Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
рабочая программа на тему
Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_-_4.docx | 69.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска
муниципального образования Крымский район
Утверждено решение педсовета протокол № от __ января 2017 года председатель педсовета _____________ Е.А. Першанова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам внеурочной деятельности
кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
срок реализации программы – 4 года
возраст обучающихся 7-11 лет
составители программы:
учителя начальных классов
Семенова И.Л.
Качура С.В.
Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.
Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
- привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
- приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
- знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
- формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
I. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ученик научится (базовый уровень)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)
- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;
- рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;
- показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
- различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
- описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
- оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
- осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
- высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани;
- выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.
- создавать научные проекты на краеведческую тему.
Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
- неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:
Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества является формирование:
- познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
- всесторонне образованной, развитой личности;
- понимания значения культуры Кубанского казачества;
- чувства гордости за свою малую родину;
- уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
- представления о Кубани как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.
На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
- год обучения
- Кубанские казаки.
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
- Труд и быт.
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
- год обучения
- Кубанские казаки.
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
- Труд и быт.
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.
- год обучения
- Кубанские казаки.
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
- Труд и быт.
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.
4 год обучения
- Кубанские казаки.
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
- Труд и быт.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
Раздел «Кубанские казаки». | 2 | ||||
Введение | 1 | Познакомиться с целями и задачами курса «История и культура кубанского казачества» | |||
Наши предки - казаки | 1 | Познакомиться с понятием «казак» | |||
Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков» | 6 | ||||
Казачья станица | 1 | Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы | |||
Уважение к старшим, старикам | 1 | Разработать свод правил обращения со старшими людьми | |||
Обычай взаимопомощи | 1 | Познакомиться с обычаями взаимопомощи | |||
Казачья семья | 1 | Выполнить проект на тему «Моя семья» | |||
Обычаи, связанные с рождением и детством казачат | 1 | Познакомиться с обычаями, связанными с рождение и детством казачат | |||
Верный друг казака | 1 | Подготовить сообщение | |||
Раздел «Труд и быт» | 7 | ||||
1. | Как жили казаки | 1 | Получить представление о том, как жили казаки | ||
2. | Хата казака | 1 | Экскурсия в музей | ||
3. | Быт казачьей семьи | 1 | Получить представление о быте казачьей семьи. Экскурсия в СКЦ (кабинет этнографии) | ||
4. | Обустройство жилища, домашняя утварь | 1 | Организовать выставку рисунков казачьей утвари | ||
5. | Труд казачьей семьи | 1 | Подготовить сообщение | ||
6. | Мастеровые руки | 1 | Получить представление о труде в казачьей семье | ||
7. | Дети-помощники | 1 | Формировать понятия об обязанностях детей в казачьих семьях | ||
Раздел «Православие в жизни кубанского казака» | 5 | ||||
1. | Казак без веры – не казак | 1 | Познакомиться с казачьей заповедью – защитой веры православной | ||
2. | Храм. Правила поведения в храме | 1 | Экскурсия в храм | ||
3. | Казачьи традиции | 1 | Познакомиться с казачьими православными традициями | ||
4. | Рождество Христово. | 1 | Подготовить сообщения о праздновании в семье | ||
5. | Светлое Христово Воскресенье | 1 | Подготовить сообщения о праздновании в семье | ||
Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность» | 7 | ||||
1. | Как казаки на Кубань пришли | 1 | Познакомиться с заселением казаков на Кубани | ||
2. | Кубанское казачье войско | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
3. | Атаман | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
4. | Казачья служба | 1 | Развивать познавательные процессы | ||
5. | Казачьи заповеди | 1 | Познакомиться с казачьими заповедями | ||
6. | Казаки в годы Великой Отечественной войны | 1 | Подготовить сообщение | ||
7. | Кущёвская атака | 1 | Встреча с сотрудником музея | ||
Раздел «Традиционная культура кубанского казачества» | 6 | ||||
1. | Дети в казачьей семье. Как казачат учили | 1 | Познакомиться с обучением казачат | ||
2. | Мы - казачата | 1 | Познакомиться с жизнью маленьких казачат в современном мире | ||
3. | Поведение и форма казачат | 1 | Разработать свод правил казачат | ||
4. | Семейные реликвии | 1 | Подготовить сообщение | ||
5. | Игры кубанских казачат | 1 | Познакомиться с казачьими играми | ||
6. | Казачьи пословицы | 1 | Изготовить книжку-малышку |
2 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
Раздел «Кубанские казаки». | 4 | ||||
1. | Нравственные ценности казаков: труд | 1 | Формировать представления о труде | ||
2 | Нравственные ценности казаков: правда | 1 | Формировать представления о правде | ||
3. | Нравственные ценности казаков: честь, Отечество | 1 | Формировать представления о чести, Отечестве | ||
4. | Казачьи заповеди | 1 | Познакомиться с казачьими заповедями | ||
Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков» | 5 | ||||
1. | Казачья станица | 1 | Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи | ||
2. | Традиции и обычаи кубанских казаков | 1 | Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи | ||
3. | Почитание гостя | 1 | Разработать свод правил гостеприимного обращения | ||
4. 5. | Календарные праздники и обряды Кубанского казачества | 2 | Подготовить сообщение | ||
Раздел «Труд и быт» | 5 | ||||
1. | Двор | 1 | Получить представление о том, как жили казаки | ||
2. | Дом | 1 | |||
3. | Уклад казачьей семьи | 1 | |||
4. | Занятия казаков | 1 | Познакомиться с занятиями казаков | ||
5. | Казачья пища | 1 | Организовать мастер-класс | ||
Раздел «Православие в жизни кубанского казака» | 8 | ||||
1. | Казак без веры – не казак | 1 | Познакомиться с казачьей заповедью – защитой веры православной | ||
2. | Храмы родного города | 1 | Экскурсия в храм | ||
3. | Казак в храме | 1 | Познакомиться с казачьими православными традициями, поведением в храме | ||
4. | Для чего приходят в православный храм | 1 | |||
5. | Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска | 1 | Подготовить сообщение | ||
6. 7. | Святые, почитаемые среди казаков | 2 | Подготовить сообщение | ||
8. | Икона | 1 | Изготовление макета элементов кубанской хаты | ||
Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность» | 6 | ||||
1. | Казаки на рубежах Отечества | 1 | Познакомиться защитниками Кубани | ||
2. | Первые казачьи курени | 1 | Развивать познавательные процессы | ||
3. | Екатеринодар | 1 | Виртуальная экскурсия | ||
4. | Памятник казакам-переселенцам | 1 | Подготовить презентацию | ||
5. | Поминовение казаков-героев | 1 | Встреча с сотрудником музея | ||
6. | Наше казачье общество | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
Раздел «Традиционная культура кубанского казачества» | 6 | ||||
1. | Народное творчество для казачат | 1 | Познакомиться с народным творчеством. Экскурсия в библиотеку | ||
2. | Песни, сказки в моей семье | 1 | Изготовить книжку-малышку | ||
3. | Поговорки, предания в моей семье | 1 | |||
4. | Кубанская «балачка» | 1 | |||
5. | Песенная культура кубанских казаков | 1 | Собрать аудиподборку казачьих песен | ||
6. | Бандура - казачий музыкальный инструмент | 1 | Познакомиться с казачьими народными инструментами |
3 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
Раздел «Кубанские казаки». | 4 | ||||
1. | Народы Кубани. | 1 | Познакомиться с народами, населяющими Краснодарский край | ||
2 | Добрососедство | 1 | Привести примеры мирного сосуществования народов на Кубани | ||
3. | Нравственные качества кубанского казака | 1 | Познакомиться с казачьими заповедями | ||
4. | Сила духа и доблесть казаков | 1 | Познакомиться с военными подвигами казаков | ||
Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков» | 5 | ||||
1. | Уважение к женщине. | 1 | Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи | ||
2. | День матери-казачки | 1 | Подготовить сообщение | ||
3. | Казачий род | 1 | Подготовить презентацию | ||
4. | Моя родословная | 1 | Составление и защита проекта | ||
5. | Календарные праздники и обряды Кубанского казачества | 1 | Подготовить сообщение | ||
Раздел «Труд и быт» | 5 | ||||
1. | Казак-хозяин и труженик | 1 | Познакомиться с обязанностями казака-главы семьи | ||
2. | Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков | 1 | Получить представление о занятиях, ремёслах и промыслах кубанских казаков | ||
3. | Одежда казака. | 1 | Экскурсия в музей. Выполнить иллюстрацию | ||
4. | Одежда казачки | 1 | Выполнить иллюстрацию | ||
5. | Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков | 1 | Организовать мастер-класс | ||
Раздел «Православие в жизни кубанского казака» | 6 | ||||
1. | Казак без веры – не казак | 1 | Расширить представления о вероисповедании казаков | ||
2. | Молитва | 1 | Познакомиться с казачьей молитвой | ||
3. | Православные храмы Кубани | 1 | Виртуальная экскурсия по храмам Кубани | ||
4. | Войсковой храм | 1 | Познакомиться с казачьими православными традициями, поведением в храме | ||
5. | Войсковой священник | 1 | Познакомиться со службой войскового священника | ||
6. | Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы | 1 | Подготовить сообщение | ||
Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность» | 9 | ||||
1. | Переселение казаков на Кубань | 1 | Познакомиться с переселением казаков на Кубань | ||
2. | Лента времени | 1 | Составить ленту времени | ||
3. | Основные памятные даты | 1 | Подготовить презентацию | ||
4. | Героизм кубанских казаков | 1 | Виртуальная экскурсия | ||
