Проект "Моя семья" (для учащихся 1-4 классов коррекционной школы)
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Зейлингер Ольга Николаевна

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей  озабочено  решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей  развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, А семья для ребёнка — это мир, в котором закладываются основы морали,  отношения к людям, Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея: создать проект «Моя семья». Проведя, беседу среди детей — выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

Поэтому, мы взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект «Моя семья».

Название проекта: «Моя семья»

Руководитель проекта: воспитатель - Зейлингер О.Н.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10-11 лет

Состав проектной группы: педагог совместно с учащимися.

Актуальность реализации проекта

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей  озабочено  решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей  развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, А семья для ребёнка — это мир, в котором закладываются основы морали,  отношения к людям, Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея: создать проект «Моя семья». Проведя, беседу среди детей — выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

Поэтому, мы взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи.

Цель: расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека;

2. Формировать у детей представление  о  семье,  о  нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;

3. Развивать  творческие  способности детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.

Принципы реализации проекта

Содержание проекта построено в соответствии с принципами нравственно - патриотического воспитания детей:

1. Принцип коррекционной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция).

2. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, к родному краю, Отечеству).

3. Принцип учёта региональных условий.

4. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы).

5. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.

6. Принцип интеграции (сотрудничество с родителями).

В процессе освоения ребёнком проекта осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский,

Сроки реализации: краткосрочный (1 год)

Режим работы: в группе продлённого дня.

Форма проведения: анкетирование, занятия, игровая деятельность, беседы, выставка «Генеалогическое древо семьи», оформление газеты «Наш дружный класс».

Постановка проблемы

Предложить ребятам рассмотреть картину, где изображена семья: мама, папа, бабушка, дедушка, дети.

- Назовите, кого вы здесь видите?

- Как можно назвать, одним словом?

- Из скольки человек состоит ваша семья? Назовите.

- А знаете ли вы своих близких родственников?

- Как нужно относиться к членам своей семьи?

Распределение работы по этапам:

Сроки

Этапы программы

Сентябрь

(1.09-29.11)

1. Подготовительный этап.

Организационный - создание условий для реализации проекта, подбор иллюстрированного и аудио-видео материала по теме, введение учащихся, беседа с учащимися на тему «Моя семья», информационный материал для родителей.

Сентябрь-май (1.09-25.05)

2. Исследовательский.

Знакомство с материалами проекта, поиск решения проблемы, организация работы через виды деятельности.

Май (1.05-25.05)

3. Презентационный.

Презентация проекта через выставку детских работ, фотовыставку «Я и моя семья».

                                  Объём и содержание работы:

* Консультации для родителей - «Как провести выходной день с детьми», «Отец как воспитатель», «Семья и семейные ценности», «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению».

* Чтение произведений («Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка»);

* Разъяснение пословиц и поговорок, чтение стихотворений о семье;

* Творческое и речевое развитие, беседа:  «Моё имя, имена моих родителей», «Права и обязанности в семье», «Как я помогаю дома», «Мой домашний любимец», «Как проходят мои выходные дни»,

* Просмотр  мультипликационных фильмов, русских сказок, видеофильмов: «12 месяцев»,  «Царевна-лягушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Марья Искусница», «Морозко», мюзикл «Мама» по сказке «Волк и семеро козлят»,

* Сюжетно-ролевые игры:  «Семья», «Дочки-матери», «Магазин», «Больница».

* Развивающие и дидактические игры: «Ласковые слова», «Мамины помощники», «Семья», «Мой дом»,

* Декоративно-прикладное творчество; лепка «Цветы любимой бабушке», аппликация на День матери «Шкатулка для мамы», к празднику 8 марта «Подарок маме», рисование «Я и моя семья», «Улыбка мамочки»,

Планируемые продукты проекта:

1. Презентация фотовыставки «Мои счастливые деньки», «Генеалогическое древо семьи» (совместно с родителями).

2. Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Кафе».

3. Развивающие  и дидактические игры: «Ласковые  слова»,  «Мамины помощники», «Семья», «Мой дом».

4. Декоративно-прикладное творчество: лепка «Цветы любимой бабушке», аппликация на День матери «Шкатулка для мамы», к празднику 8 марта «Подарок маме», рисование «Я и моя семья», «Улыбка мамочки»,

Оценка результатов проекта

Удалось реализовать поставленные цели, задачи, решить проблему между семьёй и школой, наладить функцию передачи семьи детям значимых семейных и жизненных ценностей. В результате работы дети испытывают всё больше любовь и привязанность к родному дому - семье, родителям, школе; дорожат своей семьёй, домом, с удовольствием идут в школу.

Апробация проекта: ГКОУ школа №8 г. Лабинска

Результативность проектной деятельности

в рамках нравственно-патриотического воспитания

в условиях школы №8 г. Лабинска VIII вида.

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

1. В школе как в образовательной системе заложена основа для формирования  системы нравственно-патриотического воспитания;

- обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему всех субъектов образовательной деятельности.
       
2. В образе ученика:

- в познавательной сфере: повысилась мотивация к изучению ряда предметов (чтения, развитие речи, рисования, труд);

- в социальной: формирование неравнодушного отношения к происходящей действительности;

- развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе, повышение речевой активности.

Итоги реализации проекта

1. Знание детьми информации о своей семье.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи

5. Реализуются потребности детей в продуктивных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для обследования письма у учащихся 1-4 классов коррекционной школы 8 вида.

Дидактические материалы по обследованию письма у учеников 1-4 класс ....

Контрольные работы для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида

В данной методической разработке представлены материалы по математике, чтению и развитию речи, письму и развитию речи для проверки знаний и умений учащихся начальной школы VIII вида.  Контрольные...

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»

Сценарий внеклассного мероприятия  для учащихся 1-4 классов  коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»...

Конспект прогулки-похода для учащихся 6-7 классов коррекционной школы 8 вида на тему: «Тайны водоема»

Конспект  воспитательного занятия разработан для  учащихся 6-7 классов. Цель занятия: воспитание экологической культуры и нравственности у  школьников....

Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.

Стигисы - это уникальная развивающая  игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....

Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.

Стигисы - это уникальная развивающая  игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....