Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества"
рабочая программа по теме
Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества" направлена на реализацию духовно-нравственного направления по ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю ( 1 год - 33 часа, 2-4 годы 34 часа). Срок реализации 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneur._deyat.docx | 51.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Новокубанский район, г. Новокубанск,
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол
№ 1 от « 30 » августа 2017 г.
Председатель педсовета
________________________
Г.В.Лазирская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: комплексная
Кружок «История и культура кубанского казачества»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 7- 11 лет
Ступень обучения: начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов: 135 ч.
Составитель : Зозуля Инна Александровна
Программа разработана на основе проекта программы «История и культура кубанского казачества» (1-4) и методических рекомендаций по казачьему образованию от 10.01.2017 № 02-04/1/17 - 7
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» составлена для реализации социального направления по ФГОС НОО.
- Пояснительная записка
Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества.
Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.
Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
- привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
- приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
- знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
- формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и, в дальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета.
Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, жизни в своем городе, станице. Дети получают общие представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой казачества. Актуализация знаний учащегося, обращение к его опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания – принципу природосообразности.
Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре кубанских казаков в своем населенном пункте, районе, на Кубани в целом в различные исторические периоды, значимости деятельности кубанских казаков.
Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. С этой же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Кубановедение», «Основы православной культуры», курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.
- Православная культура как основа духовных ценностей казака.
Место курса в учебном плане или плане внеурочной деятельности
На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Тематическое распределение часов
№ | Разделы | 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
ауд. | вне ауд. | ауд. | вне ауд. | ауд. | вне ауд. | ауд. | вне ауд. | ||
1 | Кубанские казаки | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
2 | Традиции и культура кубанских казаков | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 |
3 | Труд и быт казаков на Кубани | 2 | 6 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
4 | Православие в жизни кубанского казачества | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 |
5 | Кубанское казачье войско: история и современность | 2 | 4 | 2 | 5 | 3 | 7 | 3 | 7 |
6 | Традиционная культура кубанского казачества | 2 | 4 | 2 | 6 | 1 | 3 | 1 | 3 |
10ч | 23ч | 11ч | 23ч | 10ч | 24ч | 10ч | 24ч | ||
Итого: | 33 часа | 34 часа | 34часа | 34 часа |
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ Знать-понимать:
- различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
- историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
- уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
- основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
- основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
- основы духовной жизни кубанских казаков;
- структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь применять в практической деятельности:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
- реконструировать основные праздничные обряды;
- рассказать о своём казачьем роде;
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
- выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
- выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».
Освоение курса «Истории и культуры кубанского казачества» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «История и культура кубанского казачества» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
При изучении курса «История и культура кубанского казачества» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Знать:
природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае.
• природные богатства родного края и их использование человеком
« символику» Краснодарского края
• органы местного самоуправления
• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.
• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края
• достопримечательности родного края, своего района
• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края
. особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
• важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
> заповедник, находящийся на территории Краснодарского края
• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани.
Планируемые результаты изучения курса
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского казачества» должны отражать сформированность:
осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;
уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения курса «История и культура кубанского казачества» являются:
способность осознавать цель и задачи изучения предмета;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
1-й год обучения (33 часа)
Раздел 1. Кубанские казаки.
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
Раздел 2. Традиции и обычаи кубанских казаков
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
Раздел 4. Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции: Рождество Христово. Казачьи традиции: Светлое Христово Воскресение
Раздел 5. Кубанское казачье войско: история и современность
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
Раздел 6. Традиционная культура кубанского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
2-й год обучения (34часа)
Раздел 1. Кубанские казаки.
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
Раздел 2. Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
Раздел 4. Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах
Раздел 5. Кубанское казачье войско: история и современность.
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
Раздел 6. Традиционная культура кубанского казачества.
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков.
3-й год обучения (34 часа)
Раздел 1. Кубанские казаки.
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.
Раздел 2. Традиции и обычаи кубанских казаков
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды кубанского казачества
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
Раздел 4. Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Раздел 5. Кубанское казачье войско: история и современность.
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.
Раздел 6. Традиционная культура кубанского казачества.
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина. Танцевальная культура кубанских казаков.
4-й год обучения (34 часа)
Раздел 1. Кубанские казаки.
Территория проживания, язык, культура кубанских казаков. Казачьи войска России.
Раздел 2. Традиции и обычаи кубанских казаков.
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
Раздел 4. Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
Раздел 5. Кубанское казачье войско: история и современность.
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.
Раздел 6. Традиционная культура кубанского казачества.
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.
4.Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) | |
Ауд. | Внеауд | |||
1 класс (33часа) | ||||
Кубанские казаки 3 часа | Осознавать национальную принадлежность, себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество; способность осознавать цель и задачи изучения предмета; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; | |||
1 | Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». | 1 | ||
2 | Кто такие казаки. | 1 | ||
3 | Наши предки – казаки. | 1 | ||
Традиции и культура кубанских казаков 6 часа | ||||
4 | Казачья станица. | 1 | Характеризовать понятие «казачья семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Знать особенности воспитания детей в казачьей семье. Составлять рассказ о детях в казачьей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией, с помощью взрослых, учиться работать со справочной литературой, энциклопедиями, интернет ресурсами, уметь находить полезную информацию Знание различных фольклорных форм кубанского казачества | |
5 | Уважение к старшим, к старикам. | 1 | ||
6 | Обычай взаимопомощи. | 1 | ||
7 | Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. | 1 | ||
8 | Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. | 1 | ||
9 | Верный друг казака. | 1 | ||
Труд и быт казаков на Кубани 8 часов | ||||
10 | Как жили казаки. | 1 | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения; чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |
11 | Хата казака. Красный угол. | 1 | ||
12 | Быт казачьей семьи. | 1 | ||
13 | Обустройство жилища, домашняя утварь. | 1 | ||
14 | Труд казачьей семьи. | 1 | ||
15 | Мастеровые руки. | 1 | ||
16 | Дети-помощники. | 1 | ||
17 | Обязанности детей в казачьих семьях. | 1 | ||
Православие в жизни кубанского казачества 4 часов | ||||
18 | Казак без веры – не казак. | 1 | Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с казаками местного войска, интервьюировать их, посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. | |
19 | Храм. Правила поведения в храме. | 1 | ||
20 | Казачьи традиции: Рождество Христово. | 1 | ||
21 | Казачьи традиции: Светлое Христово Воскресение | 1 | ||
Кубанское казачье войско: история и современность 6 часов | ||||
22 | Как казаки на Кубань пришли. | 1 | Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. | |
23 | Кубанское казачье войско. Атаман. | 1 | ||
24 | Казачьи заповеди. | 1 | ||
25 | Казачья служба.. | 1 | ||
26 | Казаки в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
27 | Кущевская атака | 1 | ||
Традиционная культура кубанского казачества 6 часов | ||||
28 | Дети в казачьей семье. | 1 | Знание различных фольклорных форм кубанского казачества;формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; | |
29 | Как казачат учили. | 1 | ||
30 | Мы - казачата. Поведение и форма казачат. | 1 | ||
31 | Семейные реликвии. | 1 | ||
32 | Казачьи пословицы. | 1 | ||
33 | Игры кубанских казачат. | 1 | ||
Итого: 33 часа | 10 ч | 23 ч | ||
2 класс (34часа) | ||||
Кубанские казаки 3 часа | ||||
1 | Знакомство с программой | 1 | Осознавать национальную принадлежность, себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество; | |
2 | Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. | 1 | ||
3 | Казачьи заповеди. | 1 | ||
Традиции и культура кубанских казаков 4 часа | ||||
4 | Казачья станица. | 1 | Знание различных фольклорных форм кубанского казачества; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; | |
5 | Традиции и обычаи кубанских казаков. | 1 | ||
6 | Почитание гостя. | 1 | ||
7 | Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | 1 | ||
Труд и быт казаков на Кубани 6 часов | ||||
8 | Двор казака. | 1 | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения; чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | |
9 | Дом казака. | 1 | ||
10 | Уклад казачьей семьи. | 1 | ||
