Технологическая карта "Внутренние воды Челябинской области" 4 класс
план-конспект занятия (4 класс)

Сафонова Ольга Игоревна

Цель:

  1. Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.
  2. Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.

Планируемые результаты:

Личностные:

воспитывать чувство ответственности за сохранение чистой экологической среды к природе родного края.

Предметные:

знать понятие «внутренние воды»;

уметь находить и отмечать реки и озёра на карте Челябинской области.

Название кружка: «Юный краевед»

Направленность внеурочной деятельности: Общекультурная

Класс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 лет

Тема: «Внутренние воды Челябинской области»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.
  2. Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитывать чувство ответственности за сохранение чистой экологической среды к природе родного края.

Предметные:

- знать понятие «внутренние воды»;

- уметь находить и отмечать реки и озёра на карте Челябинской области.

Название кружка: «Юный краевед»

Направленность внеурочной деятельности: Общекультурная

Класс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 лет

Тема: «Внутренние воды Челябинской области»

Форма проведения: Фронтальная

Дата проведения: 14.11. 2017

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

2 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии, отгадайте загадку:

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! (Вода)

Приветствовать учителя

Слушать учителя

Отгадывать загадку

- Я считаю, что это вода

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Слайд 2 (загадка)

Актуализация

 знаний, введение в ситуацию

3 мин.

- Итак, как вы думаете, какова тема нашего занятия?

- Правильно, тема нашего занятия: «Внутренние воды Челябинской области».

- Какую цель мы можем сегодня поставить перед собой?

- Познакомиться с внутренними водами нашего края и их особенностями.

- Хорошо, молодцы.

- Тема нашего занятия: «Внутренние воды Челябинской области»

- Я думаю, цель нашего урока – познакомиться с внутренними водами нашего края.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Слайд 3 (тема занятия)

Основной

32 мин.

- Челябинская область располагает богатой сетью рек и особенно озер.

Нашу область по праву можно назвать озёрной страной. Здесь можно встретить озёра горного и равнинного типов.

Возникновение существующих ныне озер связно с окончанием ледникового периода, с общим потеплением, которое привело к образованию озерных котловин (углубление, в котором находится озеро).

- Ребята, как вы думаете, что такое горные озера?

- Да, это озера, расположенные в горных долинах. К ним относятся озера Тургояк, Аракуль, здесь же расположено самое большое озеро нашего края.

- Кто знает, какое это озеро?

– Правильно, это озеро Увильды.

Вода в озере прозрачная, пресная, богатая кислородом. На озере расположено 52 острова. Самые крупные из них – Берёзовый, Вязовый, Голодай и Еловый.

- Давайте найдем на карте-схеме эти острова.

- А вы знаете,  как еще называют озеро Тургояк? Его называют «Младшим братом Байкала».

По многим признакам эти озёра схожи друг с другом. Например, тем, что воды озера Тургояк прозрачны и чисты, как воды Байкала. На озере 6 островов, из которых относительно крупные – остров Веры и Чаичий.

Для всех этих озер отличительными чертами будут изрезанные скалистые берега, покрытые южно-таежными лесами, прозрачные воды, многочисленные каменистые острова и большие глубины (более 10 м).

- Ребята, какие еще озера нашего края вы знаете?

- Хорошо, молодцы! В карточках, которые я вам раздаю, дана таблица с крупнейшими озерами Челябинской области. Вклейте эту табличку себе в тетрадь.

- А сейчас давайте немного расширим знания об озерах нашей области.

- Какие озера вы увидели, о которых никогда не слышали?

- Ребята, а чем озеро отличается от реки?

- Правильно, озеро отличается от реки тем, что вода в нём не течёт, а находится в озёрной котловине. Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.  

- В пределах области насчитывается 360 рек длиной более 10 км.

По внешнему облику они относятся к горным рекам: быстрое и бурное течение, узкие речные долины с высокими скалистыми берегами.

Наиболее крупные реки нашего края: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка.

Самой крупной рекой Челябинской области по праву считается река Миасс. В переводе с башкирского языка «мэ эс»- «на пей». Она является основной водной артерией Южного Урала. Ее истоком принято считать ключ, расположенный в Башкорстостане. Река протекает через город Миасс, Аргаяшский, Сосновский и Красноармейский районы и в Челябинске.

Вторая по величине река в нашем крае после Мисса-река Уй.Есть мнение, что название реки связано с башкирским словом в переводе означающим «дума», «мысль», «мечта». Протяженность этой реки составляет 462 километров.
На реке Уй построено немало населённых пунктов, в том числе крупных. Например, в Челябинской области это город Троицк.

- Я приготовила для вас таблицу с «Основными реками Челябинской области». Вклейте ее в тетрадь. Давайте прочитаем по цепочке название рек с таблицы.

- Ребята, давайте сыграем в игру «Снежный ком». Правила игры просты: первый человек говорит название реки или озера, расположенные в нашем крае. Второй – повторяет то, что сказал первый и добавляет свое название реки или озера, и так далее. Если затрудняетесь, можете воспользоваться карточками, которые вы получили.

Помимо естественных водных объектов на территории области есть и искусственные.

- Ребята, а что называют искусственными водоёмами?

- Правильно, это пруды, водохранилища и болота.

- А почему их называют искусственными?

Особенностью прудов и водоёмов Челябинской области являются их малые размеры.  В настоящее время водохранилище используется для водоснабжения крупных городов. Например, Аргазинское и Шершнёвское снабжают водой Челябинск, Верхнеуральское и Магнитогорское – Магнитогорск. Всего водохранилищ насчитывают 120. Крупнейшее водохранилище нашей области – Аргазинское.

- Ребята, вклейте в тетрадь таблицу «Крупнейшие водохранилища Челябинской области».

Давайте прочитаем по цепочке названия водохранилищ и на каких реках они сооружены.

- А теперь давайте поговорим  водных обитателях нашего края.

- Кто может обитать в водоемах нашего края?

- Хорошо, молодцы. Всего в водоемах нашего края встречается около 40 видов рыб. Среди видов рыб, обитающих в наших водоемах, есть виды, занесенные в Красную книгу Челябинской области.  К их числу относятся: стерлядь, предкавказская  кумжа, обыкновенный таймень, европейский хариус и обыкновенный подкаменщик.

- Взгляните на карточки «Основные виды рыб Челябинской области». Давайте,  по цепочке перечислим всех.

- Какие из видов рыб вам уже были знакомы?

- Ребята, кто еще помимо рыб обитает в водоемах?

- Правильно, амфибии и рептилии. К амфибиям относятся: тритоны, саламандры, лягушки и червяги. К рептилиям: черепахи, ящерицы, змеи.

Слушать учителя

Участвовать в учебном диалоге

- Горные озёра – это озера, расположенные в горных долинах.

- Это озеро Увильды.

Слушать учителя

Работать с картой

- Озеро Тургояк называют «Младшим братом Байкала».

Слушать учителя

- Я знаю озёра: Касли, Кисегач, Смолино, озеро Первое, озеро Второе, Зюраткуль.

Вклеить табличку в тетрадь

Смотреть видеоролик

- Я увидел озёра: Куташи, Малые Касли, Иртяш, Малый Куяш, Большое Аллаки, Малые Аллаки.

-  Озеро отличается от реки тем, что вода в нём не течёт, а находится в озёрной котловине.

Слушать учителя

Слушать учителя

Играть в игру

Отвечать на вопросы

- Я считаю, что это пруды, водохранилища и болота.

- Их называют искусственными, потому что они созданы руками человека.

Слушать учителя

Работать с таблицей

Читать названия водохранилищ

- В водоёмах нашего края могут обитать рыбы, ящерицы, змеи, лягушки.

Слушать учителя

Работать с карточками

Перечислять основные виды рыб

- Мне были известны такие виды рыб, как: карп, карась, окунь, щука.

- Помимо рыб в водоёмах обитают амфибии и рептилии.

К: управление поведением партнёра

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: поиск и выделение необходимой информации

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: управление поведением партнёра

П: синтез

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слайд 4 (озера)

Карта-схема озера Увильды

Таблица с крупнейшими озерами Чел. области

Видеоролик

Слайд 5 (реки)

Таблица «Основные реки Челябинской области»

Проведение игры «Снежный ком»

 

Таблица «Крупнейшие водохранилища Челябинской области»

Карточки «Основные виды рыб Челябинской области».

Слайды с фотографиями амфибий, рептилий

Рефлексия

3 мин.

- Итак, ребята, посмотрите на слайд. Перед вами начала предложений, которые вам необходимо закончить:

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…

- Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо поработали, спасибо за урок.

Выполнять задание

Заканчивать фразы

П: синтез

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Внутренние воды Челябинской области" (4 класс)

Цель: Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.Планируемые результаты: Личностные: - воспитывать чувство от...

Технологическая карта "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" 4 класс

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области,...

Технологическая карта "Путешествие по достопримечательностям г. Челябинска" 4 класс

Название кружка: «Юный краевед»Направленность внеурочной деятельности: духовно-нравственноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: «Путешествие по достопр...

Конспект внеклассного мероприятия «Внутренние воды Челябинской области» (4 класс)

Название кружка: «Юный краевед»Направленность внеурочной деятельности: ОбщекультурнаяКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: «Внутренние воды Челябинской области&ra...

Конспект внеклассного мероприятия "Внутренние воды Челябинской области" (4 класс)

Цель:Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.Планируемые результаты:Личностные:- воспитывать чувство ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по достопримечательностям Челябинска" (3 класс)

Цель урока: формирование понятий о достопримечательностях города Москва, Санкт-Петербург и Челябинск; составление плана экскурсии по родным местам для иностранного гостяЗадачи урокаПланируемые результ...

Технологическая карта по технологии 1 класс на тему: "Дикие животные. Дикие животные Челябинской области"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование у обучающихся умения лепки из пластилина объемных фигур....