Внеклассное занятие"Учимся быть толерантными"
методическая разработка (4 класс) на тему

Крутова Ольга Николаевна

толерантность в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn.zanyatie_k_dnyu_tolerantnosti.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

                        Внеклассное занятие, 4 класс.

                        «Учимся быть толерантными»

Цель: способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям.

Подготовительная работа:

1. Незадолго до мероприятия  попросить детей  нарисовать человечка (никаких комментариев к заданию не давать).

2. Попросить детей прочитать книгу А. Усачева «Приключения маленького человечка».

Оборудование:

• книга А. Усачева «Приключения маленького человечка»;

• четыре конверта с карточками, на которых написаны качества характера (чувство юмора, чуткость, заботливость и т. п.);

• карточки с крылатыми выражениями народов мира:

- Не делай другому того, от чего больно тебе.

- Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей.

- В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем так, как относимся к себе.

Оформление: повесить в кабинете рисунки с изображением человечков, на обратной стороне доски - портреты человечков, сделанные по шаблону.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Обсуждение книги.

III. Практическая работа.

1. Толерантное отношение.

2. Толерантный человек.

3. Образ толерантности.

IV. Подведение итогов.

Ход занятия

I. Вступительная беседа

Воспитатель:

Нас   сегодня больше, чем обычно. У нас в гостях человечки, которых вы нарисовали. Сразу вспомнилось замечательное стихотворение Алексея Моргуна. (Читает.)

Я рисую человечка –

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши –

Круглый, добрый и веселый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик - великан.

У Алеши-атаман.

У Сергея же худой,

С ярко-рыжей головой.

А у Славика девчонка,

Словно Быхова Аленка,

Паша негра рисовал –

Сам от краски черным стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти.

- Действительно, все человечки получились разные. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- А хорошо это или плохо, что все мы разные? (Ответы детей.)

- Если бы мы все стали одинаковыми, что тогда было бы?

(Воспитатель  открывает доску и демонстрирует портреты одинаковых человечков. Дети  высказываются.)

Мы все разные - и это замечательно! У каждого из нас неповторимая внешность и свой уникальный внутренний мир.

II. Обсуждение книги

Воспитатель: Дома вы прочитали книгу А. Усачева «Приключения маленького человечка».

(Воспитатель задает вопросы.)

- Почему обижали маленького человечка?

- Кажется ли вам это справедливым?

- Всегда ли люди относятся друг к другу справедливо?

- Какие случаи из других книг, подобные этому, вы помните?

Сегодня мы с вами поговорим о бережном отношении к внутреннему миру человека, о желании и возможности каждого человека понять другого.

III. Практическая работа

Воспитатель:

Давайте вспомним, что такое толерантность. Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)

1. Толерантное отношение

В разных странах существуют разные выражения, обозначающие толерантное отношение людей друг к другу. Давайте обратимся к ним. Ваша задача - объяснить, о чем эти выражения и какой общий смысл заложен в них.

(Делит детей  на четыре группы, каждая из них  получает лист с крылатыми выражениями.)

2. Толерантный человек

Толерантное отношение друг к другу подразумевает умение людей договариваться между собой. Сейчас мы проверим, как вы умеете это делать.

(Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны качества. Ребята должны выбрать пять качеств, которыми, по их общему мнению, обладает толерантный человек.)

3. Образ толерантности

(Каждая группа получает свой вариант задания: сделать рисунок, аппликацию, слепить из пластилина скульптуру или сделать коллаж из фотографий на тему «Толерантность».)

IV. Подведение итогов

Воспитатель:

Что нового вы сегодня узнали? Какие эпизоды нашего занятия  вам запомнились?

(Дети высказываются.)

Давайте напоследок поиграем в игру «Подари комплимент другу».

(Дети и встают в круг друг за другом, каждый из них должен приколоть лист бумаги на спину впереди стоящему ребёнку и написать фломастером что-нибудь хорошее о нем, например: «Спасибо за то, что ты добрый и внимательный друг».)

Посмотрите, как приятно, когда даже за спиной у вас звучат только хорошие слова!

           Класссный час   «Все – мы разные, все мы – равные!»

