Слушают учителя, отвечают на вопросы
| Подводит к теме занятия.
Задаёт вопрос.
Объявляет тему и цели занятия. | Рассказ учителя Страна лексикология – это большая страна, где живут слова. В этой стране много городов, по одному из них мы сегодня совершим путешествие. Как называется этот город, мы узнаем, если ответим на вопрос. - Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, но близкие по значению? (Синонимы)
Считается, что город Синонимов - самый красивый город! Правда ли это? Мы сегодня узнаем об этом. Тема нашего занятия: «Синонимы в русском языке». Мы вспомним, что такое синонимы, научимся находить их в тексте. | Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные УУД: оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные УУД: выделение главного в информации. |
Слушают учителя.
Принимают участие в игре.
Принимают участие в игре: отвечают на вопросы.
Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.
| Рассказывает о синонимах.
Организует и проводит игру.
Знакомит с правилами игры.
Организует и проводит игру.
Задаёт вопросы.
| 1. Рассказ учителя. В речи синонимы служат для разных целей. Например, для того, чтобы не повторять несколько раз подряд одно и тоже слово: К зиме строительство должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы. Или для тонкого разграничения оттенков смысла, для точного названия близких, но всё же различающихся свойств: «Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.» (М.Горький)
2. Игра - соревнование. Путешествие будет интересным. Правда, вам немного придётся подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас герои мультфильмов на каждой станции. Знакомство с правилами игры. 1. Разделитесь на 4 команды. 2. За каждое правильно выполненное задание команда получает букву. 3. Команда имеет право пользоваться кружками - помощниками двух цветов: красный кружок «Просим помощи!» и зелёный кружок «Мы готовы!»
1 станция «Угадай - ка» Каждая команда получает задание. Ваша задача - записать отгадку, подчеркнуть орфограмму в этом словарном слове и подобрать синоним. Загадка для 1 команды. Загадка для 2 команды. Какой это мастер Кто меня на плечи взял? На окна нанёс Кто меня с земли поднял? И листья и травы, И сказал мне: «Молодец!» И заросли роз? (мороз) Разумеется … (отец)
Загадка для 3 команды Загадка для 4 команды Пьёт бензин, как молоко, С хозяином дружит, Может бегать далеко. Дом сторожит, Возит грузы и людей, Живёт под крылечком, Ты знаком, конечно, с ней. (машина) А хвост колечком. (собака)
Проверка. Каждая команда получает букву «С»
2 станция « Найди - ка» Необходимо найти синонимы в стихах и подчеркнуть их.
1-я группа. 3-я группа Бураны, вьюги и метели, Без пути и без дороги Как много с ними канители, Ходит самый длинноногий. Как много шума, толкотни, В тучах прячется, во мгле. Как надоели мне они! – Только ноги на земле. Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.
2-я группа 4-я группа Зябнет осинка Вот по небу мчится конь, Дрожит на ветру, Из-под ног летит огонь. Стынет на солнышке, Конь копытом бьёт могучим Мерзнет в жару. И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит Что внизу земля дрожит
– Почему вы решили, что это синонимы? (является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются данные синонимы?
Каждая команда получает букву «П»
3 станция «Распределяй-ка» Подбери к фразеологизмам слова – синонимы. Карточка для 1 команды. Повесить нос Мозолить глаза Держать язык за зубами | молчать загрустить надоедать |
Карточка для 2 команды.
Водить за нос Витать в облаках След простыл | скрылся обманыватьмечтать |
Карточка для 3 команды. Не показывать носа Зарубить на носу Ходить на голове | шалить не появляться запомнить |
Карточка для 4 команды.
Прибрать к рукам Клевать носом Сидеть сложа руки | бездельничать присвоить дремать |
Каждая команда читает фразеологизмы и синонимы. Получают букву «А» | Личностные УУД: проявлять положительное отношение к занятию, осознавать его значение; развивать интерес к материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. Познавательные УУД: выделение главного в информации. Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимную помощь, продолжать учиться работать в парах и группе |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. | Выполнение движений под руководством учителя.
| 4 станция «Отдыхай - ка» По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.) | Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и слышать. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.
Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.
|
Организует и проводит игру.
Организует и проводит игру.
| 5 станция «Подумай– ка» Сейчас мы узнаем, как вы умеете подбирать синонимы. Раздаются карточки каждой группе. Из слов – синонимов в скобках выбери подходящие по смыслу. Впиши синонимы в предложения.
Мимо станции промчался … поезд. | (скорый, быстрый, торопливый) | Однажды со мной произошёл … случай | (забавный, юмористический, смешной) | В детстве мы любили играть в тени … дуба. | (старого, старинного) | У мальчика богатая … | (фантазия, мечта) |
Каждая группа называет по одному предложению. Каждая команда получает букву «С»
7 станция «Словознай - ка» К словам подбери синонимы из 4 букв. Слова записаны на доске. Приятель - … (друг) Противник - … (враг) Солдат - … (воин, боец) Шагать - … (идти) Родник - … (ключ) Доктор - … (врач)
Команды получают букву «Б».
8 станция «Убирай - ка» Игра «Найди лишнее» Дана группа слов-синонимов, среди них есть то слово, которое не является близким по значению остальным. Это слово «лишнее». Найди его и подчеркни.
Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый. Грустный, печальный, усердный, скучный, невесёлый. Задира, забияка, драчун, шалун. Грустный, старый, пожилой, престарелый.
Все команды получают букву «О». | Личностные УУД: развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе
|