Описание. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
В проведении мероприятия участвовали учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната №2 VI вида.
Цель: - знакомство с понятием толерантной и интолерантной личности; - стимулировать воображение учащихся в поисках собственного понимания толерантности; - формирование духовно – нравственных качеств личности ребёнка (доброта способность к состраданию, умение сопереживать, доброжелательность, жизнерадостность, трудолюбие, честность, готовность прийти на помощь, самокритичность, целеустремлённость, ответственность, уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого человека).
Задачи: - познакомить детей с основными чертами толерантности; - учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, развивать навыки разрешения конфликтов; - воспитание чувства коллективизма, сплоченности, развитие уважительного отношения друг к другу. - развитие внимания, памяти, творческого мышления; - продолжить работу по формированию умений работать в группе.
Предварительная подготовка. Задания для самостоятельной подготовки учащихся к внеклассному мероприятию: - Совместно с взрослыми и сверстниками обсуди, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай у родителей, друзей, сверстников, спроси у учителя, узнай в библиотеке, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
- Взгляни на себя со стороны. Какие качества характера (положительные и отрицательные) присущи именно тебе? Чем ты отличаешься от других? Напиши.
- Придумайте вместе с взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
- Нарисуй рисунок «Нам в конфликтах жить нельзя - возьмемся за руки, друзья!"
Оборудование: презентация к мероприятию, слайд - шоу к песне Ж. Калмагоровой «Надежда», карточки с буквами для составления слова «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», карточки со словами «кошка», «собака», «корова», «лягушка» для игры «Изгой», шарф для игры, цветная бумага, клей, ножницы, карточки со словами для составления цветка Толерантности, Дерева Толерантности, Нити Дружбы, Круга Дружбы, рисунок для стихотворения Андрея Арапова «Паутинка», костюмы Буратино и Мальвины для сценки, карточки для проведения рефлексии. Интернет ресурсы: http://karaponder.ru/%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8/ (гирлянда из человечков) Инструкции для изготовления человечков. Бумажная гирлянда: Человечки, держащиеся за руки, – классическая гирлянда из советского детства, символ единения и братства народов. Гирлянда из человечков делается исключительно просто. Складываем лист бумаги А4 пополам (вдоль), получившуюся полоску сгибаем вдвое, затем еще раз, чтобы получилась «гармошка». С помощью заранее подготовленного трафарета наносим силуэт на бумагу. Вырезаем человечков и с помощью канцелярского клея скрепляем им руки. Склеиваем несколько лент и получаем гирлянду.
Карточки для игры «ИЗГОЙ» КОШКА | СОБАКА | КОРОВА | ЛЯГУШКА | КОШКА | СОБАКА | КОРОВА | ЛЯГУШКА |
Ход занятия: - На фоне музыки ученик читает стихотворение Слайд 1
Люди на свет Рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других Ты смог понимать, Нужно терпенье В себе воспитать. Нужно с добром К людям в дом приходить, Дружбу, любовь В своем сердце хранить!
1 ученик - Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные! 2 ученик - Мы все имеем равные права, смеяться и грустить 3 ученик - Мы все для счастья рождены, и так тому и быть! 4 ученик - Ведь каждый из нас индивидуальность И в этом конечно и есть уникальность! 5 ученик - Различиями нашими мы будем восхищаться! Друг другу доброту дарить и просто улыбаться! 6 ученик - Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы Мы дети все, мы просто дети Нам сориться не нужно!
- Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Вступительное слово учителя. Слайды 2-5 Статистические данные Все люди разные. У каждого из нас своя точка зрения на то, что происходит с нами или с другими. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война. Мы все отличаемся друг от друга. Мы с вами живём в одном большом доме – Ульяновской области. Слайд_2 В нашем городе дружат между собой люди разных национальностей. По данным переписи 2010 года (Слайд 3) в Ульяновской области проживают более 118 национальностей. (Демонстрация листов с перечнем национальностей). Люди в нашей области и городе приветливые, улыбчивые, добрые, красивые. А в нашей школе учатся дети 8 национальностей. Слайд 4 (Диаграмма 5)
|
Конечно, совсем непросто научиться жить с непохожими на нас людьми, но это одна из реальных возможностей уменьшить количество конфликтов. Для этого нужно просто оглянуться, восхититься многообразием мира и людей и не забывать о том, что сохранение этого разнообразия зависит от уважительного и терпимого отношения каждого из нас друг к другу. Слайд 6 Мы с вами попробуем сегодня научиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, научимся понимать друг друга, вырастим дерево толерантности, цветок толерантности, нить Дружбы, круг Дружбы.
3. Формулировка темы урока - Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат конвертики, в них вложены буквы. Расшифруй слово и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне. т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь | 71-70 | 25-23 | 33-30 | 24-20 | 17-12 | 12-6 | 17-10 | 5+3 | 39-30 | 15-5 | 8 +3 | 7+5 | 7+6 |
-Прочитайте, какое слово получилось? Толерантность Слайд 7
4. Обсуждение понятия толерантность. - Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? Россия - это многонациональная страна. Издавна на её территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Давайте же раскроем значение слова толерантность. Для того, чтобы выяснить, что обозначает это слово, нужно обратиться к определениям его в разных языках. (высказывания учащихся) Слайд 8 - в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- В испанском оно означает ПРИЗНАНИЕ ЧУЖИХ МНЕНИЙ
- Во французском -ТЕРПЕНИЕ
- В китайском – ВЕЛИКОДУШИЕ
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- В русском - УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. Слайд 9
- Таким образом, толерантность - это качество личности, которое позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, проявлять милосердие, терпимость.
История толерантности (Подготовленный ученик ) Слайд 10 На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.
Различают толерантную и интолерантную личности Слайд 11
Толерантная личность – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. (сообщение учащегося)
Слайд 12 Интолерантная личность – характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций, обычаев. Кто считает, что это говорится о нём? Сегодня мы поговорим на эту тему. (сообщение учащегося)
16 ноября - объявлен Днём толерантности Слайд 13
5. Определение сходства и различия людей. Работа в группах у учащихся карточки: разделить на две группы - Учитель. Все мы разные. Но что же нас объединяет? И чем мы отличаемся друг от друга В результате получится :
Нас объединяет то, что: Слайд 14 - все мы люди;
- живём на одной планете;
- живём в одном городе, области;
- учимся в одной школе, в одном классе;
- живём на одних улицах;
- носим одинаковую одежду;
- занимаемся одним делом;
- похожи глаза, волосы.
Нас различает: Слайд 15 - рост;
- цвет волос и глаз;
- одежда;
- знания;
- национальность;
- фигура;
- возраст (старые и молодые);
- характер;
- культура
6. Люди отличаются вероисповеданием Слайд 16
6. Об инвалидах. - Среди нас есть люди с ограниченными возможностями здоровья В нашей школе обучаются 14 инвалидов Слайд 17
- Какое качество является главным в общении людей? (Умение дружить)
7. Инсценирование стихотворения Б. Заходера «Мы друзья» (подготовленные учащиеся) С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой, Не похожи мы, но все же Нас не разольешь водой! Дело в том, что он и я - Закадычные друзья! Все мы делаем вдвоем: Даже вместе… отстаем! Дружба дружбою, однако, И у нас случилась драка… Дрались честно, Как положено друзьям: - Я как стукну! - Я как тресну! | Он как даст! - А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду - Драка вышла хоть куда! Только смотрим - что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Борькина сестра Облила нас из ведра! А она еще смеется: - Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя! |
Ведущий – Вот, какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами? 8. Упражнение. «Изгой» Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово ворона. Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих». Вопросы для обсуждения: - Как вы узнали, где ваша группа?
- Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне: - Почему никто не обращал на тебя внимания?
- Как ты себя чувствовал?
- Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
- Хотели ли вы быть на месте вороны?
- Тяжело ли быть не похожим на всех?
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку
9. Упражнение с закрытыми (завязанными глазами) - пройти по заданному маршруту в классе
10. Просмотр и обсуждение мультфильма «Гадкий утёнок» по Г.Х. Андерсену -Как вы считаете, а в жизни такое может быть? - Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой? Слайд 18 - Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.
- Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.
- Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.
- Нельзя высмеивать недостатки других.
- Добро всегда побеждает зло.
- Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками. Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше.
Остаёмся на слайде 19!
11. Я предлагаю вам составить Цветок ТОЛЕРАНТНОСТИ Слайд 20 Дерево Толерантности Нить Дружбы Круг Дружбы (Работа в группах. Работы выставляются на доску) - из предложенных слов, характеризующих качество человека, выберите те, которые подходят для составления цветка Толерантности, дерева Толерантности, нити Дружбы, круга Дружбы.
Уважение мнения других | Непонимание | Доброжелательность | Игнорирование | Эгоизм | Желание что-либо сделать вместе | Понимание и принятие | Нетерпимость Агрессивность |
| Выражение пренебрежения Чуткость | Любознательность | Раздражительность | Снисходительность | Равнодушие | Доверие | Цинизм Гуманизм |
|
|
- Прочитайте качества, характерные для интолерантной личности
12. Чтение стихотворений учащимися Слайд 19 а) Каким быть легче – добрым или злым? Быть легче добрым или злым? Наверно легче злым. Быть добрым – значит отдавать Свое тепло другим. Быть добрым – значит понимать И близких, и чужих, И радости порой не знать Заботясь о других. Конечно доброму трудней Но все же посмотри: Как много у него друзей, А злой всегда один.
Б) Сценка «Буратино» Слайд 21 Мальвина: - Здравствуй, Буратино!
Буратино: - Здравствуй, Мальвина! Буратино: - Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и упал на землю. Я, конечно, началь смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся и почему – то ушёл. А что я плохого сказал? Мальвина: Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь, нужно следить за своими словами. Буратино: Я разве так один разговариваю? Я учусь у ребят. Есть такие, что даже бранятся. Да,да, я сам слышал. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, в станем добрей. Мальвина: - Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит». Запомните это, ребята!
В) А разве друга надо звать? (подготовленный ученик) А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нету сил идти? | 3. Ведь он не сможет есть и спать, Когда такое вдруг! Но... если друга надо звать – То вряд ли это друг... | Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? |
|
Д) Дружба никогда границ не знает, (ученик) Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех людей – и черных, и цветных.
13. Составление синквейнов: ЧЕЛОВЕК ДРУЖБА ТОЛЕРАНТНОСТЬ
человек разумный, чувствующий владеет, развивается, побеждает способен превратить мгновение в вечность высшее существо
| Дружба Важна и нужна. Сорит, мирит, помогает. На моих чувствах играет. Привязанность. | Дружба Старая и крепкая. Уважать, понимать, ценить. Мы с тобой одной крови - ты и я. Опора |
|
14. Ситуации. Слайд 22 - А теперь попробуем разобрать ситуацию:
1. Представьте себе, вы идете по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь. Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии «толерантность»?
А) Попросите еще раз Б) Оттолкнете и пойдете дальше В) Протиснетесь между ними Г) Другие варианты. - 2. Представьте себе, что одноклассник оскорбил вас, назвав дураком.
Вы реагируете: А) Говорите «Сам дурак» Б) Попросите одноклассника извиниться перед вами В) Пожалуетесь родителям или учителю Г) Попробуете объясниться с одноклассником. Д) Другие варианты Слайд 23 - В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
- Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг?
- Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
- Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
15. Правила, которые ведут к взаимопониманию. (Выводятся на основе предложений детей) Слайд 24 - Ставь интересы других людей выше собственных.
- Будь предан своей семье, не предавай ее.
- Будь верен и надежен.
- Уважая других людей, уважай себя.
- Терпимо относись к другим точкам зрения.
- Воспринимай людей как равных себе.
- Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
- Умей прощать и не будь обидчив.
- Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
- Проявляй чуткость.
- Будь уверен в себе.
- Будь достоин своего дома.
- Будь свободен от лжи и обмана.
- Умей контролировать свои желания и поступки.
- Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
- Стремись делать все как можно лучше.
Подведение итогов - Да, ребята, мы должны быть милосердными, терпеливыми, должны относиться друг к другу с уважением, уметь сострадать, уметь дорожить дружбой…
Чтение с доски Слайд 25 Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это уважение. Толерантность - доброта души. Толерантность - это терпение. Толерантность - это дружба Толерантность – путь к миру и согласию. Толерантность - это гармония в многообразии.
Хором: Слайд 26 -32 Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным весь мир! - Заканчивая урок, мы надеемся, что действительно, сделаем толерантным наш мир
Песня «Надежда есть» в сопровождении СЛАЙДШОУ!
Рефлексия. Выразите своё настроение сигнальными карточками:
|