Цели:

  1. Познакомить обучаемых с понятием «толерантность»;
    2. Выявить основные черты толерантности;
    3. Сформировать представление о толерантном поведении
    4. Воспитывать чувство уважения друг к другу, развивать коммуникативную культуру поведения.

Ход занятия.

1. Сообщение темы классного часа.

Сегодня наш классный час: «Все – мы разные, все мы – равные!» будет посвящен взаимоотношениям между людьми. Но прежде, давайте послушаем одну сказку:

«Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: -Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю свою жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.

Утром, когда алое солнце осветило Землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят четыре прекрасных девушки, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник. Одну зовут – Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.

- Твоя правда,- ответил волшебник,- все они хороши, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой, как изумруд – зеленые, у третьей, как темный бархат – черные, у четвертой, как незабудки – голубые. Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку».

- Кого бы из прекрасных девушек выбрали бы вы?

- Почему так сложно сделать выбор?

- Почему Любовь выбрала Доброту?

- Что значит быть добрым человеком?

2. Формирование понятия «толерантность».

- Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. А что оно означает, знаете? (выслушать мнение учеников)

Около двух веков назад во Франции жил князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правителях оставался министром иностранных дел. Это был человек, который учитывал настроения людей, уважительно к ним относился, при этом сохраняя свою точку зрения. Многие утверждают, что как раз от имени этого человека произошло понятие толерантность.

На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый: tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

- Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек? Для того, чтобы это понять, мне необходим доброволец. Выйди, Паша, к доске! Твоя задача сейчас записывать те черты толейрантности, которые будут тебе ребята называть, а потом мы посмотрим, что же у нас получится. Приготовились? Начали!

После выполнения задания психологом подводится итог: быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все люди рождаются с одинаковым взглядом на мир, наши сердца одинаковы, наши грусть и радость, печали и счастье похожи. Но со временем некоторые люди забывают об этом, и тогда в наш дом приходит беда, возникают конфликты и войны.

Причина конфликтов в обществе – взаимоотношения между людьми, обидные слова, поступки, действия, оскорбляющие достоинства других людей намёки или прямые оскорбления.

Но в наших силах уберечь наш дом от бед и несчастья, и сделать так, чтобы люди жили в мире и согласии.

3. Основные черты толерантности.

Перед вами «Цветок толерантности». Рассмотрите лепестки этого красивого цветка.

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

- Чем они отличаются? Что общего между ними? Какие бы вы добавили лепестки? (выслушать ответы учеников)

Если мы будем дарить такие цветы друг другу, тогда мы будем жить в мире, согласии и взаимопонимании.

4. Работа в группах. Формирование представлений о толерантном поведении.

Упражнение «Чем мы похожи».

Процедура проведения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства

с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного

роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группыне окажутся в кругу.


Упражнение «Комплименты».


Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент.

Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент,и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
5. Размышление. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают спикера и высказывают общее решение группы.

- Так какова же цель разрешения любого конфликта?

6. Рефлексия. «Дерево Толерантности».

В конце нашего занятия, я предлагаю вам вырастить в нашем классе традиционное Дерево Толерантности. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.

Примерные надписи:

1. Надо всех любить и уважать.

3. Понимать друг друга.

4. Научиться прощать.

6. Быть терпимыми.

7. Уважать пожилых людей.

8. Уметь слышать и слушать.

9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.

10. Прислушиваться к мнению старших.

11. Не повышать голос друг на друга.

12. Быть милосердными.

13. Сострадать всем.

14. Принимать людей такими, какими они есть.

16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

17. Уважать права другого человека.

7. Заключение.

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор о толерантности оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Учимся быть толерантными"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с р...

Учимся быть толерантными.

Конспект внеклассного мероприятия по направлению "Толерантность"....

внеклассное мероприятие " Учусь быть гражданином"

Внеклассное мероприятие «Учусь быть гражданином» поделено на два этапа.1 этап – познавательный « Ты не прав , если не знаешь прав».2 этап – практическое занятие (Рефлексивная деловая игра) « Ты имеешь...

Занятия – «Учимся быть терпимыми»

На занятии с учениками в различных формах формируется толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, дети учится находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, приобретают навыки разрешен...

Воспитательское занятие: "Учимся быть добрыми".

Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений....