Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»
классный час по зож на тему

Маркина Екатерина Александровна

Сценарий внеклассного мероприятия  для учащихся 1-4 классов  коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

для учащихся 1-4 классов

«Экологическая тропа».

Цели мероприятия:

Образовательные:

- систематизировать у детей элементарные представления о растениях и животных, о ценности природы;

- формировать ответственность человека за сохранение природы.

Коррекционные:

- развивать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении;

- развитие двигательных способностей, ориентировка в малом и большом пространстве;

- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе узнавания лекарственного растения по описанию.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе, умение работать в коллективе.

Оборудование:

- проектор;

- секундомер;

- звуковая презентация «Голоса леса»;

- костюмы сказочных героев;

- мультипликационный фильм «Да здравствует природа», режиссёр

  В. Скроденис, 1972 год;

- воздушные шары, цветные ленты;

- маршрутные листы;

- ягоды (клюква, черника, брусника);

- предметные картины «Болотные ягоды»;

-  кочки;

- муляжи съедобных и несъедобных грибов;

- корзина;

- ёмкость с водой;

- деревянная ложка;

- травяные чаи;

- коробочки с растениями.

Ход мероприятия:

Рассказчик:

Довелось мне как-то раз

Услышать вот такой рассказ…

В ночь чудес – на Иванов день,

На поляне под сосной

Заседал народ лесной.

Под сосною той сидели:

Лесовик, Лесная фея,

Жаб Жабыч с сестрой своею.

Только бабушка Яга

Почему-то не пришла.

Собранье это Леший вёл,

Там шёл серьёзный разговор.

Леший:

Собрались мы на совет –

Как избавиться от бед?!

В лес, друзья, пришла беда,

Помощь срочная нужна.

Лесовик:

Леса здесь когда-то стояли густые,

Шумели липы молодые,

Берёзки нежно всем кивали,

В своих серёжках щеголяли.

Осины протяжно скрипели,

А птицы так радостно пели.

Лесная фея:

А сосны, как стражи, в бору здесь стояли,

Дубы вековые, как старцы, ворчали,

И ёлок пушистых зелёный народ

Водил на поляне свой хоровод.

Кикимора:

В болотах такая была благодать!

Во мху так приятно было лежать.

И мягко, и влажно,

И ягод не счесть –

Бывало, что за день устанешь их есть.

(обращаясь к Жаб Жабычу)

А ты, братец мой,

Отчего не речист?

Ведь каждый ручей был прозрачен и чист!

Жаб Жабыч:

Да что говорить?

Загрязнили озёра и реки.

А виною все тому всё они – человеки!

Леший:

Верно ты, дружок, сказал:

Человек не тот уж стал.

Обогатиться все хотят,

Вот и рубят всё подряд.

Весёлые липки пошли на кули,

За них заплатили большие рубли.

Берёзы на ложки срубили,

Дубовую мебель куда-то спустили,

И сосны, и ёлки опять продают,

Их рубят и пилят, куда-то везут.

А люди- то не понимают,

Что сами край свой разрушают.

Нам пора вооружаться: дурман травою запасаться,

Одолень-траву берите

И на охрану все идите.

(Герои расходятся по станциям).

Рассказчик:

Сейчас вы посмотрите мультфильм о том, как надо беречь природу.

(просмотр мультипликационного фильма «Да здравствует природа», режиссёр В. Скроденис, 1972 год)

Вы посмотрели мультфильм и надеюсь, что будите относиться бережней к природе, и выполните задания на всех станциях.

(командам раздаются маршрутные листы, капитану дается ленточка с определенным цветом)

        Для того чтобы определить на какую станцию вы побежите сначала, вам необходимо лопнуть шарик, соответствующий цвету вашей ленты.

(участники расходятся по станциям)

Станция «Лесная»

Леший:

Лес шелестит, поёт, звенит, жужжит…

Слушай лес и радуйся его живым голосам! Весенний ручеёк в лесу…. Прислушайся к его журчанию.

Чудесный концерт в лесу дают птицы. Каждая поёт по-своему. Слушай пение птиц, наслаждайся им.

Если мы будем шуметь, не услышим прекрасные звуки леса! Голоса животных – это их разговор.

Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду и птенцы останутся голодными. Ходите по лесу осторожно и аккуратно. Наслаждайтесь красотой родной природы, зелёными лугами и лесами, звонким пением птиц, порханием бабочек и стрекоз.

Вы наверняка ходили с родителями в лес и знаете голоса животных и птиц. Сейчас я проверю, насколько хорошо вы их знаете. Вам надо угадать какое животное или птицу вы услышали. За каждый правильный ответ, вы получаете по одному баллу ( аудиопрезентация «Голоса леса»).

Какие вы молодцы и помните, что любить природу – значит не трогать её, не мешать ей жить по своим законам. А для того, чтобы продолжить свой путь дальше вам надо лопнуть шарик своего цвета.

Станция «Грибная полянка»

Лесная Фея:

- Лес.… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь…. Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать, но, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать».

- У меня на полянке выросло много грибов. Вам нужно за 1 минуту собрать только съедобные грибы.

(Учащимся за одну минуту предлагается собрать с полянки  съедобные грибы)

Какие вы прекрасные грибники. Вы можете отличить съедобные грибы от несъедобных. Но помните собирать грибы без взрослых нельзя. Вы готовы продолжить свой путь, давайте, с помощью воздушных шаров мы определим, куда вам бежать дальше.

Станция «Зелёный друг»

Лесовик:

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

Нас окружают очень много различных растений: цветов, трав, деревьев и кустарников. Многие из них имеют целебные свойства. Люди используют эти растения при изготовлении различных лекарств. Перед вами 6 коробок. В них находятся лечебные травы. Я буду по очереди читать описание каждой травы, а вы должны, отгадать какое лекарственное растение находится в коробочке.

