Историко-культурное и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики
статья
Материалы доклада представляют интерес для учебных заведений, музеев, специалистов, которые занимаются вопросами сохранения исторической памяти. Они могут быть использованы в учреждениях образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕДРЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО СПОСОБА ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА
Кибалина Екатерина Николаевна
МБОУ Парнинская СОШ им. Героя Советского Союза Г.С.Елисеева
Героические примеры истории родной страны – прочная основа патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи.
Ценностным ориентиром при подготовке мероприятий в школе является формирование основ гражданской идентичности, патриотизма на базе чувства сопричастности и гордости за судьбу села Парная Шарыповского района Красноярского края.
Забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны всегда была первоочередной задачей, как государства, так и каждого гражданина нашей страны.
Одним из важных направлений воспитательной работы учреждения образования и объединений по интересам является проведение акций «Память» по благоустройству и наведению порядка в местах расположения памятников, братской могилы погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Важным ресурсом в реализации воспитательной работы является использование потенциала музейной педагогики. Работа в музее способствует формированию у обучающихся практических навыков поисковой и исследовательской деятельности через участие в оформлении экспозиций музея, пополнение фонда, проведении экскурсий, организации общешкольных мероприятий и т.д.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Основной целью данного направления является приобщение к работе в музее подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Задачи музейной педагогики:
- развитие эмоциональной сферы обучающихся и воспитание любви к малой Родине;
- воспитание у школьников элементов исторического сознания;
- формирование конкретных знаний в области истории, воспитание чувства национального самосознания и любви к истории школы, родного края;
- раскрытие образовательной роли музея в контексте региональной истории и культуры;
-освоение наиболее рациональных методов и приёмов музейной педагогики, применение их в воспитании и обучении детей школьного возраста.
Преимущества воспитания учащихся средствами музейной педагогики состоят в том, что она является одной из форм, позволяющих восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентирующую составляющую образования в современной школе, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции учреждении образования в целом и гуманитарных предметов в частности. Данному типу педагогики в последнее время уделяется всё больше внимания в теории и практике образования.
Музейная педагогика – это комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов школьных музеев (разделы, экспозиции, архивные и исторические экспонаты и документы и т. д.), включая все формы краеведения. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Обучение в музее даёт нам возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, а самое главное это то, что в процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию.
Участвуя в поисково-исследовательской работе, мы постоянно соприкасаемся с историей школы, района независимо от того, какую тему изучаем. Это способствует не только воспитанию, но и формированию гражданско-патриотических компетенций каждого из нас.
Наполнение мероприятий патриотической направленности конкретными и достоверными фактами, связь с сегодняшней жизнью страны, создание особой эмоциональной атмосферы, присутствие живых свидетелей событий, вовлечение участников мероприятий в заинтересованный обмен мнениями способствует формированию у подрастающего поколения понимания исторической роли народа в Великой Отечественной войне, войне в Афганистане, развитию активной гражданской позиции, патриотическому воспитанию в целом.
Образовательный процесс в музее строится на принципе диалога. Это создаёт условия для активного включения учащихся в процесс творческого саморазвития, который требует полной активизации всех сфер высшей умственной деятельности.
Сегодня школьный музей Боевой славы и краеведения — это не только носитель культурных традиций, но и мощное средство воспитания и образования человека, это не просто место для проведения досуга, но, прежде всего, пространство реального соприкосновения с опытом и знаниями прошлых поколений.
Физически отходя от нас в вечность, герои Великой Отечественной войны остаются с нами. Своим существованием, примером жизни они объединяют живую связь поколений, вечность и бессмертие народа. Наша обязанность – сохранить для потомков имена воинов Отечества. И не так важно кто они были – белорусы или русские, украинцы или грузины, литовцы или латыши. Важно, что они сделали для нас.
Организация поисково-исследовательской и туристско-краеведческой деятельности берёт свои истоки в далёких 1960-х годах и связана с именем Иконниковой Валентины Егоровны и её коллег-педагогов школы. По инициативе Божко Федора Афанасьевича, директора школы, безымянная могила обрела новый облик. Для увековечивания памяти погибших героев был установлен памятник. Результатом поисков учеников и учителей школы стали установленные 159 фамилий, занесённых на мемориальные доски, установленные на памятнике. Была налажена переписка с родственниками погибших.
Проходят годы, из поколения в поколение передаётся память о тех, кто погиб в годы войны. Дело, начатое красными следопытами, продолжают их дети и внуки.
Учащиеся принимают активное участие в изучении архивных материалов, сборе воспоминаний живущих ныне старожилов, изучении документальной переписки школьного совета музея с родственниками погибших воинов. Связь и встречи с родственниками погибших стали традицией в нашем учреждении образования. Не забывают о погибших героях труженики села. Возле братской могилы проходят торжественные встречи.
Проходят годы, из поколения в поколения передаётся память о тех, кто погиб в годы войны. Поисковая работа, начатая в 1964 году, продолжается и сегодня. Примечательно и то, что те, кто когда-то был красным следопытом и вел поисковую работу, сегодня принимают активное участие в реконструкции школьного музея (бывшие учащиеся стали педагогами в родной школе).
Неотъемлемой частью работы музея является проведение уроков истории, литературы, тематических предметных недель, классных, информационных часов, встреч с ветеранами войны и труда, выпускниками школы (в том числе и с красными следопытами).
Привлечение учащихся к работе музея даёт возможность получения бесценного опыта работы с первоисточниками, архивами.
Список использованных источников
1. Апсатаров, В.. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология / В.. Апсатаров// Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Международнной научной конференции (г.Краснодар, май 2019 г.). – Краснодар: Новаци, 2019.– С. 28-30 – URL: https://moluch/ru/conf/ped/archive/330/15010. – Дата доступа: 15.03.2021
2. Первые шаги в науку: материалы VI научно-практической конференции школьников Гродненского района 30 марта 2011 г./ сост.: С.А. Калугина , Л.В. Кашенкова. – Мозырь: Белый Ветер, 2011. – 199 с.
3. Развитие социального партнёрства между органами власти, женскими, профсоюзными, другими некоммерческими организациями: Материалы III Республиканской научно-практической конференции. 26 апрел 2014 г./ [сост. Л.В. Кашенкова, Н.И. Черкес, Э.С. Ярмусик]. – Гродно – ЮрСаПринт – 2014 –272с.
4. Сохранение памяти о малой Родине– через судьбы простых людей. Материалы 8-й Международной научно-практической конференции; [сост. Л.В. Кашенкова, В.Е. Егорычев, Л.В. Юргель]. – Гродно: ЮрСаПринт, 2019 – 252с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики.
Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики. «Для того, чтобы воспитатьв ребенке личность, нужночтобы он прикоснулся кроли творца». Каждый педагог должен стремит...
Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...
Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...

Гражданское и патриотическое воспитание школьников с использованием средств музейной педагогики при преподавании школьных учебных предметов
Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше вр...

Статья "Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики"
В статье рассматривается история появления термина "музейная педагогика", особенности подходов в нашей стране и других странах, современная трактовка. А также автор рассказывает о своей рабо...

Использование средств музейной педагогики в рамках реализации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС .
В соответствии новым стандартом на этапе начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравст...

Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики
Возникновение понятия "музейная педагогика", создание атмосмферы музея в классе в рамках проектов "Музей одного дня"....