РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья ( класс) по теме
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ponomareva_proektnaya_deyatelnost.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Пономарева Елена Александровна,
учитель начальных классов МОУ лицей № 4 г. Ейска
В Концепции модернизации образования говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Актуальность проблемы развития познавательной и творческой активности учащихся посредством проектной деятельности обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий
В последнее время мы все чаще говорим о новой ситуации в образовании. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме, в частности в проектной деятельности. Ее всестороннее развитие будет способствовать качественному изменению российской школы.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который можно широко использовать в работе с учащимися начальной школы. Этот возрастной период (7-10 лет) характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Следует сказать, что проекты в начальной школе отличаются простотой, доступностью, так как учащиеся 1-2 классов ещё не обладают необходимыми знаниями, умениями, которые нужны при выполнении индивидуального исследовательского проекта. Поэтому все проекты учащихся выполнены коллективно.
Например, выполняя в 1 классе проект «Светлый праздник Пасхи», ребята учились отбирать материал по заданной теме, обращались за помощью к консультанту – профессионалу (в нашем случае это был священнослужитель храма). Ученики читали газеты, детские книги по теме, определили для себя самую интересную - «Библейские предания». Но книга не ответила на все вопросы. Совместно с родителями учащихся была организована экскурсия в храм Михаила Архангела в городе Ейске. На вопросы детей увлеченно и доступно отвечал отец Игорь.
На уроке технологии ребята делали подарочные пасхальные яйца. О том, как можно и нельзя украшать пасхальные яйца они тоже узнали в храме. Праздник Пасхи связан с чудом, и на нашем уроке не обошлось без «чудес». Ребята экспериментировали с разными материалами: лаком, краской. Итогом проекта в классе стал праздник, посвящённый Светлой Пасхе, статья одного их учеников класса в классной газете.
В проекте «Деревья нашего парка» исследовательские задачи усложнились: ребята учились вести наблюдение, зарисовывать и описывать его результаты по плану, а также находить существенные, отличительные признаки изучаемого объекта. На первом этапе каждый ученик должен был выбрать в парке самое привлекательное, на его взгляд, дерево, сфотографировать его, сделать зарисовки и описать по плану.
На втором этапе проекта всю собранную информацию необходимо было обработать. Перед педагогом встал вопрос: «Как сделать это интересно, с максимальным развивающим эффектом, задействовав творческие возможности ребят?». На уроке мы с ребятами решили подготовить тексты-загадки, используя собранный материал.
На третьем этапе нам помогали родители, потому что теперь наши загадки и собранный фотоматериал надо было оформить в виде настольной игры «Биологическое лото», которой ребята с успехом пользуются в классе на перемене, а один экземпляр игры мы подарили первоклассникам в группу продлённого дня.
В перспективе мы планируем реализовать еще один совместный проект «Подарок для мамы» (подарком будут тюльпаны, выращенные к празднику 8 марта). В ходе проекта мы будем учиться делать предположения, вести наблюдения за развитием растения, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что правильно организованная учителем проектная деятельность позволяет в рамках одного проекта интегрировать и углубить знания по нескольким предметам (кубановедение, окружающий мир, технология, литературное чтение). Данная интеграция обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, обогащая внутренний мир учащихся начальных классов. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
Доклад и презентация выступления на методическом объединении...
Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников
Описаны этапы и технология применения метода интеллект-карт в начальной школе....
Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов
Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...
Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....
«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
О значении проектной деятельности в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников...