"Учимся быть толерантными"
классный час (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Учимся быть толерантными
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между родителями и детьми.
Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа
Мы разные, но мы вместе.
Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели урока)
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Сегодня мы с вами собрались на классном часе, который называется «Учимся быть толерантными». Мы вспомним ещё раз, что означает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, какими качествами должен обладать толерантный человек, в конце урока подведём итоги и выведем формулу толерантности. Ну, пожалуй, начнём!
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова : «Мы разные, но мы в месте». Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе, и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания.
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он индивидуальность, личность. Если бы мы были все одинаковыми — наверное, жить на свете было бы неинтересно.
Наши ребята тоже разные, и сейчас они представятся.
- Здравствуйте, меня зовут....(Представление учащихся с танцем, стихотворениями).
Учитель: Все мы разные, но нас многое объединяет. Что, наш взгляд, объединяет нас? (Мы учимся в одном классе, мы друзья, а взявшись за руки, мы почувствуем тепло друг друга)
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении.
А начну я разговор со старой легенды, которую, наверное, знают многие.
Много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился он молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всем огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Все молоды, красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть,сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко уже то время, когда и он должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Однажды «Страшный» день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну.
Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию.
Отец знал, что нарушить традицию, сложившуюся веками, не под силу одному человеку. Хаким спрятал отца в своем доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни постучали в каждый дом. И послышались плач и стенания вокруг. И никто не знал что делать. И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, и враг был разбит. Все стали восхвалять Хакима и его мудрость. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию и только мудрые советы отца помогли спасти селение.
Отныне в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением у уважением к ним.
Учитель: Ребята, скажите, почему же так неразумно относились к старикам жители селения? Чего не хватило им, чтобы изменить это отношение? (Терпения, любви, уважения, сочувствия)
Итак, что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ ?
Давайте обратим внимание на доску.
Основополагающие толерантности
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
а) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
б) уважение прав других
в) милосердие
г) прощение
д) сострадание
е) сотрудничество, дух партнерства
ё) уважение человеческого достоинства
ж) принятие другого таким, какой он есть.
Термин «толерантность» в разных языках определяют по-разному:
Тоlerancia (испанский) — способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Тоlerance (французский) — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Суть всех этих определений сводится к одному и тому же: нужно быть добрым, милосердным, терпимым к людям, к представителям разных национальностей, вероисповеданий.
- Какие качества ТОЛЕРАНТНОГО человека мы знаем?
Ученик читает на доске качества.
Качества толерантного человека
- Уважение к людям
- Понимание
- Доброжелательность
- Сотрудничество
- Равноправие
- Независимость
- Снисходительность
- Терпимость
- Нравственность
- Отказ от насилия
- Сочувствие
- Чуткость
- Умение слушать и слышать
- Способность к сопереживанию
- Умение не обсуждать других
- Независимость
- Способность самостоятельно принимать решения.
Игра
Учащимся раздают карточки с описанием ситуаций.
Задание: назвать необходимые качества для решения ситуации.
- К вам в класс пришёл новый ученик, у него тяжело обстоят дела с языком и имеются небольшие пробелы в знаниях. Вы поможете ему?
Какие качества вы при этом примените? (Доброжелательность, понимание, сочувствие)
- В магазине один человек нагрубил другому человеку с тёмной кожей. Какие качества мы проявим? (Чуткость, равноправие, доброжелательность)
- В классе очень полный мальчик. Он служит объектом постоянных насмешек. Какие качества вы проявите к нему? (Доброжелательность, чуткость, понимание, равноправие)
- Вы отказываетесь от участия в групповой драке. Какие качества вы проявляете? (Отказ от насилия, независимость, способность самостоятельно принимать решения)
- Бабушка не смогла вам на день рождения сделать подарок из-а маленькой пенсии. Какие качества вы проявите? (Понимание, сочувствие).
Учитель: Сегодня мы постараемся выяснить, из-за чего может возникнуть конфликт? Из-за:
- учёбы;
- друзей
- вредных привычек
- праздности
- денег
- домашних дел
- отношений в семье.
Может быть, конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями?
Давайте разберём несколько ситуаций.
- Учащиеся разыгрывают сценку (мама, папа, ребенок).
Ситуация №1
Мама и папа ждут ребенка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребенка нет.
Мама. Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 2200.
Папа. Придёт, но пускать ее не нужно было, уроков -то еще не учила.
Мама. Ну ты мог бы сам запретить.
Папа. Ты же занимаешься ребенком.
Мама. Уже 2200, а её всё нет.
Папа. Придет, поговорим с ней, негодницей.
Мама. Уже 2230 . Почему-то трубку не берёт.
Папа.Еще полчаса и пойду искать.
Появляется Олесья. Крики, плач, непонимание.
- Это любовь?
Вопрос к классу
- Чего не хватает семье, чтобы в ней царило понимание, любовь, терпение?
Варианты ответов
- Необходимо постараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
Ситуация №2
Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребенок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама.
Вопрос к классу
- Почему?
Варианты ответов
- Потому что раздражены тем, что их потревожили.
- Надо спокойно выяснить причину плохой учёбы.
- Суметь выслушать.
- Дать дельный совет.
Учитель: Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации?
Давайте предложим им правила, которые необходимо соблюдать и детям, и родителям.
Чтобы не ссориться, нужно:
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
Вывод
Учитель: Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Если бы с такой же дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия по отношению друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.
- Скажите, ребята, какие чувства должны победить все конфликты? (Любовь, понимание, принятие и, конечно, терпимость). Вот у нас и получилась формула ТОЛЕРАНТНОСТИ:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ = ЛЮБОВЬ+ПОНИМАНИЕ+ ПРИНЯТИЕ+ ТЕРПИМОСТЬ
Учитель: В конце нашего классного часа хотелось, чтобы мы с вами посадили и вырастили дерево толерантности.
Возьмите каждый по листочку и напишите на нём, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа, ваш дом стали пространством толерантности, а затем приклейте ответы к нашему дереву.
Примерные надписи
- Надо всех любить и уважать.
- Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом.
- Понимать друг друга.
- Научиться прощать.
- Защищать друг друга, членов своей семьи.
- Быть терпимыми.
- Уважать пожилых людей
- Уметь слышать и слушать
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Прислушиваться к мнению старших
- Не повышать голос друг на друга
- Быть милосердными
- Сострадать всем
- Принимать людей такими, какими они есть
- Быть толерантным
- Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
- Уважать права другого человека
- Сотрудничать с родителями, гордиться ими.
Учитель: Стать толерантным в одно мгновение невозможно. Надо учиться толерантности. Она должна проявляться в делах, в нас самих.
Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с которыми вам будет легче и интереснее жить.
Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки. Посмотрите на соседа слева, взгляните друг другу в глаза и скажите: «Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя».
Теперь — соседу справа: «Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя». Не торопитесь разжимать руки, ведь пока вы все вместе , мы сильнее и можем сделать много доброго, полезного и нужного.
Литература
- Бессонов А.Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность» / А.Б. Бессонов, И.В.Иванов. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2006. - - №4.
- Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М.Н.Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО «МЦФЭР», 2008. - №8
- Воробёва О.Я. Влияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся / О.Я.Воробева// Справочник классного руководителя. - ЗАО «МЦФЭР», 2007. - №1.
- Воробева О.Я. Использование элементов РR в работе учителя / О.Я.Воробева// Справочник классного руководителя. - ЗАО «МЦФЭР», 2007. - №11
- Гревцева И.В. Классный час «Что такое толерантность?» / И.В.Гревцева. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - №4.
- Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. - 2006. - №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по теме:«Искусство быть толерантным».
1 мероприятие -Занятие по технологической игре Т.Ф. Акбашева "Путь истины" на тему толерантность.Тема занятия: «Искусство быть толерантным»(1час)Применение игры:...
Внеклассное мероприятие "Учимся быть толерантными"
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с р...
Учимся быть толерантными.
Конспект внеклассного мероприятия по направлению "Толерантность"....
Доклад на общешкольном родительском собрании на тему"Учимся быть терпимыми" (о толерантности).
Данная тема помогает понять родителям, что такое толерантность. Способы предотвращения конфликтов в семье.Вывление черт толерантной и интолерантной личности. На мой взгляд -это очень увлекательный, по...
Классный час "Быть современным - быть толерантным"
Цель: формирование качества толерантности.Задачи:-ознакомить с понятием "толерантность"-развивать коммуникативные умения детей-развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас-формировать ...
Внеклассное занятие"Учимся быть толерантными"
толерантность в обществе...
Классный час "Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми."
Материал классного часа учит быть толерантными и терпимыми к окружающим и близким людям....