  1. Подорожник

Название этого растения говорит, где оно живёт. Выживает оно под ногами людей потому, что листья его очень прочные, да к тому же плотно прижаты к земле. Его используют для лечения мелких ран, ушибов, ссадин.  

Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги.

Этот лекарь у дороги.

  1. Лопух

Крупная трава с большими листьями.

Это лекарственное растение, отвар и настой которого используются для лечения большого количества различных заболеваний. Листья этого растения в свежем или сухом виде можно прикладывать к различным ожогам или ранам. Это способствует более быстрому заживлению ран. Также отвар этого растения используют для укрепления волос.

  1. Крапива

Это растение входит в состав многих аптечных сборов. Также крапивным отваром моют голову.

Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит.

  1. Алоэ

Это комнатное растение. Сок этого растения и препараты на его основе обладают сильными противовоспалительными и обезболивающими свойствами. Также его используют при лечении насморка.

  1. Одуванчик

Из листьев этого растения готовят салаты. Это растение пользуется широкой популярностью и в народной косметике. Также это растение широко используют при лечении многих заболеваний.

Посмотри, какой цветок!
Как вплести его в венок?
В шапке беленькой стоит,
А подуешь – улетит.

  1. Лук, чеснок

Лук: это растение обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами. Оно улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Чеснок: это растение очень полезно для здоровья. Кроме его специфического вкуса, оно обладает многими полезными и лечебными свойствами и широко применяется в медицине для лечения многих заболеваний и недугов.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.

Маленький, горький, луку брат.

Доброго вам здоровья. Живите дружно, друг друга берегите. Говорите друг другу только добрые слова – в них сила несметная. Они и врачуют и радуют душу. Любите доброе слово, не говорите дурного – и Матушка-Природа вам добром отплатит. Помните об этом!

Вы замечательно справились с заданием, но вам надо продолжать свой путь. Лопнув шарик своего цвета, вы узнаете, куда вам бежать дальше.

Станция «Болотная»

Кикимора:

Далеко-далеко раскинулось мое необъятное болото. Страшно идти по болоту: под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются.

Перед вами “кочки”. На кочку можно наступить и не провалиться в болото. Давайте вы попробуйте добраться до суши.

(Каждая кочка имеет определенный номер (от 1 до 13). Учащиеся должны по порядку перепрыгнуть по кочкам, не попав в воду.)

Ребята, а вы знаете, что на болоте растет много полезных ягод. А как вы думаете, какие ягоды растут на болоте? (выслушиваются ответы детей)

На болоте растут: клюква, черника, брусника. Давайте познакомимся с ними по ближе.

На болото мы пойдём,

Много клюквы наберём –

Кислой, приятной,

Очень ароматной.

Клюква: вечнозелёный кустарник. Её ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растёт в болотах, собирают её поздней осенью. Ягоды могут долго храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

Черника: тоненький стебелёк, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зелёные листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти чёрные ягодки с синим налётом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего».

- Как вы понимаете эту поговорку?

Ягоды черники сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.

Брусника: кустарник. Из её ягод варят варенье, делают мармелад.

А хотите попробовать эти вкусные ягоды? (Учащиеся пробуют ягоды)

Молодцы. Я надеюсь, теперь вы полюбите болото и будите приходить сюда за ягодами. Вы замечательно справились с заданием, но вам надо продолжать свой путь. Лопнув шарик своего цвета, вы узнаете, куда вам бежать дальше.

Станция «Речная»

Жаб Жабыч:

Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только "поит", но ещё и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!

Зачастую люди не берегут воду и загрязняют реки, озера. Поэтому нам водным жителям, очень тяжело. Проходящие мимо туристы загрязнили мое озеро и чистой воды не осталось. Ребята помогите мне!

Вам по очереди необходимо, за 3 минуты принести как можно больше воды в мое озеро. Для этого у вас есть деревянная ложка и тазик с чистой водой. Время пошло, но будьте аккуратнее.

Какие вы молодцы, теперь у меня много чистой воды. А вам надо поторапливаться, вас  ждет еще много приключений. Берите шарик своего цвета, и вы узнаете, куда вам бежать дальше.

Станция «Чайная»

Вы немного устали и для того, чтобы вернуть вам силы, я предлагаю выпить по кружечки чаю. Но чай этот будет не простой, он заварен на целебных травах.

Какие вы знаете лечебные травы?

(Выслушиваются ответы учащихся)

Попробуйте чай и попытайтесь догадаться, на какой траве он заварен.

Подведение итогов

Все команды возвращаются в зал и сдают маршрутные листы, по результатам которых определяется победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие для 1 класса коррекционной школы VIII вида "С Днем Победы"

Данное мероприятие формирует у детей представление о празднике 9 мая, формирует понятие о празднике «День Победы», ...

Математический КВН для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида

Материал готов для проведения математического КВНа в школе для детей с нарушением интеллекта во 2 классе.Материал подобран так, чтобы учащиеся могли справиться с заданием.Это развивает мышление, ...

Тематическое планирование по изобразительному искусству и трудовому обучению для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида

Тематические планы по ИЗО и трудовому обучению на весь учебный год для детей с нарушением интеллекта....

Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Формирование пространственных и геометрических представлений у  учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида....

Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" по птицам для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида с презентацией

Внеклассное мероприятие по развитию речи на основе изучения окружающего мира "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" , проведенное в рамках Декады начальных классов, построено в форме интеллектуальной игры для учащихся 3 ...

Альбом творческих дел учащихся 3 класса корекционной школы VIII вида

Творческий потенциал младших школьников развивается в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.  Это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладени...

Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида

Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или  качественные, следует использова...