Урок ДОБРОТЫ
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План – конспект урока для 4-х классов
«Для дружбы нет препятствий или разные люди, живущие на одной планете»
Актуальность.
В последние годы, благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие “толерантность” стало международным термином, отражающим интуитивное восприятие единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать на основе согласия.
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Вот некоторые из них:
- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки, физиологические особенности такими, какие они есть.
В связи с актуальностью данной проблемы нами разработана программа игрового тренинга для учащихся начальной школы «Для дружбы нет препятствий или разные люди, живущие на одной планете».
Практическая значимость тренинга состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей в особенности людей с ограниченными возможностями здоровья, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах и благоприятно сказывается на взаимодействии с разными людьми, так как происходит формирование толерантной установки по отношению к людям с разными особенностями.
Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу и к людям с ограниченными возможностями здоровья; установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Воспитательные:
- Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
- Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой;
- Пробудить в детях интерес к другим и стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся людям;
Развивающие:
- Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
- Развитие творческого потенциала учащихся;
- Развить у детей такие качества, как доброта, сочувствие и милосердие к людям с ограниченными возможностями здоровья;
Обучающие:
- Познакомить детей с современными представлениями о толерантности;
- Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
- Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой;
Обрудование:
1. Проектор, доска, ноутбук, колонки;
2. Цветок из ватмана (эмблема толерантности);
3. Книги с обложкой, одежда (куртка, шапка и шарф), портфель с учебниками и тетрадками;
4. Слова к песне для всех присутствующих;
5. Шарфы или платки для завязывания глаз.
План урока:
- Игра – приветствие «Здравствуй»
- Знакомство с гостями
- Притча
- Беседа «Что такое толерантность»
- Упражнение «Эмблема толерантности»
- Фильм
- Упражнение – эксперимент «Почувствуй себя другим»
- Выступление приглашенных гостей
- Фильм Ника Вуйнича
- Песня – подарок «Друзья»
- Подведение итогов. Рефлексия
Ход занятия:
- Игра-приветствие «Здравствуй».
Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.
Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)
- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”? (Здоровья)
- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день, Добрый вечер..)
- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)
- Сейчас мы поприветствуем друг друга и наших гостей и пожелаем им добра, сказав такие казалось бы обычные, но важные слова «Добрый день дорогие гости». Посмотрите, пожалуйста, на наших гостей и пожелайте им добра… (Добрый день, дорогие гости)
А в гости к нам сегодня пришли:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.____________________________________________
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами участники акции «Всемирный урок доброты»! Всемирный, потому что он проводится в разных странах во всех городах нашей большой планеты.
Ребята, я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи).
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
«Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .
Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .
«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.
Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты» -, сказал продавец.
Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А с чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы представляете, когда слышите это слово?
(солнце, мама, дружба, помощь …)
Ребят, а что испытал продавец по отношению к мальчику? (сочувствие, принятие)
А испытывал ли он эти чувства по отношению к котенку, пока не познакомился с мальчиком, как вы думаете? (нет)
Правильно, ребята! Эта ситуация научила продавца относится терпимее к разным животным и людям. Научила его сочувствию и принятию других с разными особенностями.
А знаете ли вы как одним словом можно назвать такие качества человека, как доброта, умение сочувствовать, милосердие, принятие разных людей с разными особенностями? (толерантность)
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: закрепить у детей такое понятие, как толерантность и ее составляющие с целью формирования навыка толерантного поведения.
На доске крепится сердцевинка от цветочка с надписью «толерантность». Участники получают лепестки от цветочка с качествами характера.
толеранатность | интолерантность |
Терпение | Капризность |
Чуткость | Эгоизм |
Доброжелательность | Равнодушие |
Способность к сопереживанию | Непринятие другого мнения |
Умение помочь другим | Агрессия. злость |
Доброта | Конфликтность |
Принятие разных людей | Жалость |
Уважение к разным людям | Насмешки |
Педагог-психолог: - Ребята, у 16 из вас есть лепестки с качествами характера. Зачитайте их… Теперь я поочередно попрошу прикрепить лепестки к нашей сердцевине тех детей у которых качества характера можно назвать качествами толерантного человека.
Все согласны с тем, какой цветочек у нас получился?
Давайте прочитаем еще раз, какими качествами обладает толерантный человек.
А теперь мы предлагаем вам посмотреть фильм….
Упражнение – эксперимент «Почувствуй себя другим»
Ребята, я предлагаю вам эксперимент. Кто готов поучаствовать? (6 желающих)
Сейчас трое из вас смогут почувствовать себя в роли людей, которые не видят, а трое попробуют выполнить простые действия, которые вы выполняете каждый день – одной рукой. 2 из вас должны будут собрать портфель. 2 – одеть обложку на книжку. 2 – одеться. Запомните ваши ощущения для того, чтобы поделиться впечатлениями со своими одноклассниками. Не торопитесь, это не конкурс – это эксперимент.
(Троим, завязываются глаза шарфом, а трое прячут одну руку за спину)
Поделитесь своими впечатлениями: Это было легко? Что вы чувствовали, когда выполняли эти простые действия?
Выступления гостей
Фильм Ника Вуйнича
Барбарики «Что такое доброта»
Что делать:
- Договорится об оборудование в зал (проектор, доска, ноутбук, колонки, удлинитель)
- Притча детям
- Найти фильм про ребенка инвалида
- Лепестки (ватман, магнитики ) + урна
- Книга с обложкой, одежда (куртка и шарф), портфель с учебниками и тетрадками
- Фильм Н.Вуйнича
- Слова к песне о дружбе барбариков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки Сказки - Уроки Доброты
Беседа для учащихся начального звенаОсновной целью мероприятия является напоминание учащимся рассказов и сказок, для обращения внимания детей на необходимость внимательного и бережного отношения...
Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...
сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"
В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и п...
Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....