Рабочая программа для казачьего класса "История и культура Кубанского казачества" для 1-4 класса
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Представлена рабочая программа в соответствиис ФГОС. Все компоненты структуры соотвествуют требованиям к оформлению рабочих программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_kazaki_2021_gotovaya.docx | 67.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2021года протокол №1
Исполняющий обязанности директора
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(духовно- нравственное направление)
По курсу: «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
Начальное общее образование 1-4 класс
Количество часов: 135
Учитель: Михайлюта Наталья Мансуровна
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями) в редакции 2020 года,
-Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета от 31 августа 2021 г. протокол № 1;
авторской образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества авторы: М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, О. В. Чуп, Краснодар, издательство «Традиция»
2021– 2025учебный год
1.Пояснительная записка
Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, посредством изучения исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
- привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Полный курс «История и культура кубанского казачества» рассчитан на 4 года обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ | Разделы | Количество часов | Классы | |||
1 кл. | 2кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
| 17 ч. | 5ч. | 4ч. | 5ч. | 4 ч. | |
Традиции и обычаи кубанских казаков. | 24 ч. | 6ч. | 5ч. | 5ч. | 8 ч. | |
| 26 ч. | 7ч. | 6ч. | 7ч. | 7ч. | |
Кубанское казачье войско: история и современность. | 24ч. | 6ч. | 10 ч. | 5ч. | 6ч. | |
| 21 ч. | 4ч. | 9ч. | 5ч. | 5ч. | |
Итого: | 135ч. | 33ч. | 34ч. | 34ч. | 34ч. |
- Планируемые результаты освоения программы учебного курса
Личностные результаты на конец 1 класса:
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- сможет осознавать себя гражданином России и жителем казачьего края, появится чувство гордости за свою Родину, кубанское казачество;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
- научится называть основные черты быта казаков;
4.Приобщение детей к культурному наследию
-уважительное отношение к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
8. Экологическое воспитание
- ознакомление с необходимостью бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
Метапредметные результаты на конец 1 класса:
-изучение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- применение планирования, контроля и оценки учебных действий в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определение наиболее эффективных способов исследования для достижения результатов;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- освоить доступные способы изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей);
- уметь составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики;
Предметные результаты на конец 1 класса:
ученик научится
- изучать традиции, праздники, ремесла народов, населяющих Россию;
- адаптироваться к языковой и речевой деятельности.
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
получит возможность научиться
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
Личностные результаты на конец 2 класса:
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- осознавать себя гражданином России и жителем казачьего края, чувству гордости за свою Родину, кубанское казачество;
8. Экологическое воспитание
- формировать представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
Метапредметные результаты на конец 2 класса:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
Предметные результаты на конец 2 класса
ученик научится
- формировать представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладевать умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
получит возможность научиться
- пониманию значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитанию уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
Личностные результаты на конец 3 класса:
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
- разовьет чувство любви к родине, чувство гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- будет формироваться мотивация к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, социальная роль учащегося, мотивы учебной деятельности, изучение истории и культуры кубанского казачества;
Метапредметные результаты на конец 3 класса:
- сможет проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
- осуществлять поиск необходимой информации.
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
-записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ.
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
Предметные результаты на конец 3 класса:
ученик научится
- формировать позитивное эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
получит возможность научиться
- овладению умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
- пониманию значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
Личностные результаты на конец 4 класса:
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях и представление о своей этнической принадлежности;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
- осознавать положительное отношение к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
5. Популяризация научных знаний среди детей
- создавать свою родословную, описывать достопримечательности своей малой родины;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- осознавать мотивы к творческой проектной деятельности;
Метапредметные результаты на конец 4 класса:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи ;
- слушать и понимать речь других людей.
- формулировать собственное мнение и позицию.
- договариваться и приходить к общему мнению.
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
Предметные результаты на конец 4 класса
ученик научится
- формировать отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
получит возможность научиться
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
- формировать представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- составлять устный рассказ на патриотическую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3. Содержание учебного курса
1 год обучения
- Кубанские казаки (5ч.).
