Роль проектной и исследовательской деятельности в приобщении к историко-культурному наследию младших школьников
статья на тему

В условиях модернизации образования актуальными становятся вопросы выделения общекультурной компетенции, составной частью которой является историко-культурная компетенция, позволяющая формировать школьника как личность, ориентирующуюся в социокультурном пространстве, как человека высоконравственного, образованного, отвечающего социальным запросам современного общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль проектной и исследовательской  деятельности в приобщении к

историко-культурному наследию младших школьников

В условиях модернизации образования актуальными становятся вопросы выделения общекультурной компетенции, составной частью которой является историко-культурная компетенция, позволяющая формировать школьника как личность, ориентирующуюся в социокультурном пространстве, как человека высоконравственного, образованного, отвечающего социальным запросам современного общества.

Эти непростые задачи в начальной школе решаются в процессе исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимает ученическая проектно-исследовательская работа. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.

Главной задачей проектной и исследовательской деятельности является вовлечение учащихся в активный познавательный поиск. В ходе творческого проекта необходимо создавать условия для самовыражения личности, помогать реализовывать интеллектуальный потенциал, «переносить» знания умения и навыки в творческую (практическую работу).

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию. Правильно организованное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам интерес к исследованию, вооружать их методами проектно-исследовательской деятельности.

Особенность проектно - исследовательской деятельности младшего школьника состоит в том, что у него ещё недостаточно необходимых для самостоятельной работы умений. Поэтому успех ребёнка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением педагога организовать сотрудничество, сделать совместную работу по-настоящему интересной.

На  первом этапе мы ставим цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества учеников, учителя и родителей.

На этом этапе учащиеся знакомятся с разными способами получения информации; овладевают  первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе); учатся представлять результаты деятельности в виде рисунка, моделей, макетов. Результатом деятельности первоклассников стали  исследовательской работы: «Как встречают Новый год в разных странах», «О чём рассказывает детская считалочка», «Тайны народных игрушек».

Во втором классе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), приступают к работе над объёмными долгосрочными проектами. Овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации; учатся анализировать, рассуждать, выделять главное, овладевают  способами организации индивидуального исследования.  В результате появились работы: «Мой дедушка - герой», «История русского платка», «Дом, открой свою тайну», «Душа ль моя, Масленица!»

В третьем-четвёртом классах расширяется пространство проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования.  

Дети учатся разным видам проектирования, работая индивидуально, в парах и группах, овладевают новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный).

Учащиеся самостоятельно формулируют темы, выбирают направление и характер работы, осуществляют поиск информации в источниках разного типа; анкетируют детей и взрослых; оценивают свою деятельность; представляют результаты своих работ на мероприятиях разного уровня.

Исследования, направленные на изучение и сохранение историко-культурного наследия, позволяют школьникам учиться ценить и преумножать созданное и сохраненное предыдущими поколениями, отличать прекрасное от бездуховного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Статья "РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья о роли внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов у младших школьников...

"Роль уроков татарского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

Әхлак мәсьәләсе тормышта, әдәбиятта һәрвакыт актуаль булды һәм булып кала. Шуңа күрә әхлак темасын әсәрләре үзәгенә куймаган автор юк та. Ләкин әдипләр тарафыннан ул төрлечә сурәтләнеш таба.Нәрсә соң ...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....