Конспект урока "Этикет"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) по теме

Данный материал позволит детям рассказать о вежливых словах. Умение употреблять их в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezheli_vy_vezhlivy.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Ежели Вы вежливы»4 класс

Цели: формировать навыки вежливого общения, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости, навыки поведения в общественном транспорте, в гостях, в театре.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД: 

Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям.

Коммуникативные УУД: 

Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свое; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД:

1.Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

1.Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

2.Формирование нравственного сознания младшего школьника.

Оборудование: презентация

Ход занятия.

        Приветствие.

Ежели вы вежливы

С. Маршак

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без сомнения

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке

Не будете с товарищем

Трещать как две сороки

И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы-

То есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с бабушкой,

И с дедушкой,

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы-

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея...

Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Что такое вежливость?

Вежливость - это умение вести себя так,чтобы другим было приятно с тобой.

    Для того, чтобы стать вежливым, нужно знать правила вежливости и пользоваться "волшебными" словами, откоторых становится светлее и радостнее; доброе, вежливое слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

Ребята, какие "волшебные" слова вы знаете? За 1 правильный ответ- 1 балл команде.

(Здравствуйте, спасибо, благодарю, извините, простите, до свидания, спокойной ночи, доброе утро, пожалуйста, доброй ночи, счастливого пути, добрый день, позвольте...)

Когда мы их говорим?

Помните эти слова, не забывайте почаще и к месту говорить их. И тогда увидите, что слова эти действительно волшебные.

"Вежливости открываются все двери"

Объясните, как вы понимаете смысл пословицы?

Послушайте стихи и дополните в них строчку недостающими вежливыми словами, причём эти слова должны быть в рифму (Рифма - это одинаково звучащее окончание последного слова в поэтической строке: кошка- ложка)

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём...

-Настя - славная девчонка.

Настя ходит в первый класс

Но ... давно уже от Насти

Я не слышу слова...

А слово- то какое - очень дорогое!

***

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

на меня он, как торпеда,

налетел из-за угла!

Но, представьте! Зря от Вити

Ждал я слова...

А слово-то какое - очень дорогое!

***

Он про внучку говорил:

- Экая досада!

Я портфель ей подарил,

вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну, сказала бы...

Слово-то какое - очень дорогое!

Какими были дети в этих стихах? (Невоспитанными, невежливыми)

Сдавних пор и до наших дней люди ходят друг к другу в гости. И за такое долгое время выработались определённые правила, как вести себя гостю и хозяину.

Знаете ли вы эти правила? Назовите их.

Часто эти правила нарушаются. Я прочту вам рассказ, как один мальчик пришёл в гости к другому. Он оказался не очень хорошим гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки. Только будьте внимательны: ошибок много, не меньше 10.

Чтение рассказа "Добро пожаловать"

После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

- Хорошо, - ответил Виктор. - Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

- Привет, - сказал Виктор. - Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

- А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

- Это отцу подарили. На память.

- Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу. Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

- Ты колбасы нарежь, Игорь. А еще у вас тут масло с сыром есть.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

- Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

Понравилось ли вам поведение Виктора? В чем его ошибки?

 (Основные ошибки гостя: он не поблагодарилза приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошёл в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения, шумел на лестнице...)

Учитель вызывает несколько детей.

Ситуация 1 (сценка) : Вы сидите в гостях. Пришло время пить чай. Хозяйка вносит на подносе конфеты. Как вы себя поведёте?

Ситуация 2: Ты прибегаешь к другу домой, на прогулку позвать. Я - мама твоего друга, открываю дверь. Что ты скажешь?

Хорошо, с поведением в гостях мы разобрались, а знаете ли вы правила поведения пассажира?

Загляните в окна нарисованного автобуса. В нём, по странному совпадению, собрались только невоспитанные люди. Посчитайте и расскажите о допущенных ошибках.

 (Нельзя громко включать  музыку, громко смеяться, разговаривать, есть, особенно еду, которая может запачкать других, разворачивать газету так, чтобы она мешала другим пассажирам, читать через чужое плечо, выбрасывать мусор в автобусе или из окна, заниматься причёской и любым туалетом вообще, ездить в грязной одежде, забывать, что старшим уступают место...)

Я надеюсь, никто не увидел себя там, в автобусе?

Ситуация 3  Учитель вызывает мальчика и девочку.

Вы входите в автобус, покажите, как вы это будете делать.

Теперь выходите.

(При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, но выходит он первым и останавливается рядом, готовый помочь ей при выходе, если нужно. Маме, учительнице, старшей сестре и другим взрослым следует подать при этом руку.)

Ситуация 4 (Учитель вызывает двух детей)

Представьте, что один из вас школьник, а другой - бабушка (автобус полный).Школьник сидит, входит бабушка. Ваши действия.

   

А знаете ли вы, как нужно себя вести в театре? Во многом от нас самих зависит, принесёт ли посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады и огорчения.

    Послушайте стихотворение А. Барто « В театре» и ответьте на вопрос: правильно ли вели себя девочки на балете? Несколько человек читают стихотворение.

  • Когда мне было 
    восемь лет, 
    Я пошла смотреть балет. 
    Мы пошли с подругой Любой. 
    Мы в театре сняли шубы, 
    Сняли теплые платки. 
    Нам в театре, в раздевалке, 
    Дали в руки номерки. 
    Наконец-то я в балете! 
    Я забыла все на свете. 
    Даже три помножить на три 
    Я сейчас бы не смогла. 
    Наконец-то я в театре, 
    Как я этого ждала. 
    Я сейчас увижу фею 
    В белом шарфе и венке. 
    Я сижу, дышать не смею, 
    Номерок держу в руке. 
    Вдруг оркестр грянул в трубы, 
    Мы с моей подругой Любой 
    Даже вздрогнули слегка. 
    Вдруг вижу – нету номерка. 
    Фея кружится на сцене – 
    Я на сцену не гляжу. 
    Я обшарила колени – 
    Номерка не нахожу. 
    Может он под стулом где-то? 
    Мне теперь не до балета! 
    Все сильней играют трубы, 
    Пляшут гости на балу. 
    Мы с моей подругой Любой 
    Ищем номер на полу. 
    Укатился он куда-то… 
    Я в соседний ряд ползу. 
    Удивляются ребята: 
    - Кто там ползает внизу? 
    По сцене бабочка порхала- 
    Я не видала ничего: 
    Я номерок внизу искала 
    И наконец нашла его. 
    А тут как раз зажегся свет, 
    И все ушли из зала. 
    – Мне очень нравится балет, - 
    Ребятам я сказала.
  • (Идет обсуждение стихотворения.)

Яков Козловский

НИ БЕЛЬМЕСА

Раз в театре детском пьесу
Довелось смотреть балбесу.
Он сидел, ушами хлопал,
Он смотрел, конфеты лопал,
А в антрактах, говорят,
Пил шипучий лимонад.

Кто-то ради интереса
Через день спросил балбеса:
- Ты в театре был, не так ли?
Что понравилось в спектакле?

И сказал балбес в ответ:
- Мне понравился буфет!

Хороша была ли пьеса
Зря расспрашивать балбеса,
Что узнаешь от него:
Он не понял ни бельмеса,
Это значит - ничего!

(Обсуждение стихотворения)

Ситуация 5: 4-5 человек.

В ряд поставлены стулья.

Представьте, что это ряд в зрительном зале.

-Зрители, займите свои места.Вы пришли позже всех, а ваши места находятся в середине ряда. Пройдите к своим местам.( Нужно попросить извинения у сидящих и лицом к ним прой ти к своему месту.)

Ситуация 6: Вы сидите в зале. Вот-вот начнётся представление. У вас в руках шоколадка. Представление началось, а в руках- вкуснейшая шоколадка. Ваши действия.(Учитель вызывает ребёнка и даёт ему конфету.)

( Нужно дождаться антракта )

Итак, ребята, какие правила вежливости мы вспомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...