Программа летнего оздоровительного лагеря "Бригантина" с дневным пребыванием детей
методическая разработка на тему

Волкова Ольга Николаевна
Пояснительная записка Механизм реализации программы Условия реализации программы Содержание и формы реализации программы Ожидаемые результаты План работы лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_brigantina_2015.doc507.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»

Программа летнего оздоровительного лагеря

«Бригантина»

с дневным пребыванием детей

детском в Украине - на доске объявлений BuySell

Йошкар-Ола

2015

  1. Пояснительная записка

  1. Механизм реализации программы

  1. Условия реализации программы

  1. Содержание и формы реализации программы

  1. Ожидаемые результаты программы

  1. План работы лагеря

  1. Литература

        Пояснительная записка

         Летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей.

В лагере, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него.

Данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет  ребёнку реализоваться в период летних каникул. Каникулы - важный период в жизни ребенка. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой: как с помощью каких приемов и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил. Пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей. Важно, чтобы выбранные методы и форм занятости детей были реалистичны с точки зрения имеющихся средств и сил (материальных, финансовых, творческих и т.п.)

             Психологи утверждают,  что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие  способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

        Исходя из требований, учитывая традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического состава, желания и интересы детей и родителей, а также опыт, накопленный другими детскими учреждениями и организациями, педагогический коллектив МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы» разработал свою программу «Бригантина», содержание которой ориентировано на обеспечение отдыха и занятости учащихся младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

                Данная программа  является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления:

  • духовно-нравственное (включая патриотическое) развитие и воспитание детей;
  • спортивно-оздоровительное (формирование здорового и безопасного образа жизни).

             Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-9 лет в количестве 50 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в трех разновозрастных отрядах по 16-17 человек.

        По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены.

Цель: создание системы интересного. Разнообразного по форме и содержанию отдыха, направленного на развитие личности ребенка, воспитание лучших черт гражданина и патриота России, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.

Задачи:

- организация интересного, полноценного отдыха детей;

-  пропаганда здорового образа жизни;

-  раскрытие творческий потенциал детей;

-  развитие различные формы общения в разновозрастных группах;

- расширение через игровой сюжет двигательной активности ребёнка     с  учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- формирование у ребят навыков общения и толерантности;

- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

- воспитание гражданских и нравственных качеств, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

Принципы реализуемой программы

        Программа  летнего оздоровительного лагеря «Бригантина» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ №3»  осуществляется на основе следующих  принципов системно-деятельностного подхода:

  • принцип комплексного взаимодействия воспитателей и воспитанников;
  • принцип коллективной деятельности;
  • принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип дифференциации воспитания.

Программа деятельности летнего лагеря «Бригантина» ориентирована на создание социально значимой сферы психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться с детьми различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния ребенка.

Механизм реализации программы

        

  1. Подготовительный этап

     Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
  • подбор кадров;
  • комплектование лагеря.

  1. Организационный этап

Второй этап  короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ №3»;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
  • проведение инструктажей.

  1. Основной этап

Основной деятельностью третьего этапа является:

  • реализация основной идеи смены (образовательная, досуговая, культурная деятельность);
  • вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
  • выполнение режима дня;
  • работа кружков.

В рамках реализации представленной Программы предусмотрена работа следующих кружков:

  • «Веселые старты» - подвижные игры
  • «Занимательная информатика» - работа с компьютером»
  • «Акварелька» - изобразительное искусство

  1. Заключительный этап

 Основной идеей четвертого этапа является:

  • анализ результатов работы – отчет о работе лагеря;
  • творческий отчет (фотоальбом, фотогазета, презентация);
  • размещение информации о работе лагеря в сети интернет (на сайте школы);
  • анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;
  • выработка перспектив деятельности на следующий    год.

         

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • четкое представление целей и поставленных задач;
  • конкретное планирование деятельности;
  • нормативно-правовые условия;
  • кадровое обеспечение программы;
  • методическое обеспечение программы;
  • педагогические условия;
  • материально-техническое обеспечение.

Нормативно-правовые условия

  •  Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Устав МБОУ «СОШ №3»
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Инструкции по правилам по  безопасности.
  • Приказы управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Акт приемки лагеря.
  • Программа.

