Оригами как средство всестороннего развития детей
материал по теме
Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Много полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами! Бумагу можно мять, разрезать, скручивать. И начинает казаться, что бумага действительно волшебная. Это похоже на фокус, когда из обычного белого листа без клея и ножниц получаются забавные звери, кораблики, цветы и т.п. Все это называется одним словом - "оригами", по другому - "сложение бумаги"..........
Вся школьная программа рассчитана на всестороннее развитие школьников. Не последнее место в воспитании и развитии личности ребенка занимают внеклассная и кружковая работа, занятия по интересам. Тем более эта работа эффективна, так как в кружках и на внеклассных занятиях работают те дети, которым наиболее интересен этот вид деятельности и эти вопросы, которые рассматриваются в конкретном кружке, на конкретном занятии.........
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya_detey.docx | 66.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Оригами как средство всестороннего развития детей.
Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Много полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами! Бумагу можно мять, разрезать, скручивать. И начинает казаться, что бумага действительно волшебная. Это похоже на фокус, когда из обычного белого листа без клея и ножниц получаются забавные звери, кораблики, цветы и т.п. Все это называется одним словом - "оригами", по другому - "сложение бумаги".
Оригами – древнейшее искусство складывания из бумаги различных объемных фигур. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний. Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком.
Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.
Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики — сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.
Вся школьная программа рассчитана на всестороннее развитие школьников. Не последнее место в воспитании и развитии личности ребенка занимают внеклассная и кружковая работа, занятия по интересам. Тем более эта работа эффективна, так как в кружках и на внеклассных занятиях работают те дети, которым наиболее интересен этот вид деятельности и эти вопросы, которые рассматриваются в конкретном кружке, на конкретном занятии.
В процессе обучения по программе «Оригами» ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; они знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и др.
Занятия в кружке помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.
Цель программы «Оригами»: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду; формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:
- учить концентрировать внимание.
- развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.
- учить читать чертежи.
- развитие познавательных мотивов, интересов, любознательности;
- развитие памяти, внимания, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- воспитание эстетического вкуса;
- выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
- создание условий, способствующих успешности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями;
- формирование духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
- воспитание коммуникабельности, чувства коллективизма.
Особенность программы заключается в том, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей, но работа с ней требует точных, мелких движений пальцев, то есть оригами положительно сказывается и на мелкой моторике пальцев.
Занятия оригами ориентированы на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, математики, литературного чтения. Работа с текстами заданий продолжает развитию устной речи учащихся, речевое развитие детей осуществляется при парной и групповой работе; работа с геометрическими фигурами; использование правил декоративно-прикладного искусства, эстетики труда.
Для воспитания и развития эстетических качеств младших школьников программой предусмотрены следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
б) репродуктивные (работа по образцам);
в) частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
г)творческие (творческие задания);
д) исследовательские (исследование свойств бумаги).
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы занятий:
а) экскурсии;
б) занятие – сказка;
в) игра;
г) соревнование.
Демонстрация базовых форм и знакомство с техникой их выполнения. Выполнение фигурок, основанных на этих базовых формах. Создание собственных моделей фигурок с использованием знакомых базовых форм и самостоятельное их украшение.
Большинство фигурок оригами имеют в своих схемах базовые формы складывания. Базовая форма — исходная форма, которая используется в дальнейшей заготовке. Базовые формы могут быть различными — квадратными, прямоугольными, треугольными и даже круглыми. Многие фигурки оригами имеют в своей основе одну и ту же базовую форму. Иными словами, на начальном этапе эти фигурки складываются одинаково. Так из формы Косынка (Треугольник) складываются такие базовые формы, как Воздушный змей, Рыба. Из книжки получатся Дом, Дверь, Катамаран.
Кроме того:
- дети избавляются от множества комплексов, становятся более уверенными в своих возможностях;
- занятие оригами способствует возникновению игровых ситуаций;
- в полной мере воплощает в реальность формулу успеха;
- позволяет развивать чувство формы, способность к сочетанию;
- разрабатывает кисть;
- закладывает основы будущего мастерства;
- с его помощью развиваются мелкая моторика рук, аккуратность, умение читать чертежи и, самое главное, воображение и творческие способности;
- еще одним достоинством оригами является то, что не нужны особые материальные затраты. Понадобится только лист бумаги;
- оригами поможет в изготовлении поделок, подарков, в оформлении праздников.
Список используемой литературы:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами.- С Пб: ООО СЗКЭО Кристалл,2004 г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.: “Аким”, 1996 г.
Шумаков Ю.А. Учимся оригами - Ростов на Дону, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оригами как средство всестороннего развития детей
Оригами как средство всестороннего развития детей...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".
В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....
Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"
Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....
Краеведение как средство всестороннего развития обучающихся с уо/ин
сообщение на заседании МО воспитателей...
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения.
Игра как средство воспитания, обучения и развития личности Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом...
Плавание как средство всестороннего развития детей в школе.
В статье отражены основные особенности предмета "Физическая культура" в частности раздела плавания....