданий. 3-4 кл. - Москва, Дрофа, 1997.
Электронные ресурсы.
1. Сеть творческих учителей – http://www.it – n.ru/board. aspx? cat _no
2. Фестиваль педагогических идей http://festival.l september.ru/articles/509616/
Предварительный просмотр:
Защита программы «Мы познаем мир».
Сергеева Анастасия Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1
город Бугульма Республика Татарстан
СЛАЙД 1
Предлагаю Вашему вниманию программу кружка «Мы познаем мир».
СЛАЙД 2.
Современный период в российской истории и образовании – время ценностных ориентиров.
В создании новой системы ценностей особая роль отводится педагогу.
Современное общество предъявляет образованию социальный заказ на формирование свободно и творчески развитой личности, способной результативно использовать все наработанное человечеством, стремящейся к благополучию не только личному, но и общественному.
Отсюда следует, что сама парадигма образования должна быть развивающей. И, конечно же, не ограничиваться только уроками, а иметь продолжение и во внеурочной деятельности.
Поэтому я разработала собственную программу кружка «Мы познаем мир». При ее разработке я старалась учитывать многие факторы: это и возраст учащихся, и требования ФГОС, а также требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников.
СЛАЙД 3.
Итак, почему «Мы познаем мир»?
Общепризнанно, что начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования многогранных отношений к природному и социальному окружению.
Как считают психологи, на каждом возрастном этапе обнаруживается своя избирательная чувствительность к внешним воздействиям – сензитивность. У детей младшего школьного возраста она направлена на познание окружающего мира, на построение своей картины мира. Отсюда высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность в познании жизненных впечатлений, которые они получают в семье, на улице, в школе и в других общественных местах.
СЛАЙД 4.
Поэтому организм детей младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития отношений с миром – миром природы и общества. Причем в сознании детей впечатления и знания об окружающем мире – о людях, животных, растениях, о неживой природе – не просто преломляются, как солнце в малой капле воды, они формируют их отношении к миру, влияют на нравственные качества. И это особенно важно.
Таким образом, при разработке программы я учитывала, в первую очередь, возраст учащихся.
СЛАЙД 5.
Кроме этого мною учитывались требования ФГОС.
Во – первых, в настоящее время большинство учеников способны, в основном, только воспроизводить знания. Они усваивают знания, правила, формулы, но на практике применить их не могут, так как в школе не участвуют в деятельности по применению полученных знаний на практике. Самым слабым местом является умение интегрировать знания, применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
А значит проблема интеграции и путей ее реализации актуальна в практике начального образования.
Поэтому, новизна моей программы в том, что она соединила сведения из различных областей окружающего мира. Кроме того, одним из центральных понятий является социально – ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (то есть социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка.
А ее цель – достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.
Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.
СЛАЙД 6.
В – вторых, информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях. А если ребенок не умеет работать с текстом, давать развернутые ответы, обращать внимание на детали, удерживать в памяти и сравнивать информацию, анализировать материал, то это связано с неумением работать с информацией, несформированностью коммуникативной компетенции. Поэтому, считаю, перед педагогом стоит задача – научить осознанно, разумно использовать информацию.
Курс «Мы познаем мир» представляет широкое поле деятельности по формированию коммуникативной компетенции.
С 1 класса мы проводим наблюдения, простейшие опыты, используем моделирование, играем в ролевые игры( «Школа», «Школа прошлого», Семья», «Правила вежливости»), коллективно сочиняем сказки и рассказы(«Место человека в истории», «Моя семья в будущем», «Бугульма – город будущего»), учимся пользоваться энциклопедиями, словарем, Интернетом и другими информационными ресурсами при подготовке проектов и исследовательских работ.
При выполнении каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько связанных с жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия и усилия других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать знания.
СЛАЙД 7.
К 65 – летию Победы мы выполняли коллективный проект «Города – герои». Класс разделился на группы. Каждая группа готовила информацию об одном из городов, имеющих статус «Города – героя», а именно: название города, история названия, история города – город в период до ВОВ, город в ВОВ, город сегодня.
СЛАЙД 8.
А это один из наших первых проектов – проект «Дерево». Ребята выбирали любимое дерево, рисовали его, а затем каждый объяснял, почему он любит именно это дерево. Ответы были разные: потому что красивое (клен осенью), за спелые плоды (яблоня), за то, что очищает воздух лучше других (тополь). Хотелось бы зачитать одно высказывание: «А это береза. Мне это дерево очень нравится, потому что оно очень нежное, хрупкое. Так и хочется его оберегать, ведь я же – человек!»
СЛАЙД 9.
Следующий проект называется «Лесная книга жалоб». При разработке данного проекта дети проявили творчество. От имени деревьев, птиц, рыб и других животных рассказывали о проблемах и бедах, которые им причиняет человек.
СЛАЙД 10.
Идеальным у нас с ребятами считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Например, при создании проекта «Породы собак» ребята не только рассказывают о различных породах собак, но и изучают особенности их характера, содержания, кормления и лечения, а также рассчитывают экономические затраты на содержание любимцев. Они доказывают, что домашние животные – это не только радость общения, но и труд по кормлению, выгуливанию, лечению.
Что отрадно, в проектах начинают принимать участие и родители.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний. А у меня, учителя, есть возможность увидеть скрытый потенциал ребенка.
СЛАЙД 11.
При разработке программы «Мы познаем мир» я учитывала требования Стандарта к организации внеурочной деятельности школьников.
Одним из требований является следующее: все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Рассмотрим уровни воспитательных результатов.
СЛАЙД 12.
На первом уровне школьник приобретает социальные знания во взаимодействии с педагогом. Поэтому по программе «Мы познаем мир» :
в 1 классе мы изучаем правила поведения в школе, в семье.
Во 2 классе во время изучения блога «Я и мои друзья» мы составляем проекты:
- «Десять заповедей дружбы»
- «Кодекс правил поведения дома»
- «Кодекс правил общения»
Игра «Правила общения»
Конкурс рисунков «Осторожно, незнакомец!»
В 3 классе:
- Экскурсии на природу
- Проект «Лесная книга жалоб»
- Конкурс рисунков «Береги лес!»
- «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты»
- «Кодекс сохранения моего здоровья»
В 4 классе:
- Права и обязанности гражданина России, то есть меня.
СЛАЙД 13.
На втором уровне школьник получает опыт отношения к базовым ценностям общества в коллективе. Поэтому по программе «Мы познаем мир» используются:
1 класс
- Ролевая игра «Школа»
- Встреча с бывшими выпускниками школы
- Письмо папе или маме
- Совместные проекты с родителями: «Генеалогическое древо моей семьи», «Профессии моей семьи».
- Совместное сочинение стихов
- Ролевая игра «Семья»
2 класс
- Обсуждение отрывков из художественных произведений, мультфильмов из жизни детей о дружбе
- Игра «Магазин», «В больницу»
- Составление коллективных проектов
3 класс
- Коллективное сочинение сказок «Фантастические приключения инопланетян на Земле»
- Дискуссии по различным вопросам (о появлении жизни, об экологических проблемах)
- Совместное проведение опытов
- Коллективное составление проектов
4 класс
- Коллективные аппликации «Древнерусский город»
- Групповая работа с картой
- Коллективное рисование фильма «Минин и Пожарский»
- Коллективное составление презентации «На поле Куликовом»
- Коллективное составление фотоальбома «Россия и ее соседи»
СЛАЙД 14.
На третьем уровне школьник получает опыт самостоятельного общественного действия. Например:
1 класс
- Ежедневное выполнение оздоровительных мероприятий
- Встреча с ветеранами ( подарки, сделанные своими руками)
2 класс
- Изготовление «Книжки – малышки» для малышей детского сада
- Акция «Подари библиотеке книгу»
3 класс
- Акция «Помоги птицам зимой»
- Акция «Пополни краеведческий музей»
4 класс
- Встреча с ветеранами (помощь по хозяйству, раздача подарков)
- Работа на пришкольном участке
- Придумай подвижную игру для малышей
- Акция «Посади дерево»
СЛАЙД 15.
Таким образом, в 1 классе учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский (татарин и т.д.)».
СЛАЙД 16.
Во 2 классе учащиеся вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.) Учатся осознавать свою социальную роль «я – друг»; понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества.
СЛАЙД 17.
В 3 классе знакомятся с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека. Дети учатся понимать, что человек – часть природы, природа- наш общий «дом»; учатся ценить себя, других людей, природу и окружающий мир в целом. Осмысливают значимость природы для собственной жизни и счастья, радости общения с ней и открытия нового, ощущения ее красоты и сохранения своего здоровья, проблему ответственности за жизнь в гармонии с природой.
СЛАЙД 18.
«Дети должны научиться не только творить новое, но и использовать наработанное человечеством», - Фурсенко. А. Поэтому, в 4 классе учащиеся знакомятся с важнейшими событиями и личностями истории Отечества, формируются представления о современной России и ее соседях, раскрываются проблемы человека и общества в целом. Формируется гражданская позиция личности, статусная роль «я – гражданин».
СЛАЙД 19.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод - по курсу «Мы познаем мир» дети учатся не только и не просто грамотно говорить и писать, они учатся мечтать, сопереживать, видеть мир глазами вещей, животных, явлений природы, других людей.
СЛАЙД 20.
Учатся общаться, ценить прошлое и настоящее своей страны, ее народа, а значит ценить мир и строить собственную картину мира.
СЛАЙД 21.
Это значит обеспечить каждому ребенку условий, необходимых для его социализации и развития, при которых он смог бы преодолевать барьеры, позитивно выстраивая свое будущее.
Список использованной литературы.
1. Кирдяева Н. В. Социально ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению// «Начальная школа », 2008, № 11.
2. Климанова Л. Ф. О новой модели гуманистической школы// «Начальная школа», 2009, №4.
3. 4. Марданова Е. У. Формирование навыков использования информационной среды// «Начальная школа», 2009, №4.
4. Назарова Е. В., Искусова Н. А. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся// «Начальная школа»,2009, № 4.
5. Никитина Ю. Г. Как соединить экологическое воспитание детей и искусство?// «Начальная школа», 2009, №4.
Электронные ресурсы.
1. Зиновьева Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе http://www.mou56-tlt.web-box.ru/arhiv/metodicheskie-razrabotki/proektnaja-dejatelnost-v-nachalnoj-shkolе
2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html
3. Проекты ФГОС начального образования http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
4. Сеть творческих учителей –http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
5. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/05/picture-98684.jpg)
модифицированная программа по внеурочной деятельности "Планета Здоровья"
Модифицированная программа "Планета Здоровья" направлена на формирования здорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393450-1390985339.jpg)
Модифицированная программа по внеурочной деятельности "КЛАССный хор "Колокольчики"
Модифицированная программа по внеурочной деятельности "КЛАССный хор "Колокольчики"Презентация - "КЛАССный хор "Колокольчики"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-234479-1517511643.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-1013779-1571062782.jpg)
модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Школа развития речи"
Изучаяя курс "Школа развития речи" дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-1013779-1571062782.jpg)
Модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Развитие познавательных способностей"
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. ...