Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления с детьми с ОВЗ "Мир в котором я живу"
рабочая программа (1 класс) на тему
Целями и задачами данной программы является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной адаптацией воспитанников в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_vneurochnoy_deyatelnosti_sotsialnogo_napravleniyas_detmi_s_ovz.docx | 67.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности социального направления
с детьми с ОВЗ
«Мир в котором я живу»
для учащихся 1 класса
(начальное общее образование)
Составитель: Н.А.Кузменко
учитель начальных классов.
2018 – 20189учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.
Целями и задачами данной программы является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации.
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в общество, активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В контексте формирования личности обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания,обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Одной из основных целей специального образования обучающихся с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Один из важнейший элементов этой системы — занятия по социально-бытовой ориентировке.
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность обучающихсяк успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни.
Для социализации обучающихся с ОВЗ необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.
В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, то обучающиеся с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности обучающихся с нарушениями социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Учитель осуществляет закрепление полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и родителей позволит достичь желаемых результатов.
Рабочая программа «Социально-бытовая ориентировка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной адаптацией воспитанников в социуме.
Целью данной программы является развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяи подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи:
- формировать у воспитанников ОВЗ,,навыки в области безопасности жизни;способствующих социальной адаптации
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптацииобучающихся данного вида;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту
их назначении и правилах пользования;
- расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
- развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет учителю использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения детей с ОВЗ с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке направлена на практическое знакомство с предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.В процессе реализации программы обучающиеся с данными нарушениями знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе занятий у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями:
- торговли,
- службы быта,
- связи,
- медицинской помощи,
- культуры;
- различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
- ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
- знать различные виды опасностей и способы поведения и действия в них.
Дидактические принципы, которые реализуются в образовательном процессе:
- Последовательности и постепенности. Знания по основам безопасности жизнедеятельностиследует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
- Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицыи.т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях. - Доступности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
- Наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерныеигры и т.д.
- Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Основными формами и методамиреализации программных задач являются:
- практические работы,
- экскурсии,
- сюжетно-ролевые игры,
- беседы;
- наглядные средства обучения.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.
Аудиторные формы организации занятий:
Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. Использование данного вида деятельности позволит привлечь внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы; беседа с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе беседы обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
Практические занятия: дают возможностьобучающимся с ОВЗ использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. В планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют обучающимся с ОВЗ получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что обучающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт воспитанников.
Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся.Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
Здравствуй, школа!
Азбука безопасности.
Мир вокруг нас.
Береги свое здоровье.
Рабочая программа по социальному направлению «Социально-бытовая ориентировка»» предназначена для обучающихся 1 класса для детей в возрасте от 7 до 8 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся С ОВЗ и рассчитана на проведение 1 часа в неделю – 33 часа в год. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с ОВЗ.
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение обучающимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Показатели усвоения Рабочей программы определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.
1 уровень (начальный уровень) – предполагает, что у обучающихся с ОВЗ есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.
2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что воспитанник имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что обучающийся свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие работы.
Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.
Обучающиеся должны уметь:
- безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома;
- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
- правильно переходить дорогу, перекресток;
- различать сигналы светофора;
- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
- правильно вести себя в общественных местах;
- правильно вести себя при встрече с животными;
- оказать первую медицинскую помощь при небольшом кровотечении.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
Теорет. | Практич. | ||||
I. | Здравствуй школа! | 9 | 3 | 5 | |
1.1 | Школа – мой дом. | 1 | Учить высказывать своё предположение (версию), -учить работать по предложенному плану, -учить отличать верно выполненное задание от неверного, - выделять источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. | ||
1.2 | Я – дежурный. | 1 | |||
1.3 | Безопасный маршрут. | 1 | |||
1.4 | Двор нашей школы. | 1 | |||
1.5 | Мой адрес,мой дом, моя улица | 1 | |||
1.6 | Книга – наш друг, без неё как без рук | 1 | |||
1.7 | Как могут стать опасными домашние вещи? | 1 | |||
1.8 | Номера первой помощи. | 1 | |||
II. | Азбука безопасности. | 7 | 3 | 4 | Учить различать группы транспорта по способу передвижения, по назначению, -учить соблюдать правила поведения, -учить выполнять правила дорожного движения: -дать понятие о дорожных знаках, -опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. |
2.1 | Наш город и его транспорт. | 1 | |||
2.2 | Безопасный путь в школу и домой. | 1 | |||
2.3 | Мы - пассажиры. | 1 | |||
2.4 | Детям знать положено. | 1 | |||
2.5 | Улица полна неожиданностей | 1 | |||
2.6 | Помнить обязан любой пешеход! | 1 | |||
2.7 | Незнакомый предмет. | 1 | |||
III. | Мир вокруг нас. | 10 | 2 | 8 | Ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученные знания; -слушать и понимать речь других; -оформлять свою мысль в устной речи. |
3.1 | Как вести себя в общественных местах. | 1 | |||
3.2 | Магазины нашего города. | 1 | |||
3.3 | Правила покупки товаров. | 1 | |||
3.4 | Продуктовый магазин. | 1 | |||
3.5 | Отправляем письмо. | 1 | |||
3.6 | Зачем нужна парикмахерская? | 1 | |||
3.7 | «Экскурсия» в аптеку | 1 | |||
3.8 | Кинотеатр | 1 | |||
3.9 | Дом культуры. | 1 | |||
3.10 | Достопримечательности нашего города. | 1 | |||
IV. | Береги свое здоровье. | 8 | 5 | 2 | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,высказывать предположение о последствиях необдуманных поступков, участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. |
4.1 | Домашняя аптечка. | 1 | |||
4.2 | Советы доктора Айболита | 1 | |||
4.3 | Соблюдение безопасности при общении с животными. | 1 | |||
4.4 | Культурные места отдыха | 1 | |||
4.5 | Наша безопасность летом. | 1 | |||
4.6 | Поведение на воде. | 1 | |||
4.7 | Съедобное, несъедобное. | 1 | |||
Итого | 33 | 13 | 20 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Теорет. | Практич. | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Универсальные учебные действия |
I. | Здравствуй, школа! | 9 | 3 | 5 | ||||
1.1 | Школа - мой дом | 1 | Правила приветствия работников школы,родителей , одноклассников | 1 | Умение приветствовать и общаться со взрослыми людьми и одноклассниками | |||
1.2 | Я - дежурный | 1 | Знак-во с обязанностями дежурного в классе. Составление графика дежурств. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. | 1 | Учить высказывать своё предположение (версию), -учить работать по предложенному плану, -учить отличать верно выполненное задание от неверного | |||
1.3 | Безопасный маршрут. | 1 | Составить безопасный маршрут от дома до школы. | 1 | Выделять источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть по дороге | |||
1.4 | Двор нашей школы. | 1 | Закрепить у обучающихся знания о месте нахождения школы, правила поведения на пришкольной площадке. | 1 | Умение общаться во время отдыха и перемены,возможные опасности, правила поведения | |||
1.5 | «Мой адрес, мой дом, моя улица..» Игра - путешествие | 1 | Формировать представления детей об улице; познакомить их с различными видами домов; знать адрес школы и дома, где живет обучающийся. | 1 | ||||
1.6 | Книга – наш друг, без неё как без рук | 1 | Экскурсия в школьную и поселковую библиотеку. Знакомство с книгами | 1 | Развитие интереса к чтению, бережного отношения к книге | |||
1.7 | Как могут стать опасными полезные вещи? | 1 | Формировать представление об опасных вещах в школе и дома и как с ними обращаться.(компьютер, проектор,бытовая техника) | 1 | Расширять знания о причинах возникновения пожара, повторить номер телефона пожарной службы. | |||
1.8 | Номера первой помощи. | 1 | Повторить телефоны экстренных служб. | 1 | ||||
II. | Азбука безопасности | 7 | 3 | 4 | ||||
2.1 | Наш город и его транспорт. | 1 | Расширять знания ребят о видах транспорта и его назначении; познакомить с опасными объектами | 1 | Учить различать группы транспорта по способу передвижения, по назначению, -учить соблюдать правила поведения, -учить выполнять правила дорожного движения: -дать понятие о дорожных знаках, -опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. | |||
2.2 | 1 | 1 | ||||||
2.3 | Мы – поссажиры. | 1 | Формировать правила культуры поведения детей в общественном транспорте. Сюжетно - ролевая игра «Автобус». | 1 | ||||
2.4 | Детям знать положено. | 1 | Формировать знания о предупреждающих, запрещающих и информационных знаках. | 1 | ||||
2.5 | Улица полна неожиданностей | 1 | Добиваться осознанного понимания опасности игр на проезжей части; закрепить навыки правильного поведения на улице. | 1 | ||||
2.6 | Помнить обязан любой пешеход! | 1 | Закрепить знания о понятиях «пешеход», «проезжая часть», продолжать знакомить ребят с дорогой, ее элементами, правилами поведения на ней. | 1 | ||||
2.7 | Незнакомый предмет. | 1 | Формировать правила поведения при обнаружении незнакомого предмета, учить предпринимать правильные действия. | 1 | ||||
III. | Мир вокруг нас. | 10 | 3 | 7 | ||||
3.1 | Как вести себя в общественных местах. | 1 | Дать понятие «общественное место». Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | Ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученные знания; -слушать и понимать речь других; -оформлять свою мысль в устной речи. | |||
3.2 | Магазины нашего города. | 1 | Выяснить назначение магазинов, виды магазинов. | 1 | ||||
3.3 | Правила покупки товаров. | 1 | Правила поведения в магазине. Выяснить, кто такой консультант. | 1 | ||||
3.4 | Продуктовый магазин. | 1 | Учить делать покупки в разных отделах. | 1 | ||||
3.5 | Отправляем письмо. | 1 | Познакомить детей с работой отделения связи, с функцией почты. | 1 | ||||
3.6 | Зачем нужна парикмахерская? | 1 | Познакомить с назначением данного объекта. | 1 | ||||
3.7 | «экскурсия» в аптеку | 1 | Закрепить знания о назначении аптеки. | 1 | ||||
3.8 | Кинотеатр | 1 | Формировать знания о правилах поведения в кинотеатре. | 1 | ||||
3.9 | Дом культуры. | 1 | Познакомить с помещениями Дома культуры; рассмотреть социальные и культурные объекты, расположенные в данном месте | 1 | ||||
3.10 | Достопримечатель- ности нашей станицы. | 1 | Вертуальная экскурсия по памятным местам станицы. | 1 | Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ | |||
IV. | Береги свое здоровье. | 7 | 4 | 3 | ||||
4.1 | Советы доктораАйболита | 1 | Познакомить с правилами первой медицинской помощи при легких травмах | 1 | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,высказывать предположение о последствиях необдуманных поступков, участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. | |||
4.2 | Домашняя аптечка. | 1 | Использование содержимого аптечки для оказания первой помощи | 1 | ||||
4.3 | Соблюдение безопасности при общении с животными. | 1 | Познакомить с правилами безопасного общения с животными (кошками, собаками). | 1 | ||||
4.4 | Культурные места отдыха | 1 | Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. | 1 | формирование представлений о разнообразных формах отдыха | |||
4.5 | Наша безопасность летом. | 1 | Формировать и прививать элементарные представления о правилах поведения в летний период, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. | 1 | ||||
4.6 | Поведение на воде. | 1 | Знакомить с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь. | 1 | ||||
4.7 | Съедобное, несъедобное. | 1 | Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями; нельзя определять на вкус грибы, плоды, растения. | 1 | ||||
Итого | 33 | 13 | 20 | |||||
- МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд (для учителя)
- Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
- Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
- Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.. СПб., 1996.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
Библиотечный фонд (для обучающихся)
- А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
- Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998.
- “Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2005 г.
- “Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- медиапроектор,
- интерактивная доска,
- наглядные материалы, плакаты
- накопительные папки по отдельным темам,
- медицинская аптечка,
- бытовые приборы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Мир глазами ребенка"
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов.При изучении программного материала предполагаются экскурсии,посщения выставок, по...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа разработана для занятий с уча...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"
Пояснительная записка.Цель и задачи программы.Планируемые результаты реализации программы.Содержание программы.Учебно-тематический план.Список литературы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс
В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...