Плавание как средство всестороннего развития детей в школе.
статья по физкультуре

Хамидулин Роман Вячеславович

В статье отражены основные особенности предмета "Физическая культура" в частности раздела плавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание как средство всестороннего развития детей в школе.

Плавание — это маленькая жизнь и даже больше.

Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание физического воспитания в школе регламентировано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включающая плавание, как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяет успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формированию прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка. При наличии условий для проведения плавания, приступать к обучению желательно с первого класса.

Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.

Учитывая климатические условия и экологическую обстановку в большинстве регионов Российской Федерации, обучение плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.

В содержание учебного материала включены: подготовительные упражнения для освоения с водой, спортивные способы и элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств, и формирование здоровьесозидающих технологий — по сути, все, что в своей основе составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.

 Обучение плаванию в общеобразовательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности:

  • высокие требования к оборудованию мест занятия;
  • высокие требования к технике безопасности занимающихся;
  • преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;
  • эффективный индивидуальный подход;
  • высокая моторная плотность урока (главная причина — значительные потери тепла);
  • необычные условия работы анализаторных систем, а отсюда — точность подаваемых команд и распоряжений (речь педагога должна быть кратка и лаконична);
  • широкое использование в практике преподавания  жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения;
  • высокая эффективность игрового метода;
  • быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий;
  • строгий учет состояния здоровья учащихся на текущий момент;
  • хорошее знание преподавателем личностных качеств
    каждого занимающегося ребенка, его индивидуальных особенностей.

Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, поможет успешно решить поставленные задачи. Умеренные и посильные циклические упражнения являются хорошим стимулятором гармоничного развития детского организма, которые служат эффективным средством закаливания и профилактики сердечно-сосудистых и простудных заболеваний, а также нарушений опорно-двигательного аппарата. Физиологические и психологические особенности организма детей и подростков так же в значительной мере способствуют эффективному использованию плавания на уроках физической культуре в школе. Нервная система детей и подростков чрезвычайно подвижна, процессы возбуждения, как правило, преобладают над процессами торможения. Плавание является незаменимым средством для уравновешивания этих процессов, т.к. температура воды и циклические движения оказывают успокаивающее действие на организм школьника.

Задачи физического воспитания:

  •  укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
  •  обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  •  развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  •       приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  •  воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  •  содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Все перечисленные задачи физического воспитания школьников решаются и средствами плавания. Вместе с тем помимо указанных можно выделить группу специальных задач:

  • адаптироваться к водной среде, исключить водобоязнь;
  • научиться свободно держаться на воде;
  •      овладеть необходимым фундаментом двигательных умений и навыков, нужных для последующего овладения техникой спортивного плавания;
  • овладеть техникой спортивных способов плавания;
  • овладеть техникой прикладного плавания;
  • научиться оказывать первую помощь пострадавшему;
  • способствовать закаливанию организма;
  • воспитывать привычки личной гигиены;
  • использовать плавание в системе спортивной тренировки.

Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств физического воспитания детей и подростков.

Список используемой литературы.

1. Адашковичене, Э.И. Плавание / Э.И. Адашковичене. – М.: Физкультура и спорт, 1992.

2. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию. М.: Физкультура и спорт, 2009.

3. Горбунов В.В. Вода   дарит здоровье -  М., «Советский спорт», 1990г.

4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея». – Ростов н/Д: Феникс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как средство всестороннего развития детей

         Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Много полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами! Бумагу можно мять, разрезать...

Оригами как средство всестороннего развития детей

Оригами как средство всестороннего развития детей...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"

Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....

Использование различных видов дидактических игр в учебном процессе как средство всестороннего развития учащихся.

Использование игр требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям быть творческими личностями, творчески относится к делу - значит выполнять его качественно, на боле...