Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока по краеведению в 1 классе

МБОУ СОШ № 9 г. Алдан.

Учителя начальных классов Золотарева Ольга Васильевна, Мишина Вера Александровна.

Тема: «История БАМа в истории класса».

Дата проведения: 25.02.2015.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

  1. формирование целостного представления о том, как пришла железная дорога в Алдан;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с информацией;
  3. формирование критического мышления, навыков работы в команде;
  4. воспитание любви к родному краю.

Задачи:

  1. познакомить с полезным значением железной дороги, с её использованием;
  2. познакомить с историей строительства железной дороги и её прихода в родной  город;
  3. раскрыть практическое значение природных богатств района;
  4. узнать о значении железной дороги для родного края;
  5. познакомить с железнодорожными строителями;

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Форма работы: фронтальная, групповая.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация необходимых знаний.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся с вами в путешествие.

- А на каком виде транспорта мы путешествуем по железной дороге?

(На поезде).  На доске появляется макет поезда.

 - В 2014 году нашему маленькому городу Алдану, что находится на юге Якутии, исполнилось 90 лет, а 10 лет назад состоялось грандиозное событие, прибытие первого пассажирского поезда 28 августа 2004 года. Открытие железнодорожного вокзала.

- В ноябре 1992 года первый поезд прибыл на станцию  «Алдан», а к 80-летию Алдана открыто пассажирское движение «Томмот-Алдан-Нерюнгри».  Эта дорога стала продолжением байкало-амурской магистрали и стала называться амуро-якутская магистраль (слайд 2).        

  1. Организация познавательной деятельности.

Проблема. - Зачем нам нужна железная дорога? (Ответы детей).

- В конце урока проверим правильность ваших ответов.

- Вначале выясним, что такое железная дорога? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей).

- Об этом нам скажет Знайка.

- Знайка: это трасса из закреплённых рельсов, по которым ходят поезда, перевозящие пассажиров, багаж, почту и различные грузы. В строительстве  этой дороги принимали участие ваши дедушки и бабушки и сейчас продолжают трудиться ваши папы и мамы.  Материалы об этом собраны в нашем школьном музее, в котором  вы были  на экскурсии.

- Много стихов написано о строителях БАМа. Послушаем некоторые из них.

Выступление чтецов

1-й ученик:

Рельсовый транспорт – великая сила!

Славьтесь России дороги железные

2-й ученик:

Рельсы стальные, грузы полезные!

Дороги железные, рельсы, вокзалы

Нет транспорта лучше для нашей державы

И ночью, и днем, и в холод, и в зной

Бегут поезда по России родной.

«Вперед» С. Гришаенков

3-й ученик:

Дороги мы строить умеем

Крылат нашей родины взлет.

В труде своих сил не жалея,

Идем неустанно вперед.

4-й ученик:

По кручам идем и болотам,

Глухою тайгой мы идем.

Горячей тревожной работе

Сердца мы свои отдаем.

5-й ученик:

От Тынды к седому Байкалу

Проложим пути поездам.

История стоек не знала.

Таких грандиозных, как БАМ.

-Итак, мы отправляемся с вами на волшебном поезде! В добрый путь!

(Звук поезда, дети имитируют движение).

-Первая станция: «Историческая»  (слайд 2).

- 90 лет назад на территории Алданского района шумела безбрежная, глухая  тайга. На огромном ее пространстве, не было не одного населённого пункта. Но эвенки, кочевавшие с оленьими стадами, издавна находили в ручьях и реках золотые самородки.

Огромное количество полезных ископаемых привлекало огромное  количество люда. Со временем человек пришёл к выводу, что если начать осваивать суровый край, это приведёт к тому, что сюда потянутся люди разных специальностей, и смогут придать своей работой суровому краю красивый вид. Люди научились строить дома в условиях вечной мерзлоты. Но продукты и другие необходимые грузы трудно было доставлять в такой удалённый край. Так и решили проложить сюда железную дорогу.

- Как вы думаете, почему решили проложить именно железную дорогу? (Ответы детей).

- Именно по ней можно больше доставить грузов в разные уголки страны.

- Во время нашего путешествия мы будем заполнять маршрутный лист Практическая работа с маршрутными листами (отмечают «станцию»).

- Постарайтесь работать быстро и аккуратно!

Необходимо отметить карандашом разных цветов станции, на которых мы будем делать остановки.

- В строительстве железной дороги, которая пришла в Якутию  принимали участие наши дедушки. Об одном из них мы сейчас послушаем (слайды  3 – 5).

- Отправляемся дальше. Следующая станция «Географическая». (Звук поезда, дети имитируют движение). Практическая работа с маршрутными листами (отмечают «станцию»).

- Якутия считается одной из самых богатых на Земле по запасам полезных ископаемых. Рассказывают даже такую легенду:

«Когда Бог сотворил Землю и увидел, что она прекрасна, решил распределить все полезные ископаемые равномерно, по всем уголкам Земли.

- Что такое полезные ископаемые? (Ответы детей).

- А что ответит нам Знайка?  

- Знайка: В словаре я прочитал, что это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли, или с её поверхности.

- Он летел и оставлял свои «подарки». И когда Бог летел над Якутией. Он обморозил руки и выронил все оставшиеся полезные ископаемые, которые рассыпались по всей Республике».

- Какие полезные ископаемые добывают у нас в районе вы узнаете, если отгадаете загадки?

Ни огня, не Света,

А огнём блестит. (Золото).

- Где использует человек золото?

Золото в электротехнике для изготовления отдельных деталей.

В медицине для протезирования.

Для изготовления инструментов, в химической промышленности.

Различных украшений  (серьги, кулоны)

Золото используют как деньги, для торговли с зарубежными фирмами.

Он чёрный, блестящий

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дом тепло

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (уголь)

- Чем полезен уголь?

- Где мы его применяем?

-Уголь используют  как топливо, что делает его незаменимым в северных суровых условиях, где так долго длится зима. Геологи нашли в Южной Якутии каменный уголь. На это место прибыли строители, чтобы построить железную дорогу.

- Где добывают каменный уголь в Якутии? (Ответы детей).

- Как вы думаете, зачем они решили построить сюда железную дорогу? (Ответы детей).

- Сюда приехали люди со всех концов нашей необъятной Родины. В том числе ваши дедушки и бабушки. Выступление об одном их них, мы сейчас послушаем  (слайды 6 – 9)

3.Физкультминутка.

-Итак, отправляемся дальше. (Звук поезда, дети имитируют движение).

- Следующая станция «Путейная». Практическая работа с маршрутными листами (отмечают «станцию»).

-Кто обслуживает железную дорогу? Это путейцы. Кто такие путейцы? (Ответы детей).

- Спросим у Знайки кто такой путеец?

- Знайка:  Путеец – специалист по строительству, содержанию железных дорог, работник железнодорожного транспорта.

- Чтобы хорошо работать, что ему нужно? (Ответы детей).

Игра «Выбери нужное».

На столе предметы, два человека из класса выбирают только те предметы, которые необходимы путейцу.

(каска, рукавицы, спец одежда, инструменты)

- Мы наблюдаем,  правильно ли они выполняют задание.

- Дедушки вашего одноклассника работали  на экскаваторе.

Давайте послушаем о нём (слайд 10).

Отправляемся дальше (Звук поезда, дети имитируют движение).

- Следующая станция «Специальная». Практическая работа с маршрутными листами (отмечают «станцию»).

- Много специалистов трудятся на строительстве железной дороги.

- Сей час мы с вами разгадаем ребусы и узнаем, люди каких профессий помогали  строить железную дорогу (слайд 11).

- Послушаем выступление ещё об одном строителе БАМа (слайды 12 – 15)

  1. Итога урока.

-Нужна ли людям  железная дорога в Алданском районе? (Ответы детей).

-Прямо из Алдана можно на поезде поехать во все стороны нашей страны. Железная дорога и её строительство создаёт новые рабочие места.

- Дорога нужна, потому что сокращает транспортные расходы, наших предприятий. Можем ли мы прожить без железной дороги?

  1. Рефлексия.

- Поделимся своими впечатлениями. Какое задание было интересным,  познавательным? Что узнали нового? Продемонстрируйте своё  настроение, с помощью цветных кругов (красный круг – радостное, зеленый – спокойное, желтый – грустное).

- Для наших гостей споем песню «Мы в поезде»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по истории математики Тема: «История чисел» (3-4 класс ).

Цели: познакомить  учащихся с историей записи чисел в разных странах в разные эпохи;              развивать мыслительные операции ...

Урок – демонстрация по теме:История одежды. Одежда в разные времена.

Цель: познакомить учащихся с особенностями одежды различных народов, слоев обществ в различные периоды жизни людей; воспитывать любовь к предмету, родному краю, бережное отношение к костюму свое...

Презентация к уроку музыки на тему "История гимна России"

Данная презентация предназначена для учащихся 2 класса и содержит в себе много интересных фактов о появлении гимна РФ....

Конспект урока по предмету Окружающий мир 4 класс тема "История России 20 век"

Конспект урока по предмету Окружающий мир с использованием карточек сайта Учи.ру...

Конспект урока английского языка «Animal World» (УМК « English» 2 класс С.Г. Тер – Минасова, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление грамматического материала The Past Simple и The Present Perfect; ввести и первично закрепить вопросительную конструкцию Th...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...