Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»
план-конспект урока (1 класс) по теме
Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок "Мир железной дороги" | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №63 ОАО «РЖД»
Конспект интегрированного урока в 1 классе
(предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО)
(возраст:6,6 - 7 лет)
«Мир железной дороги»
Подготовили и провели урок:
учитель начальных классов Лысенко Елена Анатольевна
учитель ИЗО Семочкина Марина Владимировна
Место проведения: 1 класс (классная комната и мини-музей ж.д. транспорта)
Оборудование:
интерактивная доска,
проектор,
блок-схемы,
доски (пиши-стирай) для обратной связи.
детская действующая железная дорога,
стеллажи и витрины для музея,
стенды,
карта «Российские железные дороги»,
рамки для фото, репродукций,
телевизор,
DVD – плеер,
аудиозаписи;
слайды об истории развития железной дороги.
Ноутбуки
Графические планшеты
Цветной лазерный принтер
Картридж
Цель: Создание условий для индивидуально-личностного роста ребенка, через ознакомление с профессиями железнодорожников, железнодорожным транспортом,
развитие социокультурных компетенций и художественно-творческих способностей детей средствами информационно – коммуникативных технологий.
Задачи:
- Закрепление умения делить слова на слоги, составлять простые предложения с использованием слов по железнодорожной тематике.
- Развитие четкости дикции, выразительности речи при составлении кратких и распространенных ответов, дополнении высказываний товарищей;
- Расширение и закрепление знаний детей о железной дороге, железнодорожных профессиях, их значимости и необходимости.
- Формирование ИКТ компетентности, при работе с графическим планшетом, моноблоком, принтером.
- Формировать приемы умственных действий анализа и синтеза путем преобразования частей в целостный образ; продолжать развивать пространственное восприятие, зрительно-тактильную координацию, ориентировку на «листе бумаги».
- Продолжать развивать мелкую моторику руки посредством эргономичной навигацией стилусом.
- Закреплять знание геометрических фигур при изображении паровоза (прямоугольник, квадрат, круг, полукруг, с переходами от части, к части).
- Формирование учебной деятельности: умения внимательно слушать учителя и товарищей, выполнять инструкции учителя;
- Воспитание уважения к людям труда, желание трудиться на железной дороге.
Предварительная работа:
1.Вводная экскурсия в железнодорожный мини-музей класса «О чем расскажет нам музей»
2.Разучивание стихов на тему: «Железнодорожные профессии»
3.Беседы о труде железнодорожников
4.Рассматривание иллюстраций на данную тему,
5.Встреча с интересными людьми – родителями железнодорожниками,
6. Цикл занятий по ознакомлению и развитию навыков и умений в работе с графическим планшетом, ноутбуком, сканером, принтером.
7. Работа с интерактивной доской.
8. Проведение занятий по упражнению графических навыков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Дети приветствуют гостей.
Учитель: Рада встрече с вами и с нашими гостями! Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.
Для первого класса звонок прозвенел,
Каждый из нас приготовился, сел
Все мы хотим очень много узнать!
Где ж нам сегодня предстоит побывать?
2. Актуализация знаний.
(У учеников на парте раздаточный материал: буквы из разрезной азбуки. На интерактивной доске картинка с изображением предметов, относящихся к железной дороге: вагон, рельсы, поезд, вокзал - закрыта «шторкой»).
Учитель: Ребята, чтобы узнать, где нам сегодня предстоит побывать, необходимо выполнить задание.
Задание: Соберите рассыпанное слово. (Дети работают в парах - составляют слова. На интерактивной доске осуществляется проверка выполненных заданий - открывается «шторка»).
Учитель: Так куда мы сегодня отправимся?
Предполагаемые ответы детей: (на железнодорожный вокзал, совершим поездку на поезде, побываем на железной дороге).
3. Повторение и закрепление ранее изученного материала.
Учитель: Интересно, а много ли вы знаете слов о железной дороге?
Проводится игра «Назови слово».
Учитель: Я бросаю мяч в руки любому из вас, а поймавший его называет слово на заданную тему. (Учитель, проходя между рядами, бросает мяч поочередно детям, дети называют слова)
Предполагаемые ответы детей: купе, паровоз, вокзал и т.д.
Учитель: Много слов назвали, молодцы!
Звучит аудиозапись «Звуки железной дороги».
Индивидуальная работа со схемами слов. (У детей на партах лежат схемы слов, разбитые на слоги и картинки с изображением проводника, вокзала, вагона).
Учитель: Дети, у вас на столах лежат схемы слов, разбитые на слоги и картинки, соотнесите слово и картинку. Пример на доске: (поезд ___/____).
(Дети составляют схемы слов. Ученик, который первым справился с заданием выходит к доске, демонстрирует схему на доске, все проверяют правильность выполненного задания).
Учитель: Как вы думаете, кто главный на железной дороге? От кого зависит работа железной дороги?
Предполагаемые ответы детей: люди, машинист, диспетчера и т.д.
Учитель: Посмотрите на экран.
( На экране презентация слайдов «В мире железнодорожных профессий». На фоне слайдов ребенок читает наизусть стихотворение).
Железную дорогу
Обслуживает много:
Помощник машиниста
Кассир и замминистра,
А также машинист,
А так же сам министр,
А также ревизор,
А также контролер,
Плюс путевой обходчик,
Диспетчер, проводник.
Состав не загрохочет
Без каждого из них.
(Звучит гудок паровоза).
Учитель: Каждое утро, как по гудку паровоза все работники железной дороги спешат на работу. И сейчас, нам предстоит отгадать, представители, каких железнодорожных профессий пришли к нам в гости? (Выходят дети в костюмах железнодорожников).
Машинист: Кто по рельсам, по путям
Поезда привозит к вам?
Дети: Машинист
Машинист: Быть прекрасно машинистом,
Есть, конечно, доля риска
Очень трудно быть в пути,
И состав большой вести.
Учитель. А помогает ему помощник. Его главная обязанность следить за сигналами и обо всем докладывать машинисту. Это необходимо для полной безопасности движения. ( В это время на экране появляется изображение взрослого - машиниста на рабочем месте).
Проводница: Я - хозяйка в доме на колесах,
Я всегда вас чаем напою.
День и ночь тружусь, не уставая
Назови профессию мою?
Дети: Проводница. (На экране появляется изображение взрослого - проводника на рабочем месте).
Диспетчер: Пропускаю поезда
Знаю все – кому – куда?
Поезд я приму и отправлю,
Зря на месте не оставлю
Через станцию пропустит,
Все запомнит, не упустит.
Дети: Диспетчер. (На экране появляется изображение взрослого -диспетчера на рабочем месте).
Учитель: А знаете ли вы, что поездного диспетчера называют дирижером движения. Он организует и направляет движение поездов. Дежурный по станции принимает и отправляет поезда, пропуская их через станцию, на которой он работает.
Осмотрщик: Целый день я все хожу
По колесам все стучу
Неполадки устраняю
В путь вагоны отправляю.
Дети: Осмотрщик. (На экране появляется изображение взрослого – осмотрщика вагонов на рабочем месте).
Осмотрщик: Вагонники – это ремонтники,
Должны быть предельно внимательны.
Все винтики, гайки и болтики.
Осмотрят всегда основательно.
Учитель: Поезда, как и человек, нуждаются в лечении. Осмотрщик вагонов это своего рода врач, диагност вагонов, который должен определить, чем болен вагон. Для этого требуется большая внимательность и наблюдательность. Он должен заметить все неисправности. Спасибо, ребята, садитесь на свои места.
(Звучит гудок паровоза. Дети возвращаются на свои места).
Учитель: А кто из вас хотел бы работать на железной дороге?
Дети: Мы.
Учитель: А знаете ли вы, что работать на ней очень сложно и ответственно, и человек, работающий на железной дороге должен обладать определенными качествами, а вот, какими, мы сейчас узнаем.
Проводится игра «Собери железнодорожный состав». ( На отдельных столах лежат картинки - вагоны, на каждом вагоне написано качество характера человека.
Предлагаются качества характера человека: агрессивный, внимательный, умный, находчивый, рассеянный, собранный, ленивый, аккуратный, пунктуальный.
Дети «собирают» железнодорожный состав, в котором будут только те качества характера, которые необходимы железнодорожнику).
Учитель: Ребята, сейчас каждый из вас попробует поработать составителем поезда, разбейтесь на 3 группы, на каждом вагоне написано качество характера человека. Вам необходимо собрать железнодорожный состав, в котором будут только те качества характера, которые необходимы железнодорожнику, если на вагоне написано, качество необходимое железнодорожнику, то вагон необходимо прицепить к составу, а если нет, вагон отправляется на запасной путь.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. (Одна группа работает у интерактивной доски.)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Учитель: Вы знаете, какой праздник в начале октября будут отмечать все железнодорожники?
