ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочая программа (1 класс) на тему
Педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_tem_planir_tv_gr.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема: педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой дефекта(1 класс)
Цель: развитие речи младших школьников со сложной структурой дефекта через организацию взаимосвязи учебной, воспитательной и логопедической работ.
Задачи:
- изучить научно- методическую литературу и передовой опыт по выбранной теме;
- разработать и внедрить в педагогический процесс инновационные приемы по развитию речи младших школьников со сложной структурой дефекта (1 класса) в условиях педагогического сопровождения;
- создать учебно-методический материал по теме;
- создать условия для развития творческого потенциала педагогов.
Состав творческой группы: учитель начальных классов Н.С.Мельникова; воспитатель Г.С.Бартите, учитель-логопед Ю. Н.Рощина
№ | Цели | Содержание | Формы работы | Сроки | Ответственный |
1. Информационно - организационный этап | |||||
1. | Формирование положительных мотивов и желания заниматься проблемой; | Определение цели и задач деятельности. Утверждение плана работы творческой группы | Заседание творческой группы, оформление протокола заседания. | декабрь | Руководитель творческой группы. |
2. Подготовительный этап | |||||
2. | Теоретическая подготовка членов творческой группы по педагогическим технологиям. | Изучение публикаций методических и педагогических изданий, интернет ресурсов по данной теме; накопление методической литературы, наглядного материала по теме | Подготовка списка рекомендуемой литературы с краткой аннотацией | январь | Члены творческой группы. |
3. Основной этап. | |||||
3. | Апробация в практике работы членов творческой группы методов и приемов по развитию речи учащихся 1 С класса. | Внедрение и практическое подтверждение эффективности организации педагогического сопровождения младших школьников со сложной структурой дефекта | Взаимопосещение и анализ учебных, воспитательных и логопедических занятий. Собрание творческой группы с оформлением протокола. | февраль- март | Члены творческой группы. |
4. Обобщающий этап. | |||||
4. | Анализ, обобщение опыта. | Разработка и подготовка рекомендаций педагогам для организации работы по данному направлению | Оформление рекомендаций, методических пособий, разработок по теме | апрель | Руководитель творческой группы. |
5. Заключительный этап. | |||||
5. | Внедрение в образовательный процесс педагогического сопровождения младших школьников со сложной структурой дефекта | Представление педагогическому коллективу итогов работы творческой группы | Анализ результатов работы творческой группы за год (аналитическая справка либо доклад). | Май | Члены творческой группы. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебные занятия | Логопедические занятия | Воспитательские занятия | ||
Тема 1. Звук и буква «а» Активизация и обогащение словаря. | ||||
Количество часов: 10. Знания, умения, навыки: Выделение звука «а». Знакомство с буквой «а». Чтение буквы «а». Словарь: астра, аист. Виды работ по развитию устной речи: Активизация словаря и обогащение. Составление слов со звуком «а» в начале. Составление предложений (простых). Межпредметные связи (интеграция на уроке): Лепка буквы «а» из пластилина. Выкладывание буквы «а» из палочек. Социальные связи (связь с жизнью): Нахождение буквы «а» на вывесках. Нахождение буквы «а» в учебнике. Оборудование: буква «а», предметные картинки (аист, астра), пластилин, палочки цветные. | Упражнение на развитие слухового внимания. Знакомство со звуком «А», обогащение словаря, выделение звука «А» в словах «аист, август, адрес.» Уточнение артикуляции звука «А» Знакомство с символом звука «А» Фонетическое упражнение, произнесение звука»А» Определение направления звука «А» в пространстве Выделение звука «А» в ударной позиции в начале слова Чтение стихотворений, загадывание загадок, разучивание чистоговорок со звуком «А» Проведение пальчиковой гимнастики на звук «А» Дидактическое упражнение «Назови на А»(назвать имена на [А] ) Работа в тетрадях: вклеить картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на звук «А» Развитие координации речи с движениями (аист, аист длинноногий) выполнение движений в соответствии с текстом. Знакомство с буквой «А», показ буквы, на что похожа, выстраивание из пальчиков, игры с буквой. | Занятия, дидактические игры, упражнения: Цветы, Дикие птицы, Фрукты, Транспорт. | ||
Тема 2. Звук и буква «у» | ||||
Количество часов: 10. Знания, умения, навыки: Выделение звука «у». Знакомство с буквой «у». Чтение буквы «у». Словарь: утка, гусь, петух. Виды работ по развитию устной речи: Называние слов со звуком «у». Составление простых предложений по вопросам. Межпредметные связи (интеграция на уроке): Выкладывание из палочек буквы «у», Зарисовка по трафарету буквы «у». Социальные связи (связь с жизнью): игра «Поезд». Оборудование: буква «у», предметные картинки, сюжетная картинка «Девочка кормит птиц», карандаш, палочки, трафареты. | Упражнение на развитие слухового внимания Выделение звука «У» Знакомство со звуком «У», обогащение словаря, рассматривание картинок: утка, удочка, уши. Выделение голосом первого звука. Показ и уточнение артикуляции звука «У» Фонетическое упражнение, произнесение звука «У», знакомство с символом этого звука. Узнавание звука в звуковом ряде. Работа с карточками, символом, уточнение местонахождения звука «У» в словах. Чтение чистоговорок, загадок, стишков, на узнавание звука «У». Упражнение для координации речи с движением, выделение голосом звук «У» Знакомство с буквой «У» Показ буквы, запоминание графического образа, на что похожа( ушки зайки) Пальчиковые игры. Работа в тетрадях Вклеивание картинок с изображением предметов с данной буквой, раскрашивание, обводка по трафарету. Игры с буквами. Выкладывание буквы «У» из палочек. | Занятие: Домашние птицы, время суток: утро. | ||