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

  • Начальник лагеря;
  • Педагог – организатор;
  • Педагоги дополнительного образования;
  • Учителя (воспитатели);
  • Вожатые (учащиеся старших классов);
  • Руководитель физической культуры;
  • Библиотекарь;
  • Работники столовой;
  • Фельдшер.

Методическое обеспечение

  • Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;
  • Должностные инструкции всех участников процесса;
  • Проведение установочного семинара в течение всей лагерной смены;
  • Подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
  • Проведение ежедневных планерок;
  • Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия

  • Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
  • Организация различных видов деятельности;
  • Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
  • Создание ситуации успеха;
  • Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
  • Организация различных видов стимулирования.

Материально-технические условия

  • Спортивное оборудование  (спортивная площадка, мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи);
  • Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, настольные игры, и т.д.);
  • Материалы для оформления и творчества детей);
  • Наличие канцелярских принадлежностей;
  • Телевизор,  DVD-плеер, музыкальный центр, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат);
  • Фортепиано;
  • Призы и награды для стимулирования.

Психолого-педагогическое сопровождение

    Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и  система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  • консультационный
  • прогностический
  • практический.

Содержание и формы реализации программы

               Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный модуль

               Формы работы:

  • планирование;
  • подготовка к лагерной смене;
  • оформление лагеря;
  • подготовка материальной базы;
  • распределение обязанностей;
  • подготовка к сдаче приемной комиссии;
  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.

  1. Физкультурно - оздоровительный модуль

                    Формы работы:

  • утренняя зарядка;
  • встречи с медицинским работником;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках;
  • организация питания воспитанников;
  • спортивные праздники;
  • конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», «Мы-Россияне», «Детство – это мир!»;
  • работа спортивного кружка;
  • подвижные игры на свежем воздухе;
  • мероприятия по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.

  1. Творческий модуль

         Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в городских мероприятиях;
  • участие в общелагерных мероприятиях;
  • работа кружков «Акварелька», «Занимательная информатика»;
  • конкурсы, викторины.

  1.  Патриотический модуль

         Формы работы:

  • цикл экскурсий, посвященных 70-летию со Дня Победы в ВОВ;
  • торжественная линейка  1 июня;
  • военно-патриотическая игра.

  1. Нравственно-экологический модуль

                  Формы работы:

  • экскурсии на природу;
  • библиотечные часы;
  • викторины, конкурсы;

Форма организации деятельности – сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Из участников программы формируются 3 отряда, представляющие различные корабли «Морского путешествия». В первый день смены «Бригантина» отправляется в путешествие, в последний день смены – возвращается к родному причалу. Суть путешествия – открытие новых земель, новых идей, новых творческих инициатив, связанных с пропагандой ЗОЖ, пониманием исторического прошлого нашей Родины и культуры родного края. В программе и в повседневной жизни лагеря используется символика, атрибутика, терминология, связанная с тематикой морских путешествий.

План работы лагеря составлен как маршрут путешествия по землям, тропам, городам. Каждое утро дети узнают о том, какие приключения их ожидают сегодня.

Кадровое обеспечение «Бригантины»

  • Начальник лагеря – командир
  • Воспитатели  отрядов - капитаны
  • Старший вожатый – штурман
  • Отрядные вожатые – гардемарины
  • Педагог дополнительного образования – мичман
  • Руководитель физической культуры -  шкипер
  • Воспитанники лагеря – матросы, юнги (экипаж)
  • Повар – кок
  • Фельдшер – лекарь

Структура смены

Организационный период – 2 дня.

В организационный период идет формирование экипажа корабля. Прием детей ведется в одной комнате «кают-компании», где ведется регистрация в «судовом журнале».

На каждом корабле экипаж организует свой отрядный уголок, в котором помещаются: флаг корабля, название корабля, девиз корабля, достижения корабля, поздравления, численность экипажа (список отряда), экран настроения. Проходит посвящение в матросы (игры на сплочение, на знакомство).

Программа деятельности детской организации

Разработка правил поведения на корабле во время морского путешествия – знакомство с режимом дня.

Распределение обязанностей на корабле – составление графика дежурств, «нарядов», выявление талантов, желаний и способностей.

Знакомство с картой путешествия – основные дела «матросов и юнг».

