Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе

 

Природа для поэта – любимая и живая

Ю. Коваль «Три сойки»

Поход в Музейный Дом

 А. Дюрер «Заяц»

 

УМК «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka-_seminar_2011dinmuhametova.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»п.г.т. Кукмор

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Урок литературного чтения во 2 классе

Природа для поэта – любимая и живая

Ю. Коваль «Три сойки»

Поход в Музейный Дом

 А. Дюрер «Заяц»

УМК «Перспективная начальная школа»

Динмухаметова Р.Ф - учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ТЕМА УРОКА:

Природа для поэта и художника – любимая и живая.

Ю.Коваль «Три сойки». Поход в музейный Дом. А.Дюрер «Заяц»

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. обнаружить вместе с детьми, что такие качества, как наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе , позволяют поэтам и художникам очень убедительно , точно и интересно рассказывать о лесе и его обитателях;

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. на основе сравнения образов, их действий и признаков развивать речь обучающихся, желание и умение принимать активное участие в беседе; развивать умение осознавать и принимать учебную цель; проверять, правильно ли выполняется работа (её процесс и результат);
  2. развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;
  3. развивать умения анализировать, сравнивать, выбирать объект для    исследования, планировать работу, применять способы фиксирования   результатов;
  4. формировать общеучебные навыки;
  5. формировать практические навыки исследовательской деятельности, формировать умение формулировать гипотезу, делать вывод;
  1. способствовать формированию интеллектуальных навыков;
  2. формировать умение  ориентироваться в тексте, выделять средства художественной выразительности, работать с иллюстрациями
  3. воспитывать чуткое отношение к литературе как к виду искусства, потребность в чтении;
  4. учить вслушиваться в авторский голос.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ  МАТЕРИАЛЫ:

  1. электронная презентация
  2. портреты Ю.Коваля  и А.Дюрера

РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ:

  1. словари
  2. лупы

ХОД УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности

ЦЕЛИ: 

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока;

3) пополнять словарный запас, развивать внимание, зоркость при чтении

1. Организация учебной деятельности

У . -  Прозвенел звонок – начинается урок.

-  Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке?

-  Готовы ли вы к уроку?  

-  Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так.

-  Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

-  Начинаем урок.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

ЦЕЛИ:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;

2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала;

3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении нового задания;

  1. СЛАЙД №1.  ИГРА:  «Кто играет в прятки»? Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые.  (Друг за другом появляются названия и изображения животных) 

               

У. – В каком стихотворении встречались эти животные?

 Д. - Эти насекомые, птицы и маленькие зверьки встречались в стихотворении Леонида Яхнина «Музыка леса» 

У. – Прочитайте выразительно стихотворение.

Д.  Дети читают стихотворение по частям

2)  Работа над содержанием стихотворения

У. - С чем герой произведения сравнивает белку?

Д. - Белку герой сравнивает с рыжей метелкой.

У. - Как называет стрекоз? А паутину? А стрекот кузнечика?

Д. - Стрекоз герой называет цветными крестиками, паутину — сач ком, а стрекот кузнечика - музыкой.

(Несмотря на кажущуюся простоту этих вопросов, детям нужно очень внимательно и не один раз перечитать стихотворение, чтобы на них ответить.)

 3) У. - Какое открытие сделал герой этого стихотворения? Где об этом говорится?

 Д. - Об этом открытии говорится в последней части стихотворе ния:

Я думал, что средь бела дня

Один в лесу бродил.

Но целый мир вокруг меня

Летал,

трудился,

жил.

4) ВЫВОД: - Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него — це лый мир.

СЛАЙД №2. На экране появляется изображение леса.

  1. Выявление места и причины затруднения

ЦЕЛИ: 

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения  - тех конкретных знаний, умений, которых не хватает для решения задания;

У. - Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него — це лый мир.

У. - Мог ли такое открытие сделать человек, который не любит природу, не умеет ее наблюдать? Подтверди свое мнение.

