Рабочая программа для казачьего класса "История и культура Кубанского казачества" для 1-4 класса
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Михайлюта Наталья Мансуровна

Представлена рабочая программа в соответствиис ФГОС. Все компоненты структуры соотвествуют требованиям к оформлению рабочих программ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_kazaki_2021_gotovaya.docx67.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2021года протокол №1

Исполняющий обязанности директора

МАОУ СОШ № 18 с УИОП

____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(духовно- нравственное направление)

По курсу:   «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

Начальное общее образование 1-4 класс

Количество часов: 135

Учитель: Михайлюта Наталья Мансуровна

Программа разработана в соответствии и на основе:

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями) в редакции 2020 года,

-Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета от  31 августа 2021 г. протокол № 1;

авторской образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества авторы: М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, О. В. Чуп, Краснодар, издательство «Традиция»

2021– 2025учебный год

1.Пояснительная записка

Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, посредством изучения исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • воспитание  учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения  выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

 Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Полный курс «История и культура кубанского казачества» рассчитан на 4 года обучения, изучается с 1  по 4 класс  в объёме 135 часов,  1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов. 

Таблица тематического распределения количества часов.

Разделы

Количество

часов

Классы

1 кл.

2кл.

3 кл.

4 кл.

  1. Кубанские казаки.

17 ч.

5ч.

4ч.

5ч.

4 ч.

Традиции и обычаи кубанских казаков.

24 ч.

6ч.

5ч.

5ч.

8 ч.

  1. Труд и быт.

26 ч.

7ч.

6ч.

7ч.

7ч.

Кубанское казачье войско: история и современность.

24ч.

6ч.

10 ч.

5ч.

6ч.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

21 ч.

4ч.

9ч.

5ч.

5ч.

Итого:

135ч.

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.

  1. Планируемые результаты освоения программы учебного курса

Личностные результаты на конец 1 класса:

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

- сможет осознавать себя гражданином России и жителем казачьего края, появится чувство гордости за свою Родину, кубанское казачество;  

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

- научится называть основные черты быта казаков;

4.Приобщение детей к культурному наследию

-уважительное отношение к Отечеству, Кубани, истории, культуре,  своей семье;

8.  Экологическое воспитание

- ознакомление с необходимостью бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

Метапредметные результаты на конец 1 класса:

-изучение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- применение планирования, контроля и оценки учебных действий в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-определение наиболее эффективных способов исследования для достижения результатов;

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- освоить доступные способы изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей);

- уметь составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики;

Предметные результаты на конец 1 класса:

 ученик научится

-  изучать традиции, праздники, ремесла народов, населяющих Россию;

-  адаптироваться к языковой и речевой деятельности.

 - овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

получит возможность научиться

- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

- составлять текст из набора предложений;

- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

Личностные результаты на конец 2 класса:

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

- осознавать себя гражданином России и жителем казачьего края,  чувству гордости за свою Родину, кубанское казачество;  

8.  Экологическое воспитание

-  формировать представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

Метапредметные результаты на конец 2 класса:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

Предметные результаты на конец 2 класса

ученик научится

- формировать представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладевать умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

получит возможность научиться

-  пониманию значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

-    воспитанию уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;        

                           

Личностные результаты на конец 3 класса:

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

-  разовьет чувство любви к родине, чувство гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

- будет формироваться мотивация к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, социальная роль учащегося, мотивы учебной деятельности, изучение истории и культуры кубанского казачества;

Метапредметные результаты на конец 3 класса:

- сможет проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

- осуществлять поиск необходимой информации.

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные

выводы.

-записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

инструментов ИКТ.

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

-  использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

Предметные результаты на конец 3 класса:

ученик научится

- формировать позитивное эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

получит возможность научиться

- овладению умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

-  пониманию значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

Личностные результаты на конец 4 класса:

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях и представление о своей этнической принадлежности;

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

- осознавать положительное отношение к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

5. Популяризация научных знаний среди детей

-  создавать свою родословную, описывать достопримечательности своей малой родины;

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

-  осознавать мотивы к творческой проектной деятельности;

Метапредметные результаты на конец 4 класса:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи ;

- слушать и понимать речь других людей.

-  формулировать собственное мнение и позицию.

- договариваться и приходить к общему мнению.

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-  использовать знаково ­ символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

Предметные результаты на конец 4 класса

ученик научится

- формировать отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;

- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

получит возможность научиться

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

- формировать представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

-  составлять устный рассказ на патриотическую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).  

                                                    3. Содержание учебного курса

                                                            1 год обучения

  1. Кубанские казаки (5ч.).

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков (7ч.).

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.

  1. Труд и быт (9 ч.).

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность(7ч.).

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

  1. Традиционная культура кубанского казачества (5ч.).

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

                                           2. год обучения.

  1. Кубанские казаки(4ч.).

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков (5 ч.).

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

  1. Труд и быт (6 ч.).

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность(10 ч.).

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

  1. Традиционная культура кубанского казачества (9ч.).

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.

                                                       3 год обучения.

  1. Кубанские казаки(6 ч.).

Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков (7ч.).

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт (8 ч.).

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность (7ч.).

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.

  1. Традиционная культура кубанского казачества (6ч.).

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

                                               4 год обучения.

  1. Кубанские казаки (5 ч.).

Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков (9ч.).

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт (8 ч.).

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность (6ч).

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

  1. Традиционная культура кубанского казачества ( 6 ч.).

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.  

                                                       

   4.Тематическое планирование с определением основных

              видов учебной деятельности обучающихся.

1 класс(33 ч.)

Содержание

 (разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Кубанские казаки. (5 ч.)

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4.Приобщение детей к культурному наследию

5. Популяризация научных знаний среди детей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества».

Формирование  чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество, уважительного отношения к Отечеству.  Освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Кто такие казаки?

Наши предки – казаки.

2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (7ч.)

1.Гражданское воспитание

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

5. Популяризация научных знаний среди детей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Казачья станица.

Знакомство с духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен). Подбор и разучивание кубанских строевых и бытовых песен, казачьих игр. Привитие учащимся желание к получению новых знаний и особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков. Формировать умение исполнять, демонстрировать 
различные фольклорные формы кубанского казачества.
Развивать у учащихся желание участвовать в реконструкции основных праздничных обрядов.
 

Уважение к старшим, к старикам.

 Обычай взаимопомощи.

Казачья семья.

Традиции и обычаи семьи.

Обычаи, связанные с рождением и детством казачат.

Верный друг казака.

3.Труд и быт.(9ч.)

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Как жили казаки

Приучать детей к мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Беседовать с учащимися о традиционном питании казаков, рациона блюд. Иметь представление о жилищи, посуде и утвари казаков. Называть предметы обустройства жилища казаков, их утвари и пище.

Приучать и развивать умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Рассказ об основных ремеслах кубанского казачества, различных видов декоративно - прикладного искусства кубанского казачества Развитие интереса у учащихся и знакомство учащимися с основными технологическими  особенностями изготовления отдельных изделий.

Хата казака.

Красный угол.

Быт казачьей семьи.

 Обустройство жилища, домашняя утварь.

Труд казачьей семьи. Мастеровые руки.

Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

4. Кубанское казачье войско: история и современность. (7 ч.)

1.Гражданское воспитание

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

4.Приобщение детей к культурному наследию

5. Популяризация научных знаний среди детей

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Как казаки на Кубань пришли.

Казачество: прошлое и современное, защитники земли кубанской. Памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества. Знакомство с казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания. Формирование  у детей уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Знакомство с казачьими заповедями. Привитие учащимся нравственных устоев кубанских казаков в духе православия.

Атаман.

Казачьи заповеди.

Казачья служба.

Казаки в годы Великой Отечественной войны.

5. Традиционная культура кубанского казачества.  (5 ч.)

1.Гражданское воспитание

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Дети в казачьей семье.

Связь истории казачества с фамилией твоего рода. Беседа с учащимися о ремёслах, какими владеют родные и близкие учащихся. Изучать  историю казачьей семьи. Знать и понимать уклад жизни казаков. Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Воспитание детей казаками, необходимость дать детям достойное образование.

 Как казачат учили.

Мы - казачата. Поведение и форма казачат.

Семейные реликвии.

Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

2 класс 34 часа

№ урока

Содержание

 (разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Кубанские казаки.  (4 ч.)

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4.Приобщение детей к культурному наследию

5. Популяризация научных знаний среди детей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Формировать и развивать у учащихся чувство осознания себя гражданином России и жителем казачьего края. Приучать детей к самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения.

Казачьи заповеди

2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (5 ч.)

1.Гражданское воспитание

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

5. Популяризация научных знаний среди детей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Казачья станица.

Знакомство учащихся с предметами обустройства  казачьей станицы. Казачьи заповеди.  Традиции и уклад в казачьей станице.  Обязанности в казачьей семье и распределение обязанностей в казачьей семье. Изучение семейных традиций празднования календарных праздников в кубанской казачьей семье. Называть предметы  обустройства  казачьих станиц.   Разучивание казачьих заповедей.  Беседа о распределении обязанностей в формировании уклада жизни в казачьей станице.

Традиции и обычаи кубанских казаков.

Почитание гостя.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

3.Труд и быт (6 ч.)

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Двор. Дом.

Знакомство учащимися особенностями численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи.

Подбор пословиц и поговорок о казаках, их храбрости и смелости.

Называть предметы  обустройства  жилища казака. Привлекать учащихся к изготовлению макетов жилищ казаков.  Приучать учащихся к изучению семейных  традиций в казачьих семьях.

Уклад казачьей семьи.

Занятия казаков.

Казачья пища.

4. Кубанское казачье войско: история и современность ( 10 ч .)

1.Гражданское воспитание

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

4.Приобщение детей к культурному наследию

5. Популяризация научных знаний среди детей

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

 

Кубанские казаки на рубежах Отечества.

Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии казаков. Подборка материалов о столице нашего края. Виртуальная экскурсия по Краснодару к памятникам кубанского казачества. Изучение истории, названия улиц нашего города. Изучение символики Краснодарского края .Знать памятники казакам – защитникам Родины. Изучение памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.

Ознакомление учащихся с историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к знаменательным датам. Изучать символику Краснодарского края

Прививать детям нравственные устои кубанских казаков в духе православия. Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.

Основание первых куреней.

Екатеринодар – град казачий.

Памятники казакам-переселенцам.

Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

5. Традиционная культура кубанского казачества.              (9 ч.)

1.Гражданское воспитание

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Народное творчество для казачат.

Знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда. Знакомство с фольклором кубанских казаков. Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор. Познакомиться с казачьими народными инструментами. Формирование у учащихся желание к приучению и пониманию уклада жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда. Развивать у детей желание к принятию фольклора кубанских казаков. Детские игры. Игровые припевки. Развивать у детей интерес к казачьим народным инструментам.

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

Кубанская «балачка».

 Песенная культура кубанских казаков.

Бандура-   казачий музыкальный инструмент.                                                 

3 класс 34 часа

Содержание

 (разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Кубанские казаки.  (6 ч.)

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4.Приобщение детей к культурному наследию

5. Популяризация научных знаний среди детей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Народы Кубани

Изучение исторических событий. Работа с географической и административной  картами края. Обучение и приучение учащихся к знакомству с укладом жизни кубанских казаков, их приобщение учащихся к кубанским

казачьим праздникам, обрядам.

Формировать интерес у детей к изучению исторических событий.

Добрососедство.

Нравственные качества кубанского казака.

Сила духа и доблесть казаков.

2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (7 ч.)

1.Гражданское воспитание

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

5. Популяризация научных знаний среди детей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове.

Знакомиться с  фольклором  жителей Кубани.

Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; Соблюдать правила парной, фронтальной работы. Проявлять индивидуальные творческие способности.

Формировать желание учащихся изучать фольклор Кубани. Привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков. Просмотр репродукций картин кубанских художников.

День матери-казачки

Казачий род.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

3.Труд и быт.  (8 ч.)

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Казак – хозяин и труженик.

Объяснять названия  орудий  труда. Мужская и женская казачья одежда. Головные уборы. Индивидуальный и коллективный

труд в жизни казаков. Виртуальное посещение историко -краеведческого музея г. Краснодара.