Основной период – проходит морское путешествие. Каждый день экипажи кораблей проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах. Размещается карта путешествия в виде островов. Каждый день на этой карте обозначается пункт назначения: ставится флажок, в течение дня совершается игровое путешествие; к финалу дня подводятся итоги – «Бригантина» прибывает в пункт назначения; проходит рефлексия, оцениваются результаты путешествия.

Каждый день смены будет иметь название, например:

- у родного причала;

- экологический остров;

- остров поющих сирен – дети знакомились с музыкальным фольклором;

- остров вежливости и доброты;

- таинственный остров – путешествие в прошлое;

 - остров лесных тропинок – поход на природу;

- остров спорта и здоровья – спортивные праздники;

- остров детства – игры, конкурсы;

- остров веселых и находчивых;

- остров дружбы;

- радужный остров;

- остров славы;

- остров чистоты;

- родные берега.

        Каждый экипаж корабля получает награды за активное участие в жизни своего корабля и морского путешествия в целом. За победу в различных делах экипаж может получить награду в виде якоря:

Красный якорь – 1 место

Зеленый якорь – 2 место

Желтый якорь – 3 место

Серебряный (золотой) якорь – за особые заслуги.

Задача каждого экипажа - собрать  как можно больше якорей, что может выявит лучший экипаж по номинациям:

  • «Самый дружный»
  • «Самый творческий»
  • «Самый интеллектуальный»
  • «Самый спортивный»
  • «СУПЕРЭКИПАЖ»

Заключительный этап смены – проводится сдача и приемка кораблей – подведение итогов работы (фотоотчет «Увлекательное путешествие по берегам истории»), тестирование детей, результаты педагогических наблюдений.

Составляются списки детей для награждения дипломами.

В последний день смены – закрытие смены – «Бригантина» причаливает к родным берегам.

Оформление игры

  • Бригантина, карта путешествий в виде стенда;
  • Якори (награды), флажки (места назначения);
  • Информационный стенд (уголок родителей, план дел лагерной смены, списки детей на парусниках и т.п.);
  • Отрядные уголки.

Режим дня на «Бригантине»

Каждое утро в лагере начинается с зарядки на палубе (или корме). После зарядки – проведение собрания экипажа. Каждый капитан проводит занятие в своем отделении. После завтрака – общая линейка на палубе, где экипажи знакомятся с планом работы, и на карте отмечается флажком остров (пункт назначения). После обеда – занятия по отделениям или КТД, подводятся итоги дня в своих кубриках (огонек откровения), где ребята отмечают, что хорошего сделал каждый из них, что узнал нового, чему кого-то научил, с кем поделился добротой, сочувствием.

Что можно изменять в программе:

- названия кораблей (в зависимости от желания учащихся);

- количество мичманов (в зависимости от интересов детей);

- количество якорей (в зависимости от итогов и положительных качеств, которые проявляют дети).

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • укрепление здоровья детей (мониторинг здоровья детей);
  • развитие у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом (наличие дипломов и грамот);
  • формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры, досуга (анкетирование);
  • расширение кругозора воспитанников (тестирование);
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.

Литература

  1. Балашова, Т.Д. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/ Т.Д. Балашова. – М.: МГПО, 2000. – 112с.
  2. Григоренко. Ю.Н., Кострецова, У.Ю. Кипарис. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе: для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов внеклассной работы/ Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 224с.
  3. Коган, М.С. С игрой круглый год: для воспитателей. Классных руководителей, вожатых, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования/М.С. Коган. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008.-152с.
  4. Кувватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе/ С.А. Кувватов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-311с.
  5. Никульников, А.Н. Школьная площадка: в помощь организаторам досуга детей 7-12 лет в школьных лагерях/ А.Н. Никульников. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008.-152с.
  6. Слуцкая, Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры для педагогов-организаторов и воспитателей/ Н.Б. Слуцкая.- Ростов-на-Дону: Феникс. 2004. – 352с.
  7. Сысоева, М.С. Организация летнего отдыха детей/М.С. Сысоева. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 83с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»

Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря....

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Юные патриоты» при МАОУ СОШ №5 ( патриотическое направление)

восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.Содержание деятельности лагеря  направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его ...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»...

Воспитательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»

Воспитательная программа  летнего оздоровительного лагерядневного пребывания детей «Радуга» 2019 года...