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
- Традиции и обычаи кубанских казаков (7ч.).
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
- Труд и быт (9 ч.).
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
- Кубанское казачье войско: история и современность(7ч.).
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
- Традиционная культура кубанского казачества (5ч.).
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
2. год обучения.
- Кубанские казаки(4ч.).
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков (5 ч.).
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
- Труд и быт (6 ч.).
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
- Кубанское казачье войско: история и современность(10 ч.).
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
- Традиционная культура кубанского казачества (9ч.).
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.
3 год обучения.
- Кубанские казаки(6 ч.).
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.
- Традиции и обычаи кубанских казаков (7ч.).
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
- Труд и быт (8 ч.).
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
- Кубанское казачье войско: история и современность (7ч.).
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.
- Традиционная культура кубанского казачества (6ч.).
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.
4 год обучения.
- Кубанские казаки (5 ч.).
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков (9ч.).
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
- Труд и быт (8 ч.).
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
- Кубанское казачье войско: история и современность (6ч).
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.
- Традиционная культура кубанского казачества ( 6 ч.).
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.
4.Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся.
1 класс(33 ч.)
Содержание (разделы, темы) | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1. Кубанские казаки. (5 ч.) 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 5. Популяризация научных знаний среди детей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». | Формирование чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество, уважительного отношения к Отечеству. Освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Кто такие казаки? | |
Наши предки – казаки. | |
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (7ч.) 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 5. Популяризация научных знаний среди детей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | |
Казачья станица. | Знакомство с духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен). Подбор и разучивание кубанских строевых и бытовых песен, казачьих игр. Привитие учащимся желание к получению новых знаний и особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков. Формировать умение исполнять, демонстрировать |
Уважение к старшим, к старикам. | |
Обычай взаимопомощи. | |
Казачья семья. | |
Традиции и обычаи семьи. | |
Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. | |
Верный друг казака. | |
3.Труд и быт.(9ч.) 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | |
Как жили казаки | Приучать детей к мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Беседовать с учащимися о традиционном питании казаков, рациона блюд. Иметь представление о жилищи, посуде и утвари казаков. Называть предметы обустройства жилища казаков, их утвари и пище. Приучать и развивать умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Рассказ об основных ремеслах кубанского казачества, различных видов декоративно - прикладного искусства кубанского казачества Развитие интереса у учащихся и знакомство учащимися с основными технологическими особенностями изготовления отдельных изделий. |
Хата казака. | |
Красный угол. | |
Быт казачьей семьи. | |
Обустройство жилища, домашняя утварь. | |
Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. | |
Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях. | |
4. Кубанское казачье войско: история и современность. (7 ч.) 1.Гражданское воспитание 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 4.Приобщение детей к культурному наследию 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Как казаки на Кубань пришли. | Казачество: прошлое и современное, защитники земли кубанской. Памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества. Знакомство с казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания. Формирование у детей уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Знакомство с казачьими заповедями. Привитие учащимся нравственных устоев кубанских казаков в духе православия. |
Атаман. | |
Казачьи заповеди. | |
Казачья служба. | |
Казаки в годы Великой Отечественной войны. | |
5. Традиционная культура кубанского казачества. (5 ч.) 1.Гражданское воспитание 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | |
Дети в казачьей семье. | Связь истории казачества с фамилией твоего рода. Беседа с учащимися о ремёслах, какими владеют родные и близкие учащихся. Изучать историю казачьей семьи. Знать и понимать уклад жизни казаков. Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Воспитание детей казаками, необходимость дать детям достойное образование. |
Как казачат учили. | |
Мы - казачата. Поведение и форма казачат. | |
Семейные реликвии. | |
Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы. |
2 класс 34 часа
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1. Кубанские казаки. (4 ч.) 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 5. Популяризация научных знаний среди детей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | ||
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. | История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Формировать и развивать у учащихся чувство осознания себя гражданином России и жителем казачьего края. Приучать детей к самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения. | |
Казачьи заповеди | ||
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (5 ч.) 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 5. Популяризация научных знаний среди детей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | ||
Казачья станица. | Знакомство учащихся с предметами обустройства казачьей станицы. Казачьи заповеди. Традиции и уклад в казачьей станице. Обязанности в казачьей семье и распределение обязанностей в казачьей семье. Изучение семейных традиций празднования календарных праздников в кубанской казачьей семье. Называть предметы обустройства казачьих станиц. Разучивание казачьих заповедей. Беседа о распределении обязанностей в формировании уклада жизни в казачьей станице. | |
Традиции и обычаи кубанских казаков. | ||
Почитание гостя. | ||
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | ||
3.Труд и быт (6 ч.) 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | ||
Двор. Дом. | Знакомство учащимися особенностями численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи. Подбор пословиц и поговорок о казаках, их храбрости и смелости. Называть предметы обустройства жилища казака. Привлекать учащихся к изготовлению макетов жилищ казаков. Приучать учащихся к изучению семейных традиций в казачьих семьях. | |
Уклад казачьей семьи. | ||
Занятия казаков. | ||
Казачья пища. | ||
4. Кубанское казачье войско: история и современность ( 10 ч .) 1.Гражданское воспитание 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 4.Приобщение детей к культурному наследию 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | ||
Кубанские казаки на рубежах Отечества. | Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии казаков. Подборка материалов о столице нашего края. Виртуальная экскурсия по Краснодару к памятникам кубанского казачества. Изучение истории, названия улиц нашего города. Изучение символики Краснодарского края .Знать памятники казакам – защитникам Родины. Изучение памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества. Ознакомление учащихся с историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к знаменательным датам. Изучать символику Краснодарского края Прививать детям нравственные устои кубанских казаков в духе православия. Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества. | |
Основание первых куреней. | ||
Екатеринодар – град казачий. | ||
Памятники казакам-переселенцам. | ||
Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество. | ||
5. Традиционная культура кубанского казачества. (9 ч.) 1.Гражданское воспитание 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | ||
Народное творчество для казачат. | Знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда. Знакомство с фольклором кубанских казаков. Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор. Познакомиться с казачьими народными инструментами. Формирование у учащихся желание к приучению и пониманию уклада жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда. Развивать у детей желание к принятию фольклора кубанских казаков. Детские игры. Игровые припевки. Развивать у детей интерес к казачьим народным инструментам. | |
Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. | ||
Кубанская «балачка». | ||
Песенная культура кубанских казаков. | ||
Бандура- казачий музыкальный инструмент. |
3 класс 34 часа
Содержание (разделы, темы) | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1. Кубанские казаки. (6 ч.) 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 5. Популяризация научных знаний среди детей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Народы Кубани | Изучение исторических событий. Работа с географической и административной картами края. Обучение и приучение учащихся к знакомству с укладом жизни кубанских казаков, их приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам. Формировать интерес у детей к изучению исторических событий. |
Добрососедство. | |
Нравственные качества кубанского казака. | |
Сила духа и доблесть казаков. | |
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (7 ч.) 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 5. Популяризация научных знаний среди детей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | |
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. | Знакомиться с фольклором жителей Кубани. Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; Соблюдать правила парной, фронтальной работы. Проявлять индивидуальные творческие способности. Формировать желание учащихся изучать фольклор Кубани. Привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков. Просмотр репродукций картин кубанских художников. |
День матери-казачки | |
Казачий род. | |
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | |
3.Труд и быт. (8 ч.) 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | |
Казак – хозяин и труженик. | Объяснять названия орудий труда. Мужская и женская казачья одежда. Головные уборы. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Виртуальное посещение историко -краеведческого музея г. Краснодара. Изучение традиционных занятий казаков. Казаки-ремесленники, знаменитые мастера своего дела. Вещи, рассказывающие о быте и истории. Знать названия орудий труда, современные профессии людей на Кубани. Знать элементы мужской и женской казачья одежда. Головные уборы. Обсуждение значения животных для казачьих семей. |
Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. | |
Одежда казака. | |
Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. | |
