Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему

Буряк Людмила Михайловна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4a_buryak_l.m._umniki.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Рабочая программа по курсу «Юным умникам и умницам» в  4 «а» классе  составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012г.  №273-ФЗ  «Об образовании в  РФ»;
  • ФГОС НОО (1-4 классы);
  • Письма Минобрнауки России  от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Устава  МБОУ  ЕСОШ №1;
  • ООП  НОО МБОУ ЕСОШ №1 (1-4 классы);
  • Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1  на 2017-2018 учебный год;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);  
  •  Программы «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет);» О.А. Холодовой –  3- е изд. – М.; Издательство РОСТ , 2011 г.  
  •  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть.  4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2015г.).

Настоящая программа рассчитана  на 68 часов.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

В соответствии с календарным учебным  графиком  МБОУ ЕСОШ №1 на 2017-2018 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в 2017-2018 учебном году (23.02.2018г., 08.03.2018г., 09.03.2018г., 01.05.2018г, 02.05.2018г, 09.05.2018г.), расписанием учебных  занятий МБОУ  ЕСОШ №1 в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по курсу «Юным умникам и умницам» в 4 «а»  классе в 2017-2018  учебном году  будет реализована в объёме  67 часов.

Планируемые результаты  освоения  курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

                                               

                                                          Содержание учебного курса.

Наименование разделов учебной программы

   Характеристика основных      

     содержательных линий                                      

   Основные виды учебной  

        деятельности    

Формы организации учебных занятий

Сравнение

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка.

Комбинаторика.

Решение задач с помощью таблиц и графов.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов.

Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка

Элементы логики.

    Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

Устанавливание ситуативной связи между понятиями;

рассуждение и выводы в рассуждениях;

решение логических задач с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка

Развитие творческого воображения.

    Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

Овладение логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка

Практический материал.

    Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

Овладение логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения. Выполнение практических задач.

Мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие памяти, внимания, воображения и мышления, веселая переменка, построение предметных картинок, штриховка.

                                     Календарно - тематическое планирование занятий  курса

«Юным умникам и умницам»

4 а класс

п/п

Дата

                                     

                                          Тема

Кол-во

часов

план

факт

1

2

1.09

6.09

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

3

4

8.09

13.09

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

5

6

15.09

20.09

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

7

8

22.09

27.09

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

9

10

29.09

4.10

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

11

12

6.10

11.10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

13

14

13.10

18. 10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

15

16

20.10

25.10

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

17

27.10

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

18

19

8.11

10.11

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

20

21

15.11

17.11

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

22

23

22.11

24.11

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

24

25

29.11

1.12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

26

27

6.12

8.12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

28

29

13.12

15.12

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

30

31

20.12

22.12

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

32

33

27.12

29.12

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

34

35

10.01

12.01

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

36

37

17.01

19.01

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

38

39

24.01

26.01

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

2

40

41

31.01

2.02

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

2

42

43

7.02

9.02

Развитие быстроты  реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

2

44

45

14.02

16.02

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

2

46

47

21.02

28.02

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

2

48

49

2.03

7.03

Тренировка  памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

2

50

51

14.03

16.03

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

2

52

53

21.03

23.03

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

2

54

55

4.04

6.04

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

2

56

57

11.04

13.04

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

58

59

18.04

20.04

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

60

61

25.04

27.04

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

62

63

4.05

11.05

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

64

65

66

16.05

18.05

23.05

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

3

67

25.05

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

«Согласовано»  

Протокол      заседания

методического     совета

МБОУ    ЕСОШ  №1

  от  31.08. 2017 г. №  8

______________/Терещенко О.Ю./

«Согласовано»  

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ЕСОШ  №1

 31. 08.. 2017 г.

___________/Грицинина С.П._/

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Рабочая программапо  курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»...

Рабочая программа по курсу внеурочная деятельность "Умники и Умницы"

Рабочая программа  по курсу  внеурочной деятельности "Умники и Умницы" 1 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе методических рекомендаций компьютерной программы  «СИРС» (Система интенсивного развития способнос...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы", 2 класс....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы", 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена длч работы по тетради О.Холодовой и напрвлена на развитие познавательных способностей детей млашего школьного ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности  «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта началь...