5. | Кубанское казачье войско в наши дни | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
6. | Отделы Кубанского казачьего войска | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
7. | Атаман кубанского казачьего войска | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
8. | Несение службы современными казаками | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
9. | Час Славы Кубани | 1 | Составление проекта и защита его | ||
Раздел «Традиционная культура кубанского казачества» | 5 | ||||
1. | Устное народное творчество кубанских казаков | 1 | Познакомиться с народным творчеством кубанских казаков | ||
2. | Казачьи сказы, былички | 1 | Экскурсия в библиотеку. Изготовить книжку-малышку | ||
3. | Говор кубанских казаков | 1 | Собрать аудиподборку кубанских сказаний | ||
4. | Танцевальная культура кубанских казаков | 1 | Подготовить презентацию | ||
5. | «Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина | 1 | Познакомиться с творчеством Ф.А.Щербины |
4 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
Раздел «Кубанские казаки». | 3 | ||||
1. | Территория проживания, язык, культура казаков | 1 | Познакомиться с народами, населяющими Краснодарский край | ||
2 | Казачьи войска России | 1 | Познакомиться с казачьими войсками России | ||
3. | Казачьи заповеди | 1 | Познакомиться с казачьими заповедями | ||
Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков» | 6 | ||||
1. | Родители и дети | 1 | Подготовить сообщение | ||
2. | Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой жизни. | 1 | Подготовить сообщение | ||
3. | Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни. | 1 | Подготовить сообщение | ||
4. | Казачий курень | 1 | Познакомиться с казачьим куренём | ||
5. | Казачий круг | 1 | Познакомиться с функциями казачьего круга | ||
6. | Календарные праздники и обряды Кубанского казачества | 1 | Познакомиться с календарными праздниками и обрядами Кубанского казачества | ||
Раздел «Труд и быт» | 5 | ||||
1. | Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков | 1 | Получить представление о традиционных ремёслах и промыслах кубанских казаков | ||
2. | Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков | 1 | Организовать мастер-класс | ||
3. | Казачий военный костюм | 1 | Выполнить иллюстрацию | ||
4. | Оружие казака | 1 | Экскурсия в музей. Выполнить иллюстрацию | ||
5. | Награды | 1 | Выполнить макет | ||
Раздел «Православие в жизни кубанского казака» | 4 | ||||
1. | Казак без веры – не казак | 1 | Расширить представления о вероисповедании казаков | ||
2. | Заповеди Божьи | 1 | Составление памятки | ||
3. | Православные храмы Кубани и России | 1 | Виртуальная экскурсия по храмам Кубани и России | ||
4. | Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю | 1 | Подготовить сообщение | ||
Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность» | 11 | ||||
1. | Лента времени | 1 | Составить ленту времени | ||
2. | Основные памятные даты | 1 | Подготовить сообщение | ||
3. | Героизм кубанских казаков | 1 | Виртуальная экскурсия | ||
4. | Кубанское казачье войско в наши дни | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
5. | Управление Кубанским казачьим войском | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
6. | Несение казаками службы в наше время | 1 | Встреча с казаками-наставниками | ||
7. | Охрана порядка | 1 | Подготовить подборку газетных статей | ||
8. | Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы | 1 | Подготовить подборку газетных статей | ||
9. | Выдающиеся казаки Кубани | 1 | Подготовить презентацию | ||
10. | Памятники и музеи | 1 | Виртуальная экскурсия по памятным местам и музеям | ||
11. | Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска | 1 | Составление и защита проекта | ||
Раздел «Традиционная культура кубанского казачества» | 5 | ||||
1. | Казачья семья в современной жизни | 1 | Составление и защита проекта | ||
2. | История семьи в истории родной Кубани | 1 | Подготовить сообщение | ||
3. | Сохранение и преумножение семейных традиций | 1 | Продумать пути решения для сохранения и преумножения семейных традиций | ||
4. | Обрядовый фольклор кубанских казаков | 1 | Подготовить презентацию | ||
5. | Кубанский казачий хор | 1 | Познакомиться с творчеством Кубанского казачьего хора |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «___» января 2017 года руководитель ШМО ___________ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР __________ Г.А.Белоклинцева. от « » января 2017 года Э.А.Степанова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"
Рабочая программа кружка «Основы православной культуры» для 4 класса (1 год обучения) составлена учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе авторско...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Культура добрососедства"
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Культура добрососедства"
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс "КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровейка" по физической культуре
Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре "Здоровейка" для обучающихся 4 -х классов 68 часов в год...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности "Традиции, быт и культура терского казачества "
Современные подходы к школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций...
рабочая программа по внеурочной деятельности по основам православной культуры 1-4
Рабочая программа внеурочной деятельности по ОПК 1-4 класс...