Изучение традиционных занятий казаков. Казаки-ремесленники, знаменитые мастера своего дела. Вещи, рассказывающие о быте и истории. Знать названия  орудий  труда, современные профессии людей на Кубани.  Знать элементы мужской и женской казачья одежда. Головные уборы. Обсуждение значения животных для казачьих семей.

Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков.

Одежда казака.

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

4.  Кубанское казачье войско: история и современность. (7 ч.)

1.Гражданское воспитание

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

4.Приобщение детей к культурному наследию

5. Популяризация научных знаний среди детей

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Переселение казаков на Кубань.

Войсковые праздники. Встреча с казаками местного войска. Отработка навыков построения, маршировки.  

Изучение символики районов, связанных с историей казачества на Кубани. Изучение в различных источниках героические страницы истории Кубани.

 Основные памятные даты.

Героизм кубанских казаков.

Кубанское казачье войско в наши дни.

Час Славы Кубани.

5. Традиционная культура кубанского казачества.  (6 ч.)

1.Гражданское воспитание

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Устное народное творчество кубанских казаков.

Иметь представление об умельцах – казаках, их ремеслах. Разучивание казачьих игр, танцев.

Развивать мотивацию к принятию устного народного творчества казаков. Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения. Научить отгадывать загадки, приучать детей к изучению кубанского фольклора

Казачьи сказы, былички.

Говор кубанских казаков.

Танцевальная культура кубанских казаков.

«Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

4 класс 34 часа

Содержание

 (разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Кубанские казаки.  (5 ч.)

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4.Приобщение детей к культурному наследию

5. Популяризация научных знаний среди детей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Территория проживания, язык, культура казаков.

Знакомиться с  обрядами  кубанских  казаков. Изучать и  сохранять семейные  традиции. Знакомство учащихся с прошлыми  и настоящими военными и трудовыми подвигами кубанцев. Формировать  у учащихся чувство осознания себя гражданином России и жителем казачьего края,  чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество.

Казачьи войска России.

Казачьи заповеди.

2. Традиции и обычаи кубанских казаков.  (9 ч.)

1.Гражданское воспитание

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

5. Популяризация научных знаний среди детей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Родители и дети.

Формировать у учащихся уважительное отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре,  своей семье. Изучать и  сохранять семейные  традиции. Знакомиться с  обрядами  кубанских  казаков.

Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Формирование у учащихся уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье. Изучать и сохранять семейные традиции. Формировать у учащихся желание участвовать в проведении    обрядов  кубанских  казаков. Демонстрировать знания  уклада  жизни  кубанской  семьи. Уметь рассказать о своем казачьем роде. Формировать у учащихся желание и умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом.

Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни.

Воспитание девочек-казачек Подготовка к взрослой жизни.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

3.Труд и быт. ( 8 ч.)

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков.

Формировать у учащихся умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Освоение основных ремесел, видов декоративно-прикладного искусства кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий. Обучение и выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам декоративно-прикладного искусства казачества.

Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом.

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

Казачий военный костюм.

Оружие казака.

Награды казака

4. Кубанское казачье войско: история и современность. (6 ч.)

1.Гражданское воспитание

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

4.Приобщение детей к культурному наследию

5. Популяризация научных знаний среди детей

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Лента времени. Основные памятные даты.

Формирование интереса у учащихся к изучению памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества. Героические страницы истории Кубани. Биография кубанцев, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга. Овладение навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества.

Запоминать и называть памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества. Формировать у учащихся понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Изучать и понимать структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.

Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским каза-чьим войском.

Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы.

Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества.

5. Традиционная культура кубанского казачества. (6 ч.)

1.Гражданское воспитание

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8.  Экологическое воспитание

Казачья семья в современной жизни.

Формировать понятия: семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества.

Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Отношение к семье на Кубани.

История семьи в истории родной Кубани.

Обрядовый фольклор кубанских казаков.

Кубанский казачий хор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре «Школа мяча (баскетбол)» 2 класс

Пояснительная запискаСовременная школа стоит на пороге  разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонент...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". 4 класс. 2017

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". 4 класс. (ФГОС с изменениями 2017г.)...

Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....

Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этки" 4 класс

   Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающегопоколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы

Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...