Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Конспект урока разработан в системе интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть использованы учителями ИЗО, МХК и музейными педагогами для знакомства учащихся начальной школы с названием, составом и свойствами красок, при изучении раздела "Язык изобразительного искусства", темы "Выразительные средства живописи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzeynoy_pedagogiki_v_3.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок музейной педагогики в 3-в классе по теме
« В мастерской художника – живописца. Краски».
( учитель изо, черчения и музейной педагогики – Маркушева С.П.)
Цели: Развитие познавательного интереса, визуального мышления, эстетического вкуса, воспитание зрительской культуры, ценностных ориентаций этики и эстетики современного человека, расширение кругозора в области культуры и искусства.
Задачи:
- Познакомить учащихся с компонентами, входящими в состав красок, их многообразием и видами красок.
- Изучить свойства красок.
- Познакомить с различными техническими живописными приёмами..
- Развивать навыки зрительного мышления, культуру зрительского восприятия, монологическую речь.
- Воспитывать интерес и любовь к искусству.
План урока:
1. Организационный момент 2 мин.
2. Повторение пройденного материала 3 мин.
3. Знакомство с новым материалом 20 мин.
( просмотр и обсуждение презентации о происхождении ,
составе и производстве красок)
4. Закрепление нового материала – 5 мин.
5. Практическая работа: 12 мин
А) выполнение упражнения - живописные приемы и свойства гуаши,
для подготовки к творческому заданию.
Б) определение художественных приемов , использованных художником в работе над картиной.
6. Подведение итогов урока 3 мин
Наглядные пособия и технические средства, используемые на уроке:
- Мультимедийный проектор и компьютер, для показа электронной презентации.
- Репродукции картин русских и зарубежных художников
- Этюдник, краски масляные, темперные, гуашевые, акриловые, акварельные, для росписи батика, по стеклу и керамике, кисти, холст, инструменты и материалы для живописи.
Использованная литература и другие информационные источники:
1. Арнхейм. Р. «Искусство и визуальное восприятие». М., Прогресс, 2006.
2.Волков Н.Н. «Цвет в живописи». М., Искусство. 2007.
3.Искусство. Энциклопедический словарь школьника. М., Олма_Пресс, 2000.
4. Столяров Б.А. «Язык изобразительного искусства» Учебный курс. С-Пб, 2004.
Отрывок из видеофильма « В мастерской художника-живописца». ГРМ, 2008.
Авторская презентация «Волшебный мир красок».
Оформление классной доски:
Таблица №1. Таблица № 2
Содержание урока:
Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о том, что на первом уроке музейной педагогики , посвященном теме «КРАСКИ», вы узнали много нового и интересного, побывав на видеоэкскурсии в мастерской художника – живописца. Вы увидели процесс подготовки холста к работе, и приготовления различных материалов и инструментов к непосредственно живописи.
Взгляните на эти замечательные репродукции картин известных русских и зарубежных мастеров. ( см. таблицу №1) Какие чудесные, вдохновенные, красивые эти картины. Они все различны не только по жанру – основной теме изображаемого сюжета, но и по настроению, которое донесли до зрителя художники. Давайте попробуем почувствовать это настроение и передать свои чувства в словах.
( учащиеся пробуют описать настроение от созерцания репродукций)
1.
2.
3.
Как вы, ребята думайте, каким образом художники смогли передать в своих работах эти чувства?
- Конечно, при помощи различных сочетаний цветовых оттенков в каждой картине.
( разбор и обобщение ответов учащихся)
Все многообразие цветовых оттенков в картине получает художник при помощи красок. А что такое краски? Из чего они состоят? Какие приемы кистевой росписи при работе красками можно выполнять? - все эти вопросы мы постараемся рассмотреть на этом уроке. А для этого я вас приглашаю совершить путешествие в мир красок.
( демонстрация электронной презентации о составе красок, видах и производстве красок.)
Итак, из фильма мы узнали о том, что любые краски состоят из - ?
( ответы детей, обобщаются и выстраиваются в виде схемы № 2 на доске.
Кроме того, мы узнали, что бывают различные виды красок, и называются они по- разному: ( акварель, гуашь, масляные краски, темпера, акриловые краски). Я еще покажу вам краски для батика – росписи по ткани, для стекла и керамики – это акриловые краски). Даже по названию красок, можно понять какое основное вещество входит и в название и в состав красок. Но самое интересное, что без этого вещества краски просто не будут действовать!
Давайте представим, что нам надо нарисовать картину акварельными красками. У меня есть краски, кисть, лист бумаги…Что еще необходимо, чтобы краска начала покрывать лист бумаги? Догадались? Конечно вода. Акварель. Происхождение этого названия относится к латинскому слову «АКВА» - в переводе на русский язык, обозначающим – «ВОДА». Вода в данном случае не только входит в состав краски, но служит необходимым веществом растворяющим краску и превращающим ее в цветную жидкость, которую можно легко наносить кистью на бумагу.
Делаем вывод: для того, чтобы твердая или густая краска покрывала поверхность ее надо «разбавить» или «растворить», то есть добавить к ней РАСТВОРИТЕЛЬ.
Ну а теперь подумайте и догадайтесь какие вещества служат растворителем для гуаши?, а для масляной краски? ( Действительно, для многих видов красок растворителем служит вода, для масляных красок – льняное или оливковое масло, но не только, это очищенный скипидар, иногда ацетон, специальный художественный лак).
Мы убедились в том, что краски отличаются по составу, и поэтому у них различные свойства: густота или прозрачность, блеск или ровный матовый тон.
А можно ли применяя один и тот же вид красок, добиться различных свойств от этой краски? Да конечно! И этими удивительными приемами работы в совершенстве владеют настоящие художники. Некоторые из этих приемов мы попробуем изучить сегодня на уроке. Для этого приготовим к работе две баночки с гуашевыми красками , кисть, воду. А вместо листа бумаги у вас на парте лежат небольшие бумажные карточки с надписями – названиями художественных приемов.
( выполнение практического задания по овладению живописными приемами под руководством учителя:
- Пастозная живопись;
- Лессировка,
- Простой мазок;
- Двухоттеночный мазок.(сложный).
Эти упражнения вам понадобятся, ребята для последующей творческой работы, на следующем уроке. Поэтому, когда карточки подсохнут, их необходимо будет вклеить в наши тетрадочки. А сейчас давайте вернемся к нашим репродукциям картин. Попробуйте определить, каким основным художественным приемом пользовался художник в своей картине, для того чтобы усилить именно такое впечатление, которое мы описали в первой части урока.
( идет работа детей по анализу репродукций и сопоставлению выразительных живописных средств и впечатления на зрителя)
Итак мы пришли к выводу, что картины производят на нас различные впечатления. Художник передает эти состояния при помощи использования различных красок и цветовых оттенков, а также за счет использования различных художественных приемов.
И если мы по – настоящему хотим понять и почувствовать художественное произведение или создать таковое своими руками, то нам необходимо знать и уметь применять на практике в своей работе различные художественные приемы, а не просто раскрасить картинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и изобразительному искусству в 4 классе
Разработка интегрированного урока по развитию речи. Тема (русский язык): "Основная мысль текста". Тема (изобразительное искусство): "Рисование птиц"....
Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"
Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
Конспект интегрированного урока по окружающему миру и изобразительному искусству "Оберегайте лес" 2 класс.
Интегрированный урок. Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний". В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Использование разных форм и методов обучения способствует поло...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»
Материал содержит в себе интегрированный урок. На этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...
Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова
Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс
Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотворение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...