Музыкотерапия, как один из компонентов всестороннего развития обучающихся младших классов
консультация по музыке (1 класс) на тему

Петрова Любовь Валерьевна

Музыкотерапия одно из направления арт-терапии. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году.  Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. Сначала эту методику ввели только в области психологии. Позже виды арт -терапии стали использовать в общеобразовательных школах.

Термин арт- терапия в переводе с латинского означает лечение искусством.

Направления арт-терапии  соответствуют видам искусств: музыкотерапия, танце-двигательная терапия, драматерапия, сказкотерапия, библиотерапия, маскотерапия, этнотерапия, игротерапия, цветотерапия, фототерапия, куклотерапия, оригами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Администрация Фрунзенского района  

муниципального образования

«Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»

Фрунзенского района г. Саратова

                  410071 г. Саратов, ул. Шелковичная, 141, т. 56-10-54.

«Музыкотерапия, как один из компонентов всестороннего развития обучающихся младших классов»

Подготовил учитель музыки

Л.В. ПЕТРОВА

САРАТОВ

2013

Содержание

  1. Введение -------------------------------------------------------------------стр. 3
  2. Музыкотерапия. Общие сведения.------------------------------------стр. 3
  3. История создания музыкотерапии. -----------------------------------стр. 4
  4. Музыкотерапия в школе. -----------------------------------------------стр. 4
  5. Практическая часть. Результаты экспериментальной работы. –стр. 5
  6. Выводы. --------------------------------------------------------------------стр. 6
  7. Список литературы. -----------------------------------------------------стр. 6

  1. Введение

    Музыкотерапия одно из направления арт-терапии. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году.  Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. Сначала эту методику ввели только в области психологии. Позже виды арт -терапии стали использовать в общеобразовательных школах.

Термин арт- терапия в переводе с латинского означает лечение искусством.

Направления арт-терапии  соответствуют видам искусств: музыкотерапия, танце-двигательная терапия, драматерапия, сказкотерапия, библиотерапия, маскотерапия, этнотерапия, игротерапия, цветотерапия, фототерапия, куклотерапия, оригами.

2.Музыкотерапия. Общие сведения.

    Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

Пассивная (рецептивная)  музыкотерапия характеризуется тем, что ребёнок в музыкотерапевтическом сеансе участвует относительно активно, при помощи прослушивания. Восприятие музыки может выражаться в различных формах. Например, в форме так называемых «музыкальных снов». 

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе  с музыкальным материалом посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия — танцетерапия, коррекционная ритмика) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).

Интегративная музыкотерапия — это вид музыкотерапии, сочетающий в себе элементы пассивной и активной музыкотерапии.

Сюда относится : музыкоцветотерапия (рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, создание стихов, пантомима и другие творческие формы).

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний  музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные настроения — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность; обобщенные свойства  явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность; самые разнообразные характеристики движений — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;

Первые научные попытки осмысления музыкальной терапии были сделаны в начале ХХ века. Российский исследователь, академик, психиатр Бехтерев говорил, что "музыка является властительницей наших мыслей и душ". Тарханов, Сеченов сталкивались с серьезным влиянием музыки на человека. Во второй половине ХХ столетия музыкотерапия стала бурно развиваться в странах Запада, особенно в США. Сегодня в Европе и США более ста университетов готовят профессиональных специалистов в области музтерапии. И эта специальность, будем надеяться, приобретет официальный статус.  

         

  1. История создания музыкотерапии.

       Ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка устанавливает порядок во всей вселенной. Именно Платон первый высказал идеи, связанные с музыкотерапией. Им было замечено, что музыка - её мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Демокрит советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. В Древнем Китае музыка использовалась достаточно широко в китайской медицине. Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые соответствуют пяти органам человека (селезёнка, легкие, печень, сердце, почки). Звуки музыки сообщали  человеческому телу те или иные свойства, и приводила человека в состояние гармонии с природой. Ещё более 1000 лет назад Авиценна в качестве лечения  рекомендовал диету, труд, смех и музыку. Древнегреческий врач Гален тоже рассматривал музыку как лекарство. Наши соотечественники врачи-психиатры С.С.Корсаков и В.М.Бехтерёв отмечали благотворное влияние музыки на больных с неврозами и некоторыми психическими заболеваниями.  

 

  1. Музыкотерапия в школе.

Опыт использования предлагаемых музыкотерапевтических программ в общеобразовательной школе показал, что длительные учебные нагрузки обучающимися переносятся легче, заметно снижается степень их невротизации. В младших классах быстрее осуществляется настройка на урок после перемены. Использование выразительных возможностей музыки благоприятно сказывается на духовном и физическом состоянии младших школьников, у которых преобладают наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности. Прослушивая музыкальные произведения, обучающиеся не только прикасаются к миру духовности, но и развивают свой творческий потенциал. Таки образом, музыкотерапия может быть средством формирования личностных и творчески УУД. Необходимо методически грамотно, с учётом различного влияния разных типов музыки, возрастных особенностей обучающихся использовать музыкотерапию на уроках. Музыка улучшает память, интеллект, повышает чувствительность слуховых и зрительных анализаторов, умственную работоспособность, является средством пропедевтики, лечения и реабилитации соматических и психических заболеваний детей, помогает снять стресс. Но это ни в коей мере не означает, что предмет музыки должен доминировать над другими предметами школьной программы, речь идёт о системе использования благоприятного воздействия на духовное и физическое состояние школьника, о внедрении элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс с целью формирования и развития УУД.

  1. Практическая част. Результаты экспериментальной работы.

В настоящее время в музыкотерапию введена практика пения. Смысл этого - колоссальный. Вы, наверное, знаете такое изречение, что дыхание - это жизнь. От того, как мы дышим, зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое (правильное) дыхание - дыхание нижними ребрами. Дыхание нижней частью грудной клетки - наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Отсюда - бронхиальная астма или сердечные дисфункции, пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Вокалотерапия - это новомодное название такого известного явления как лечение пением. Славянские народы всегда славились красотой песнопения и считали, что песню поёт не человек, а душа. Песня всегда присутствовала  в любых жизненных ситуациях - начиная с рождения человека и до его смерти. Для каждого события в народе сложены свои песни. Все песни имеют свой ритм, мелодику, длительность и поэтому оказывают на человека неповторимое и целенаправленное действие, т.к. организм человека является набором резонаторов. Разные звуки оказывают своё действие: «А» воздействует на область сердца, снимает спазмы и лечит жёлчный пузырь; «И» воздействует на область головного мозга, лечит глаза, прочищает нос, улучшает работу тонкого кишечника; «О» воздействует на область позвоночника, сердце, налаживает работу поджелудочной железы; «У» воздействует на дыхание, почки; «Ы» воздействует на систему дыхания и лечит уши; «Э» воздействует на головной мозг; «ОМ» снижает кровяное давление; «УХ, ОХ, АХ» помогают организму очищаться от шлаков и негативных энергий; «АЙ, ПА» снимают сердечные боли; «АП, АМ, АТ, ИТ, УТ» помогают исправить дефекты речи.  Вокалотерапия даёт устойчивый положительный эффект только при длительном применении, поэтому каждый свой урок я начинаю с распевания, где использую различные звуки.  На своих уроках я также часто использую различные методы  музыкотерапии в младших классах. При чём к каждому классу подходят разные методы: 1-е классы очень сложные в плане дисциплины, это связано с психологическими особенностями детей и   огромную роль играют ритмические движения, благодаря которым формируются двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Все изучаемые песни выполняются с движениями в форме игры, очень любят дети минуты отдыха, когда несколько минут они рисуют под музыку на заданные темы. 2-ым классам очень нравится метод « разыграй песню», где часть детей поёт, а другая выступает в актёрском амплуа. 3 и 4 классы постарше и им интересно более интеллектуальные занятия: викторины, угадайки, анализ и т.д.

  1. Выводы.

Музыка очень сильно воздействует на психику человека и всего общества в целом и, воздействуя на подсознание, может, как созидать, так и разрушать.  

Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: «Организм человека – это система вибрирующая. А музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем.

Достоинствами музыкотерапии являются: абсолютная безвредность, легкость и простота применения, возможность контроля.
      Как много может музыка! Спокойная и мелодичная, она поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить свои силы; бодрая и ритмичная поднимает тонус, улучшит настроение. Музыка снимет раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и помогает, повысит работоспособность обучающегося.

        

Литература:

1. Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.

2. К.Орф пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.

3. Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.

4. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.

5. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.

6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.

7. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.

8. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2002 г.

9. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...

Роль занятий ритмикой в начальной школе для всестороннего развития обучающихся.

Урок ритмики обычно представлен как вид двигатеьной активности младшего школьника. Такое олднообразие не позволяет полностью использовать потенциал данноо занятия.  статье кратко описаны возможно...

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности как фактор всестороннего развития обучающихся

Данный материал освещает опыт организации внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий...

Статья "Обучение как один из компонентов личностного развития"

quot;Как построить процесс обучения так, чтобы ребёнок с желанием учился, а родители стали активными участниками учебного и воспитательного процесса в школе?»...

Тема «Круглого стола»: «Профилактика нарушений когнитивного развития обучающихся младших классов с помощью нейропсихологических методов»

Цель: предоставить педагогам возможность высказать свою точку зрения на профилактику нарушений когнитивного развития обучающихся младших классов с помощью нейропсихологических методов.Задачи:Актуализи...

Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детя...