Конспект прогулки-похода для учащихся 6-7 классов коррекционной школы 8 вида на тему: «Тайны водоема»
план-конспект на тему
Конспект воспитательного занятия разработан для учащихся 6-7 классов. Цель занятия: воспитание экологической культуры и нравственности у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_-_pohod.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Пензенской области
«Кузнецкая школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
Конспект прогулки-похода
Тема: «Тайны водоема»
Автор-составитель:
воспитатель Двойникова С.В.
г.Кузнецк
2015 год
Тема: «Тайны водоема»
Форма проведения: Прогулка – поход
Возраст воспитанников: 12-13лет (6-7кл.)
Цель: Воспитание экологической культуры и нравственности у школьников.
Задачи:
Образовательные:
-Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «водоем»
- Сформировать у детей представление о водоеме как о сообществе различных растений и животных.
- Обобщать представления об экосистеме «водоем»
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции анализа, синтеза через умение
рассуждать.
- Создание эмоционально – волевой сферы»
Воспитательные:
-Формирование умения правильно вести себя у водоема.
- Воспитывать любовь к природе и дружеское отношение друг к другу.
Материалы: сачки водные, тазики для воды, пластмассовые бутылки, коробочки для сбора песка и камней, ведерки для поимки обитателей водоема.
Форма организации занятия: групповая.
№ | Этапы работы
| Содержание этапа | Время |
1. | Орг.момент. Цель: повторить с детьми правила поведения у водоема. Цель:создание эмоционально – волевой сферы. | Перед выходом на прогулку детям сообщается: мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры и приключения. Чтение стихотворения: Рыбки весело резвились В чистой тепленькой воде. То сожмутся-разожмутся, То зароются в песке. Вот с насиженной гнилушки В воду прыгнули лягушки, Будут квакать ква-ке-ке, Будет дождик на реке. | |
2. | Актуализация знаний. (опрос) Цель: выявить знания об охране водоема в природе. | Знакомство со знаком «Нельзя загрязнять водоем» (изображение бутылки в реке перечеркнутое красной линией). Почему нужно охранять водоемы? | |
3. | Переход к месту стоянки. Цель: Развитие слухового восприятия.
Цель: Выявить знания о пользе муравьев в природе. Цель: Познакомить с лекарственными растениями. Цель: Знакомство с повадками птиц | Упражнение «Послушай тишину» Воспитатель обращает внимание детей на природу, лесную тишину, призывает детей послушать ее с закрытыми глазами. Возле наиболее примечательных экологических объектов делаются небольшие стоянки. Первым на пути встречается муравейник. МУРАВЕЙНИК Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит лес - здоровый. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше самого муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравьев следует охранять. Погляди на молодцов - Веселы и бойки, Волокут со всех сторон Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжелой ношей, И спешит на помощь друг, Тут народ хороший! Без работы, хоть убей, Жить не сможет… муравей АПТЕКА АЙБОЛИТА На лужайке вдоль тропинки можно найти лекарственные растения. По краям много подорожников. На незаросших высокой травой местах можно найти мать-и-мачеху. На лужайке можно найти пастушью сумку. А уж крапиву и лопух искать не надо. ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА Здесь можно остановиться и услышать щебет лесных птиц. Доставит удовольствие наблюдение за поведением сороки. Это очень чуткая и осторожная птица. При малейшей опасности своим трескучим криком предупреждает всех в лесу. | |
4. | Основная часть Цель: понаблюдать самостоятельно за растениями и его обитателями. Цель: Развитие двигательной активности, ловкости, быстроты внимания, глазомера, умение работать в команде. | ВОПРОСЫ О ВОДОЕМЕ: Название водоема, где находится исток, устье, куда впадает, по какой местности течет (холмистой, плоской, лесистой, заболоченной), какие берега (высокие, низкие, песчаные, глинистые), какое течение - быстрое, медленное, как используется? Обращается внимание на представителей флоры - кувшинка, кубышка, аир, ряска, осока, камыш, рогоз, элодея (водяная зараза), роголистник, валлиснерия, энотера, рдесты, стрелолист; фауны водоема водомерка, жук-плавунец, пиявки, улитки (катушка, прудовик), личинки стрекоз, рыбы: окуни, караси, плотва, пескари; двустворчатые моллюски. Вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Условия среды изменяют строение и форму тела животных, живущих в воде (у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек - задние ноги длинные с перепонками, с их помощью они «отталкиваясь», перемещаются по воде; у водомерки - специальное строение лапок, позволяющее быстро «бегать» по поверхности воды). Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые? Рассматривание песка на берегу через лупу. Какой он? Предложить детям собрать немного песка, камней, чтобы взять с собой (в аквариум, для птиц); измерить скорость течения воды в реке - пустить соломинку и понаблюдать, как быстро она станет удаляться; с помощью термометра измерить температуру воды у берега и на глубине, показания сравнить; бросить в воду тяжелый камень и легкий, сравнить звук всплеска. Дети садятся на берегу и слушают голоса водоема с закрытыми глазами. В это время ведется аудиозапись звуков природы. Чем отличается река летом от реки весной? Летом река красивая - вода голубая, прозрачная, теплая, блестит на солнце, в воде много рыбы, мальков - они плещутся в воде, по поверхности воды передвигаются водомерки, будто хотят измерить ее. Цветет кубышка желтая, над ней летают стрекозы, бабочки, берега пестреют цветами. Чем вам нравится река летом? В чем сходство и отличие реки от пруда? Какие насекомые, рыбы, растения, которых мы видели, приспособились к жизни в воде и около нее? У рыб обтекаемая форма тела, плавники; лягушки - живут и в воде и на суше, но потомство выращивают в воде. Как будут себя чувствовать обитатели водоема, если он загрязнен? Внимание детей привлекают яркие зеленые лягушки и черные, быстрые головастики. С помощью сачка ловится по одному из названных представителей. Дети рассматривают их, а воспитатель сообщает. ЛЯГУШКИ Лягушки - это корм для других животных. Ими питаются такие рыбы, как сом, щука. Не будь лягушек, нечем было бы питаться этим рыбам. Что есть у лягушки? Какая у нее кожа? Какой длины задние и передние ноги? Чем интересен язык лягушки (липкий, длинный). Какие у лягушки глаза? Рот? Какого цвета кожа? Лягушки откладывают весной яйца в воду. Они похожи ан маленькие шарики, их называют «лягушачьей икрой». Через две недели из икры появляются головастики и дышат жабрами, как рыбы. Головастики питаются подводными растениями, которые болеют, и этим очищают воду в водоеме. Через некоторое время у хвоста появляются два бугорка, которые затем превращаются в задние лапки, потом отрастают передние ноги, а хвост укорачивается, потом исчезает. Маленькие лягушата могут выпрыгивать из воды и уже сами охотятся за насекомыми. Почему лягушки могут жить только вблизи водоемов? Могут ли страдать лягушки от загрязнения воды? Чем питаются головастики? Почему они так называются? Кто питается головастиками? Кто питается лягушками? После наблюдения лягушка и головастик отпускаются, воспитатель организует игры различной физической активности. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 1.«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ» Дети метают гладыши (маленькие плоские камни) в обозначенную цель в водоеме. 2. «К НАЗВАННОМУ ДЕРЕВУ БЕГИ» Игра проводится на полянке возле деревьев. «Раз, два три, к названному дереву беги!» 3.«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» Воспитатель или ребенок-ведущий описывает задуманное растение, играющие отгадывают, задавая наводящие вопросы. 4.«НЕ ЗАМОЧИ НОГИ» Детям предлагается пройти по коряге, при этом дается указание идти, не соступая с нее на землю. 5.«РЕЧНАЯ ФИГУРА» Проводится по типу «Морской фигуры» 6.«АИСТЫ И ЛЯГУШКИ» Дети делятся на две команды. Аисты прыгают на одной ноге, пытаясь запятнать лягушек. Если лягушка встала на одну ногу - ее пятнать нельзя. Запятнанный ребенок становится аистом. Детям предлагается побегать по берегу, походить по воде. Читается стихотворение Г. Ладонщикова 7.«КТО БЫСТРЕЕ» Видишь - семеро ребят На лужайке встали в ряд. Все готовы вдоль реки Побежать вперегонки. Если быстро бегать можешь, Становись к ребятам тоже, А не можешь - посмотри… Кто быстрее? Раз, два, три! Никуда не побегу - Отдохну на берегу. Тут тростник стоит высокий, Рыба плещется в осоке, Мотыльков веселый рой Звонко вьется над травой, И кузнечик маленький Бьет по наковаленке. Хорошо на берегу - Никуда не побегу! | |
5. | ОБРАТНЫЙ ПУТЬ Цель: обсудить результаты похода, подведение итогов. | Обратный путь преодолевается короткой дорогой. Воспитатель проводит работу над закреплением полученных знаний у детей. - Что Вам больше всего понравилось в походе? - Что вы запомнили важного и интересного для себя? Предлагаются проблемные ситуации, задачи-шутки, загадки: - что было бы если было жаркое и сухое лето и водоем высох? - что было бы если бы на муравейник упало большое дерево? - чем отличается вода в морях, океанах, озерах и реках? - зачем человеку нужна вода? - придумать рифму к слову «лягушка» (квакушка, попрыгушка, поскакушка, мухоловушка, зеленушка) - что было бы если бы все время шел дождь? - что было бы если бы лягушки были размером с кошку? - что между берегом И рекой? - в воде родится, а воды боится (соль). | |
6. | Итог. Цель: обобщить полученные знания об экологической культуре и нравственности | - Итак, ребята, мы с вами сегодня выяснили, что такое природа, как нужно относиться к окружающим нас природным богатствам и почему нельзя наносить вред обитателям водоёма, растениям и птицам. – Давайте и мы с вами будем горячо любить нашу природу, помогать ей добрыми делами, заботиться о ней! Согласны? Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы для обследования письма у учащихся 1-4 классов коррекционной школы 8 вида.
Дидактические материалы по обследованию письма у учеников 1-4 класс ....
Контрольные работы для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида
В данной методической разработке представлены материалы по математике, чтению и развитию речи, письму и развитию речи для проверки знаний и умений учащихся начальной школы VIII вида. Контрольные...
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»...
Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.
Стигисы - это уникальная развивающая игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....
Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.
Стигисы - это уникальная развивающая игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 го класса коррекционной школы VIII вида
Соединение слов в предложении при помощи предлогов....
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида....