РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Давиденко Татьяна Валерьевна

Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и утверждению программ для классов и групп казачьей направленности в системе общего образования Краснодарского края при министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, с участием представителей департамента по делам казачества и работе с военнослужащими и рекомендованной к реализации в ОУ края (Письмо МОН и МП Краснодарского края от 09.01.2017 №47-31/17-11 «Об изменениях в программах…»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-4_istoriya_i_kultura_kub_kazachestva_po_34.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ  КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН ст. КАЛИНИНСКАЯ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И.Покрышкина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общекультурному направлению

кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

Уровень образования

начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов 135 ч

Возраст обучающихся 6,5 - 11 лет

     

Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и утверждению программ для классов и групп казачьей направленности в системе общего образования Краснодарского края при министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, с участием представителей департамента по делам казачества и работе с военнослужащими и рекомендованной к реализации в ОУ края (Письмо МОН и МП Краснодарского края от 09.01.2017 №47-31/17-11 «Об изменениях в программах…»).

1.Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и утверждению программ для классов и групп казачьей направленности в системе общего образования Краснодарского края при министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, с участием представителей департамента по делам казачества и работе с военнослужащими и рекомендованной к реализации в ОУ края (Письмо МОН и МП Краснодарского края от 09.01.2017 №47-31/17-11 «Об изменениях в программах…»).

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающим людям осознать свою принадлежность к определённой культурной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, села и города; именно в этот период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Данная программа предназначена для учащихся 1-4 классов и объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся начальных классов.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения выделяется 8 основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот»

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.

Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;

- привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;

- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;

- приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;

- знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;

- формирование представлений о Кубанском казачьем войске;

- развитие творческих способностей детей;

- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является выделение  авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и, в дальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета.

Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, жизни в своем городе, станице. Дети получают общие представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой казачества. Актуализация знаний учащегося, обращение к его опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания – принципу природосообразности.

Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре кубанских казаков в своем населенном пункте, районе, на Кубани в целом в различные исторические периоды, значимости  деятельности кубанских казаков.

Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.  С этой же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов  помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию.

Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Кубановедение», «Основы православной культуры», курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.

Православная культура как основа духовных ценностей казака.

Место курса в учебном плане или плане внеурочной деятельности

На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов на тему

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Кубанские казаки.

3

1

2

2

2.

Традиции и обычаи кубанских казаков.

5

4

6

6

3.

Труд и быт.

8

7

6

5

4.

Православие в жизни кубанского казачества.

7

9

5

4

5.

Кубанское казачье войско: история и современность.

5

6

8

10

6.

Традиционная культура кубанского казачества

5

7

7

7

Итого:

33

34

34

34

ВСЕГО:

135 часов

формы работы:

занятие-встреча;

занятие-экскурсия;

занятие-праздник;

творческий проект, мини-проект;

беседа;

викторина;

практическое занятие.

Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

Отчёт о работе проходит в форме мини-проектов, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

Реализация данной программы предполагается через внеурочную деятельность кружка. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 33 учебных часов (1 класс), 34 учебных часа (2-4 классы) на каждый тематический блок отводится по 3-4 учебных часа (всего 6 блоков), остальные 6 часов используются для проведения вводных занятий, занятий обобщающего типа, показательных мероприятий.

Занятия проводятся в течение 35-45 минут 1 раз в неделю.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций, формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

2. Учебно-тематический план программы

Учебный план 1-го года обучения

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

Кубанские казаки

3

1

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества».

1

1

 

2

Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

2

2

 

Традиции и обычаи кубанских казаков.

5

3

Казачья станица.

1

1

 

4

Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи.

1

1

 

5

Казачья семья. Традиции и обычаи семьи.

2

1

 

6

Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.

1

1

Труд и быт.

8

7

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол.

2

1

8

Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь.

3

1

9

Труд казачьей семьи. Мастеровые руки.

2

1

1

10

Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

1

1

Православие в жизни кубанского казачества.

 7

11

Казак без веры – не казак.

1

1

12

Храм. Правила поведения в храме.

2

1

1

13

Казачьи традиции. Рождество Христово

2

1

14

Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.

2

1

Кубанское казачье войско: история и современность.

5

15

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско.

1

1

16

Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба.