11 | Занятия казаков | 1 | ||
12 | Казачья пища. | 1 | ||
13 | Проект «Труд и быт казаков» | 1 | ||
Православие в жизни кубанского казачества 6 часов | ||||
14 | Казак без веры – не казак | 1 | Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с казаками местного войска, интервьюировать их, посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. | |
15 | Православные храмы родной станицы, города. | 1 | ||
16 | Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. | 1 | ||
17 | Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. | 1 | ||
18 | Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. | 1 | ||
19 | Икона в храмах и жилищах | 1 | ||
Кубанское казачье войско: история и современность 7 часов | ||||
20 | Кубанские казаки на рубежах Отечества. | 1 | Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. | |
21 | Основание первых куреней. | 1 | ||
22 | Екатеринодар – град казачий | 1 | ||
23 | Памятник казакам-переселенцам. | 1 | ||
24 | Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. | 1 | ||
25 | Наше казачье общество. | 1 | ||
26 | Встреча с казаками. Казаки на защите Отечества. | 1 | ||
Традиционная культура кубанского казачества 8 часов | ||||
27 | Народное творчество для казачат. | 1 | Характеризовать понятие «казачья семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Знать особенности воспитания детей в казачьей семье. Составлять рассказ о детях в казачьей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией, с помощью взрослых, учиться работать со справочной литературой, энциклопедиями, интернет ресурсами, уметь находить полезную информацию | |
28 | Песни, предания в моей семье. | 1 | ||
29 | Сказки, поговорки, предания в моей семье. | 1 | ||
30 | Кубанская «балачка». | 1 | ||
31 | Песенная культура кубанских казаков. | 1 | ||
32 | Бандура - казачий музыкальный инструмент. | 1 | ||
33 | Проект «Музыкальные инструменты казака» | 1 | ||
34 | Обобщение знании учащихся. | 1 | ||
Итого: 34ч | 11ч | 23ч | ||
3 класс (34 часа) | ||||
Кубанские казаки 3 часа | Осознавать национальную принадлежность, себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество; | |||
1 | Народы Кубани. Добрососедство. | 1 | ||
2 | Нравственные качества кубанского казака. | 1 | ||
3 | Сила духа и доблесть казаков. | 1 | ||
Традиции и культура кубанских казаков 6 часов | ||||
4 | Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. | 1 | Характеризовать понятие «казачья семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Знать особенности воспитания детей в казачьей семье. Составлять рассказ о детях в казачьей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией, с помощью взрослых, учиться работать со справочной литературой, энциклопедиями, интернет ресурсами, уметь находить полезную информацию | |
5 | День матери-казачки. | 1 | ||
6 | Казачий род. | 1 | ||
7 | Моя родословная. | 1 | ||
8 | Календарные праздники | 1 | ||
9 | Обряды кубанского казачества | 1 | ||
Труд и быт казаков на Кубани 6 часов | ||||
10 | Казак – хозяин и труженик. | 1 | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения; чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | |
11 | Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. | 1 | ||
12 | Одежда казака. | 1 | ||
13 | Одежда казачки. | 1 | ||
14 | Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. | 1 | ||
15 | Проект «Труд казака» | 1 | ||
Православие в жизни кубанского казачества 5 часов | ||||
16 | Казак без веры – не казак. Молитва. | 1 | Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с казаками местного войска, интервьюировать их, посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. | |
17 | Православные храмы Кубани. | 1 | ||
18 | Войсковой храм. | 1 | ||
19 | Войсковой священник. | 1 | ||
20 | Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. | 1 | ||
Кубанское казачье войско: история и современность 10 часов | ||||
21 | Переселение казаков на Кубань. Лента времени. | 1 | Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. | |
22 | Основные памятные даты. | 1 | ||
23 | Героизм кубанских казаков. | 1 | ||
24 | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | 1 | ||
25 | Кубанское казачье войско в наши дни. | 1 | ||
26 | Отделы Кубанского казачьего войска. | 1 | ||
27 | Атаман Кубанского казачьего войска. | 1 | ||
28 | Несение службы современными казаками. | 1 | ||
29 | Почётный караул войска. | 1 | ||
30 | Проект «Час Славы Кубани» | 1 | ||
Традиционная культура кубанского казачества 4 часов | ||||
