Технологическая карта + презентация "Наш внутренний голос - совесть"
материал (1 класс) на тему

Шилова Наталья Андреевна

Технологическая карта урока + презентация "Наш внутренний голос - совесть" для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Организационный

момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Наталья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок.

На уроке нам понадобится ручка, приготовьте ее, пожалуйста.

Приветствие детей.

Приветствие учителя.

II Мотивационный этап

2 мин.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

Создание положительного настроя учащихся на занятие.

Внимательно слушают учителя.

Осознанное и произвольное построение высказывания (П); учет разных мнений (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К).

III Актуализация знаний

5 мин.

      Сегодня у нас будет очень интересное и познавательное занятие, поэтому я прошу вас быть активными и внимательными.

      Ребята, посмотрите на доску и прочитайте про себя слова на ней. (Стыд, вина, честь). Кто может сказать, что такое стыд? Что такое вина? Что такое честь? (Ответы детей).

- А теперь давайте проверим определения по словарю.

     Хорошо, спасибо, молодцы. Теперь вы будете работать в подгруппах (по 5-6 чел.), я раздаю вам листочек, на котором нужно вместо пропусков вставить эти слова. На работу я даю вам 2 минуты, кто готов – поднимаем руки в замок, чтобы я увидела, что вы выполнили задание.

     (Если Вы испытываете тяжёлое, подавленное состояние от осуждения окружающих за невыполненный долг, значит Вам…

-  Береги платье снову, а …. смолоду.

- Если Вы совершили проступок, то Вы стараетесь загладить свою …).

      Проверка выполненного задания. Теперь посмотрите на доску, из этих слов, я сделала ребус, внимательно посмотрите и назовите мне слово, которое тут загадано. Поднимите руку те, кто разгадал это слово. (Прикрепляю на доску слова: СТЫД, ВИНА, ЧЕСТЬ в виде ребуса

  О        , ,                ,,,     ,

СТЫД        ВИНА         ЧЕСТЬ ).  

      -Молодцы, ребята. Кто может назвать это слово.

      -Правильно, сегодня слово «совесть».

      - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какую цель мы поставим? Какие задачи?

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

Задает вопросы, подводит к теме занятия, помогает определить цели и задачи.

Высказывают свои предположения, ставят цели и задачи занятия

Осознанное и произвольное построение высказывания (П); учет разных мнений (К);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К).

IV Изучение нового материала

Физминутка

32 мин.

А теперь, давайте вспомним мультфильм «Лунтик» и его героев.

      Отвечаем по поднятой руке.

1) Самый любопытный, необычный, упавший с луны? (Слайд Лунтик)

2) Кто живет под землей, много знает о мире и всегда готов поделиться своими знаниями с Лунтиком и его друзьями? (Слайд Корней Корнеич)

3) Кто самые непоседливые, шалуны, задумывают смешные «шутки», иногда не совсем безобидные и наоборот? (Слайд Вупсень и Пупсень)

-  Хорошо, ребята! Мы вспомнили. А теперь давайте посмотрим фрагмент этого мультфильма.

(Слайд - Мультфильм (до слов «а что такое совесть?»))

- Вы внимательно посмотрели фрагмент. А какую последнюю фразу произнес Лунтик? Что он спросил?  (Слайд – Что такое совесть)

- Сегодня во время нашей с вами беседы мы поможем Лунтику понять, что такое совесть и выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.

- Ребята, кто знает и может объяснить значение слова «совесть» (предположения детей).

Хорошо, спасибо, давайте проверим, работая в группах со словарями, вы должны найти значение слова «совесть». Кто готов руки в замок. (Каждая группа зачитывает понятие, затем обсуждение и общее понятие на слайде.)

-Молодцы, ребята, а теперь давайте посмотрим на слово «совесть» и подумаем, что это за слово: слово-предмет или слово-действие? Давайте порассуждаем. (ответы детей).

-Итак, значит «совесть» - это слово-предмет, которое обозначает наше действие, наше переживание и наш «внутренний голос».

Теперь подумайте и составьте словосочетание с этим словом (ответы детей – корректировка ответов).

-Ребята, посмотрите на доску и попробуем из предложенных слов выбрать те, которые подходят к определению понятия «совесть», кто хочет выйти к доске и убрать ненужные слова.

 (Совесть - стыд, внутренний голос, чувство ответственности, обман, зло, поступок)

- Мы нашли слова, характеризующие слово «совесть», а теперь давайте составим из оставшихся слов определение.

-Итак, совесть – это стыд, внутренний голос, чувство ответственности.

- А теперь давайте посмотрим верно ли мы дали определение совести. Что же о совести говорит мудрый Корней Корнеич.

(Слайд – Фраза Корнеича)

А теперь чуть-чуть отдохнет, встаем со своих мест. Выполняем движения вместе со мной.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

- Ребята, а как называют человека, у которого нет совести? (Бессовестный человек)

- А в какой ситуации мы можем назвать человека бессовестным? (дети перечисляют ситуации: солгал и не признался, своровал и не признался, не подежурил в классе, нарушение дисциплины, насмешки над слабыми и беспомощными и т. д.)

- Давайте посмотрим какие плохие поступки могут совершать герои мультфильма

(Слайд – Гусеницы шалят)

Задает вопросы с описанием героев мультфильма.

Работа с видеофрагментов. Анализ фрагмента.

Помощь учителя в объяснении значения слова. Корректировка ответов.

Работа со словом «совесть» с позиции русского языка.

Работа со списком слов.

Помощь в подведении под понятие.

Обобщение материала по теме занятия.

Работа с видеофрагментом.

Показ видеофрагментов.

Отвечают на вопросы.

Работают с презентацией.

Подводят под понятие

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы, строят предположения, анализируют информацию.

Работа у доски и самостоятельно.

Анализируют. Подводят под понятие.

Просмотр и анализ видеофрагмента.

Высказывают предположения.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

структурирование знаний (П); разрешение конфликтов (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

определение основной и второстепенной информации (П);

осознание ответственности за общее дело (Л).

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П); разрешение конфликтов (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

определение основной и второстепенной информации (П);

- А теперь ребята я хочу рассказать вам одну притчу…

«Раз сказала совесть мальчику, что он не прав, другой раз сказала, третий...

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал...

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда мальчик совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мальчик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать мальчику. И через месяц он понял, чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...

Зарыдал мальчик:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Здесь я, в твоем сердце»

- И вас у каждого есть совесть. Просто спрятана она у кого-то глубоко в сердце, а у кого-то нет. Но в любом случае про нее нужно не забывать и прислушиваться к своему внутреннему голосу. А тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

(Слайд – Правила тренировки совести)

Правила тренировки совести:

- Не обижай других, не причиняй огорчений!

- Не совершай безнравственных поступков!

- Обдумывай каждый свое действие!

Разбор ситуации и словосочетания «бессовестный человек».

Рассказывают притчу

Отвечают на вопросы.

Работают с презентацией.

Подводят под понятие

Высказывают свое мнение

Рассуждают

Анализируют, сравнивают информацию

Выражают свое мнение

Устанавливают причинно-следственные связи

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

структурирование знаний (П);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

определение основной и второстепенной информации (П);

структурирование знаний (П);

аргументация своего мнения (К);

определение основной и второстепенной информации (П);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

определение основной и второстепенной информации (П).

IV Рефлексия

5 мин.

-Вот и подошел к концу наш урок. Сейчас мы с вами подведем итоги.

-Перед вами две фигуры человека, и у каждого на столе вопросительный знак. Чтобы подвести итог урока, мы вспомнил цели и задачи нашего урока. Сейчас, несколько человек выскажут свое мнение (слайд: мне на уроке было…; я запомнил…; меня заинтересовало…).

Хорошо, спасибо, и еще одно задание для вас, на ваших вопросительных знаках нужно написать, как вы поняли, что такое «совесть», своими словами, и прикрепить на человека. У нас получится две фигуры человека, которые будут вам напоминать о нашем занятие.

Спасибо за работу, хорошего вам дня.

Привлекает внимание детей на анализ и оценку своей деятельности, с помощью составления оценочного рассказа.

Помогает строить логические высказывания;

Анализирует деятельность учащихся

Оценивают результат своей деятельности.

 Высказывают свое мнение;

Строят логические высказывания

Аргументируют свое мнение

Проводят рефлексию способов и условий действий

Рефлексия способов и условий действий (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка (Л); адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Дата: 22. 01. 2016                                                                                                                                                              Учитель класса:

Школа: 95                                                                                                                                                                              

Класс: 2-1                                                                                                                                                                        Студентка 36 группы:

Кабинет: № 302                                                                                                                                                                            Шилова Наталья

Время занятия: 12:00 – 12:40                                                                                                                

Тема: «Наш внутренний голос - совесть»

Цель деятельности учителя: – помочь учащимся в осмыслении важного нравственного понятия «совесть».

Планируемые результаты:

  1. Личностные (ЛУУД): осознание необходимости учения; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; учиться выражать свое мнение.
  2. Метапредметные:
  • регулятивные (РУУД): принимать, сохранять и следовать целям урока в учебной деятельности;
  • коммуникативные (КУУД): развивать умение сотрудничества со сверстниками при различных видах работы; развивать умение принимать коллективные решения;
  • предметные (ПУУД): сформировать в сознании детей понятие «совесть», расширить представления о значении совести в жизни каждого человека.

 

Тип урока: беседа с размышлением, рассуждением.

Форма занятия: теоретическая деятельность.

Форма организации деятельности: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, видеофрагменты, словари, карточки, наглядность для рефлексии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что это? 1) стыд 2) вина 3) честь

Слайд 2

1) стыд – чувство сильного смущения от совершенного поступка ; 2) в ина – проступок человека ; 3) честь – достоинство, которое вызывает и поддерживает уважение , чувство гордости.

Слайд 3

О ,, ,,, , СТЫД ВИНА ЧЕСТЬ

Слайд 4

ЛУНТИК

Слайд 5

КОРНЕЙ КОРНЕИЧ

Слайд 6

ПУПСЕНЬ И ВУПСЕНЬ

Слайд 7

ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?

Слайд 8

Совесть – чувство ответственности человека за свое поведение перед окружающими людьми.

Слайд 9

БЕССОВЕСТНЫЕ ПОСТУПКИ

Слайд 10

НЕ ОБИЖАЙ ДРУГИХ, НЕ ПРИЧИНЯЙ ОГОРЧЕНИЙ! НЕ СОВЕРШАЙ БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ! ОБДУМЫВАЙ КАЖДОЕ СВОЕ ДЕЙСТВИЕ! Правила тренировки совести:

Слайд 11

я познакомился с ... было непросто ... я добился ... мне запомнилось ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Работа внутренних сил Земли. Вулканы» 2 класс ТРКМ

Технологическая карта урка «Работа внутренних сил Земли. Вулканы». Окружающий мир, программа Занкова, 2 класс. С приминением ТРКМ....

"Внешний облик и внутренний мир человека" технологическая карта занятия в изостудии дополнительного образования

Занятие может использовать ся на первом году обучения, как завершающее по теме портрет или как первое ознакомительное занятие для знакомства с новой группой детей....

Технологическая карта урока по теме: «Внутреннее убранство избы".

Тема урока: «Внутренне убранство избы»Цели:Научить технике выполнения ковра для русской избы.Развивать умение учащихся анализировать технологические карты с целью использования их на практике, моторик...

Технологическая карта "Внутренние воды Челябинской области" 4 класс

Цель:Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.Планируемые результаты:Личностные:- воспитывать чувство ...

Технологическая карта по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи». Тема: «Голос».

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи» и предназначена для учащихся с нарушениями слуха....

Технологическая карта урока технологии "Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение» Изделие "Коврик" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование знаний обучающихся о технике плетения бумажных полос; выполнение плетения; изделие «Коврик».Задачи урока:Дидактические:дать определение понятию «половик&raqu...

Технологическая карта по технологии "Внутреннее убранство избы. Изделие: модель русской печи" 2 класс

Цель урока: ознакомление обучающихся с внутренним убранством избы и назначением русской печи; изготовление модели печи с помощью пластилина....