2

1

1

17

Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

2

1

Традиционная культура кубанского казачества.  

5

18

Дети в казачьей семье. Как казачат учили.

1

1

19

Мы - казачата. Поведение и форма казачат.

1

1

20

Семейные реликвии.

1

1

21

Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

2

1

1

Итого часов

33

          Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

Кубанские казаки

1

1

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

1

1

Традиции и обычаи кубанских казаков.

4

2

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков.

2

1

1

3

Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

2

1

1

Труд и быт.

7

4

Двор. Дом.

3

2

1

5

Уклад казачьей семьи. Занятия казаков

2

1

1

6

Казачья пища.

2

1

1

Православие в жизни кубанского казачества.

9

7

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города.

2

1

1

8

Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм.

3

2

1

9

Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – блгв князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков.

2

2

10

Икона в храмах и жилищах.

2

1

1

Кубанское казачье войско: история и современность.

6

11

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней.

2

2

12

Екатеринодар – град казачий.

2

2

13

Памятник казакам-переселенцам

1

1

14

Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

1

1

Традиционная культура кубанского казачества.

7

15

Народное творчество для казачат.

2

2

16

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка».

2

1

1

17

Песенная культура кубанских казаков

2

1

1

18

Бандура - казачий музыкальный инструмент

1

1

Итого часов

34

22

10

2

Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

Кубанские казаки

2

1

Народы Кубани. Добрососедство.

1

1

2

Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

1

1

Традиции и обычаи кубанских казаков.

6

3

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки

1

1

4

Казачий род. Моя родословная.

3

1

2

5

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

2

1

1

Труд и быт.

6

6

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков.

2

1

1

7

Одежда казака. Одежда казачки.

2

1

1

8

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

2

1

1

Православие в жизни кубанского казачества.

5

9

Казак без веры – не казак. Молитва.

1

1

10

Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник.

2

2

11

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

2

2

Кубанское казачье войско: история и современность.

8

12

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты.

2

2

13

Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.

2

2

14

Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска.

2

1

1

15

Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.

2

1

1

Традиционная культура кубанского казачества.

7

16

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички.

3

1

2

17

Говор кубанских казаков.

2

1

1

18

 Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

2

1

1

Итого

34

22

10

2

                                       

  Учебно-тематический план 4-го года обучения

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

Кубанские казаки

2

1

Территория проживания, язык, культура казаков.

1

1

2

Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

1

1

Традиции и обычаи кубанских казаков.

6

3

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни.

1

1

4

Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни.

2

1

1

5

Казачий курень. Казачий круг.

1

1

6

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

2

1

1

Труд и быт.

5

7

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков

2

1

1

8

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

2

1

1

9

Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.

1

1

Православие в жизни кубанского казачества.

4

10

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи.

1

1

11

Православные храмы Кубани и России.

1

1

12

Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

2

1

1

Кубанское казачье войско: история и современность.

10

13

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.

1

1

14

Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском.

1

1

 15

Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка.

2

1

1

16

Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы.

2

1

1

17

Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества.

2

1

1

18

Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

2

1

1

Традиционная культура кубанского казачества.

7

19

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани.

2

1

1

20

История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций.

2

1

1

21

Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.

3

1

2

Итого

34

21

12

1

3. Содержание программы.

1 год обучения

Кубанские казаки.

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

Традиции и обычаи кубанских казаков.

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.

Труд и быт.

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.

Кубанское казачье войско: история и современность.

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

Традиционная культура кубанского казачества.

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

2 год обучения

Кубанские казаки.

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

Традиции и обычаи кубанских казаков.

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Труд и быт.

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – блгв князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

Кубанское казачье войско: история и современность.

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

Традиционная культура кубанского казачества.

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.

3 год обучения

Кубанские казаки.

Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

Традиции и обычаи кубанских казаков.

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

Труд и быт.

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Кубанское казачье войско: история и современность.

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.

Традиционная культура кубанского казачества.

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

4 год обучения

Кубанские казаки.

Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

Традиции и обычаи кубанских казаков.

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

Труд и быт.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.

Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

Кубанское казачье войско: история и современность.

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

Традиционная культура кубанского казачества.

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.

