Конспект занятия по внеурочной деятельности: "По страницам книг В. Сутеева"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Чапурина Елизавета Геннадьевна

Конспект занятия по внеурочной деятельнности общеинтеллектуального направления на тему: "По страницам книг В.Сутеева". Занятие обобщает у учащихся  знания о творчестве В.Г.Сутеева. Упражняет в умении определять и называть его произведения. Занятие направлено на развитие познавательной активности, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления, внимания, связной речи, мелкой и общей моторики, развитие познавательного интереса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение школа № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по внеурочной деятельности

Общеинтеллектуального направления

«Волшебный мир книги»

На  тему: «По страницам книг В. Сутеева»

Составитель:

Чапурина Елизавета Геннадьевна,

учитель начальных классов

 

Санкт-Петербург

2018-2019 уч.год

Тема урока: «По страницам книг В. Сутеева»

Тип урока: Урок внеклассного чтения

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

Предметные:

Создать условия для развития связной речи детей .

Метапредметные

Личностные: создать условия для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости, эмпатии и толерантности, воспитания навыков сотрудничества и взаимодействия, активности и самостоятельности, воспитания любови к художественной литературе.

Регулятивные: формировать умение  планировать действия в  соответствии   с поставленной задачей;  оценивать процесс и результат деятельности.  

Познавательные: обобщить знания детей о творчестве В.Г.Сутеева; упражнять в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности, используя мнемотаблицы и серии сюжетных картин; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей;  упражнять в умении действовать по словесной инструкции. Развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и общую моторику, развивать познавательный интерес. 

Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно     выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению     совместной деятельности; формулировать собственное мнение и  позицию.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:

Печатные пособия:

 Портрет В.Г.Сутеева;  книги В.Г.Сутеева»; корабль; корабельный штурвал; парус; якорь; спасательный круг; картина «Море»; карта с иллюстрациями к сказкам В.Г.Сутеева; бескозырка; перчаточная кукла «Кот»; ширма; корзинка с мягкими игрушками; мнемотаблицы по сказкам В.Г.Сутеева «Три котёнка» и «Под грибом»; сеть; настольный театр по сказке В.Г.Сутеева «Под грибом»; музыкальный треугольник; колокольчик; сундучок; туннель; серия сюжетных картин по сказке В.Г.Сутеева «Кораблик»; призы; фонограммы «Шум моря», «Журчание воды»; 14 красных кругов; 14 зелёных кругов; 14 жёлтых кругов; мольберт .

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

1. Организационный момент

  Ребята! Готовы ли вы к занятию?

На вас надеюсь я, друзья

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Покажите мне, какое у вас настроение?

(Дети на парте выкладывают «солнышко» или «тучку».

2. Актуализация знаний

- Ребята, послушайте, пожалуйста, что я вам скажу, и попробуйте догадаться, о ком идёт речь.

- И были у него три волшебные палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт одну – сказка сочиняется, возьмёт две других – иллюстрация чудесная выходит, красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!

- А как же звали этого доброго волшебника?

- Да, этого доброго волшебника зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Вот его портрет.

 Владимир Григорьевич Сутеев родился больше 100 лет назад в семье врача. Но его отец не только лечил людей, он ещё увлекался живописью, часто пел и читал книги своим сыновьям, которые с большим интересом его слушали. Наверное, именно поэтому маленький Володя, впоследствии, стал добрым волшебником.

- Что же волшебного создал Владимир Сутеев?

 Правильно, Владимир Сутеев сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы. Он был и писателем, и иллюстратором, и мультипликатором.

- У каждого человека есть своя мечта. Наверное, каждый из вас мечтал когда-нибудь очутиться в сказке: увидеть волшебный мир в замочной скважине, заглянуть в таинственную шкатулку и встретиться с её крохотными обитателями или открыть книгу и оказаться в Тридевятом царстве.... Мечтали вы об этом?

- Сегодня я хочу предложить вам отправиться в море сказок, которые всю жизнь создавал добрый волшебник Владимир Сутеев. Хотите отправиться в путешествие по морю сказок?

 

Дети отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Портрет В.Г.Сутеева»

 

 

 

 

 

 

 Книги и иллюстрации В.Сутеева

 На чём можно путешествовать по морю?

- Да будем путешествовать на корабле. Вот он. Но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно посмотреть на карту.

- А для чего путешественникам нужна карта?

 Подойдите, пожалуйста, сюда, посмотрим на карту.

- Перед вами огромное море с множеством островов. Каждый остров – это определённая сказка В.Сутеева. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови».

Я вам буду показывать иллюстрацию к сказке, а вы будете называть её.

Д/И «Узнай и назови»

 Молодцы, все сказки назвали правильно! Пора отправляться в путь. Подходите к кораблю.

- Что это? Для чего он нужен?

- Что это? Для чего он нужен?

Проходите на корабль. Занимайте места! Сядьте правильно. Кто главный на корабле?

- Капитаном будет Андрей. А мы все будем помогать капитану вести корабль. Андрей, вставай к штурвалу.

Поднять якорь.

                 Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Дети отвечают.

Смотрят на корабль.

 

 

Дети отвечают.

Подходят к карте.

 

 Дети выполняют задание.

 

 

  

Рассматривают атрибуты (спасательный круг и якорь), отвечают на вопросы.

 

 

Выполняют инструкции педагога.

Перед детьми корабль.

 

 

 

Педагог показывает карту.

 

 Педагог показывает иллюстрации к сказкам В.Сутеева, а дети их называют.

 

 

 

 

 

 

 Картина«Море»

Звучит фонограмма

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)

- Вот мы и приплыли с вами на 1 остров. Бросить якорь. Выходите и проходите сюда. Садитесь. Сядьте правильно.

- Что перед вами? (следы)

- Как вы думаете, чьи это следы? (животного, кошки)

- Чем похожи и чем отличаются эти следы? (похожи формой, отличаются цветом)

- Какого цвета следы?

- Что ещё бывает белого цвета? (мука, сахар, снег, соль, вата)

- Какие животные серого цвета? (слон, волк, заяц, мышь)

- Что бывает чёрным? (ночь, земля, краска, сажа)

- Ой, а кто это?

Кот: Здравствуйте, ребята!

Я – котёнок самый чёрный,

Очень долго я играл,

Прыгал, бегал и гулял,

И братишек потерял!

Где же белый?

Где же серый?

Помогите отыскать,

Вам, ребятки, надо вспомнить

И мне сказку рассказать!

А из какой сказки этот котёнок?

- Давайте расскажем эту сказку и поможем отыскать других котят.

Кот: А помогут вам в этом волшебные картинки.

 

Рассказывание сказки В.Сутеева «Три котёнка» с опорой на мнемотаблицу.

 А вот и котятки нашлись! Хотите их погладить?

 

 

 

Дети выходят и проходят за педагогом

садятся.

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Дети рассказывают сказку В.Сутеева

 «Шум моря»

 

 

Перед детьми кошачьи следы белого, серого и чёрного цветов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На ширме появляется кукла би-ба-бо «Чёрный кот».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мнемотаблица по сказке «Три котёнка»

 

 

Кот: Вот спасибо, ребята, вы помогли мне найти моих братишек-шалунишек! Ну а нам пора идти, до свидания, ребята.

 А в каких сказках В.Сутеева ещё встречаются коты и котята?

- А что делал кот в сказке «Кот-рыболов»?

- Пойдёмте на пруд.

- Ребята, а где живут рыбы?

- С помощью чего рыбы дышат в воде?

- Чем покрыто тело рыб?

- А откуда появляются маленькие рыбки?

- Назовите рыб, которых вы знаете.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Рыбки».

Подвижная игра «Рыбки»

Ведущий: Рыбки плавают в воде,

Весело играют,

Хвостиком виляют,

Друг друга догоняют!

Рыбак: Вы плывите, не ленитесь,

В мою сеть не попадитесь.

Ведущий: Хорошо поиграли. Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль.

Миша, вставай к штурвалу. Поднять якорь.

Ведущий: Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)

- Вот мы и приплыли с вами на 2 остров. Бросить якорь. Выходите и идите за мной. Садитесь. Сядьте правильно.

Ведущий: Посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри.

- Ой, здесь какие-то фигурки.

- Из какой сказки эти персонажи? Кто её написал?

Давайте покажем сказку.

Настольный театр по сказке В.Сутеева

«Под грибом» (приложение 1)

Ведущий: Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец! Все вы молодцы!

- А теперь поиграем с нашими пальчиками

Пальчиковая гимнастика «Под грибом»

Ведущий: Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль.

Миша, вставай к штурвалу. Поднять якорь.

Ведущий: Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах!

- Вот мы и приплыли с вами на 3 остров. Бросить якорь. Проходите за мной. Ребята, перед вами волшебный туннель. Чтобы попасть в туннель нужно выполнить задание. Я вам буду говорить слово, а вы мне- противоположное по смыслу, например: я скажу- горячий, а вы говорите – холодный.

Игра «Наоборот»

Короткий – длинный, Мокрый – сухой, Сладкий – кислый, Слабый – сильный, Маленький – большой, Тонкий – толстый, Лёгкий – тяжёлый, Пушистый – колючий, Твёрдый – мягкий, Злой – добрый, Плохой – хороший, Грустный – весёлый.

Ведущий: Перед вами картинки

- Из какой сказки эти картинки?

Давайте, разложим эти картинки по порядку и расскажем сказку.

Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»

Ведущий: Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Проходите на корабль. Миша, вставай к штурвалу. Поднять якорь.

Ведущий: Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)

- Вот мы и приплыли с вами в детский сад. Бросить якорь. Выходите в центр зала и вставайте передо мной.

«Три котёнка» с опорой на мнемотаблицу.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Идут за педагогом в центр зала.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Дети плавно двигаются вокруг рыбака, изображая рыбок.

 

 

Рыбак с сетью бегает за рыбками.

 

Дети выполняют инструкции педагога.

 

 

 

Дети выходят и идут за педагогом, садятся на стулья.

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

Выполняют инструкции педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют противоположные по смыслу слова и проползают через туннель.

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проходят в центр зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог изображает рыбака с сетью.

 

 

 

 

 

 

Слайд «Море»

Звучит фонограмма «Шум моря»

 

 

Педагог открывает сундучок, достаёт оттуда фигурки настольного театра, выставляет их перед детьми.

 

Педагог распределяет роли.

 

 

 

 

Педагог показывает.

 

Слайд «Море»

Звучит фонограмма «Шум моря»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд «Море»

Звучит фонограмма «Шум моря»

3. Рефлексия

 Ну что, понравилось вам путешествие по морю сказок? - В каких сказках мы с вами побывали?

- Кто написал все эти сказки?

- Что больше всего вам понравилось?

 Посмотрите, здесь разноцветные круги.

- Кому понравилось путешествовать, было интересно и весело – возьмите, пожалуйста, красный круг.

- Кому было не очень интересно – возьмите зелёный круг.

- А кому вообще не понравилось, было скучно и неинтересно – возьмите жёлтый круг.

Все вы очень дружные, многое знаете и умеете, и всегда помогаете друг другу. Я вас всех благодарю за активное участие в этом путешествии и хочу преподнести вам сказочные раскраски с наклейками.

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Дети берут круги.

 

 Принимают подарки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель раздаёт подарки.

Приложение 1

Настольный театр по сказке В.Сутеева «Под грибом»

(по мотивам сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»)

Ведущий: Как-то раз застал муравья сильный дождь.

Дождь

Ведущий: Увидел муравей на полянке маленький грибок и спрятался под ним.

(муравей идёт до гриба, встаёт рядом с ним)

Ведущий: А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Дождь

Ведущий: Ползёт к грибу мокрая бабочка.

(бабочка идёт)

Бабочка: Муравей, муравей, пусти меня под грибок. Крылышки мои намокли – лететь не могу!

Муравей: Куда же я тебя пущу? Тут места нет.

Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.

(бабочка идёт до гриба, встаёт рядом с ним)

Ведущий: Пустил муравей бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Дождь

Ведущий: Бежит мимо мышка.

(мышка идёт)

Мышка: Пи-пи-пи. Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.

Мышка: Потеснитесь немножко.

Бабочка: Ну ладно.

(мышка идёт до гриба, встаёт рядом с ним)

Ведущий: Потеснились, пустили мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Дождь

Ведущий: Мимо гриба воробей скачет и плачет.

(воробей идёт)

Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.

Воробей: Пустите, пожалуйста!

Бабочка: Ну ладно.

(воробей идёт до гриба, встаёт рядом с ним)

Ведущий: Подвинулись – нашлось и воробью место. А тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

(заяц идёт)

Заяц: Спрячьте, спасите! За мной лиса гонится!

Все: Жалко зайца. Прячься скорей.

(заяц идёт до гриба, встаёт рядом с ним)

Ведущий: Только спрятали зайца – лиса прибежала.

(лиса идёт)

Лиса: Зайца не видели?

Все: Нет, не видели!

Ведущий: Подошла лиса поближе, понюхала.

(лиса идёт, заглядывает, нюхает)

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Все: Нет, его здесь нет.

Ведущий: Махнула лиса хвостом и ушла.

(лиса уходит)

Ведущий: К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло.

Солнышко

Ведущий: Вылезли все из-под гриба – радуются и веселятся.

(все фигурки прыгают, танцуют)

Ведущий: А муравей задумался и говорит.

Муравей: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Ведущий: А тут лягушка прискакала.

(лягушка идёт)

Лягушка: Ква-ха-ха, Ква-ха-ха!

Эх вы, а гриб...

Все: Вырос!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по внеурочной деятельности (проектная деятельность)

Данный конспект разработан по программе Р.И.Сизовой , Р.Ф.Селимовой Учусь создавать проект в соответствии с ФГОС по теме: Изготовление визитки. 2 класс...

Занятие по внеурочной деятельности "В мире книг" по теме "Герои книг В.Осеевой"

Данное занятие расширяет знания детей о В.Осеевой. Они узнают биографию писательницы, названия ее рассказов. На занятии ребята инсценируют некоторые рассказы, учатся находить главную мысль рассказа. В...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

Конспект занятия по внеурочной деятельности: «Знакомство с творчеством Н.Н. Носова. По страницам произведений «Огурцы», «Фантазеры».

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваив...