Музейное занятие "Путешествие в пионерию" для 3-4 классов
учебно-методический материал (3, 4 класс) на тему

Дорофеева Елена Николаевна

Подробный план конспект музеного занятия "Путешествие в пионерию". Подходит для детей 3-4 классов. Благодаря интерактивной форме музейный материал усваивается лучше чем классическая экскурсия. Имеет хороший воспитательный эффект,воздейтсвует на чувства обучающихся.Главная цель: воспитание уважительного отношения к прошлому своего города, музейным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_podvigi_bolshoy_voyny_v_tablitse.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие подвиги большой войны.

       Продолжительность: 35-40 минут

Количество участников: 10-20 человек

Возраст: 3-6 класс

       Педагог: Дорофеева Елена Николаевна

       Форма: Экскурсия с интерактивными элементами.

    Цель: Создать условия для формирования чувства сопричастности к истории города, зарождения чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Задачи:

1.образовательные:

  • Познакомить детей с событиями жизни   школьников города в годы Великой Отечественной Войны;

 2. развивающие:

  • Создать условия для развития познавательной активности в области знаний об истории своей страны и города.
  • Способствовать развитию творческого мышления.

3. воспитательные: 

  •   Воспитывать уважительное отношение к истории Великой Отечественной Войны;
  •   Пробудить чувство гордости за то, что юные жители города Северодвинска оказывали большую помощь фронту, своей деятельностью приближали Победу;
  •   Воспитывать уважительное отношение к музейным экспонатам-«памятникам» войны.

Дидактический материал:

1.Стенды музея.

2. Ноутбук.

3. Экран.

4. Проектор.

5. Картинки, вырезки, лозунги, листы бумаги А3, фломастеры, клеящий карандаш - для самостоятельного задания.

Структура занятия:

1. Организационный этап.

- Представление педагога, знакомство с детьми.

2. Подготовительный этап.

- Объявление темы, постановка целей и задач мероприятия.

3. Основной этап.

-проведение экскурсии «Маленькие подвиги большой войны»

-выполнение творческого задания.

4. Заключительный этап.

- Подведение итогов занятия, беседа с детьми, оценка деятельности.

этап

содержание

Организационный этап

(1 мин)

Представление педагога, знакомство с детьми

Здравствуйте, дорогие ребята!

Рада приветствовать вас в музее истории детского движения Детско-юношеского центра! Меня зовут Елена Николаевна, и сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в прошлое нашего города. А если быть  точнее, в военное прошлое.

Подготовительный этап.

Объявление темы. Постановка целей и задач.

(1 мин)

Ребята, скажите, пожалуйста, как назывался наш город во время Великой Отечественной Войны? Правильно, Молотовск. С 1938 по 1957 годы наш город назывался именно так. Сегодня мы узнаем, как жили и чем занимались пионеры-школьники в годы войны.

Основной этап

(экскурсия)

Но прежде чем мы перейдем к военному прошлому Молотовска я предлагаю вам погрузится в пионерию и узнать, кто такие пионеры и чем они жили?

Сначала мы с вами посмотрим небольшое видео о пионерах и после просмотра продолжим.

Пионерская организация впервые появилась в нашей стране в 1922 году.

         В 1936 году появился поселок Судострой, и уже спустя всего 2 года  в 1938 году в деревянном здании открылся самый первый Дом пионеров. Он находился по адресу ул. Индустриальная 33а.

Как вы думаете, ребята, что было главной задачей пионеров? Чем они  занимались, для чего была создана пионерская организация?

Самой главной задачей пионеров была помощь: взрослым, слабым, пожилым людям, младшим ребятам. Пионеры участвовали в различных городских, областных и всероссийских акциях на общее благо, например сбор макулатуры, сбор металлолома. Пионер - всему пример!

Посмотрите, как выглядела пионерская форма мальчиков и девочек.

И теперь, когда вы уже имеете представление о пионерах, мы узнаем, как жили и чем занимались пионеры-школьники Молотовска в годы Великой Отечественной Войны.

Великая Отечественная Война, коснулась всех уголков  нашей страны. На примере маленького города Молотовска можно представить, как повлияла она на судьбы мальчишек и девчонок.

Накануне войны в городе было 7 школ. В них училось более 2-х тысяч школьников. Многие из  ребят занимались в Доме пионеров.

Стенд 1  –  22 июня1941года дети города были на каникулах. Как ребята узнали о войне?

Одни от родителей, другие по радио.    В ответ на выступление Сталина по радио около 700 пионеров и школьников собрались на митинг у Дома пионеров, чтобы решить, как помочь Родине в трудное для неё время.

Военное время потребовало изменения содержания Торжественного обещания пионера: «…обещаю быть дисциплинированным, честным, трудолюбивым, смелым, выносливым. Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем борцов, отдавших жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем Красном знамени».

    Первый этаж Дома пионеров с первых дней войны стал мобилизационным пунктом, откуда мужчины уходили воевать.

Тревожно было в Молотовске всем: и взрослым и детям. Отцы и братья уходили на войну. Сначала уходили старшие, затем стали привязывать и 17-18-летних юношей, некоторые из них даже не успели закончить школу.

  Для бойцов и командиров, отправляющихся в ряды Красной Армии, кружковцы Дома пионеров на сцене показывали своё художественное и военное мастерство.

С первых дней войны вся работа в кружках Дома пионеров была подчинена интересам настоящего времени, связанного с военным положением. Изменилось и содержание их работы. Продолжали свою работу оборонные кружки. Изо  –  кружок организовал изготовление плакатов ( показать), (спросить для чего?) драматический ставил спектакли о войне, в кружке вышивки вышивали, делали подарки для фронтовиков, позже в Доме пионеров открыли мастерские по ремонту одежды и обуви для детей.

А в это время в бой за Родину вступают молотовчане, среди них старший пионервожатый школы №1 Попов Сергей Никитич. В один день с Поповым ушел служить Родине и бывший председатель первого пионерского отряда города Варфоломеев Николай.

В сентябре 1941 года 13 мальчиков из школы №1 пришли к Дому пионеров на мобилизационный пункт и оттуда пешком на Ягры, где формировался 13-й отдельный лыжный батальон. (рассказать что батальон участвовал в снятии блокады Ленинграда). Но наш город связывает с Блокадным Ленинградом не только это. Во время войны в Молотовск было эвакуировано несколько сотен ленинградцев.

Сейчас ребята, мы посмотрим фрагмент из видеофильма, который был снят в нашем музее в 2015 году. «Дорогой Жизни - в Молотовск». В нем хорошо рассказано о блокадном Ленинграде.

Стенд 2. Начало войны дало толчок для лозунгов. Учащиеся школ  вооружались такими словами: «Учиться в дни войны только на хорошо и отлично!»

 К сожалению, не все ребята могли выполнить свои обещания. На первом месте у пионеров была учеба, хотя и голод донимал, и в холодных помещениях учились.  Каждая школа имела свою котельную, а дров в войну не стало. Занимались в пальто, чернила замерзали. Писали на газетах, в старых тетрадях. Не все ребята ходили в школу  –  не в чем было. Зачастую в семье была одна пара обуви на всех детей. А учиться плохо было стыдно – могли сообщить на фронт. Если все ученики класса получили за день только «четверки» и «пятерки», то на дверях класса появлялась красная звездочка, если были «тройки» - флажок, а если «двойки» - синий круг.

В школах старались поддерживать ребят – давали чай с сахарином и 50 граммов хлеба на каждого ученика. Если кто-то не мог прийти в школу, то паёк носили домой. Детям не хватало витаминов. Из-за нехватки витаминов и микроэлементов у многих учеников развивалась цинга, с ней боролись при помощи хвойного экстракта (показать). Чтобы спасти ребят от голода, иногда выдавали тюлений жир. Очень не вкусно! Но есть хотелось очень, и он очень выручал.

Классные руководители раз в месяц навещали учеников дома. Ведь мама на работе, а отец на фронте. Если кто-то не приходил на занятия !!Как можно было учиться отлично и хорошо, когда всегда было холодно и хотелось есть?

Но были и такие (вы можете ознакомиться с ними н стенде): Художилова Зоя, Грязнов Витя, Федулов Валя, Грибанова Аня, Голубцов Алёша.                            

 На день по карточкам выдавалось всего по 300грамм хлеба (показать).

Стенд 3

Пионеры помогали Родине в трудное для нее время, Они тоже восприняли лозунг взрослых: « Все для фронта, всё для победы!»

В 1942 году в Молотовске были организованны эвакогоспитали(Как вы думаете где они находились?) в школах №1 и №7 ( сейчас Городская гимназия №8).

В госпитали поступали раненные, ребята встречали их на вокзале, везли бойцов на дровнях, иногда на носилках, навещали бойцов, писали письма под диктовку раненных, читали им в слух книги, собирали для них посуду, давали концерты.

И выздоравливающие солдаты старались помочь ребятам : посещали школы, пионерские сборы, костры, беседовали с учащимися.

Пионеры и школьники помогали семьям фронтовиков, эвакуированным семьям, (создавались тимуровские команды), посылали посылки и письма бойцами действующей Красной Армии (фото показать), собирали средства в фонд обороны страны (фото), заготавливали лекарственные травы, грибы, ягоды. Так же ребята вынуждены были помогать взрослым на производстве, в подсобных хозяйствах.

Путь пешком от Москвы до Берлина прошли наши бойцы за четыре долгих года. Четыре года жизни в землянках, окопах. Вдали от дома, семьи. 14,5 тысяч мужчин и женщин проводил Молотовск на войну. Почти четыре тысячи из них не вернулись. День Победы, его так ждали! И не просто ждали, а делали всё, чтобы он пришел побыстрее и он пришёл!

Не всем довелось встретить День Победы, 9 мая. Толе Егорову повезло, пионер 30 – х годов, знаменосец первого пионерского отряда нашего города, дошел до Берлина, испытал все тяготы фронтовой жизни. « Уходил на фронт мальчишка небольшого ростка, худенький, шинель длинная, за плечами вещевой мешок. Мама все порывалась идти провожать на вокзал, но он не разрешил. Поцеловал всех и ушёл»,  так написала его сестра Галина Константиновна Быкова из Коряжмы о 17 – летнем брате.

Она передала в музей ДЮЦа благодарности, врученные Егорову А.К. за взятие Дрездена, Берлина, освобождение Праги (показать).

Пришел долгожданный день победы! Вот что вспоминают пионеры тех лет: «Это была среда. День был солнечный и очень тёплый. Мы, девочки в ситцевых платьях, бежали к Дому Советов. Туда со всех сторон шли люди с криками: «Победа!». Чувство конца войны было, все об этом говорили. И вот он настал! Шапки летели вверх. Кто – то плакал, кто – то смеялся.

Вечером мы собрались у театра (на углу улиц Пионерской и Советской), играл духовой оркестр, и были танцы. Играла гармонь. Восторг, люди целовали друг друга. Звучали песни, частушки. Гуляли до утра».

Итак, дети войны, хоть и  не могли помочь Родине на фронте в силу своего возраста, но делали все, что было в их силах, здесь, в городе: учились, помогали бойцам в госпиталях, работали летом, собирали посылки на фронт, сдавали каждый заработанный рубль на вооружение Красной Армии, хотя сами во многом нуждались. Своим участием они тоже  приближали Победу:

Хотя мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне!

Творческое задание.

Заключительный этап.

Обсуждение,

рефлексия.

Сейчас ребята, я предлагаю вам выполнить творческое задание. Разделимся на группы. У вас есть лист бумаги и вырезки/лозунги из советских военных плакатов о войне. Представьте, что  вы сами попали в то военное время в Молотовск и вам нужно сделать агитационный плакат, чтобы поддержать своих соседей, друзей, жителей вашего города.

Когда мы закончим, вам нужно будет сказать пару слов о вашей работе. Приступайте!

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с военной историей нашего города, узнали, как жили и чем занимались дети-школьники в годы Великой Отечественной Войны. Скажите, пожалуйста, какие впечатления остались у вас после занятия? Что вам больше всего запомнилось?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живаяЮ. Коваль «Три сойки»Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»...

Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»

Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ...

Итоги и перспективы музейно-педагогической работы с детьми четвертого класса общеобразовательной школы по программе «Здравствуй, музей!»

Подведение итогов работы с учащимися 4 класса общеобразовательной школы по программе "Здравствуй, музей!" на базе Русского музея г. Санкт-Петербурга....

Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"

Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения....

Урок по музейной педагогике "Зритель в музее" 2 класс

Конспект урока-занятия по музейной педагогике....

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе

Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....