Рабочая программа по внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"
рабочая программа на тему
Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_-_4_s_poyasnitelnoy_zapiskoy.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: образовательные программы
по конкретному виду внеурочной деятельности
кружок «История и культура кубанского казачества»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщениек историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
- привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
- приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
- знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
- формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения:«Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и, в дальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета.
Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: в семье, школе, жизни в своем городе, станице. Дети получают общие представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой казачества. Актуализация знаний учащегося, обращение к его опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания – принципу природосообразности.
Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре кубанских казаков в своем населенном пункте, районе, на Кубани в целом в различные исторические периоды, значимости деятельности кубанских казаков.
Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. С этой же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также оттого, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Кубановедение», «Основы православной культуры»,курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.
- Православная культура как основа духовных ценностей казака.
Место курса в учебном плане или плане внеурочной деятельности
На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33часа (1час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
«История и культура кубанского казачества»
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского казачества» должны отражать сформированность:
- осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;
- уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
- социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
- чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
- мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения курса «История и культура кубанского казачества» являются:
- способность осознавать цель и задачи изучения предмета;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества(наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
- умение составлять тексты в устной и письменной формах,выступать; соблюдать нормы информационной этики;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- год обучения
- Кубанские казаки.
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
- Труд и быт.
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
- год обучения
- Кубанские казаки.
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
- Труд и быт.
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – блгв князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.
- год обучения
- Кубанские казаки.
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
- Труд и быт.
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.
4 год обучения
- Кубанские казаки.
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
- Труд и быт.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: образовател...
программа по кружку "История и культура кубанского казачества"
Программа рассчитана на школы работающие по ФГОС, в классах казачьей направленности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
Программа разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обуч...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их право...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игротека. Культура досуга» (общекультурное направление)
Данная программа направлена на приобщение младших школьников к активному досугу посредством различных видов игр....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы
Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...