Д. - Такое открытие мог сделать только очень наблюдательный, любящий природу человек. То, что герой стихотворения именно такой, подтверждает его чуткость к лесным звукам (он услышал и узнал стрекот кузнечика, крики грачей), его способность заме чать то, что не сразу бросается в глаза (он заметил промелькнув шую мимо белку, пролетающую пчелу, мелькающих стрекоз; он разглядел паучка на паутинке, мышку в норке).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

ЦЕЛИ: 

1) организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения:

- постановка цели проекта;

- уточнение темы урока;

- определение средств ;

- построение плана достижения цели

У. - Название стихотворения выражает его ТЕМУ или его ос новную МЫСЛЬ?

  Д. - Тема стихотворения — это прогулка героя по лесу. А основная мысль — это то, что      внимательному, любящему взгляду открыва ется нечто чудесное. Человек, наделенный таким взглядом, спо собен услышать музыку леса. Поэтому название стихотворения выражает его основную мысль, а не тему.

 У. – А теперь и мы прослушаем, какую же музыку услышал автор.

 

СЛАЙД №3. Появляется портрет Ю.Коваля. Звучит фонограмма «Звуки леса».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Дождик». (Дети, сидящие за первой партой начинают   ритмично похлопывать по коленям. К ним постепенно, по цепочке,  присоединяются остальные – «дождь усиливается». Так же, постепенно, дети прекращают похлопывание – «дождь прекращается».)

V. Реализация построенного проекта

ЦЕЛИ: 

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2)организовать фиксацию  преодоления затруднения;

3) организовать уточнение общего характера нового знания

 У. - Сейчас мы познакомимся еще с одним произведением, с рассказом Юрия Коваля «Три сойки».

 У. – Объясните, пожалуйста,  значения нескольких слов. Предлагаю вам поработать   со словарями для определения значения слов:  

заблуждение

палевая

хохолок

Д. Дети ищут значение слов в словарях

 Первичное чтение текста

У. – Вам  приходилось когда-нибудь видеть соек, слышать, как они «поют»?

( После первого прочтения текста благодаря ярким описания и сравнениям дети смогут себе это представить. Если дети виде ли соек, пусть расскажут о своих впечатлениях.)

СЛАЙД №4. Изображение сойки. Фонограмма «Крики соек».

4) Работа над текстом

У. - Внешность соек соответствует их голосу? Или совсем н соответствует?

   (Школьники должны обратить внимание на следующий отры вок:«Одна кричит: «Дозреет!          Дозреет!» Другая: «Догреет! Догреет!» А третья кричит: «Тринтрябрь!» В словах, которые слышатся автору, можно отметить повторяющиеся сочетания резких зву ков: «зр», «гр», «тр», «бр».)

У. - Какие слова-названия действий говорят о том, что сойки пели громко?

Д. - Слова-названия действий, которые школьники могут выпи сать, такие: кричать,   орать, трещать, драть горло.

У. - Найдите в тексте все сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении соек.

Д. Устно дети могут отметить такие выражения из текста:

«Когда в лесу кричит сойка — мне кажется, что огромная ело вая шишка трется о   сосновую кору».

«...А уж голос, как у граблей — скрип да хрип».

У. - Какие слова слышатся автору в пении соек? Проследите, какие звуки в них повторяются.

   Д. - Эти слова передают как раз такие резкие сочетания звуков: шишка трется о кору со звуком «тр»; грабли издают скрипящие и хрипящие звуки: «скр», «хр».

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

У. - Чем должен обладать человек, чтобы понимать речь жи вотных?

   (Кот говорит: «Любовью к природе». Миша говорит: «Воображением».)

У. - А вы  как думаете? Вам понравилось, как Юрий Коваль расшифровал разговор соек?

