Технологическая карта внеурочного занятия для начальных классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Авторская разработка занятия для начальных классов по формированию национальной гражданской идентичности "Ты мой брат и я твой брат, в нашей дружбе-жизни клад!"учителя начальных классов МБОУ Школы №13 г..о.Самара Захаровой Н.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по формированию национальной гражданской идентичности в начальных классах | 421.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская разработка занятия для учащихся начальных классов по формированию национальной гражданской идентичности
Тема занятия: «Ты мой брат и я твой брат, в нашей дружбе - жизни клад!»
Тип занятия: открытие новых знаний.
Класс: 2 «Б»
Цель: создание условий для формирования гражданской идентичности младших школьников в классе.
Задачи:
1.дать начальное представление о многонациональности нашего региона;
2.познакомить с национальностями одноклассников;
3.дать понятие словам «национальность», «патриот»;
3. определить на карте Самарской губернии места исторического заселения народов Поволжья;
4. воспитывать чувства ответственности и долга перед Родиной;
5. разучить национальные игры народов Поволжья.
Актуальность: формирование российской гражданской идентичности у учащихся начальных классов – актуальная задача системы образования.
Дети должны гордиться своей национальностью, и понимать, что в дружбе наша сила.
Работая над личностными УУД, учителю надо отмечать, что мы живём в России - многонациональном государстве, обращать внимание детей на национальную принадлежность их семьи, на традиции, культуру, язык своего народа. Любой национальности человек вызывает чувство гордости, если он патриот.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «патриотизм», «долг», «ответственность». Уважение к своей нации, ее символам, семье, гордость за то, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: планировать выполнение заданий, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, рефлексия.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, работать с картой, ставить проблему, решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в паре, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «родина», « нация», «семья», «патриот», «гордость».
Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в парах (бумага А-4, фломастеры), музыкальная запись гимна Самарской губернии, карта РФ с проживающими народами, карта Самарской губернии, выставочные фигурки детей в национальных костюмах.
Технологическая карта внеурочного занятия
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Мотивационный этап (1-2 минуты) | -Добрый день, добрым людям! | Приветствуют учителя. |
Необычное занятие у нас сегодня. Посмотрите на доску. Кто ещё виртуально присутствует в классе? | Ответы детей: -Дети в красивых одеждах. -Дети в разных ярких платьях. | |
Как вы думаете, на какой праздник так нарядились дети? Что же это за костюмы? | -В таких костюмах можно идти на праздник «Ураза байрам», потому что я вижу татарский костюм. | |
2. Актуализация знаний | -Правильно! Марат увидел ребят в татарских костюмах. -Где раньше ты видел такие наряды? | -В нашей семье справляет татарские праздники, потому что мы- татары по национальности. Такой костюм есть у моей бабушки. У меня есть тюбетейка. |
3.Открытие новых знаний | -Значит, в нашем классе учится мальчик пот национальности татарин. -А кто из вас знает свою национальность? | -Я из чувашской семьи. -Мы – армяне. -Наша семья - таджикская. -А я русский…. |
-Не все дети знают, что у человека есть национальность. Что это такое? НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — 1) принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, внешними признаками. | ||
-Посмотрите на карту России. Вокруг нарисовано много людей в разных костюмах. В нашей стране живут люди разных национальностей, их более 100. | Действия детей: рассматривание карты, чтение и называние национальностей. | |
4.Постановка проблемы | -Можно ли сказать, что Самарская губерния многонациональная? Докажи. | Ответы детей: -Да. Если в нашем классе учатся русские, чуваши, мордва, татары, таджики, армяне, украинцы, белорусы, значит наша губерния многонациональная, ведь мы все в ней живём. |
5. Практическая работа. Игры. Анализ игровой деятельности. | -А вот карта Самарской губернии. -На парте найдите карточку с картой Самарской губернии. Сейчас будем отмечать, где проживает наибольшее количество людей одной национальности. 1.БАШКИРЫ Башкиры Самарской области – коренное население Самарского Заволжья. Проживают на юго-востоке Самарской области, в Большечерниговском и Большеглушицком районах. -Сейчас разучим игру башкирских ребят «»Юрта». -Выслушайте ход игры, правила. Если будете соблюдать эти условия, то игра состоится. -Получилась игра? 2.ТАТАРЫ. Татарские поселения расположены на северо-западе и северо-востоке области. Вокруг города Бугульма. -Теперь играем в игру татарских ребят «Займи место» 3.ЧУВАШИ. В Челно-Вершинском районе.Самые северные районы нашей губернии. -Игра чувашских ребят «Тили - рам» (Кого вам?) 4. МОРДВА -К мордовским поселениям относят Похвистневский и Сергиевский районы. Это северо-восточные районы. -Разучиваем забаву мордовских ребятишек «Круговой» 5.РУССКИЕ. Русские люди проживают в нашей области везде. Самарская область похожа на сердце, с огромной любовью объединяющее в себе разные народы, проживающие на территории региона. -Игра «Жмурки». | Работа в паре. Действия детей: Находят на карте районы Большечерниговский и Большеглушицкий, помечают букву Б (башкиры). Играют в игру «Юрта». -Были сбои в игре. Не все выполняли правила. Попробуем ещё раз, будем играть бружнее. Отмечают поселения татар вокруг современного города Бугульма (Т). Играют в игру «Займи место». Отмечают поселения чуваш (Ч). Играют в игру «Тили рам». Отмечают поселения мордвы (М). Играют в игру «Круговой». Отмечают поселения русских (Р). Играют в игру «Жмурки». |
6.Рефлексия | -Вы узнали, что в нашем классе учатся не только русские ребята. -Вспомните наши занятия, посвящённые Дню Победы. А теперь скажите чуваши, мордва, татары были среди тех, кого мы вспоминали и чествовали как наших защитников и героев? -Таких людей мы называем патриоты - кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на подвиги во имя родины. | Ответы детей: -Да. И у Веры, Марата, Диляры прадедушки защищали нашу страну. -Они защищали всю Россию, потому что наша страна – Родина для всех народов, которые в ней живут. |
-Нарисуй народный костюм своей национальности. -Гордитесь своими предками, своей страной! Читайте историю! Знайте, что люди нашей России всегда бок о бок защищали свою Родину, были верны ей. | Рисуют национальные костюмы. | |
7.Итог занятия | -Теперь вы знаете, что люди бывают разных национальностей. А цели жизни зависят от национальности? | -Нет. И русские, и татары, и чуваши, и башкиры –все дети должны учиться, быть честными, старательными, счастливыми. |
-Предлагаю послушать Гимн Самары. | ||
-Спасибо за работу, будьте счастливы! |
Литература
1.М.Ф.Литвинова Русские народные подвижные игры - М.: Просвещение, 1986г,-79с., ил.
2.СИПКРО. Детские игры и загадки народов Поволжья - Самара: Чапаевское полиграфическое объединение, 1994,-57с.
Ресурс интернет
1.История Самарского Поволжья с древнейших времен...
2. ГКУ Самарской области "Дом дружбы народов" .
Приложение
1.Карта Самарской губернии с районами
2. Плакат «Национальности России»
3.Плакат «Национальные костюмы представителей Самарской губерни»
чуваши
4.Демонстрационная карта «Карта России с народами»
Национальные игры детей Самарской губернии:
1.Русская игра «Жмурки»
Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники разбегаются, а жмурка их ловит. Кого поймает, тот становится жмуркой.
Правила игры:
Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать слишком далеко.
Они могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.
Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
2. Татарская игра «Займи место».
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные – играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу.
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу-
БЕГИ!
Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становиться водящим.
Правила игры:
Круг должен остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в круге.
3. Чувашская игра «Тили-рам?» (Кого вам?).
В игре участвует две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 – 15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, лили-рам?» (кого вам, кого вам?). Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры:
Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остаётся в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания команд.
4. Мордовская игра «Круговой».
Играющие чертят большой круг, делятся на две разные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, которые в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если это ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры:
Мяч можно ловить с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в
кругу.
Мы – дети России
Мы – дети России.
Давайте же помнить об этом, друзья
Что может быть нашей России красивей?
Ведь это любимая наша земля!
Нас много народов, мы все не похожи,
Мы дома поём на своих языках
Орочи в Хабаровске, якуты в Сибири,
Татары в Поволжье, абхазцы в горах…
Поют на своих языках о России, о важных и храбрых её временах
О том, что в единстве народов вся сила
Поёт и черкес и бурятский монах.
И каждый гордится, что он – россиянин:
Частичка великой культуры страны.
О том, что народы все – дети России
Мы помнить и знать и гордиться должны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе по теме "Птицы.Работа с природным материалом"
Внеурочное занятие (технологическая карта) Ф.И.О. учителя___Тушева Светлана Викторовна_________________________________Направление развития и воспитания младших школьников______ общек...
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Учусь создавать проект»
Данное занятие помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способного к самообразованию и саморазвитию. Оно поможет ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить ...
Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"
Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...
Технологическая карта внеурочного занятия для 1 класса по теме: "Зачем нужно знать правила дорожного движения"
Данный материал создан на основе программы Н. В. Виноградовой "Безопасность дорожного движения"...
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе. Блок «Наследие кубанской культуры».
Неурочное занятие по теме: «Традиции казачества. С верою в сердце»....
«Мой весёлый снеговик». Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе
В данной технологической карте разработано внеурочное занятие на тему "Мой весёлый снеговик" для учащихся начальной школы....
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Синонимы в русском языке»
Технологическая картавнеурочного занятияв 3 классе...