Дети: День компании ОАО «РЖД».
Учитель: Все наши гости, являются работниками железных дорог, и мы не можем допустить, чтобы они ушли от нас без подарков.
Учитель: Какие мы с вами смогли бы сделать подарки?
Дети: Рисунок, открытка, поделка, аппликация.
Учитель: А кто нам может в этом помочь?
Дети: Учитель ИЗО.
Учитель ИЗО: Ребята, я вам предлагаю сделать открытки на графических планшетах. Кто может сказать, что такое графический планшет?
Дети: Это способ ввода информации, с его помощью наши рисунки попадают на экран компьютера.
Учитель: А чем вы будете рисовать?
Дети: Мы будем рисовать стилусом — это специальный электронный карандаш.
Учитель: А где появиться изображение?
Дети: Мы увидим его на экране компьютера.
Учитель: Но такую открытку нельзя взять в руки.
Дети: Почему нельзя, можно, после того, как мы ее распечатаем на цветном принтере.
Учитель ИЗО: Ребята, праздник для железнодорожников, значит, и открытка должна быть связана с железной дорогой. А то же мы на ней изобразим, вы узнаете, отгадав загадку:
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...
Дети: Паровоз
Учитель ИЗО: Правильно, приступим к работе. Чтобы наша открытка была яркая, мы будем использовать векторный фон, выберите какой вам нравиться и вставьте его, пожалуйста. А теперь, чтобы вспомнить последовательность рисования паровозика, обратите внимание на экран.
( На доске появляется схема – подсказка)
1 РЕБ. Первой изобразим часть паровоза, в которой располагаются топка и паровой котел, она прямоугольной формы и расположена горизонтально.
2 РЕБ. Вторая часть, это кабина, она тоже имеет прямоугольную форму, но изображается уже вертикально, пересекаясь с первой частью. Также изобразим часть трубы, она тоже прямоугольная.
3 РЕБ. Дорисуем конец трубы, он выглядит в виде трапеции или прямоугольника, крышу – узкий вытянутый прямоугольник и колеса – круглые, разного размера – два маленьких и одно большое.
4 РЕБ. Следующий этап, нарисуем на кабине квадратное окошко, полукруглый песочник рядом с трубой, треугольный нос паровозика, прорисуем колеса.
Учитель ИЗО: Теперь работа завершена, мы можем уже подарить открытки нашим гостям?
Дети: Нет, нужно распечатать их на принтере.
Учитель ИЗО: Ребята, а принтер у нас один, как на него попадут все ваши работы?
Дети: Нужно отправить их на флеш – карту.
Учитель ИЗО: Выполните эту операцию. (Дети передают флеш –карты учителю)
Учитель ИЗО: А поможет мне распечатать открытки …..(Распечатывание на принтере)
Итог урока:
Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Мы отлично поработали, надеюсь, урок прошел недаром и многие из вас задумаются о профессии железнодорожника.
А сейчас хотелось – бы, чтобы вы поделились своим настроением об уроке на досках обратной связи. Нарисуйте его. Марина Владимировна вместе с ….. распечатали открытки, возьмите по две открытки и поздравьте гостей с наступающим праздником «День компании»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока обучения грамоте «Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами»
Конспект интегрированного урока чтение+письмо в период обучения грамоте в 1 классе по теме "Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами". УМК "Школа Росси...
Конспект интегрированного урока обучение грамоте и окружающего мира.
Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.УМК "Школа 2100"....
Конспект интегрированного урока развития речи и трудового обучения «Ель - хвойное дерево и новогодняя красавица»
Интегрированный урок развития речи и трудового обучения. Тема урока "Ель - хвойное дерево или новогодняя красавица?"...
Конспект интегрированного урока чтения и письма в период обучения грамоте.
Конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Культура общения.Этика письма" пригодиться учителям 1 класса в период обучения грамоте. Развивать коммуникативные способности и информационную ...
Конспект открытого урока в 1 классе по обучению грамоте.
Тема урока: «Согласные звуки (з), (з), буквы З, з». (1час из 2 часов)Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З,з, развитие речи, логического мышления, памят...
Статья "Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников. Музейная педагогика и музыка."
Данная статья посвящена значению интегрированных уроков для учащихся начальных классов. В ней приведен личный опыт работы учителя....
Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»
laquo;Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»....