31 | Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. | 1 | Знать различные фольклорные формы кубанского казачества; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; | |
32 | Говор кубанских казаков. | 1 | ||
33 | «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина. | 1 | ||
34 | Танцевальная культура кубанских казаков. | 1 | ||
Итого: 34 часа | 10ч | 24ч | ||
4 класс ( 34 часа) | ||||
Кубанские казаки 3 часа | ||||
1 | Территория проживания, язык кубанских казаков. | 1 | Осознавать национальную принадлежность, себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество; | |
2 | Культура кубанских казаков. | 1 | ||
3 | Казачьи войска России. | 1 | ||
Традиции и культура кубанских казаков 6 часов | ||||
4 | Родители и дети. | 1 | Характеризовать понятие «казачья семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Знать особенности воспитания детей в казачьей семье. Составлять рассказ о детях в казачьей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией, с помощью взрослых, учиться работать со справочной литературой, энциклопедиями, интернет ресурсами, уметь находить полезную информацию | |
5 | Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. | 1 | ||
6 | Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. | 1 | ||
7 | Казачий курень. | 1 | ||
8 | Казачий круг. | 1 | ||
9 | Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | 1 | ||
Труд и быт казаков на Кубани 6 часов | ||||
10 | Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. | 1 | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения; чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | |
11 | Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. | 1 | ||
12 | Казачий военный костюм. | 1 | ||
13 | Оружие казака. | 1 | ||
14 | Награды казака. | 1 | ||
15 | Проект «Труд казака» | 1 | ||
Православие в жизни кубанского казачества 5 часов | ||||
16 | Казак без веры – не казак. | 1 | Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с казаками местного войска, интервьюировать их, посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. | |
17 | Заповеди Божьи. | 1 | ||
18 | Православные храмы Кубани и России. | 1 | ||
19 | Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю. | 1 | ||
20 | Посещение храма. | 1 | ||
Кубанское казачье войско: история и современность 10 часов | ||||
21 | Лента времени. Основные памятные даты. | 1 | Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. | |
22 | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | 1 | ||
23 | Кубанское казачье войско в наши дни. | 1 | ||
24 | Управление Кубанским казачьим войском. | 1 | ||
25 | Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. | 1 | ||
26 | Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. | 1 | ||
27 | Выдающиеся казаки Кубани. | 1 | ||
28 | Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. | 1 | ||
29 | Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска. | 1 | ||
30 | Посещение краеведческого музея г. Новокубанска | 1 | ||
Традиционная культура кубанского казачества 4 часов | ||||
31 | Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. | 1 | Знание различных фольклорных форм кубанского казачества. Характеризовать понятие «казачья семья». Рассказывать о её традициях и укладе. | |
32 | История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. | 1 | ||
33 | Обрядовый фольклор кубанских казаков. | 1 | ||
34 | Кубанский казачий хор. | 1 | ||
Итого: 34 часа | 10ч | 24ч |
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания заместитель директора по УВР
методического объединения подпись __________________
учителей начальных классов Г.Л.Бородина
МОАУСОШ № 4 « 30 » августа 2017года
от 30 августа 2017 г. № 1
подпись руководителя ______________
Т.Н.Стаценко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: образовател...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"
Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их право...
Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы
Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного ...
Рабочая программа «История и культура кубанского казачества»
Программа курса внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» составлена на основе Образовательной программы дополнительного образования детей в 1-4 классах учреждений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы
Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...
Рабочая программа для казачьего класса "История и культура Кубанского казачества" для 1-4 класса
Представлена рабочая программа в соответствиис ФГОС. Все компоненты структуры соотвествуют требованиям к оформлению рабочих программ....