4. Кубанское казачье войско: история и современность. (7 ч.) 1.Гражданское воспитание 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 4.Приобщение детей к культурному наследию 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Переселение казаков на Кубань. | Войсковые праздники. Встреча с казаками местного войска. Отработка навыков построения, маршировки. Изучение символики районов, связанных с историей казачества на Кубани. Изучение в различных источниках героические страницы истории Кубани. |
Основные памятные даты. | |
Героизм кубанских казаков. | |
Кубанское казачье войско в наши дни. | |
Час Славы Кубани. | |
5. Традиционная культура кубанского казачества. (6 ч.) 1.Гражданское воспитание 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | |
Устное народное творчество кубанских казаков. | Иметь представление об умельцах – казаках, их ремеслах. Разучивание казачьих игр, танцев. Развивать мотивацию к принятию устного народного творчества казаков. Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения. Научить отгадывать загадки, приучать детей к изучению кубанского фольклора |
Казачьи сказы, былички. | |
Говор кубанских казаков. | |
Танцевальная культура кубанских казаков. | |
«Казачий дид» Федор Андреевич Щербина. |
4 класс 34 часа
Содержание (разделы, темы) | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |||
1. Кубанские казаки. (5 ч.) 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 5. Популяризация научных знаний среди детей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | ||||
Территория проживания, язык, культура казаков. | Знакомиться с обрядами кубанских казаков. Изучать и сохранять семейные традиции. Знакомство учащихся с прошлыми и настоящими военными и трудовыми подвигами кубанцев. Формировать у учащихся чувство осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество. | |||
Казачьи войска России. | ||||
Казачьи заповеди. | ||||
2. Традиции и обычаи кубанских казаков. (9 ч.) 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 5. Популяризация научных знаний среди детей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | ||||
Родители и дети. | Формировать у учащихся уважительное отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье. Изучать и сохранять семейные традиции. Знакомиться с обрядами кубанских казаков. Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Формирование у учащихся уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье. Изучать и сохранять семейные традиции. Формировать у учащихся желание участвовать в проведении обрядов кубанских казаков. Демонстрировать знания уклада жизни кубанской семьи. Уметь рассказать о своем казачьем роде. Формировать у учащихся желание и умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. | |||
Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. | ||||
Воспитание девочек-казачек Подготовка к взрослой жизни. | ||||
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | ||||
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | ||||
3.Труд и быт. ( 8 ч.) 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | ||||
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. | Формировать у учащихся умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Освоение основных ремесел, видов декоративно-прикладного искусства кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий. Обучение и выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам декоративно-прикладного искусства казачества. Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. | |||
Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. | ||||
Казачий военный костюм. | ||||
Оружие казака. | ||||
Награды казака | ||||
4. Кубанское казачье войско: история и современность. (6 ч.) 1.Гражданское воспитание 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 4.Приобщение детей к культурному наследию 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | ||||
Лента времени. Основные памятные даты. | Формирование интереса у учащихся к изучению памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества. Героические страницы истории Кубани. Биография кубанцев, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга. Овладение навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества. Запоминать и называть памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества. Формировать у учащихся понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Изучать и понимать структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска. | |||
Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | ||||
Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским каза-чьим войском. | ||||
Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. | ||||
Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. | ||||
5. Традиционная культура кубанского казачества. (6 ч.) 1.Гражданское воспитание 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 8. Экологическое воспитание | ||||
Казачья семья в современной жизни. | Формировать понятия: семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества. Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. | |||
Отношение к семье на Кубани. | ||||
История семьи в истории родной Кубани. | ||||
Обрядовый фольклор кубанских казаков. | ||||
Кубанский казачий хор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре «Школа мяча (баскетбол)» 2 класс
Пояснительная запискаСовременная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонент...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". 4 класс. 2017
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". 4 класс. (ФГОС с изменениями 2017г.)...
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этки" 4 класс
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающегопоколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы
Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...