Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТкнига, 2012 г. – с. 191 – 210.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._umniki_i_umnitsy.doc | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
к основной образовательной программе
начального общего образования
МКОУ «Среднеапоченская СОШ»
(утверждена приказом директора №__от_______2021__г.)
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу
«Умники и умницы»
1-4 классы
Учитель: Мальцева Лариса Игнатьевна
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТкнига, 2012 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Умение учиться - это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать полученную информацию. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Причины, вызывающие отставание в учении, многообразны. В основном они заключаются в несформированности тех или иных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности. Одной из основных причин отставания в учении являются несформированность мыслительной деятельности учащихся; таких ее мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, неумение сравнивать и т.д.
Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:
- конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);
- синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач);
- недостаточная обобщенность мышления (обуславливают затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале);
- однолинейность мышления (то есть прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными);
- инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий).
2. Общая характеристика курса
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государ-ственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
3. Описание места курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработан для учащихся 6,5-11 лет. Занятия проводятся по одному академическому часу. Срок реализации программы 4 года.
Программа курса рассчитана на 4 года обучения - 135 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения - 33 часа, 2 год обучения – 34 часа, 3 год обучения -34 часа, 4 год обучения – 34 часа.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, вообра-жения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 5 | 5 | 5 | 5 |
3. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 5 | 5 | 5 | 5 |
4. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 5 | 5 | 5 | 5 |
5. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 3 | 4 | 4 | 4 |
6. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 5 | 5 | 5 | 5 |
7. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 5 | 5 | 5 | 5 |
8. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 3 | 3 | 3 | 3 |
9. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий .
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целепо-лагания, развития контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
-текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
6. Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
1 год обучения (33 часа)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) | |||
теория | прак тика | |||||
Задания на развитие внимания (8 часов) | ||||||
1. | Выявление уровня раз-вития внимания, воспри-ятия, воображения, па-мяти и мышления. (вводный урок) | 1 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, сравнивать предметы | |||
2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |||
3. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Выделять закономерности, завершать схемы. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. | |||
4. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Анализировать ситуацию, устанав-ливать причинно-следственные связи. Оформлять свою мысль в устной и пись-менной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | |||
5. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. Гра-фический диктант | 1 | Называть предметы по описанию. Ориентироваться в своей системе зна-ний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. | |||
6. | Совершенствование во-ображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Проговаривать последовательность действий. Слушать и понимать речь других. Демонстрировать способность переклю-чать, распределять внимание | |||
7. | Развитие логического мышления. Совершен-ствование мыслитель-ных операций. Графи-ческий диктант | 1 | Объяснять значение слов и выражений. Учиться высказывать своё предполо-жение | |||
8. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Составлять загадки, небольшие рас-сказы, сочинять сказки. Учиться высказывать своё предположение (версию) | |||
Задания на развитие памяти (8 часов) | ||||||
9. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Учиться высказывать своё предпо-ложение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. | |||
10. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Делать предварительный отбор источни-ков информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Читать и пересказывать текст. | |||
11. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Составлять и преобразовывать фигуры. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведе-ния, делать выбор. | |||
12. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. Гра-фический диктант | 1 | Объяснять значение слов и выражений. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила пове-дения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||
13. | Совершенствование во-ображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. | |||
14. | Развитие логического мышления. Совершенст-вование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||
15. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | |||
16. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | |||
Задания на совершенствование воображения (8 часов) | ||||||
17. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант. | 1 | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и мета-форических выражений. Перерабатывать полученную инфор-мацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | |||
18. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и уп-ражнений. Перерабатывать полученную информа-цию: сравнивать и группировать | |||
19. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. Гра-фический диктант | 1 | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, путем ло-ических задач и прове-дения дидактических игр. Сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выра-жения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. | |||
20. | Совершенствование во-ображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Объяснять закономерности. Перерабатывать полученную информа-цию: сравнивать и группировать. | |||
21. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. Гра-фический диктант. | 1 | Выделять черты сходства и различия. Учиться совместно с учителем и дру-гими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | |||
22. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Находить и выделять признаки разных предметов. Преобразовывать информацию из од-ной формы в другую: составлять матема-тические рассказы и задачи. | |||
23. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Узнавать предметы по их признакам. Составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематичеких рисунков, схем); | |||
24. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | |||
Задания на развитие логического мышле-ния (9 часов) | ||||||
25. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. | 1 | Ориентироваться в пространстве листа. Формулировать решение задачи | |||
26. | Совершенствование во-ображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Составлять загадки, небольшие расска-зы, сочинять сказки. Давать эмоциональную оценку деятель-ности товарищей. | |||
27. | Развитие логического мышления. Совершен-ствование мыслитель-ных операций. Графи-ческий диктант | 1 | Давать несложные определения понятиям. | |||
28. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | |||
29. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Графический диктант | 1 | ||||
30. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Излагать свои мысли ясно и последо-вательно. | |||
31. | Совершенствование во-ображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | ||||
32. | Развитие логического мышления. Совершенст-вование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||||
33. | Выявление уровня раз-вития внимания, вос-приятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | ||||
Итого: | 10 | 23 |
2 год обучения (34 часа)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) | |
теория | прак тика | |||
Задания на развитие внимания (8 часов) | ||||
1. | Выявление уровня раз-вития детей | 1 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы | |
2. | Развитие концентрации внимания. Узнаем пред-мет по заданным приз-накам. Загадки. | 1 | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведе-ния при сотрудничестве (этические нормы). Оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
3. | Сравнение геометричес-ких фигур. Задание: «Чем отличаются линей-ка и треугольник?». Развитие мыслительных операций анализа и син-теза. | 1 | Выделять закономерности, завершать схемы. Определять и формулировать цель дея-тельности с помощью учителя. | |
4. | Тренировка внимания. Учимся находить общие и отличительные приз-наки. Задание: «Сравне-ние времен года», «Сравнение геометри-ческих фигур». | 1 | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Оформлять свою мысль в устной и пись-менной речи (на уровне одного пред-ложения или небольшого текста). | |
5. | Выявление закономер-ности. Задание: «Про-должи ряд», «Вставь пропущенное число». Мыслительные опера-ции анализа и синтеза. Игра: «Занимательная лесенка», «Игра в сло-ва». Логическая задача. | 1 | Называть предметы по описанию. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. | |
6. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Сравнение. Зада-ние: «Найди общие и отличительные при- | 1 | Проговаривать последовательность действий. Слушать и понимать речь других. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание | |
7. | Закономерности. Зада-ние: «Выяви закономер-ность», «Продолжи ряд чисел», «Какая фигура следующая?». Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | Объяснять значение слов и выражений. Учиться высказывать своё предпо-ложение | |
8. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. Классификация. Задание: «По какому признаку разделены кружки?». | 1 | Называть предметы по описанию. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий | |
Задания на развитие памяти (8 часов) | ||||
9. | Учимся давать опреде-ления понятиям. Разви-тие мыслительных опе-раций анализа и синтеза. Задание: «Заниматель-ная лесенка», «Зашиф-рованные слова | 1 | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Учиться высказывать своё предполо-жение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. | |
10. | Развитие произвольного внимания. Задание: «За-шифруй слова», графи-ческий диктант. Разви-тие мышления. Описа-ние предметов по их признакам. | 1 | Делать предваритель-ый отбор источ-ников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Читать и пересказывать текст. | |
11. | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Змей-ка», составить слова по данной модели. Логи-ческая задача. Развитие воображения. Задание: «Дорисуй фигуры». | 1 | Составлять и преобразовывать фигуры. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор | |
12. | Развитие речи и твор-ческого воображения. Задание: «Придумыва-ние фантастических ис-торий», «Что было бы, если...?». Учимся зада-вать исследовательские вопросы. Игра: «Да - нет». | 1 | Объяснять значение слов и выражений. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила пове-дения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | |
13. | Развитие мышления. Ограничение понятий. Задание: «Что лиш-нее?». Развитие внима-ния и умения ориенти-роваться в пространстве. Задание: «Графический диктант». | 1 | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. | |
14. | Развитие мышления. Поиск закономерностей. Задание: «Нарисуй фи-гуру нужной формы», «Продолжи ряд чисел». | 1 | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |
15. | Развитие образного мышления и комбина-торных способностей. Игра: «Танграмм» | 1 | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. | |
16. | Развитие речи и твор-ческого мышления. Учимся придумывать сказки. Задание: «При думай продолжение сказки». Сделай картин ный план к своей сказке. | 1 | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |
Задания на совершенствование воображения (8 часов) | ||||
17. | Развитие мышления и речи. Учимся обозна-чать словами сущест-венные признаки пред-метов. Игра: «Определе-ние» (карточки со словами, в течение одной минуты расска-зать о своем объекте так, чтобы все поняли). Классификация. | 1 | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и мета-форических выражений. Перерабатывать полученную информа-цию: делать выводы в результате сов-местной работы всего класса | |
18. | Тренировка зрительной памяти. Развитие вооб-ражения. Задание: «Ис-пользуя геометрические фигуры, нарисуй раз -ные предметы». Разви-тие мышления Поиск закономерностей. Зада-ние: «Продолжи ряд», «Найди недостающую фигуру | 1 | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений. Перерабатывать полученную информа-цию: сравнивать и группировать | |
19. | Развитие слуховой па-мяти. Игра: «Слушай и запоминай». Развитие речи и мышления. Игра: «Скажи наоборот» на-бор слов с противо-положным значением. Развитие логического мышления. | 1 | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, путем логических задач и прове-дения дидактических игр. Сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, чис-ловые выражения, равенства, неравенст-ва, плоские геометрические фигуры. | |
20. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Задание: «Узнай предмет по заданным признакам» загадки об овощах. Классификация | 1 | Объяснять закономерности. Перерабатывать полученную информа-цию: сравнивать и группировать. | |
21. | Тренировка внимания. Развитие мышления, умения выделять су-щественные признаки предметов (война: пуш-ки, солдаты, сражение, аэроплан, ружье и др.). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | Выделять черты сходства и различия. Учиться совместно с учителем и други-ми учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей | |
22. | Развитие речи и твор-ческих способностей. Задание: «Учимся сос-тавлять рассказ» по определенному плану («Я - школьный порт-фель», «Я - дневник», «Я - ученическая тет-радь). | 1 | Находить и выделять признаки разных предметов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять матема-тические рассказы и задачи | |
23. | Развитие речи и твор-ческого воображения. Задание: «Составление сюжетных рассказов по данным вопросам». | 1 | Узнавать предметы по их признакам. Составлять математические рассказы и задачи на основе простейших матема-тических моделей (предметных, рисун-ков, схематических рисунков, схем). Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | |
24. | Тренировка слуховой памяти. Развитие речи и мышления. Задание: «Чем отличаются чис-ла?», «Чем отличаются данные понятия?». - | 1 | ||
Задания на развитие логического мышления (10 часов) | ||||
25. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыс-лительных операций анализа и синтеза. Иг-ры: «Зашифрованные | 1 | Ориентироваться в пространстве листа. Формулировать решение задачи | |
26. | Тренировка памяти и развитие артикуляции. Заучивание чистогово-рок и скороговорок. Учимся сравнивать вре-мена года. «Чем отли-чаются осень, весна?». Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | Составлять чистоговорки, небольшие рассказы, сочинять скороговорки. Давать эмоциональную оценку деятельности товарищей | |
27. | Развитие слуховой па-мяти. Задание: «Слу-шай и запоминай», за-поминание небольших текстов. Развитие речи и мышления. Задание: «Учимся задавать воп-росы к тексту и нахо-дить на них ответы». Развитие мыслительных операций сравнения. | 1 | Давать несложные определения поня-тиям. Решать задачи. Составлять слова. | |
28. | Тренировка внимания. Задание: «Найди одина-ковые фигуры». Поиск закономерностей. Зада-ние: «Продолжение ря-да», «Завершение схем». | 1 | Находить сходство и различие. Завершать схемы. Составлять определения. | |
29. | Развитие речи и твор-ческого мышления. За-дание: составление рас-сказов по данным опо-рам. | 1 | Составлять рассказ по опорным словам Обогащать словарный запас. | |
30. | Развитие концентрации внимания. Задание: «За-шифруй слова», «За-шифруй числа». Поиск закономерностей. Зако-номерности в числах, фигурах, словах. | 1 | Ориентироваться в пространстве листа. Формулировать решение задачи | |
31. | Развитие двигательной памяти и внимания. За-дание: «Запомни и пов-тори». | 1 | Распределять понятия по группам. Уметь исключать лишнее. | |
32. | Развитие памяти, внима-ния, совершенствование навыков техники чте-ния. Задание: «Прочи-тай текст, вдумайся в содержание и запомни его» (время 5 минут). | 1 | Совершенствовать навыки чтения. Излагать свои мысли ясно и после-довательно. | |
33. | Тренировка слуховой памяти. Игра: «Самый внимательный», «Слу-шай и запоминай». Оп-ределение понятий. За-дание: «Продолжи пред-ложение», «Рассыпан-ное предложение», «Дай определение понятию». | Совершенствовать навыки чтения. Излагать свои мысли ясно и последо-вательно | ||
34. | Заключительное занятие «Конкурс эрудитов». | 1 | ||
Итого: | 7 | 27 |
3 год обучения (34 часа)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) | ||
теория | прак тика | ||||
Задания на развитие внимания (8 часов) | |||||
1. | Выявление уровня раз-вития внимания, восп-риятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, сравнивать предметы | ||
2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Выделять законномерности, завершать схемы | ||
3. | Тренировка слуховой памяти. Развитие-мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Анализировать ситуацию, устанав-ливать причинно-следственные связи | ||
4. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. | 1 | Называть предметы по описанию. | ||
5. | Тренировка зрительной памяти. Совер-шенствование мысли-тельных операций | 1 | Демонстрировать способность переклю-чать, распределять внимание | ||
6. | Совершенствование во-ображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Объяснять значение слов и выражений | ||
7. | Развитие логического мышления. Совершенст-вование мыслительных операций. | 1 | Составлять загадки, небольшие расска-зы, сочинять сказки. | ||
8. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Различать предметы по цвету, форме, размеру | |||
Задания на развитие памяти (8 часов) | |||||
9. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | ||
10. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Составлять и преобразовывать фигуры | ||
11. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Объяснять значение слов и выражений. | ||
12. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. Гра-фический диктант | 1 | Различать предметы по цвету, форме, размеру. | ||
13. | Совершенствование во-ображения. | 1 | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | ||
14. | Развитие логического мышления. Совершен-ствование мыслитель-ных операций. | 1 | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | ||
15. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Определять на глаз размеры предмета. | ||
16. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. | 1 | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. | ||
Задания на совершенствование воображения (8 часов) | |||||
17. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Объяснять смысл крылатых и мета-форических выражений. | ||
18. | Развитие логического мышления. Совершен-ствование мыслителных операций. Графический диктант | 1 | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и мета-форических выражений. | ||
19. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, путем логических задач и прове-дения дидактических игр. | |||
20. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. Гра-фический диктант | 1 | Объяснять закономерности | ||
21. | Совершенствование во-ображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Выделять черты сходства и различия | ||
22. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. | 1 | Описывать признаки геометрических фигур | ||
23. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | Находить и выделять признаки разных предметов. | ||
24. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Узнавать предметы по их признакам. | ||
Задания на развитие логического мышления (10 часов) | |||||
25. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мыш-ления. Графический дик-тант | 1 | Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | ||
26. | Развитие логического мышления. Совершен-ствование мыслитель-ных операций. Графи-ческий диктант | 1 | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. | ||
27. | Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавли-вать причинно-следственные связи. | ||
28. | Развитие логического мышления. Совершен-ствование мыслитель-ных операций | 1 | Составлять загадки, небольшие расска-зы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | ||
29. | Развитие логического мышления. Совершен-ствование мыслитель-ных операций | 1 | Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, ве-са, расположенности в пространстве | ||
30. | Развитие аналитических способностей. Совер-шенствование мысли-тельных операций. Гра-фический диктант | 1 | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, путем логических задач и про-ведения дидактических игр. | ||
31. | Развитие логического мышления. Совершен-ствование мыслитель-ных операций. Графи-ческий диктант | 1 | Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. | ||
32. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | ||
33. | Развитие логического мышления. Совершенст-вование мыслительных операций. | 1 | Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. | ||
34. | Выявление уровня раз-вития внимания, воспри-ятия, воображения, па-мяти и мышления на конец учебного года | 1 | Давать несложные определения поня-тиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. | ||
Итого: | 6 | 28 |
4 год обучения (34 часа)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) | ||
теория | прак тика | ||||
Задания на развитие внимания (8 часов) | |||||
1. | Выявление уровня раз-вития внимания, восп-риятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, сравнивать предметы | ||
2. | Развитие концентрации внимания. Совершен-ствование мыслитель-ных операций. | 1 | Выделять закономерности, завершать схемы. | ||
3. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных опера-ций. | 1 | Анализировать ситуацию, устанавли-вать причинно-следственные связи | ||
4. | Тренировка слуховой памяти. Совершенст-вование мыслительных операций. Развитие уме-ния решать нестандарт-ные задачи | 1 | Называть предметы по описанию. | ||
5. | Тренировка зрительной памяти. Совершенст-вование мыслительных операций. Развитие умения решать нестан-дартные задачи | 1 | Демонстрировать способность переклю-чать, распределять внимание | ||
6. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономернос-тей. | 1 | Объяснять значение слов и выражений | ||
7. | Совершенствование во-ображения. Развитие на-глядно-образного мыш-ления. Ребусы. | 1 | Составлять загадки, небольшие рас-сказы, сочинять сказки. | ||
8. | Развитие быстроты реак-ции. Совершенствование мыслительных опера-ций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | Различать предметы по цвету, форме, размеру | ||
Задания на развитие памяти (8 часов) | |||||
9. | Развитие концентрации внимания. Совершенст-вование мыслительных операций. Развитие уме-ния решать нестандарт-ные задачи | 1 | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | ||
10. | Тренировка внимания. Совершенствование мы-слительных операций. | 1 | Составлять и преобразовывать фигуры | ||
11. | Тренировка внимания. Совершенствование мы-слительных операций. | 1 | Объяснять значение слов и выражений. | ||
12. | Тренировка зрительной памяти. Совершенств-ование мыслительных операций | 1 | Различать предметы по цвету, форме, размеру. | ||
13. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономернос-тей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | ||
14. | Совершенствование во-ображения. Развитие на-глядно-образного мыш-ления. Ребусы. | 1 | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение | ||
15. | Развитие быстроты реак-ции. Совершенствование мыслительных опера-ций | 1 | Определять на глаз размеры предмета. | ||
16. | Развитие концентрации внимания. Совершенст-вование мыслительных операций. | 1 | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | ||
Задания на совершенствование воображения (8 часов) | |||||
17. | Тренировка внимания. Совершенствование мы-слительных операций. | 1 | Объяснять смысл крылатых и мета-форических выражений. | ||
18. | Тренировка слуховой памяти. Совершенст-вование мыслительных операций. | 1 | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и метафо-рических выражений. | ||
19. | Тренировка зрительной памяти. Совершенст-вование мыслительных операций. | 1 | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, путем логических задач и дидактических игр. | ||
20. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономернос-тей. | 1 | Объяснять закономерности | ||
21. | Совершенствование во-ображения. Развитие на-глядно-образного мыш-ления. Ребусы. | 1 | Выделять черты сходства и различия | ||
22. | Развитие быстроты реак-ции. Совершенствование мыслительных опера-ций. | 1 | Описывать признаки геометрических фигур | ||
23. | Тренировка концентра-ции внимания. Совер-шенствование мысли-тельных операций. Раз-витие умения решать нестандартные задачи | 1 | Находить и выделять признаки разных предметов. | ||
24. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных опера-ций. | 1 | Узнавать предметы по их признакам. | ||
Задания на развитие логического мышления (10 часов) | |||||
25. | Тренировка слуховой памяти. Совершенст-вование мыслительных операций. | 1 | Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | ||
26. | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мы-слительных операций | 1 | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. | ||
27. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономернос-тей. | 1 | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанав-ливать причинно-следственные связи. | ||
28. | Совершенствование во-ображения. Развитие на-глядно-образного мыш-ления. Ребусы. Задания по перекладыванию спи-чек | 1 | Составлять загадки, небольшие расска-зы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. | ||
29. | Развитие быстроты реак-ции, мышления. Совер-шенствование мысли-тельных операций. | 1 | Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | ||
30. | Тренировка концентра-ции внимания. Совер-шенствование мысли-тельных операций. | 1 | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упраж-нений, путем логических задач и прове-дения дидактических игр. | ||
31. | Тренировка внимания. Совершенствование мы-слительных операций. | 1 | Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. | ||
32. | Тренировка слуховой памяти. Совершенст-вование мыслительных операций. Развитие уме-ния решать нестандарт-ные задачи | 1 | Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | ||
33. | Тренировка зрительной памяти. Совершенство-вание мыслительных операций. | 1 | Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. | ||
34. | Выявление уровня раз-вития внимания, воспри-ятия, воображения, па-мяти и мышления на конец учебного года | 1 | Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | ||
Итого: | 15 | 19 |
8. Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТкнига.
Печатные пособия
Рабочие тетради
1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради. 1 класс. В 2 –х частях– М.: РОСТкнига, 2011.
2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради. 2 класс. В 2 –х частях– М.: РОСТкнига, 2011.
3. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради. 3 класс. В 2 –х частях– М.: РОСТкнига, 2011.
4. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради. 4 класс. В 2 –х частях– М.: РОСТкнига, 2011.
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
2.Ноутбук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" и тематическое планирование....
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу математики «УМНИКИ И УМНИЦЫ»для 1 класса
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Рабочая программапо курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс....
Рабочая программа по курсу внеурочная деятельность "Умники и Умницы"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и Умницы" 1 класс...