Планируемые результаты изучения курса

«История и культура кубанского казачества»

В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского казачества» должны отражать сформированность:

  • осознания себя гражданином России и жителем казачьего края,  чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;  
  • уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре,  своей семье;
  • социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
  • чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
  • мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами освоения курса «История и культура кубанского казачества» являются:

  • способность осознавать цель и задачи изучения предмета;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
  • освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • использование различных способов поиска (интервьюирование,  справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
  • умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.

5. Методические рекомендации

Основными средствами преподавания курса являются беседы, рассказы, виртуальные экскурсии в ходе которых освещаются ключевые моменты кубанской истории. На занятиях, учитывая возможности информационных технологий, необходимо иллюстрировать материал картинами из прошлого нашего края, портретами исторических лиц, картами и схемами описываемых событий. В ходе практических занятий необходимо закрепить теоретический материал, используя архивные документы и свидетельства очевидцев. Для наглядности изучаемого материала необходимо организовать виртуальные экскурсии в Славянский-на-Кубани краеведческий музей, краеведческий музей в ст. Тамань краеведческий музей им. Е.Д. Фелицина, краевой музей литературы Кубани.

Большие возможности для формирования патриотизма и гражданственности у учащихся в классах казачьей направленности дают следующие формы работы:

 приглашение и выступление перед учащимися казаков-наставников;

 организация музеев, музейных уголков казачьей культуры;

 экскурсии, встречи с интересными людьми - носителями традиционной культуры; беседы, просмотры видеофильмов;

 создание детских общественных объединений;

 классные часы и массовые воспитательные мероприятия этнокультурного характера (фольклорные праздники, ярмарки, викторины, фестивали казачьей культуры, защита исследовательских проектов, конференции, устные журналы, театрализованные представления, выставки и т. д.);

 участие в казачьих парадах, спортивных соревнованиях, творческих выступлениях детей.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

1 .Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Мирук М. В., Еременко Е. Н., Чуп О. В. «История и культура кубанского казачества». -Краснодар: Традиция, 2009.

2. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003. 3. Борисова О.Г. Кубанские говоры: материалы к словарю. Краснодар, 2005. 4. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966. 5. Волкоспгрел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты) // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.

6. Воронин В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005. Вып. 2.

7. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002. 8. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 1997. Т. 1-2. 9. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Краснодар, 2002. Вып. 1. 10. Капышкина (Хачашрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры . Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998. 11. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар, 2006. 12. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб., 2000. 13. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар. 2001. 14. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995. 15. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995.

16. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII - 1917 г.). Краснодар, 2000. 17. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар, 2007. 18. Народная проза Кубани / Авторы-сост.: Л.Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки) 19. Ткач си ко //. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 1998. 20. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И. А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007. 21. Пословицы, поговорки и загадки Кубани/ Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000. 22. Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар, 1993. 23. Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000. 24. Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002. 25. Чучмай Г.Т. Тайна географических названий. Краснодар, 2000. 26. Бардадым В. Священные камни. Краснодар, 2008. 27. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего поиски. Краснодар, 2007. Т. 1-2. 28. Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993. 29. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992. 30. Трёхбратов Б.А. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2007. Ч. 31. Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2008. Ч. П. 32. Попко И.Д. Черноморские казаки. Краснодар, 1992. 33. Куценко И.Я. История кубанского казачества. Краснодар, 1990; 1994. 34. Шахова Г.С. Улицы Краснодара рассказывают... / Краснодар, 2008. 35. Кубановедение от А до Я / Под ред. проф. В. Н. Ратушняка. Краснодар, 2008.

2.Литература для детей

1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002. 2. Кубанские народные сказки и легенды / Сост. В.В. Воронин. Краснодар, 2001. 3. Народная проза Кубани/ Авторы-сост.: Л.Б. Мар-тыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки). 4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991. 5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 1993. 6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000.

3. Печатные пособия

1.Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.

2.Портреты выдающихся людей России, Кубани (политических деятелей)

4. Экранно-звуковые пособия

1.Видеофильмы по программе.

2.Аудиозаписи в соответствии с программой.

3.Презентации.

4.Мульти-медийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,

соответствующие содержанию программ, обучающие программы

                                                                                           

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс)

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе программы А. В. Бородиной   «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ,  лицеев,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края" разработана  с учетом возрастных особенностей.Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История и традиции кубанского казачества»

Программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки...