Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе. Блок «Наследие кубанской культуры».
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Неурочное занятие по теме: «Традиции казачества. С верою в сердце».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_zanyatiyu-karta.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 «А» классе. Блок «Наследие кубанской культуры».
Неурочное занятие по теме: «Традиции казачества. С верою в сердце».
Учитель: Стрелец Ирина Владимировна
Дата проведения: 20.11.2015 года
Цель: познакомить с традициями казаков, с православными заповедями
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из всех источников;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Планируемый результат: формировать навыки ведения здорового образа жизни.
Основные понятия: православие, христиане, заповеди
Межпредметные связи: кубановедение, литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
- основные: кроссворд, листы с заданиями;
- дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, элементы костюмов казаков.
Организация внеурочного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Мотивация к деятельности | История название станицы (стихотворение Н. Краснова «На Кубань».) - Послушайте стихотворение Н Краснова «На Кубань», попытайтесь представить эту картину, а потом поделитесь впечатлениями. ПОРТРЕТЫ -В Запорожской Сечи Дым табачный клубами. Казаков взбудоражил Посланцев рассказ. - Там, говорите, тепло? - Та жара, як у бани! - А землица яка? - Хороша, в самый раз, Ткни оглоблю- И буде тоби тарантас!.. - Як у бани… - Дивятся, качают чубами. И решились: - А ну, вестовой, барабань! Ось побачимо, що цэ такэ – як у бани! Гей, козаче, даёшь Якубань! - На Кубань! - На Кубань! - На Кубань!.. По степи, по Днепровью – На волах, на возах, Да по синему морю – На волнах, на волнах. И увидели очи казацкие Диво в рассветную рань: - О цэ ж горы Кавказские! - Ось тоби и Кубань! 1 слайд В 1792 году началось заселение Кубани. | Учащиеся слушают текст стихотворения и делятся впечатлениями. - Я представил(а) … |
II. Актуализация знаний | Сегодня мы поговорим о том, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети, и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий. - Какими были казаки-переселенцы? | высказываются о теме урока, аргументируют свои доводы. |
III. Выявление места и причины затруднения | 2 слайд Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом и говорили: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте, и пусть святые молитвы несутся прямо от земли до престола Господа Бога». Возвращаясь из походов, все ценное из военной добычи несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение, за то, что остались живы. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Их составляли 10 христианских заповедей. - Вспомните, что это за заповеди. Родители поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. - Давайте и мы повторим МЫ КАЗАКИ. 3 слайд В каждой хате казака имелись русская печь и «красный угол». - То значит «красный»? Красный угол – это место, где висели иконы: Иисуса Христа, Богоматери, Св. Николая чудотворца, а также икона, покровительствующая местному храму. В доме казака красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте. - В каком, вы знаете? По диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, - так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, гость, прежде всего, крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами. 4 слайд - А что было главной обязанностью казаков? - В каком возрасте молодой казак принимал военную присягу? - А теперь мы разыграем мини-сценку, в которой атаман Чепега принимает присягу казака. - Какой вывод можно сделать ? ФИЗМИНУТКА 5 слайд - Вы узнали это здание? Когда была построена первая церковь в Брюховецком куренном селении, мы сведений не имеем. Но достоверно известно, что в 1849 году была построена Спасо-Преображенская церковь. Это был девятиглавый деревянный храм с каменной колокольней. 6-7 слайды - Что вы ещё знаете о храме ст. Брюховецкой? | ( ответы детей) -не убивай, - не воруй, - трудись по совести, -не завидуй другому и прощай обидчиков, -заботься о детях своих и родителях, -дорожи честью, -помогай бедным, не обижай никого - защищай от врагов Отечество. и др. Мы- казаки Красный - значит красивый. - Военная служба - В 18 лет каждый казак принимал присягу и начинал посещать строевые занятия в станице. Мини – сценка Чепега: -В Бога веруете? Юноши: -Веруем. Чепега: -И в Троицу Святую? Юноши: - Веруем. Чепега: - И в церковь ходите? Юноши: Ходим. Чепега: - Перекреститесь! Делайте как я! (предлагает перекреститься и креститься сам). Чепега: - Ну, теперь вы – казаки! Служите исправно Богу и царице-матушке! Принадлежность к православной вере давала возможность вступить в казачество. - Храм Святых Петра и Павла ст. Брюховецкой. Дети делятся своим опытом. |
IV Применение знаний и умений в новой ситуации. | Православие настолько прочно вошло в жизнь казаков, что даже находило свое отражение в пословицах. Об этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа “Не дай Бог”, “Господи, Благослови”, “Ради Христа”, “Слава Тебе, Господи”, “Господи, помилуй”. Поработайте в парах, отметьте пословицы на эту тему. - Давайте проверим вашу работу… | Работа в парах 1)Кто рано встает, тому Бог дает. 2)До Бога без молитв - будешь чертом бит. 3) Кто правду ищет, того и Бог найдёт. 4) Кто людям помогает, тот горя не знает 5) На Бога надейся, а сам не плошай. 6) На то и казак, чтоб Богу и царю сгодился. |
V. Работа по теме занятия. | 8 слайд А сейчас мы поговорим об очень древнем искусстве, которому более 1000 лет – искусстве колокольного звона. Чтобы колокол красиво звучал, мастера-литейщики составляли особые сплавы металла и изучали секреты отливки колоколов. Первые колокола для храмов Кубани были отлиты из переплавленных турецких пушек. С колокольни (звонницы) далеко разносится и над шумными городскими улицами, и над раздольем станиц колокольный звон. В народе его называют голосом Храма. У каждого колокольного звона есть свое название и предназначение. Сейчас мы прослушаем самый красивый звон колокола, который называется праздничный перезвон. | Дети слушают праздничный перезвон, делятся впечатлениями. |
VI. Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний. | - Проведём итоговую работу «Проверь себя». Нужно разгадать кроссворд 1) В доме казака «красивый угол». 2) Что в первую очередь строили в станице казаки? 3) Икона этому святому была в каждом доме казака. 4) Какая служба была для казаков главной? 5) Вера казаков | 1) красный 2) храм 3) (Николай) Чудотворец 4) военная 5) православие |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Ребята, соберите из фрагментов целостную картинку. Получился горшок с красивым цветком. - Куда повернуты его листочки? - Что станет с цветком без солнца? Вот так и казаки не могли существовать без веры, без любви к Богу. И жили они, следуя заповеди Христа-Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други свои». - О чем мы сегодня говорили на занятии? - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Кто доволен своей работой? | Дети собирают из фрагментов картинку. -К солнцу. - Погибнет, исчезнет. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"
Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...
Технологическая карта внеурочного занятия профориентационной направленности «Знакомство с профессиями блока «человек – природа».
Тема занятия "Флористика. Изготовление ёжика из природных материалов". Цель занятия: формирование у детей знаний о природных материалах. Знакомство с профессией – флорист....
Технологическая карта урока окружающего мира "Всемирное наследие" УМК "Перспектива" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования знаний детей об истории создания Списка Всемирного наследия и объектах Всемирного наследия....
Технологическая карта внеурочного занятия по физической культуре
Карта внеурочного занятия по физической культуре по теме "Игры с мячом. Футбол"...
Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....
Технологическая карта урока Окружающего мира "Всемирное наследие" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока:создание условий для формирования знаний детей об истории создания Списка Всемирного наследия и объектах Всемирного наследия.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представления о...