Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Рабочая программа по курсу «Юным умникам и умницам» в 4 «а» классе составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- ФГОС НОО (1-4 классы);
- Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Устава МБОУ ЕСОШ №1;
- ООП НОО МБОУ ЕСОШ №1 (1-4 классы);
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1 на 2017-2018 учебный год;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);
- Программы «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет);» О.А. Холодовой – 3- е изд. – М.; Издательство РОСТ , 2011 г.
- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть. 4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2015г.).
Настоящая программа рассчитана на 68 часов.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году (23.02.2018г., 08.03.2018г., 09.03.2018г., 01.05.2018г, 02.05.2018г, 09.05.2018г.), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по курсу «Юным умникам и умницам» в 4 «а» классе в 2017-2018 учебном году будет реализована в объёме 67 часов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Содержание учебного курса.
Наименование разделов учебной программы | Характеристика основных содержательных линий | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий |
Сравнение | Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение. | Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. | Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка. |
Комбинаторика. | Решение задач с помощью таблиц и графов. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. | Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка |
Элементы логики. | Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы. | Устанавливание ситуативной связи между понятиями; рассуждение и выводы в рассуждениях; решение логических задач с помощью связок «и», «или», «если …, то». | Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка |
Развитие творческого воображения. | Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира. | Овладение логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. | Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка |
Практический материал. | Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. | Овладение логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения. Выполнение практических задач. | Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка. |
Календарно - тематическое планирование занятий курса
«Юным умникам и умницам»
4 а класс
№ п/п | Дата |
Тема | Кол-во часов | |||||
план | факт | |||||||
1 2 | 1.09 6.09 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 2 | |||||
3 4 | 8.09 13.09 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
5 6 | 15.09 20.09 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
7 8 | 22.09 27.09 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
9 10 | 29.09 4.10 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
11 12 | 6.10 11.10 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
13 14 | 13.10 18. 10 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 2 | |||||
15 16 | 20.10 25.10 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
17 | 27.10 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |||||
18 19 | 8.11 10.11 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
20 21 | 15.11 17.11 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
22 23 | 22.11 24.11 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 | |||||
24 25 | 29.11 1.12 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 | |||||
26 27 | 6.12 8.12 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 2 | |||||
28 29 | 13.12 15.12 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
30 31 | 20.12 22.12 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
32 33 | 27.12 29.12 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 | |||||
34 35 | 10.01 12.01 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 | |||||
36 37 | 17.01 19.01 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 | |||||
38 39 | 24.01 26.01 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 2 | |||||
40 41 | 31.01 2.02 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 2 | |||||
42 43 | 7.02 9.02 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 2 | |||||
44 45 | 14.02 16.02 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 2 | |||||
46 47 | 21.02 28.02 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 2 | |||||
48 49 | 2.03 7.03 | Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 2 | |||||
50 51 | 14.03 16.03 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 2 | |||||
52 53 | 21.03 23.03 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 2 | |||||
54 55 | 4.04 6.04 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 2 | |||||
56 57 | 11.04 13.04 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
58 59 | 18.04 20.04 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 | |||||
60 61 | 25.04 27.04 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
62 63 | 4.05 11.05 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | |||||
64 65 66 | 16.05 18.05 23.05 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 3 | |||||
67 | 25.05 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 |
«Согласовано» Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №1 от 31.08. 2017 г. № 8 ______________/Терещенко О.Ю./ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ЕСОШ №1 31. 08.. 2017 г. ___________/Грицинина С.П._/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/26/picture-394148-1693053692.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957390-1507734180.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Рабочая программапо курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1012985-1518876430.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочная деятельность "Умники и Умницы"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и Умницы" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/11/picture-52232-1402508855.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе методических рекомендаций компьютерной программы «СИРС» (Система интенсивного развития способнос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-1285700-1604421066.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы", 2 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/29/picture-1404497-1651226457.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы", 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена длч работы по тетради О.Холодовой и напрвлена на развитие познавательных способностей детей млашего школьного ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта началь...