ВЫВОД. Чтобы понимать речь животных, человек должен любить при роду и обладать воображением. Заинтересованное, вниматель ное отношение к природе позволяет услышать голоса зверей и птиц, прислушаться к ним, а воображение помогает представить, что именно и о чем говорят животные. Юрий Коваль наделен и внимательным, любовным взглядом на окружающий мир, и развитым воображением. Именно поэтому его описания и сравнения очень точны и интересны.

VI. Первичное закрепление.  

ЦЕЛИ: 

1) организовать усвоение учащимися усвоения нового способа действий;

Чтение текста по цепочке

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

ЦЕЛИ: 

1) организовать поход в «Музейный Дом»;

У. - Сходите в «МУЗЕЙНЫЙ  ДОМ». Найдите зайца, нарисованного художником Альбрехтом Дюрером. Вы помните название другой его работы?                                              

   (Можете  посмотреть в первой части учебника.)

СЛАЙД № 5. Портрет А.Дюрера

  Д. Школьники вспоминают работу Альбрехта Дюрера «Травы»

.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

ЦЕЛИ: 

1) организовать выявление заданий, где используется новый способ действия

2) рассмотреть «Зайца», нарисованного художником Альбрехтом Дюрером

1) Работа над картиной. Рассмотрение картины с помощью луп.

У. - В какое время года художник писал зайца? (Обратите внимание на окраску шубки зайца.)

Д. - У зайца «летняя» — серо-коричневая, пестренькая окра ска.

У. - Где он писал зайца: на улице или в комнате? (Всмотритесь: в зрачке у зайца отражается оконная рама.)

Д. - Художник изображает зайца на нейтральном фоне, но, судя по отраженному в зрачке зайца переплету окна, заяц находится в комнате.

У. - Заяц спокоен или напуган?

(Посмотрите внимательно на то, как подобраны его лапки, как он держит ушки.)

Д. - По тому, как сложены передние лапки, как раздвинуты уши и одно чуть-чуть наклонено в сторону, можно сказать, что заяц на ходится в состоянии напряжения, что ему неуютно.

У. - Разная ли шерстка у зайца на ушках, на лапках, на боку, груди, спинке? Где она короткая и бархатистая? Где пожест че? Где самая длинная? Где самая пушистая? Где самая пе страя?

Д. - Самая короткая и бархатистая на ощупь шерстка — на ушках; на лапках шерсть пожестче; самая пушистая шерсть у этого зай ца на боках, а самая длинная, похожая по окраске на птичье опе рение, — на его спинке. Разницу по цвету дети и сами без труда

определят и озвучат.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

У. - Можно ли сказать, что художник Дюрер любит мир при роды?

 Д. - Только художник, который любит мир природы, мог настолько внимательно рассмотреть зайца, так детально прописать его шерстку, передать его состояние.

СЛАЙД №6.  Картина А.Дюрера «Заяц».

IX. Рефлексия учебной деятельности

ЦЕЛИ: 

1) организовать оценивание собственной деятельности;

2) организовать обсуждение и запись домашнего задания

У. – Что особенно заинтересовало вас на уроке?

- Что вас взволновало? О чем задумались?

- Достигли ли мы цели?

- Оцените свою деятельность.

 Домашнее задание:

РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ - ИРИНА ПИВОВАРОВА «РЕПЕТИЦИЯ» - с. 26-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс.Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…"

Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать ...

Урок литературного чтения в 3 классе на тему "Люби живое". "Школа России".

Урок литературного чтения в 3 классе на тему "Люби живое"....

презентация для урока литературного чтения во 2 классе "Н.Н.Носов "Живая шляпа" программа школа России

В данной методической разработке представлена мультимедийная презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по проограммме школа России на тему: "Н.Н.Носов "Живая шляпа"" и тестовая работа прове...

Технологическая карта урока литературного чтения «Сергей Козлов. Сказки «Не улетай, пой, птица!» и «Давно бы так, Заяц!»» (УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе изучения сказок Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!» и «Давно бы так, Заяц!».Задачи урока:  Дидактические...

Обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Коваля

Дипломная работа на тему обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. КоваляОбучение младших школьни...