Краеведение как средство всестороннего развития обучающихся с уо/ин
статья
сообщение на заседании МО воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Краеведение как средство всестороннего развития
личности обучающихся с уо(ин)»
Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, поселок, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Поэтому ознакомление обучающихся с историей, достопримечательностями, знаменитыми людьми родного края считаю актуальным.
Основные задачи краеведения:
- Формирование интереса к своему краю, культуре, обычаям, традициям.
- Изучение истории наших предков, своей родословной через доступные формы деятельности.
- Развитие внимания, зрительно-слухового восприятия, пространственной ориентации, мышления, речи.
- Развитие познавательной активности, творческих способностей у детей с уо(ин) на материале близком, доступном, значимом для истории края.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Воспитание речевой культуры обучающихся с уо(ин).
- Формирование основ исследовательской деятельности;
- Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своей малой родине, к отчему дому, к своим родителям.
Краеведение способствует соединению обучения, воспитания и коррекции в единый процесс, социализации школьников. Привлечение краеведения в учебно-воспитательный процесс способствует общему развитию умственно отсталых учащихся, формированию у них познавательного интереса, расширению кругозора, коррекции недостатков развития и социальной адаптации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования для обучающихся с умственной отсталостью обязательной является Программа духовно-нравственного развития. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, формирование целостной образовательной среды, … учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. Таким образом, формирование знаний о месте, где живут обучающиеся, является обязательным и с точки зрения новых стандартов образования.
Между тем, овладение знаниями и умениями работы с краеведческим материалом - объективно сложный процесс для школьников с умственной отсталостью, обусловленный особенностями их познавательной деятельности: недостаточной дифференцированностью, замедленностью, узостью восприятия, нечеткостью и бедностью представлений, слабостью внимания. Для умственно отсталых школьников характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им в усвоении краеведческого материала. Трудность словесно-логических операций мышления, затруднения в абстрагировании, сравнении, обобщении, слабость внимания, памяти, забывчивость также затрудняют краеведческую работу с такими детьми.
Краеведение направлено на становление личности ребенка, предполагает расширение кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует социализации личности.
У учащихся на занятиях формируются элементарные представления и понятия, расширяется и обогащается представление об ближайшем окружающем мире. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.
Методы краеведческой работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности обучающихся. Это исследовательский, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Представление о хронологической последовательности событий (что раньше, что позже) у обучающихся с уо(ин) затруднено. Приём сравнения новых для учащихся сведений с уже знакомыми побуждает самостоятельно мыслить, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления, расширяет интересы воспитанников.
Восприятие обучающихся с уо(ин) характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью, малой продуктивностью.
Прогулки-наблюдения в природу, экскурсии по городу способствуют формированию умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать. Идём в парк – любуемся красотой родного края, его неповторимостью. Посещаем архитектурные сооружения, исторические памятники – узнаём новое об истории города. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, определяют их положение, устанавливают значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию восприятия, наблюдательности. Что в свою очередь позволяет ребёнку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом следует подчеркнуть: рассматривание или узнавание предметов, объектов детьми с уо(ин) требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процесса анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
Многие факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта обучающихся. Однократный рассказ или показ для умственно отсталых детей малоэффективен, всё забывается, недостаточно осмысливается. Поэтому после экскурсии необходимо приблизить исторический факт к сознанию ребят силой живого слова, с помощью различных приёмов конкретизации, различных видов наглядности. Но повторение должно быть не дословное, а модифицированное. В ходе занятий могут использоваться различные приемы закрепления и применения новых знаний: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, чтение наизусть и другие.
Краеведение - это не только способ и метод познания и изучения прошлого и настоящего, но и своеобразный ключ к становлению человека. Именно краеведческий материал даёт нам возможность наглядно, доступно, на близком, родном языке донести до сознания учащихся коррекционной школы нравственно-правовые знания, нормы и ценности. Привлекая краеведческий материал, мы учим школьников успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, проявлять необходимую самостоятельность в принятии решений, что крайне необходимо во время адаптации и социализации в обществе. Краеведческие экскурсии помогают педагогу лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников.
В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей.
Исторические представления о прошлом обладают большой эмоциональной ценностью – картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений. Благодаря дозировке материала, его повторению, эмоциональной насыщенности с подкреплением наглядными средствами, опора на зрительные, слуховые, осязательные ощущения помогают детям лучше воспринимать новые сведения, у них возникает своё отношение к событиям и их участникам; уважение к результатам человеческого труда. Это значит, что ребята не только усваивают материал, но и эмоционально откликаются на него.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Отдельно хочется выделить использование художественных источников во время проведения занятий, экскурсий, наблюдений. Это требует подготовки и даёт позитивный результат - определяется положительный настрой будущего мероприятия. Источником информации служат художественные произведения поэтов и писателей родного края.
Таким образом, внеклассная работа по краеведению интересна и многообразна, она требует четкой организации и определенной системы. Внеклассные занятия по краеведению нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как средство всестороннего развития детей
Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Много полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами! Бумагу можно мять, разрезать...

Оригами как средство всестороннего развития детей
Оригами как средство всестороннего развития детей...

Музыкотерапия, как один из компонентов всестороннего развития обучающихся младших классов
Музыкотерапия одно из направления арт-терапии. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффекто...

Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.
Использование игр требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям быть творческими личностями, творчески относится к делу - значит выполнять его качественно, на боле...

Презентация к статье: Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.
Презентация к статье "Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся"...

Плавание как средство всестороннего развития детей в школе.
В статье отражены основные особенности предмета "Физическая культура" в частности раздела плавания....
Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детя...