Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"
материал по окружающему миру по теме

Зинченко Ольга Владимировна

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, информационной культуры и проектной компетенции, создаёт условия для развития творческого мышления и практических умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx133.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Зинченко Ольга Владимировна

                   Управление образования и науки администрации муниципального района

 «Алексеевский район и город Алексеевка»

 Белгородской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ  НА           УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                   

                                                                         Автор опыта:

                                                                       Зинченко Ольга Владимировна

                                                                       учитель начальных классов

МОУ ООШ №5

                                                   

 

 

                                     Алексеевка 2013 год

                                         

                                            Содержание:

                                                           стр.

Информация об опыте   _____________________________________  3 -  8

Технология опыта ___________________________________________    8 - 14

Результативность опыта  -----------------------------------------------------  14 - 15

Библиографический список -----------------------------------------------   16

Приложение к опыту  ------------------------------------------------------------   17 - 46

                                                           Раздел I.

                                             Информация об опыте

                         Условия возникновения опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждении основная общеобразовательная школа № 5 города Алексеевки является учебным заведением, реализующим  программы начального и основного общего  образования.

        Основная школа № 5 представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся одарённые и обычные дети, а также дети - нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Таким образом, контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями. В классе, где работает автор представленного опыта, у 55% родителей – среднее специальное образование и 42 % - высшее. 20 % - из семей служащих, 33 %  - из семей рабочих, у  20 % учащихся родители занимаются предпринимательством.

     Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний.  Мы знаем, что  большинство учащихся в процессе обучения занимают пассивную роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. В результате проведения начальной диагностики( Методика экспертной оценки познавательной самостоятельности учащихся, составленная по материалам опросников Ч.Д. Спилберга, А.К.Осницкого. Методика Е.Торренса (характеристика «беглость», субтесты 3,4,5,7. Методика Е.Торренса (характеристика «гибкость» и «оригинальность»), субтесты 3,4.5,7.), по определению уровня творческой самореализации у  учащихся класса, выяснилось,что только 23 % обучающихся имеют высокий уровень.Необходимость решать вышеназванные проблемы в своей педагогической практике подвигла автора данной работы к использованию проектной деятельности на уроках окружающего мира  как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать творческие способности, соединяя в систему теоретические знания и практические умения младших школьников.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Актуальность  данного опыта обусловлена тем, что в настоящее время всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частые методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Общая динамика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

 В последнее время эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Таким образом, при использовании технологии проектного обучения в школьной практике возникают следующие противоречия:

  1. Между объективной потребностью в использовании проектных технологий для организации учебного процесса и сложностью применения для этих целей проектных технологий, предлагаемых разработчиками.
  2. Между общим снижением качества знаний учащихся, снижением мотивации к обучению ( в том числе и из-за однообразия форм проведения уроков) и необходимостью получения качественного образования с целью дальнейшей успешной социализации учащихся в обществе.
  3. Между ориентацией нового содержания образования на формирование коммуникационных компетентностей учащихся ( в том числе информационных) и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.
  4. Между объективной потребностью в использовании проектной технологии в образовательном процессе с целью преодоления« провинциализации» обучения в  школе и недостаточной теоретической и практической разработанностью доступных для применения в школе проектных технологий.

Содержание опыта работы по теме «Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников» поможет преодолеть вышеназванные противоречия.

Ведущей педагогической идеей опыта стало развитие творческого мышления, практической самостоятельности и личного опыта младших школьников, подразумевающей самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. В основу метода проекта положена идея, направленная на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом использования технологии  проектного обучения на уроках окружающего мира, как средство самореализации младших школьников начата в 2010 году и закончена в 2013 году. И была разделена на несколько этапов.

  1. Начальный этап  (констатирующий) 2009 – 2010г. – предполагает обнаружение проблемы, подбор материала, выявление основных условий реализации.
  2.  Основной (формирующий) этап 2010 -2011 г., на котором  была проведена апробация технологии в условиях образовательного учреждения на уроках окружающего мира.
  3. Заключительный (контрольный) этап 2012-2013г., доказал успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы использования проектного обучения на уроках окружающего мира, как  средство самореализации младших школьников.

Диапазон опыта

   Диапазон педагогического опыта представлен дидактической системой работы учителя по развитию самореализации учащихся на уроках окружающего мира. Метод проектной деятельности учащихся используется не только на уроках. Он является универсальным средством творческой атмосферы и во внеурочной деятельности учащихся.

       Теоретическая база основывается на положениях учёных, методистов – исследователей,  психологов , учителей – практиков.

       В основе педагогического опыта лежат идеи В. Килпатрика. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века,  как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющимся мире постиндустриального общества. Метод проектов был разработан американскими философами и педагогами Дж. Дьюи и В. Х. Килпатриком, а также профессором Коллигсом. В педагогике наиболее известным теоретиком проектного метода считается Я. Дойе. Он рассматривал его в широком смысле как метод достижения педагогической и политической цели, как развитие человека. Дойе называл свой метод проектно – проблемно – ситуативным. Понятие проект у него связано с целенаправленностью и планомерностью деятельности, проблема указывает на направленный поиск решения проблемы, а ситуация раскрывает взаимоотношения человека и мира. В России метод проектов был организован русским педагогом С.Т. Шацким, использован современными психологами и педагогами В.В. Давыдовым, А.К. Дусавицким, Г.М. Кучинским, Д.Б. Элькониным, Е.С. Полат. В работе были использованы следующие понятия:

  1. «Проектно-исследовательская деятельность»;
  2. «Проект»;
  3. «Самореализация».

   Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

        Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.  В практике используются следующие виды гуманитарного  проектирования:

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.  Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

 4. Творческие  (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Экологическая неделя»).

Самореализация – это «раскрытие человеческой природы» (О.С. Газман). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами ее достижения, реализацию принятых намерений. Творческая самореализация учащихся есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно – познавательной  деятельности. Видами самореализации является подготовка рефератов, докладов и др. Одним из средств самореализации является создание проекта.

Основные условия применения метода проектов сводятся к    следующему:

  1. существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  2. значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  3. применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  4. структурирование этапов выполнения проекта;
  5. самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

- учет возрастных особенностей младших школьников - проектная методика не только даёт возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся;

- принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.  Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;

- принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в различных источниках информации;

- принцип связи обучения с практикой;

- принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения;

- принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала;

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения  взаимосвязан с предыдущими принципами.

Новизна опыта заключается  в применении проектной технологии на уроках и во внеурочной работе, а так же определены условия, способствующие использованию  технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников:

1)   активизация познавательного интереса, обеспечивающего учебную мотивацию учащихся в проектной деятельности;

2)   создание  атмосферы исследовательской активности  и практической деятельности при работе над проектом;

3)   разработаны и внедрены алгоритмы проектной деятельности субъектов образовательного процесса;

4)  организация систематического мониторинга с целью выявления результативности проделанной работы.

Подобрана и апробирована на практике система средств использования технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников, экспериментально доказана её эффективность.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Предлагаемая автором технология может быть реализована в современных условиях требований ФГОС начального  общего образования второго поколения в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп. При организации классно – урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого учебно – методического комплекта.

                                             

                                            Раздел II                    

                                    Технология опыта 

          Постановка целей и задач педагогического опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении окружающего мира посредством использования проектной деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: научить учащихся:

- самостоятельно, критически мыслить;

-делать обоснованные выводы,  опираясь на знание фактов, закономерностей науки;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- работать в группе, выполняя разные социальные роли.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Организация учебно–воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

  1. в 1 классе учителем дается установка учащимся на работу в группе.
  2. во 2 классе учитель организует учебно-воспитательный процесс, последовательно осуществляя внутреннюю дифференциацию в группе при разработке проектов.
  3.  в 3 классе осуществляется усложнение содержания образования по окружающему миру при выполнении проектной деятельности.
  4. использование различных форм учебных занятий (уроки, индивидуальные и групповые занятия)
  5. применение различных форм контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности (еженедельная оценка успешности, итоговая аттестация в виде защиты проекта в конце каждого учебного года).

      Приступая к проектированию с младшими школьниками автор опыта учитывет, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

Основные этапы работы над проектом:

Первый этап  включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности на данном уроке. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумывать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков»  «испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы деятельности и обозначение этапов. Найти идею  –  самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, автор работы сама предлагает 1-2 предложения (например, создать наглядное пособие с передвижными частями,  сделать бланк карточек, настольную игру и др.). Дети, оттолкнувшись идеи автора, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Автор данной работы  поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе. После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих идей», «Игра «Домино растений» и т.д. Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др. Далее я организую реализацию замысла, поддерживаю самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогаю подготовить защиту проекта.

Третий этап является  подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап так же необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой могут быть различные продукты: модели, макеты, презентации, книги, буклеты и т.д. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по тем;  иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма». Это один из специфических приемов совместной деятельности, применяемый и среди групп старшего возраста. Сам прием несколько труден для первоклассников. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма»  стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков является технология работы групп. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап -  подведение итогов всей работы в целом, оценка деятельности каждой группы, каждого участника,  что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной деятельности.

Система работы учителя при работе над проектом.

I этап – мотивационный.

На уроке  провели «мозговую атаку»: на доске вразброс были записаны все интересующие ребят вопросы. Какие из них выбрать? Мы попытались найти ответы. Выяснилось, что несколько вопросов вызвали у ребят затруднения. Автор работы предложила ребятам стать исследователями и раскрыть тайну этих вопросов.

Класс разделился на четыре группы. Первой группе было интересно выяснить информацию о насекомом Божья коровка. Вторая группа взяла для рассмотрения  вопрос о растении Мать -и -мачеха. Третью группу заинтересовал пункт проекта «Их надо спасти».  Вопрос «Почему их осталось мало?»  решила исследовать четвертая группа. В итоге группы сформировались по интересам.

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:

Мы работали над темой учебного проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту». Тема проекта тесно связана с углублением материала по предмету «Окружающий мир».

Были  поставлены следующие образовательные и воспитательные цели:

- учить производить презентацию своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;

 - развивать творческие способности, эстетический вкус, умение самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;

-воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, музыке, к творческому взаимодействию при совместной работе, а также бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе, нравственного поведения в природе.

Задачи проекта:

- вовлечение каждого участника в активный познавательный творческий процесс;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

- отработка умения применять свои знания при создании творческого продукта, умение самостоятельно принимать решения, взаимодействовать с другими участниками проекта, обмениваться информацией.

Далее учащимся было объяснено, что значит собирать интересующую информацию по проекту. Само понятие «сбор информации» подсказывает, что необходимо найти интересные сведения о его работе над проектом. Какие это будут сведения – выбор самих учащихся: стихи, песни, сказки, информация, найденная в Интернете. Автор работы  предупредила ребят о том, что надо получить информацию о различных сторонах своего проекта из других школьных предметов, то есть необходимо использовать межпредметные связи. Мы наметили связь с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение. Кроме этого автор объяснила детям, что, обращаясь к различным источникам, информацию нужно фиксировать. Это могут быть записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того,  можно использовать аудио- и видеозаписи.

Основная задача учителя на этапе сбора информации – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

Где можно найти информацию? Это могут быть: предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки); мероприятия (экскурсии); люди (родители, учителя старших классов).

III этап работы - планирование работы каждой группы.

Группа 1 – посещение библиотеки с целью нахождения энциклопедических данных для ответа на проблемный вопрос; подбор загадок о насекомых; составление кроссворда.

Группа 2 – проведение поисковой работы по подборке материала о видах лекарственных растений, а именно особое внимание уделили Мать – и - мачехе; оформить выставку рисунков и фотографий с краткими сообщениями.

Группа 3 – подбор  иллюстраций, фото с исчезающими видами животных, подбор загадок; составление кроссворда; подбор энциклопедических данных.

Группа 4 – подбор данных для ответа на вопрос, оформление рубрики «Почему их осталось мало?»; подбор загадок; составление кроссворда; Каждый участник проекта получает памятку с вопросами – помощниками для подготовки к защите проекта. (Приложение 2)

Также мы обговариваем объём: одной страницы вполне достаточно, но если кому-то очень нравится данный этап проектной деятельности, то могут писать и больше. В то же время описательная часть проекта входит в общую проектную деятельность и является обязательной стороной проекта. Объём проектной работы в размере 4 – 7 страниц (включая необходимые рисунки, эскизы и др.) проясняет ход и смысл проектной деятельности школьника. Очень важно на этом этапе работы предоставить младшему школьнику возможность понять, что он автор данной работы, что именно он довёл дело до конца, сумел применить знания, которые у него были. Он – автор, и теперь остаётся лишь защитить это авторство.  

IV этап – информационно – операционный - нахождение альтернативных путей решения проблемы (выполнение проекта).

Главное в этой работе – чтобы учащиеся нашли как можно больше вариантов ответов на проблемный вопрос. Исходя из практики, следует отметить, что свои варианты учащиеся должны как-то зафиксировать, иначе их идеи могут затеряться, и через некоторое время они уже не повторят вам лучший вариант, который звучал у них несколько минут назад. При этом даже совсем ошибочный вариант позволяет извлекать из него полезную информацию и, следовательно, приближает к моменту быстрого нахождения лучшего варианта по трудному вопросу проекта.

Например, проблемным вопросом группы 4 является «Почему их осталось мало?». Для того, чтобы найти пути решения данной проблемы, был проведен «мозговой штурм». Ребята выдвигали гипотезы по данному вопросу: растения срывают для красоты, животных убивают из-за ценного меха, удивительных птиц можно продать.

Далее продолжается работа по сравнению положительных и отрицательных сторон предложенных вариантов. Применительно к каждому из вариантов, полученных на предыдущем этапе работы, необходимо ответить на вопрос, какой же из них является наиболее правильным решением проблемы. Сравнивая варианты ответов, предложенные участниками первой группы, было отмечено, что не все учащиеся тщательно работали с информацией. Многие предложили в качестве вариантов ответа свои собственные мнения, не опираясь на источники. В процессе обсуждения под моим руководством выбираются правильные варианты ответов.

На протяжении всей работы автор опыта  помогает поставить цель, корректирует действия учащихся. Как участник проекта  и как учитель, она старается направлять учащихся на самостоятельную деятельность, сопровождая их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди себя. Учитель помогает оценить результат исследования учащихся, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить детей не разочаровываться и продолжать исследование.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасения, что ребенок переоценил или недооценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

На данном этапе проходит работа по созданию презентаций по теме проекта. Она ведется в группах. Принимается помощь родителей, умеющих работать на компьютере. Обязанности детей четко распределены в зависимости от заданий: обработка информации, поиск рисунков для оформления слайдов, связанных с тематикой проблемного вопроса, поиск загадок, составление и оформление кроссвордов, разучивание песен и игр.

Проект оформляется в виде слайдов, в которых содержится вся собранная учащимися информация по данному вопросу. Главные требования: должен содержаться ответ на главный проблемный вопрос группы; красочность; грамотность оформления записей; указание использованной литературы.

Для облегчения работы были разработаны требования к защите проекта, которые были оформлены в виде памятки для каждой рабочей группы. (Приложение 3).

V этап – рефлексивно – оценочный.

Результатом работы над проектом может быть выставка, конференция по защите исследовательских проектов. Весь накопленный опыт, талант и творчество, активность и стремление к совершенствованию дети показывают при проведении защиты своих презентаций. Защита проекта – это один из самых важных, эмоционально напряженных этапов проектной деятельности младшего школьника. При защите проекта ученик не только представляет материальные результаты своего труда, но и, рассказывая о проделанной работе, дает ей оценку – защищает объективное авторство на проект.

                             

                                                       

                                                        Раздел III

                                 Результативность опыта

Критерием результативности опыта является степень творческой самореализации младших школьников в учебно – познавательной деятельности.

Показатели творческой самореализации и методики, используемые для ее измерения, представлены в таблице.

Наименование показателя

                            Используемая методика

Познавательная самостоятельность

Методика экспертной оценки познавательной самостоятельности учащихся, составленная по материалам опросников Ч.Д Спилбергера, А.К. Осницкого

Творческая активность

Методика Е. Торренса (характеристика «беглость»), субтесты 3,4,5,7.

Развитость творческого мышления

Методика Е. Торренса (характеристика «гибкость» и «оригинальность»), субтесты 3,4,5,7.

Предпосылкой для достижения положительной динамики творческой саморелизации младших школьников являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков, таких как творческая активность, развитость творческого мышления, познавательная самостоятельность. К формам контроля для их измерения в опыте является мониторинг, результаты которого мы видим в диаграмме:

          

     Диагностика показала, что применение технологии проектной деятельности способствует развитию  коммуникативных умений младших школьников, определенной «интеллектуальной зрелости», опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, информационной культуры и проектной компетенции, создаёт условия для развития творческого мышления и практических умений учащихся.

      Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки проектного обучения на уроках окружающего мира с целью достижения более высокого уровня сформированности творческой самореализации младших школьников.

                                   

                                     

                                          Библиографический список

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  5. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
  6. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
  7. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии.
  8. Давыдов В.В. Философско-психологические основы теории. //Изв.Рос.акад.образования.- 2000.-№2.-с.36-43
  9. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  10. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  11. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2
  12. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
  13. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
  14. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

                                                 

                                                              Приложение

  1. Приложение№1 –Данные результативности педагогического опыта по результатам исследования.
  2. Приложение №2 – Памятка для работы над проектом.
  3. Приложение №3- Памятка: требования к защите проекта.
  4. Приложение №4– Общие правила для педагогов – руководителей проектов.
  5. Приложение №5 – Разработка урока  окружающего мира во 2 классе по теме : «Красная книга, или Возьмём под защиту»
  6. Приложение №6- Разработка урока  окружающего мира во 2 классе по теме: «Родословная»
  7. Приложение №7 – Классный час во 2 классе по теме: « Не забывайте о птицах зимой»

                                                                                       Приложение №1

Данные результативности педагогического опыта по результатам исследования.

Уровень сформированности  творческой самореализации                                 обучающихся на  констатирующем этапе

                                                                                                  Таблица 1

Список класса

                        Название методик

     Уровень сформированности

Показатель самостоят.

Творческая активность

Развитость творческого мышления

Максим В.

Низ.

Сред.

Сред.

Сред.

Яна В.

Сред.

Низ.

Сред.

Сред.

Юлия Г.

Сред.

Сред.

Сред.

Сред.

Ирина Г.

Сред.

Выс.

Выс.

Выс.

Александр Д.

Низ.

Сред.

Сред.

Сред.

Дарья Д.

Выс.

Сред.

Выс.

Выс.

Марина Д.

Сред.

Сред.

Сред.

Сред.

Олеся И.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Инна К.

Низ.

Сред.

Низ.

Низ.

Валерия К.

Сред.

Сред.

Сред.

Сред.

Роман Л.

Низ.

Низ.

Низ.

Низ.

Кирилл О.

Низ.

Спред.

Низ.

Низ.

Алиса П.

Низ.

Сред.

Сред.

Сред.

Анастасия С.

Низ.

Низ.

Низ.

Низ.

Ксения С.

Низ.

Низ.

Сред.

Низ.

Алина С.

Низ.

Сред.

Сред.

Сред.

Артём С.

Низ.

Низ.

Низ.

Низ.

Артём С.

Низ.

Сред.

Сред.

Сред.

Серафим С.

Низ.

Низ.

Сред.

Низ.

Вадим Т.

Низ.

Низ.

Низ.

Низ.

Игорь Х.

Низ.

Низ.

Низ.

Низ.

Александр Ч.

Низ.

Низ.

Низ.

Низ.

         Для определения итогового уровня  сформированности  творческой  самореализации  обучающихся , полученные результаты   были  суммированы и разработаны следующие критерии оценивания:

                        40 – 30 баллов – высокий уровень,

                         29 – 19 баллов – средний уровень,

                         18 – 11 баллов – низкий уровень.

Уровень сформированности творческой самореализации                             обучающихся на  контрольном  этапе

                                                                                                           Таблица 2

Список класса

                        Название методик

     Уровень сформированности

Показатель самостоят.

Творческая активность

Развитость творческого мышления

Максим В.

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Яна В.

Сред.

Выс.

Выс.

Выс.

Юлия Г.

Выс.

Сред.

Выс.

Выс.

Ирина Г.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Александр Д.

Выс.

Сред.

Сред.

Сред.

Дарья Д.

Выс.

Сред.

Выс.

Выс.

Марина Д.

Сред.

Выс.

Выс.

Выс.

Олеся И.

Сред.

Выс.

Выс.

Выс.

Инна К.

Сред.

Сред.

Сред.

Сред.

Валерия К.

Выс.

Выс.

Сред.

Выс.

Роман Л.

Сред.

Низ.

Сред.

Сред.

Кирилл О.

Низ.

Сред.

Сред.

Сред.

Алиса П.

Сред.

Выс.

Выс.

Выс.

Анастасия С.

Выс.

Сред.

Сред.

Сред.

Ксения С.

Сред.

Выс.

Сред.

Сред.

Алина С.

Низ.

Сред.

Сред.

Сред.

Артём С.

Сред.

Сред.

Низ.

Сред.

Артём С.

Выс.

Сред.

Сред.

Сред.

Серафим С.

Низ.

Сред.

Низ.

Низ.

Вадим Т.

Низ.

Низ.

Низ.

Низ.

Игорь Х.

Низ.

Низ.

Сред.

Низ.

Александр Ч.

Низ.

Низ.

Сред.

Низ.

                                                                                                   Приложение №2

                       Памятка для  работы над проектом

Вопросы – помощники:

Как называется ваш проект?

Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.

Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)?

Зачем вы делаете этот проект?

Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?

Расскажите (расскажи), что у вас получилось?

Каково назначение вашего проекта?

Что вам удалось выполнить сразу и почему?

Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможете ли вы назвать причину?

Оцени качество выполнения и оформления проекта?

Что особенно понравилось в работе над проектом?

Расскажи о своей роли в проекте.

Чему ты научился во время участия в данном проекте?

                                                                                                   

                                                                                                        Приложение №3                                                                                                                              Памятка: требования к защите проекта

  1. Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?
  2. Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено?
  1. Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?
  2. Какими требованиями к проекту ты руководствовался?
  3. Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
  4. Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?
  5. Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей?
  6. Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования

                                                                                   

                                                                                                Приложение №4

          Общие правила для педагогов – руководителей проектов.

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

                                                                                                   

                                                                                                   Приложение №5

Разработка урока  окружающего мира во 2 классе по теме: «Красная книга ,или возьмём под защиту»

Цели: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта.

Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в группе.

Оборудование: у учащихся - цветные карандаши или фломастеры.

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

1Организационный этап

Цель этапа6: психологический настрой к уроку

-Здравствуйте, ребята! Рада, что мы снова вместе.Серьёзные проблемы сегодня будем решать, наблюдать, анализировать, рассуждать.

Включение в деловой ритм.

Готовятся к работе.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные  самоопределение.

II Этап проверки д/з

Цель этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д\з уч -ся

 О каком редком растении или животном нашего края вы узнали? Какими источниками информации пользовались?

(ответы учащихся)

III Проблемное  объяснение  нового материала.

Цели этапа: анализировать знания учащихся. Создание  проблемной ситуации.

Выберите правильный ответ.

1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?

а) станет больше цветковых растений;

б) станет меньше цветовых растений;

в) станет меньше птиц;

г) станет больше птиц.

2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?

а) станет меньше комаров и мошек;

б) станет больше комаров и мошек;

в) станет меньше цапель и аистов;

г) станет больше цапель и аистов.

- Закончите предложения-правила.

1. Не будем...

2. Не будем...

3.Не будем... - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

- Прочитайте тему урока на с. 92 учебника.

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

-Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

 Природу. Которая даёт нам всё  для жизни, надо оберегать, спасать, защищать.

- Сегодня  мы будем говорить о Красной книге. Это книга не совсем обычная. Цвет переплёта у этой книги – красный.

- Как вы думаете, с какой целью создана Красная книга?

станет меньше цветовых растений; станет меньше птиц;

станет больше комаров и мошек; станет меньше цапель и аистов;

 (срывать),

(ломать).

(обижать).

(Об охране природы.)

(Будь природе другом.)

(Ответы детей.)

(Ответы учащихся)

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

IVЭтап усвоения новых знаний и способов действий

 Цели этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч –ся изучаемого материала

 Знакомство с Красной книгой. (просмотр слайдов1-4)

- Как вы думаете, что символизирует красный цвет?

- Как вы думаете для чего нужна красная книга?

- В зтой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны заповедников, заботы об их размножении.( слайд 5)

Рассказ учителя о красных книгах

Слайды6-7. Классификация и виды.Исчезающие виды –этобыстро сокращающиеся видыживотных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об ихисчезновении поместили на красных страницах.

Сохраняющиеся –это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о сокращающихся видах поместили на жёлтых страницах.

Редкие–это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.

Неопределённые –это виды. Которые моло изучены учёными. Сведения о них поместили на серых страницах.

Восстанавливающиеся – это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по охране. Сведения об этих растениях и животных поместили на зелёных страницах.

( Сигнал опасности, тревоги,предупреждения)

(ответы учащихся)

Регулятивные: планирование ,прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

VЭтап первичной проверки понимания изученного.

Цель этапа: выявить пробелы первичного осмысления изученного, неверные представления уч-ся.

- Над чем вам предстоит работать?

  - Понятна ли вам , как оформить данную работу7

(Класс делится на группы. )

Слайд 6

Для реализации  работы вам необходимо:

- Прочитать специальную литературу.

-Поговорить с родителями, изучить семейный архив.

- Составить генеалогическое дерево.

- Написать рассказ о своём родственнике.

Слайд 7

В результате выполнения проекта мне бы хотелось, чтобы

1. вы научились работать в группе, находить друг с другом

компромиссы, уважать чужое мнение;

2. научились сотрудничать со своими родителями, родственниками, друзьями;

3. научились применять знания, полученные на уроках информатики, истории в повседневной жизни;

4. поняли и научились гордиться историей своей семьи, школы;

5. Создали красивый, интересный проект, который наглядно продемонстрирует все выше перечисленные навыки.

1 группа. Божья коровка.

2 группа .Мать-и-мачеха.

3 группа. Их надо спасти.

4 группа. Почему их осталось мало?

(над проектом)

(Учащиеся обсуждают проект, распределяют обязанности)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование. ЛОГИЧЕСКОЕ – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАССУЖДЕНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ.

VIЭтап закрепления новых знаний и способов действия

Цели этапа: обеспечение повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания

Результаты, которых мы должны достигнуть:  - Обсудить тему

 - Создать творческие группы и искать ответы на вопросы

- Создать презентацию  проекта  для своих одноклассников

- Создать свою книгу

( учащиеся подробно обсуждают план выполнения проекта, над какими вопросами будут работать, как будет выглядеть их книга)

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция)

Познавательные:общеучебные – самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества

VII Рефлексия

Цель этапа: осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

-Что вы узнали на уроке?

 - За что вы похвалили бы себя?

 - Что вам особенно удалось?

(Дают полные ответы на конкретно поставленные  вопросы)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

 Личностные: смыслообразование.

VIII Домашнее задание

Цель этапа: обеспечить понимание уч – ся цели, содержания и способов выполнения д\з

Начать работу над проектом.

IX Итог урока

Цели этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч – ся.

-Продолжи фразу:

« Я сегодня научился…»

«Мне было интересно…»

« Мне было непонятно…»

( учащиеся дополняют фразы)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра.Познавательные:

Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевоевысказывание, рефлексия способов и условий действия.

( над проектом)

(это перечень поколений)

( ответы детей)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра.

Познавательные:

Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевоевысказывание, рефлексия способов и условий действия.

                                                                                                        Приложение №6

Разработка урока  окружающего мира во 2 классе по теме: Проект «Родословная»

    Цель: подготовить учащихся к выполнению проекта.

Планируемые результаты: учащиеся узнают родословную своей семьи; научатся составлять родословное древо семьи;   собирать  информацию; работать в группе.

Оборудование:  родословное древо семьи A.C. Пушкина (презентация), Презентация по проекту.

    Деятельность педагога

 Деятельность детей

                          УУД

  I.Организационный момент

  Цель этапа: психологический настрой к уроку

     -Добрый день! – тебе сказали.

    - Добрый день! – ответил ты,

      Нас две ниточки связали.

      Теплоты  и доброты.

Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.

Включение в деловой ритм.

Готовятся к работе.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

II Этап проверки д/з

Цель этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д\з уч -ся

_- Кто хочет рассказать о традициях своей семьи?

( Ребята предоставляют собранный материал, сопровождающийся рассказом)

III Проблемное  объяснение  нового материала.

Цели этапа: анализировать знания учащихся. Создание  проблемной ситуации.

( На доске родословное дерево семьи А.С.Пушкина.)

- Ребята, кто может объяснить, что это такое?

- Предположите , о чём мы будем говорить на уроке.

Сегодня мы с вами приступим к выполнению следующего проекта.

- Прочитайте его название на с. 46 учебника.

- Кто знает фамилию, имя, отчество своей прабабушки?

_ Интересно ли вам узнать о прошлом своей семьи больше?

- Как вы думаете . какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?

   

 

(Примерный  ответ. ) Это А.С.Пушкин и его семья.   Дерево жизни, с его помощью можно увидеть всех родственников Пушкина)

( Будем говорить о семье. О своих родственниках)

(Родословная)

( ответ: да, очень интересно и т.д.)

( Примерный ответ: узнаем .что такое родословная, научимся составлять дерево жизни)

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

IVЭтап усвоения новых знаний и способов действий

 Цели этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч –ся изучаемого материала

  1. Работа по учебнику

( Учащиеся читают текст на с. 46-47)

Слайд 1.

Каким образом история

прошлого может предсказать

будущее?

Слайд 2.

В каждой семье есть фотоальбом,

интересно ли вам рассматривать в нем

фотографии? Почему? Как сделать его

еще лучше и интереснее?

Слайд 3

Есть ли в вашей семье документальный

архив? Нужен ли он? Почему? Как

сделать его лучше и интереснее?

 Ребята, а вы знаете ,почему именно так называется это дерево?

Есть специальная наука , которая называется «Генеология» . В переводе с греческого языка – родословная. Эта наука занимается изучением происхождения родственных связей, исторических лиц, фамилий.

 Родословная – это перечень поколений одного рода.

Слайд 4

Родословная может быть представлена в виде дерева, где стволом, к примеру,

будет обозначено лицо, чью родословную составляют, разветвлением –родители этого

лица, более мелкими ветвями -дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет

восходящим. Нисходящее дерево будет похожим, но в основании будет наиболее

дальний известный предок, а в кроне -его потомки. Имя и фамилия при оформлении  древа пишутся на кружках, которые прибиты на стволах и ветвях или изображаются в виде листков или плодов, подвешенных к дереву. По обычаю,принятому в Западной Европе, все мужчины, имеющие потомство, пишутся нажелтом фоне, не имеющие детей -на красном. Имена женщин замужние - на лиловом, девушек -на синем. Все лица, находящиеся в живых -на зеленом фоне,

мужчины - более темном, женщины -более светлом.. Мужские имена писались в

прямоугольниках  или  ромбах, женские -на кружках или овалах.

Родословное древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробную информацию об упоминаемых в нем личностях.

Слайд 5

Теперь мы знаем, что такое родословное дерево.

А как лучше его представить?

1. Это может быть...

2. Его можно нарисовать...

3. Для его создания можно

использовать...

4. В этом нам может помочь...

5. Это лучше сделать с помощью ...

Слайд 6.

Слайд 7.

Семья –начало человека и его

продолжение, а значит и

продолжение его истории.

Физкультминутка

 Руки на пояс

Поставьте вначале.

Влево и вправо

Качайте плечами.

Вы потянулись

Мизинцем до пятки?

Если сумели –

 Всё в полном порядке!

2Знакомство с родословной семьи А.С.Пушкина

Ребята, а что вы знаете о А.С.Пушкине.

Рассказучителя.(лайды 1 – 12)

С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный родоначальник Радша - сподвижник Александра Невского; прадед по матери - А. П. Ганнибал, «арап Петра Великого») и «домашнее» отношение к словесности (среди посетителей родительского дома - Н. М. Карамзин; дядя В. Л. Пушкин - даровитый поэт). Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери - М. А. Ганнибал, урожденной Пушкиной.

Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского.

В одном из стихотворений Пушкин написал:
"Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов..."

У Пушкиных был герб семьи.

Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого ж цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями.

В одном из писем 1831 года поэт признается: "... я черезвычано дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них." Также с уважением и любовью Пушкин относился к своим родителям, бабушке, дяде, сестре и брату, людям своеобразной индивидуальности. Он также глубоко и нежно любил жену и детей.

Прапрадед поэта со стороны его матери, служил в Ростовском пехотном полку и, выйдя в отставку (1712 г.), жил в своих поместьях Рязанской и Ярославской губ. От брака с Ксенией Ивановной Кореневой он имел единственного сына Алексея Федоровича (1717—1777), служившего в военной службе и участвовавшего во взятии крепостей Очакова и Хотина; Алексей Федорович женился на Сарре Юрьевне Ржевской, дочери нижегородского вице-губернатора (1727) Юрия Алексеевича

Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал (1698-1781гг) Арап Петра Великого", абиссинский князек. Он умер в 1781г. генерал-аншефом и александровским кавалером, оставив 7 человек детей и более 1400 душ. Это была "мягкая, трусливая, но вспыльчивая абиссинская натура", наклонная "к невообразимой, необдуманной решимости".

Осип Абрамович, человек менее крутой и решительный нежели его отец, отличался полным отсутствием нравственных принципов и не признавал никаких семейных обязанностей. Не считая нужным стеснять себя в чем-либо, он, без всякого повода, бросил жену и малолетнюю дочь, будущую мать поэта А.С.Пушкина, и 9-го января 1779 года обвенчался с капитаншей Устиньей Толстой, представив ложное свидетельство о смерти первой жены. Тем не менее, бракоразводное дело, продолжавшееся около пяти лет, кончилось довольно благополучно для Осипа Абрамовича, несмотря на его двоеженство и представленное им подложное письмо. 17 января 1784 года, состоялся указ с окончательной резолюцией, положенной государыней, по которой было велено второй брак Осипа Абрамовича с Толстою "почитать уничтоженным и ее за законную ему не признавать, а за учиненное Ганнибалом преступление, - вступление во второй брак при живой жене, - вместо положенной на него церковной эпитимии, послать его на кораблях в Средиземное море, дабы он там службою с раскаянием своим содеянное им преступление заслужить мог"…

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал Урожденная Пушкина, мать Н.О. Пушкиной. По словам П.И. Бартенева, "...любила вспоминать старину, и от нее А.С. Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии". Женщина умная и по своему времени образованная, она первая пробудила у будущего поэта интерес к русской старине и родной природе.  (слайды13- 31 сопровождаются  рассказом учителя)

( Примерный ответ: помогает узнать кто является основателем той или иной семьи0

(ответы учащихся)

( Есть много фотоальбомов ,с красочными фотографиями. А есть альбомы с чёрно – белыми фото, которые можно и приукрасить. Тогда они будут смотреться интересней. Можно сделать как  дерево жизни с семьёй А.С.Пушкина)

(ответы детей)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Регулятивные: планирование ,прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

VЭтап первичной проверки понимания изученного.

Цель этапа: выявить пробелы первичного осмысления изученного, неверные представления уч-ся.

- Над чем вам предстоит работать?

  - Понятна ли вам , как оформить данную работу7

(Класс делится на группы. )

Слайд 8

Для реализации  работы вам необходимо:

- Прочитать специальную литературу.

-Поговорить с родителями, изучить семейный архив.

- Составить генеалогическое дерево.

- Написать рассказ о своём родственнике.

Слайд 9

В результате выполнения проекта мне бы хотелось, чтобы

1. вы научились работать в группе, находить друг с другом

компромиссы, уважать чужое мнение;

2. научились сотрудничать со своими родителями, родственниками, друзьями;

3. научились применять знания, полученные на уроках информатики, истории в повседневной жизни;

4. поняли и научились гордиться историей своей семьи, школы;

5. Создали красивый, интересный проект, который наглядно продемонстрирует все выше перечисленные навыки.

( Над проектом)

(Учащиеся обсуждают проект, распределяют обязанности)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование. ЛОГИЧЕСКОЕ – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАССУЖДЕНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ.

VIЭтап закрепления новых знаний и способов действия

Цели этапа: обеспечение повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания

Результаты, которых мы должны достигнуть:  - Обсудить тему

 - Создать творческие группы и искать ответы на вопросы

- Создать презентацию  проекта  для своих одноклассников

- Изготовить буклет        

( учащиеся подробно обсуждают план выполнения проекта, над какими вопросами будут работать, как будет выглядеть буклет)

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция)

Познавательные:общеучебные – самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества

VII Рефлексия

Цель этапа: осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

-Что вы узнали на уроке?

 - За что вы похвалили бы себя?

 - Что вам особенно удалось?

(Дают полные ответы на конкретно поставленные  вопросы)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

 Личностные: смыслообразование.

VIII Домашнее задание

Цель этапа: обеспечить понимание уч – ся цели, содержания и способов выполнения д\з

Начать работу над проектом.

IX Итог урока

Цели этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч – ся.

-Над чем работали на уроке?

-Что такое родословная?

- Что полезного для себя вы вынесли с урока?

Слайд 10

( над проектом)

(это перечень поколений)

( ответы детей)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра.

Познавательные:

Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевоевысказывание, рефлексия способов и условий действия.

                                                                    Приложение №7

Классный час

Тема: « Не забывайте о птицах зимой!»

Цели:

- вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.    

  научить проявлять  заботу к ним;

- расширить знания детей о птицах.

Задачи:

- познакомить учащихся с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют,  

  чем  питаются), с трудностями добывания корма, с некоторыми  

  мероприятиями по охране  птиц зимой;

- содействовать развитию умений у детей находить отдельные взаимосвязи  

  в  природе, обеспечить развитие у школьников потребности общения с

  природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших

  меньших";

- прививать бережное отношение к природе, милосердие ко всему живому;

  помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви,

  добра, красоты,  справедливости к окружающему миру; вызвать желание

  помочь пернатым в трудное зимнее время.

Оборудование:

- картина зимнего пейзажа;

- рисунки с изображениями птиц;

- фонозапись “Голоса птиц”;

- схема «Птицы»;

- телеграмма;

- стихотворения детей о зимующих птицах

Содержание:

1. Организационный момент

- Встаньте, повернитесь, поздоровайтесь. У всех хорошее настроение?

  Улыбнитесь друг другу.

2. Вводная беседа:

- О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)

На доску вывешивается картина с зимним пейзажем

- Что зима принесла с собой?

- Всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

- У зимы, ребята, бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

- Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?

- Какими природными явлениями выражает зима свою злость?

- Расскажите, как изменилась природа с наступлением зимы.

- Какие изменения произошли с растениями?

- Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?

3. Введение в тему

- Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый – цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Все белым-бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней.

- О ком следующая загадка?

Кто два раза родился:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий? (Птица)

4. Работа по теме

(На магнитной доске появляются высказывания):

Птицы – это песнь и полёт!

Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днём и ночью.

Птицы – дети воздуха.

Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море.

Птицы – дети радуги.

Их перья переливаются разными цветами.

Птицы – наши верные помощники.

Защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей.

Птицы – это тайна и красота.

Без них нам не обойтись!

- Закройте глаза и послушайте голоса птиц. (Включается запись голосов птиц).

- Что вы, ребята, представили сейчас?

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

  Почему?

- Когда поют птицы?

- Да, ребята, птицы поют, когда им тепло и они сыты.

- Но не все обитатели природы знают, что такое зима? А разрешить наш спор помогут скворец и цапля.

Сценка

Цапля: - Здравствуй, скворушка!

Скворец: - Что ты такая печальная, цапля?

Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижык-пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после теплого  лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это, правда?

Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!

- Ребята, а почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

- Давайте сделаем вывод, так как же называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края? (Перелетные).

- А как называют тех птиц, которым не страшны морозы? (Зимующие)

- А птицы, которые передвигаются с места на место в поисках корма? (Кочующие).

На доске схема

- Давайте подумаем, почему одни птицы улетают, а другие остаются?

- Скажите, все ли птицы с наступлением холодов могут найти для себя необходимый корм?

(Нет, и поэтому многие птицы улетают в тёплые края.)

 Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт

И долго длимся вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

- Ребята, а может вы догадались, о чём пойдет сейчас речь?

- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах и о том, как  птицам тяжело в это время года.

Чтение стихотворений учениками

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинуть эту землю,
Много птиц осталось здесь.

- Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце, в лесу тихо. Какие же птицы могут нарушить тишину леса зимой? (Дети дают ответ). А еще какие, вы услышите в стихотворениях.

(После каждого прочтения стихотворения появляется иллюстрация птиц на кормушке)

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.

Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов:
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко красные щуры!

Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

- О каких ещё зимующих птицах вы услышали?

- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные.

  А какие это птицы, послушайте загадки:

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям кочует, коноплю ворует.
(воробей).

Верещунья-белобока,
А зовут ее ……
(сорока)

Окраской серовата,
Повадкой воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона, это ….
(ворона)

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Гуль-гуль-гуль!

Игра «Веточка»

- Многие птицы улетают от нас за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму, потому что находят корм.

- У меня есть веточка, на которой есть зимующие и перелетные птицы. Давайте отправим к солнышку тех, которые не остаются у нас зимовать.

- Вам телеграмма!

- Ребята, давайте ее прочитаем!

SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!

- А кто же ее послал?

- О чем  просят птицы? Как же мы им можем помочь? (Ответы детей).

- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стайке как? Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И все же многие птицы нередко голодают, особенно трудно им во время метелей. Из 10 синиц выживают две. Вот тут должны приходить на помощь люди, чтобы помочь птицам.

Сценка

Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые, клюв сломаешь. Пока раскусишь. У нас от такой пищи – мозоль на языках.

Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера коноплю разгребал. Хорошо бы ребята навес сделали!

Синица: Сало-салу рознь! Для нас синиц, правильно вывесить несоленое, от соленого у птиц животы болят.

Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, дынные, арбузные семечки?

- Так как же правильно кормить птиц? (Ответы детей о том, какой корм нужен для различных зимующих птиц и о том, что корм нужно насыпать обязательно в кормушки, кормушки по форме должны быть удобными для кормления зимующих птиц)

Обсуждение психологической ситуации

- Если бы вы были зимующей птичкой,  о чём бы попросили детей?

(Ответы детей)

5. Рефлексия

Продолжение фразы:Теперь я знаю, что …,   Я понял, что.., Я буду ….

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним.

6. Итог урока

- Чем запомнился вам, ребята, наш классный час?

- Что вы узнали нового?        

- Что вас взволновало?

7. Обсуждение содержания творческого экологического  проекта

    «Птичья столовая»  (Погружение в проект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"

В статье представлен теоретический материал,  описывающий вопросы технологии и подготовки  проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Презентация на тему "Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира"...

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...