Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.
статья
Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №10»
Авиастроительного района г.Казани
Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.
Сафина Гульнур Завдатовна
Классный руководитель 4Бкласса,
учитель начальных классов 1 категории
2011год
Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Психологи Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И. утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте.
На формирование и развитие личности влияет и школа. Воспитание прекрасным основывается только на положительных эмоциях. Заплаканный или расстроенный ученик не воспринимает уже ничего, даже самого распрекрасного, которое ему будет предлагаться. Еще В.А.Сухомлинский акцентировал внимание на том, что учебно-воспитательный процесс должен сохранить функциональное единство-единство души, духа и тела. Суть воспитания В.А. Сухомлинский видел в построении диалогического общения учитель-ученик ,признаком которого является: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность».
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство; капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить среди детей отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
В силу специфики начального образования, большую часть времени ребёнок проводит в школе с классом, со своей «классной мамой». Учитель начальных классов становится для ребёнка примером и своего рода образцом поведения и привычек. Учитывая эти особенности мы стараемся увлечь детей в «жизнь школы».
В нашей гимназии стало традицией начиная с 1-го класса вместе с классным руководителем посещать плавательный бассейн «Волна». С одной стороны –это спортивно-оздоровительная работа, с другой –большой воспитательный процесс. Ведь ребята без помощи мам и пап должны сами переодеться, помыться, собрать банные принадлежности. А ведь им всего 7 лет… И вот в этот момент у ребят начинает закладываться первые признаки коллективизма. Дети помогают друг другу, учатся быть самостоятельными. А сколько эмоций переживает ребёнок проплыв свои первые метры самостоятельно. Глядя на своих подопечных, которые вот уже 4 года подряд занимаются плаванием, испытываешь чувство гордости, радости за их успехи.
В современном мире редкий родитель может похвастаться тем, что уделяет своему чаду столько времени, сколько этого просит ребёнок. Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями. На помощь приходит школа. Формируя у ребёнка привычки здорового образа жизни, у нас в гимназии проходит масса увлекательных конкурсов и мероприятий. Одним из них является ежегодный «Театр здоровья». В ходе подготовки ребята сами выбирают на какую тему будет постановка. Вместе с учителем разрабатывается сценарий, где освещается здоровый образ жизни.
В наши дела мы с удовольствием подключаем взрослых. Мамы и папы помогают нам в конкурсе рисунков «В здоровом теле- здоровый дух». Уже ежегодным мероприятием для моего класса стала традиционной вылазка вместе с родителями в зимний парк.
Серия классных часов, родительские собрания на тему «Профилактика асоциальных явлений» проходит красной линией на протяжении всех 4-х лет, пока ребёнок обучается в начальной школе. Вместе с родителями обсуждаем проблему, продумываем как уберечь наших детей от пагубных привычек.
С 2011 года в школе введен третий час физической культуры. Ежедневные утренние зарядки, физминутки на уроках, динамические паузы – всё это небольшие шаги к решению большой проблемы общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слуховое восприятие как основа формирования правильного звукопроизношения и различения звуков у младших школьников с ЗПР.
Психическое развитие детей тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, кот...
Родительское собрание на тему: "Маленькие "агрессоры"" (профилактика агрессивного поведения у младших школьников)
Презентация "Маленькие "агрессоры""...
Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.
Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....
Профилактика виктимного поведения у младших школьников.
Методы и приёмы, направленные на профилактику виктимного поведения у младших школьников....
«Формирование нравственных представлений и мотивов поведения у младших школьников»
В данной статье я поделилась опытом, как я формирую нравственные представления и мотивы поведения в 3 классе....
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВдипломная работа...
Профилактика агрессивного поведения среди младших школьников (материалы для родительского собрания)
Данная презентация была подготовлена для проведения родительского собрания в начальной школе. В ней использовались результаты нашего исследования взаимодействия детей и их родителей...