Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе. Блок «Наследие кубанской культуры».
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Неурочное занятие по теме: «Традиции казачества. С верою в сердце».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_zanyatiyu-karta.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия  в  3 «А»  классе. Блок «Наследие кубанской культуры».

Неурочное занятие по теме: «Традиции казачества. С верою в сердце».

Учитель: Стрелец Ирина Владимировна

Дата проведения: 20.11.2015 года

Цель: познакомить с традициями казаков, с православными заповедями

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к целенаправленной познавательной  деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из всех источников;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

 Регулятивные:

- формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Планируемый результат: формировать навыки ведения здорового образа жизни.

Основные понятия: православие, христиане, заповеди

Межпредметные связи: кубановедение, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

  • основные: кроссворд, листы с заданиями;
  • дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, элементы костюмов казаков.

Организация внеурочного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивация к деятельности

История название станицы

(стихотворение Н. Краснова «На Кубань».)

- Послушайте стихотворение Н Краснова «На Кубань», попытайтесь представить эту картину, а потом поделитесь впечатлениями. ПОРТРЕТЫ

-В Запорожской Сечи

Дым табачный клубами.

Казаков взбудоражил

Посланцев рассказ.

- Там, говорите, тепло?

- Та жара, як у бани!

- А землица яка?

- Хороша, в самый раз,

Ткни оглоблю-

И буде тоби тарантас!..

- Як у бани… -

Дивятся, качают чубами. И решились:

- А ну, вестовой, барабань!

Ось побачимо, що цэ такэ – як у бани!

 Гей, козаче, даёшь Якубань!

- На Кубань!

- На Кубань!

- На Кубань!..

По степи, по Днепровью –

На волах, на возах,

Да по синему морю –

На волнах, на волнах.

И увидели очи казацкие

Диво в рассветную рань:

- О цэ ж горы Кавказские!

- Ось тоби и Кубань!

1 слайд

В 1792 году началось заселение Кубани.

Учащиеся слушают текст стихотворения и  делятся впечатлениями.

- Я представил(а) …

II. Актуализация знаний

Сегодня мы поговорим о том, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети, и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий.

- Какими были казаки-переселенцы?

высказываются о теме урока, аргументируют свои доводы.

III. Выявление места и причины затруднения

2 слайд

Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом и говорили: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте, и пусть святые молитвы несутся прямо от земли до престола Господа Бога». Возвращаясь из походов, все ценное из военной добычи несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение, за то, что остались живы.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. Их составляли 10 христианских заповедей. 

- Вспомните, что это за заповеди.

Родители поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру  православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

- Давайте и мы повторим МЫ КАЗАКИ.

3 слайд

В каждой хате казака  имелись русская печь и «красный угол».

- То значит «красный»?

Красный угол – это место, где висели иконы: Иисуса Христа, Богоматери, Св. Николая чудотворца, а также икона, покровительствующая местному храму.

В  доме казака  красный («красивый») угол  всегда  устраивался в самом  видном и почётном месте.

- В каком, вы знаете?

 По  диагонали от входной двери, в дальнем  углу  комнаты, - так, чтобы  иконы были первым, что  видел  входящий.

Войдя в комнату, гость,  прежде  всего,  крестился  перед  образами и кланялся  Богу, и только затем  здоровался с хозяевами. 

4 слайд

- А что было главной обязанностью казаков?

- В каком возрасте молодой казак принимал военную присягу?

- А теперь мы разыграем мини-сценку, в которой атаман Чепега принимает присягу казака.

- Какой вывод можно сделать ?

ФИЗМИНУТКА

5 слайд

- Вы узнали это здание?

Когда была построена первая церковь в Брюховецком куренном селении, мы сведений не имеем. Но достоверно известно, что в 1849 году была построена Спасо-Преображенская церковь.  Это был девятиглавый деревянный храм с каменной колокольней.

6-7 слайды

- Что вы ещё знаете о храме ст. Брюховецкой?

 ( ответы детей)

-не убивай,

- не воруй,

- трудись по совести,

-не завидуй другому и прощай обидчиков,

-заботься о детях своих и родителях,

-дорожи честью,

-помогай бедным, не обижай никого

- защищай от врагов Отечество.

и  др.

Мы- казаки

Красный - значит красивый.

- Военная служба

- В 18 лет каждый казак принимал присягу и начинал посещать строевые занятия в станице.

Мини – сценка

Чепега:

-В Бога веруете?

Юноши:

-Веруем.

Чепега:

-И в Троицу Святую?

Юноши:

- Веруем.

Чепега:

 - И в церковь ходите?

Юноши:

Ходим.

Чепега:

- Перекреститесь! Делайте как я!

 (предлагает перекреститься и креститься сам).

Чепега:

- Ну, теперь вы – казаки! Служите исправно Богу и царице-матушке!

Принадлежность к православной вере давала возможность вступить в казачество.

- Храм Святых Петра и Павла ст. Брюховецкой.

Дети делятся своим опытом.

IV Применение знаний и умений в новой ситуации.

Православие настолько прочно вошло в жизнь казаков, что даже  находило свое отражение в пословицах. Об этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа “Не дай Бог”, “Господи, Благослови”, “Ради Христа”, “Слава Тебе, Господи”, “Господи, помилуй”.

Поработайте в парах, отметьте пословицы на эту тему.

- Давайте проверим вашу работу…

Работа в парах

1)Кто рано встает, тому Бог дает.

2)До Бога без молитв - будешь чертом бит.

3) Кто правду ищет, того и Бог найдёт.

4) Кто людям помогает, тот горя не знает

5) На Бога надейся, а сам не плошай.

6) На то и казак, чтоб Богу и царю сгодился.

V. Работа по теме занятия.

        8 слайд

А сейчас мы поговорим об очень древнем искусстве, которому более 1000 лет – искусстве колокольного звона.

Чтобы колокол красиво звучал, мастера-литейщики составляли особые сплавы металла и изучали секреты отливки колоколов. Первые колокола для храмов Кубани были отлиты из переплавленных турецких пушек.

 С колокольни (звонницы) далеко разносится и над шумными городскими улицами, и над раздольем станиц колокольный звон. В народе его называют голосом Храма. У каждого колокольного звона есть свое название и предназначение.

 Сейчас мы прослушаем самый красивый звон колокола, который называется праздничный перезвон.

Дети слушают праздничный перезвон, делятся впечатлениями.

VI. Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний.

- Проведём итоговую работу «Проверь себя». Нужно разгадать кроссворд

1) В доме казака «красивый угол».

2) Что в первую очередь строили в станице казаки?

3) Икона этому святому была в каждом доме казака.

4) Какая служба была для казаков главной?

5) Вера казаков

1) красный

2) храм

3) (Николай)  Чудотворец

4) военная

5) православие

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ребята, соберите из фрагментов целостную картинку.

Получился горшок с красивым цветком.

- Куда повернуты его листочки?

- Что станет с цветком без солнца?

Вот так и казаки не могли существовать без веры, без любви к Богу. И жили они, следуя заповеди Христа-Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други свои».

- О чем мы сегодня говорили на занятии?                                            - Что нового узнали?                                                                  - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?                                                                                                                                    - Кто доволен своей работой?

Дети собирают из фрагментов картинку.

-К солнцу.

- Погибнет, исчезнет.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"

Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...

Технологическая карта внеурочного занятия профориентационной направленности «Знакомство с профессиями блока «человек – природа».

Тема занятия "Флористика. Изготовление ёжика из природных материалов". Цель занятия: формирование у детей знаний о природных материалах. Знакомство с профессией – флорист....

Технологическая карта урока окружающего мира "Всемирное наследие" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования знаний детей об истории создания Списка Всемирного наследия и  объектах Всемирного наследия....

Технологическая карта внеурочного занятия по физической культуре

Карта внеурочного занятия по физической культуре по теме "Игры с мячом. Футбол"...

Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока Окружающего мира "Всемирное наследие" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока:создание условий для формирования знаний детей об истории создания Списка Всемирного наследия и объектах Всемирного наследия.Задачи урока:Дидактические:1.  Сформировать представления о...