Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.
статья
Использование игр требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям быть творческими личностями, творчески относится к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Ребенок играя, стремится все время вперед, к завершению начатого дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся». Автор: Симоненкова Е.Е.
Тема: «Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся»
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Василий Александрович Сухомлинский
В толковом словаре русского языка игра определяется как «действие по глаголу «Играть»: «развлекаться, забавляться…» (Толковый словарь русского языка. Т.1, М., 1935, ст. 1128-1129).
Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования различных игр в процессе обучения.
Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. В начале ХХ века Шацкий Станислав Теофилович писал: «Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются … в определенных движениях, необходимых… как воздух, как пища. Поэтому игре должно быть отведено большое место…».
В педагогической литературе появилось много определений игры. Пидкасистый Павел Иванович в своем труде «Технология игры» (М.: 1996 г. С.11) дал следующее определение: «Игра есть то, что задумано и сделано: то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».
Использование игр требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям быть творческими личностями, творчески относится к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.
Ребенок играя, стремится все время вперед, к завершению начатого дела.
Период начального обучения – самый важный в жизни школьника. Перед начальной школой поставлена первоочередная задача – обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития, а не объекта педагогических воздействий учителя.
В современном педагогическом процессе необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса. Роль учителя – организация познавательной деятельности ученика.
Активизация учебного процесса, устойчивость внимания, устойчивость познавательного интереса формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра.
Дидактическая игра:
- снимает чувство усталости
- раскрывает способности детей, их индивидуальность
- усиливает непроизвольное внимание.
Дидактические игры можно использовать, и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности. Систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию всех психических процессов у детей младшего школьного возраста.
Дидактическая игра особенно необходима в воспитании и обучении детей 1 класса. Первый год обучения является стартовым для формирования универсальных учебных действий. В 1 классе происходит переход от игровой деятельности к учебной деятельности. Благодаря дидактическим играм, удается сконцентрировать инертных, или, наоборот, гиперактивных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабевает интерес к обучению, при ее чрезмерном, или неуместном использовании, ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, будет зависеть от цели, которую ставит учитель перед учеником.
Игровая задача часто заложена в самом названии игры.
Одним из важных элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними.
Виды дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные, игры-драматизации, работа с тренажерами, проблемно-диалогическая технология; ИКТ.
- Игры с предметами используются, например, на уроках математики: счетный материал при изучении чисел, изучения состава чисел, сложения и вычитания с помощью причисления по одному, отчисления по одному, сложения и вычитания через десяток.
- Настольно-печатные игры:
- Составь открытку (сложение и вычитание)
- кроссворды
- составь маленькие слова из большого
3. Игры-драматизации:
= чтение по ролям
= инсценировки
- Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учитель начальных классов может использовать работу с тренажерами.
Повышение качества знаний учащихся не возможно без хорошо отработанных навыков.
Тренажер – это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведенных до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
Во время устного счета
При закреплении нового материала
При проведении самостоятельной, проверочной работы
При игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные листы (тетради) тренажеры, через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной «Таблице успехов».
Ребятам очень нравится работать с тренажером и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные значения отрабатываются и доводятся до автоматизма.
- Проблемно-диалогическая технология
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и
найденных решений, догадок, озарений).
Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.
Что же такое технология проблемного обучения?
Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.
Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
- Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
- Поиск решения (это этап формулирования нового знания).
Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
|
| Учитель | Ученики |
Постановка проблемы | Актуализация изученного | -Прочитайте слова на доске? | - Соль, Анна, майка, объявил |
-Объясните орфограммы | Объясняют | ||
-Что это? Читает загадку Это дерево — символ России, Как распустит кудри золотые — | -Это береза! | ||
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись). | Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. | ||
-Что же мне делать, ребята? | -Надо перенести. | ||
-А что значит перенести? | -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. | ||
-Какой знак нам нужен? | -Знак переноса. | ||
Задание на новый материал. | -Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. | Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. | |
Проверка задания. | -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). | Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) | |
Побуждение к осознанию | -Задание было одно? | -Да | |
-А выполнили его как? | -Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия) | ||
Побуждение к проблеме | -Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? | -Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы) | |
Тема | -Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов» (Фиксирует тему на доске). |
- Информационно-компьютерные технологии.
Спектр использования возможностей ИКТ очень широк. ИКТ должно помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, ни в коем случае не навредить. ИКТ является вспомогательным элементом учебного процесса, а не основной.
Сайт LearningApps.org – создание мульмимедийных интерактивных упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.
Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.
Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...
Статья" Использование ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы"
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы ...
Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно...
Презентация к статье: Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.
Презентация к статье "Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся"...
«Использование малых жанров фольклора в начальной школе для всестороннего развития учащихся класса «Особый ребёнок».
Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования....