Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по краеведению в 1 классе
МБОУ СОШ № 9 г. Алдан.
Учителя начальных классов Золотарева Ольга Васильевна, Мишина Вера Александровна.
Тема: «История БАМа в истории класса».
Дата проведения: 25.02.2015.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:
- формирование целостного представления о том, как пришла железная дорога в Алдан;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с информацией;
- формирование критического мышления, навыков работы в команде;
- воспитание любви к родному краю.
Задачи:
- познакомить с полезным значением железной дороги, с её использованием;
- познакомить с историей строительства железной дороги и её прихода в родной город;
- раскрыть практическое значение природных богатств района;
- узнать о значении железной дороги для родного края;
- познакомить с железнодорожными строителями;
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Форма работы: фронтальная, групповая.
- Организационный момент.
- Актуализация необходимых знаний.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся с вами в путешествие.
- А на каком виде транспорта мы путешествуем по железной дороге?
(На поезде). На доске появляется макет поезда.
- В 2014 году нашему маленькому городу Алдану, что находится на юге Якутии, исполнилось 90 лет, а 10 лет назад состоялось грандиозное событие, прибытие первого пассажирского поезда 28 августа 2004 года. Открытие железнодорожного вокзала.
- В ноябре 1992 года первый поезд прибыл на станцию «Алдан», а к 80-летию Алдана открыто пассажирское движение «Томмот-Алдан-Нерюнгри». Эта дорога стала продолжением байкало-амурской магистрали и стала называться амуро-якутская магистраль (слайд 2).
- Организация познавательной деятельности.
Проблема. - Зачем нам нужна железная дорога? (Ответы детей).
- В конце урока проверим правильность ваших ответов.
- Вначале выясним, что такое железная дорога? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей).
- Об этом нам скажет Знайка.
- Знайка: это трасса из закреплённых рельсов, по которым ходят поезда, перевозящие пассажиров, багаж, почту и различные грузы. В строительстве этой дороги принимали участие ваши дедушки и бабушки и сейчас продолжают трудиться ваши папы и мамы. Материалы об этом собраны в нашем школьном музее, в котором вы были на экскурсии.
- Много стихов написано о строителях БАМа. Послушаем некоторые из них.
Выступление чтецов
1-й ученик:
Рельсовый транспорт – великая сила!
Славьтесь России дороги железные
2-й ученик:
Рельсы стальные, грузы полезные!
Дороги железные, рельсы, вокзалы
Нет транспорта лучше для нашей державы
И ночью, и днем, и в холод, и в зной
Бегут поезда по России родной.
«Вперед» С. Гришаенков
3-й ученик:
Дороги мы строить умеем
Крылат нашей родины взлет.
В труде своих сил не жалея,
Идем неустанно вперед.
4-й ученик:
По кручам идем и болотам,
Глухою тайгой мы идем.
Горячей тревожной работе
Сердца мы свои отдаем.
5-й ученик:
От Тынды к седому Байкалу
Проложим пути поездам.
История стоек не знала.
Таких грандиозных, как БАМ.
-Итак, мы отправляемся с вами на волшебном поезде! В добрый путь!
(Звук поезда, дети имитируют движение).
-Первая станция: «Историческая» (слайд 2).
- 90 лет назад на территории Алданского района шумела безбрежная, глухая тайга. На огромном ее пространстве, не было не одного населённого пункта. Но эвенки, кочевавшие с оленьими стадами, издавна находили в ручьях и реках золотые самородки.
Огромное количество полезных ископаемых привлекало огромное количество люда. Со временем человек пришёл к выводу, что если начать осваивать суровый край, это приведёт к тому, что сюда потянутся люди разных специальностей, и смогут придать своей работой суровому краю красивый вид. Люди научились строить дома в условиях вечной мерзлоты. Но продукты и другие необходимые грузы трудно было доставлять в такой удалённый край. Так и решили проложить сюда железную дорогу.
- Как вы думаете, почему решили проложить именно железную дорогу? (Ответы детей).
- Именно по ней можно больше доставить грузов в разные уголки страны.
- Во время нашего путешествия мы будем заполнять маршрутный лист Практическая работа с маршрутными листами (отмечают «станцию»).
- Постарайтесь работать быстро и аккуратно!
Необходимо отметить карандашом разных цветов станции, на которых мы будем делать остановки.
- В строительстве железной дороги, которая пришла в Якутию принимали участие наши дедушки. Об одном из них мы сейчас послушаем (слайды 3 – 5).
- Отправляемся дальше. Следующая станция «Географическая». (Звук поезда, дети имитируют движение). Практическая работа с маршрутными листами (отмечают «станцию»).
- Якутия считается одной из самых богатых на Земле по запасам полезных ископаемых. Рассказывают даже такую легенду:
«Когда Бог сотворил Землю и увидел, что она прекрасна, решил распределить все полезные ископаемые равномерно, по всем уголкам Земли.
- Что такое полезные ископаемые? (Ответы детей).
- А что ответит нам Знайка?
- Знайка: В словаре я прочитал, что это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли, или с её поверхности.
- Он летел и оставлял свои «подарки». И когда Бог летел над Якутией. Он обморозил руки и выронил все оставшиеся полезные ископаемые, которые рассыпались по всей Республике».
- Какие полезные ископаемые добывают у нас в районе вы узнаете, если отгадаете загадки?
Ни огня, не Света,
А огнём блестит. (Золото).
- Где использует человек золото?
Золото в электротехнике для изготовления отдельных деталей.
В медицине для протезирования.
Для изготовления инструментов, в химической промышленности.
Различных украшений (серьги, кулоны)
Золото используют как деньги, для торговли с зарубежными фирмами.
Он чёрный, блестящий
Людям помощник настоящий,
Он несёт в дом тепло
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (уголь)
- Чем полезен уголь?
- Где мы его применяем?
-Уголь используют как топливо, что делает его незаменимым в северных суровых условиях, где так долго длится зима. Геологи нашли в Южной Якутии каменный уголь. На это место прибыли строители, чтобы построить железную дорогу.
- Где добывают каменный уголь в Якутии? (Ответы детей).
- Как вы думаете, зачем они решили построить сюда железную дорогу? (Ответы детей).
- Сюда приехали люди со всех концов нашей необъятной Родины. В том числе ваши дедушки и бабушки. Выступление об одном их них, мы сейчас послушаем (слайды 6 – 9)
3.Физкультминутка.
-Итак, отправляемся дальше. (Звук поезда, дети имитируют движение).
- Следующая станция «Путейная». Практическая работа с маршрутными листами (отмечают «станцию»).
-Кто обслуживает железную дорогу? Это путейцы. Кто такие путейцы? (Ответы детей).
- Спросим у Знайки кто такой путеец?
- Знайка: Путеец – специалист по строительству, содержанию железных дорог, работник железнодорожного транспорта.
- Чтобы хорошо работать, что ему нужно? (Ответы детей).
Игра «Выбери нужное».
На столе предметы, два человека из класса выбирают только те предметы, которые необходимы путейцу.
(каска, рукавицы, спец одежда, инструменты)
- Мы наблюдаем, правильно ли они выполняют задание.
- Дедушки вашего одноклассника работали на экскаваторе.
Давайте послушаем о нём (слайд 10).
Отправляемся дальше (Звук поезда, дети имитируют движение).
- Следующая станция «Специальная». Практическая работа с маршрутными листами (отмечают «станцию»).
- Много специалистов трудятся на строительстве железной дороги.
- Сей час мы с вами разгадаем ребусы и узнаем, люди каких профессий помогали строить железную дорогу (слайд 11).
- Послушаем выступление ещё об одном строителе БАМа (слайды 12 – 15)
- Итога урока.
-Нужна ли людям железная дорога в Алданском районе? (Ответы детей).
-Прямо из Алдана можно на поезде поехать во все стороны нашей страны. Железная дорога и её строительство создаёт новые рабочие места.
- Дорога нужна, потому что сокращает транспортные расходы, наших предприятий. Можем ли мы прожить без железной дороги?
- Рефлексия.
- Поделимся своими впечатлениями. Какое задание было интересным, познавательным? Что узнали нового? Продемонстрируйте своё настроение, с помощью цветных кругов (красный круг – радостное, зеленый – спокойное, желтый – грустное).
- Для наших гостей споем песню «Мы в поезде»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по истории математики Тема: «История чисел» (3-4 класс ).
Цели: познакомить учащихся с историей записи чисел в разных странах в разные эпохи; развивать мыслительные операции ...
Урок – демонстрация по теме:История одежды. Одежда в разные времена.
Цель: познакомить учащихся с особенностями одежды различных народов, слоев обществ в различные периоды жизни людей; воспитывать любовь к предмету, родному краю, бережное отношение к костюму свое...
Презентация к уроку музыки на тему "История гимна России"
Данная презентация предназначена для учащихся 2 класса и содержит в себе много интересных фактов о появлении гимна РФ....
Конспект урока по предмету Окружающий мир 4 класс тема "История России 20 век"
Конспект урока по предмету Окружающий мир с использованием карточек сайта Учи.ру...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Тема "История подмосковного храма и история жизни и прихода земли Горетовской Московской области"
Познакомить с историческим прошлым нашего края...
Конспект урока английского языка «Animal World» (УМК « English» 2 класс С.Г. Тер – Минасова, 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление грамматического материала The Past Simple и The Present Perfect; ввести и первично закрепить вопросительную конструкцию Th...
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...