Тема 3. Слова ау, уа | ||||
Количество часов; 8. Знания, умения, навыки: Звуко-буквенный анализ слов. Сходство и различие в звуковом и буквенном составе. Виды работ по развитию устной речи: Составление слов ау, уа по следам анализа. Чтение слов по таблице, букварю. Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов ау, уа из палочек. Социальные связи (связь с жизнью): Нахождение слов ау, уа на сюжетной картинке. Оборудование: буквы «й», «у», палочки, сюжетная картинки, букварь. | Анализ и синтез звуковых комплексов АУ (крик в лесу), УА (ребёнок плачет) Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами по обводке в тетради, выкладывание букв из палочек. | Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «Укачай малыша». | ||
Тема 4. Звук и буква «о» | ||||
Количестве часов: 10. Знания, умения, навыки: Выделение звука «о». Знакомство с буквой «о». Слова с буквой «о» в начале. 4. Чтение буквы «о». Словарь: овощи, обувь, гнездо, дупло. Виды работ по развитию устной речи: Активизация и обогащение словаря. Называние слов со звуком «о» в начале и в конце. Составление предложений по сюжетной картинке. Межпредметные связи (интеграция на уроке): Лепка буквы «о». Штриховка по трафарету буквы «о». Социальные связи (связь с жизнью): на экскурсии чтение вывески «Обувь», выделение звука «о». Оборудование: буква «о», предметные картинки с изображением овощей, обуви, сюжетные картинки, букварь, пластилин, трафарет буквы «о». | Развитие слухового внимания « упражнение тихо-громко» Знакомство со звуком «О»,обогащение словаря, демонстрация картинок ( картошка, морковка, лук) – обобщение «Овощи» Уточнение артикуляции звука «О» Показ символа звука «О» Фонетическое упражнение: произнесение звука «О» на длительном плавном выдохе, отрывисто. Выделение звука «О» в начале слова в ударной позиции. Дидактическое упражнение: выбрать из ряда имён то, которое начинается на звук «О» Загадки, стихотворение, чистоговорки на звук «О» Работа в тетрадях: вклеивание картинок с изображением предметов, названия которых начинаются на звук «О» Развитие координации речи с движением (выполнение движений в соответствии с текстом) Знакомство с буквой «О», на что похожа, выстраивание буквы «О» из пальчиков Анализ звуко-буквенных рядов: АО, ОА – назвать первый звук в ряду. Выкладывание букв из разрезной азбуки, чтение, обводка по трафарету Выкладывание буквы «О» из палочек. | Упражнения на классификацию, дидактические игры: Овощи, Обувь, Одежда; время года Осень, Цветы, Насекомые. Наблюдение за погодой: облако, оттепель. | ||
Тема 5. Звук и буква м | ||||
Количество часов: 10. Знания, умения, навыки: Выделение звука «м» Знакомство с буквой «м». Слова с буквой «м» в начале. Чтение буквы «м». Словарь: мак, мяч. Виды работ по развитию устной речи: Составление слов со звуком «м» в начале Составление предложений по сюжетной картинке «Сестра читает малышам» Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание буквы «м» из палочек. Социальные связи (связь с жизнью): нахождение буквы «м»; «Магазин», «Мороженое». Оборудование: буква «м», палочки, сюжетная картинка, игрушки (мяч, матрешка), | Развитие слухового внимания. Дидактическое упражнение « Иди на звук» Знакомство со звуком «м», обогащение словаря (муха, морковь, мак) Уточнение артикуляции звука «М», знакомство с символом, введение в активный и пассивный словарь понятие «согласный звук». Фонетическое упражнение: произнесение звука «М» длительно. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки», узнавание звука «М». изолированно, в слогах, в словах. Повторение слогов и слогового ряда со звуком «М» Выделение звука «М» в начале слова. Работа в тетради: вклеить картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на звук «М» Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове» Загадывание загадок, чтение чистоговорок. Упражнение для пальчиков и развитие координации речи с движением. Знакомство с буквой «М», на что похожа, выстраивание из пальчиков. | Упражнения на классификацию, дидактические игры: полевые цветы, фрукты, игрушки, насекомые, дикие животные и их детеныши, магазин. Словесное описание: портрет мамы, мама. Наблюдение: метель, мороз. | ||
Тема 6. Закрытые слоги ам, ум | ||||
Количество часов: 8. Знания, умения, навыка: Звуко-буквенный анализ данных слогов. Сопоставление их по следам анализа. Словарь: ам, ум. Виды работ по развитию устной речи: Чтение слогов по таблице и букварю. Межпредметные связи {интеграция на уроке): выкладывание слогов ам, ум из палочек. Социальные связи (связь с жизнью): дидактическая игра «Кто в домике живет?» Оборудование: касса букв, пластилин, загадки, букварь. | Анализ слогов АМ, МА, составление схем с помощью символов. Составление слогов АМ, МА из букв, чтение, выкладывание из палочек. | Рассказывание р.н.с. «Колобок», настольный театр. | ||
Тема 7. Составление и чтение открытых слогов ма, му, сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум-му | ||||
Количество часов: 10. Знания, умения, навыки: Звуко-буквенный анализ слогов ма, му, ам, ум. Сравнение ам-ма, ум-му. Виды работ по развитию устной речи: Работа с разрезной кассой, уточнение знаний о прямом открытом и закрытом слогах. Анализ. Межпредметные связи (интеграция на уроке): Выкладывание слогов из пластмассовых букв. Выкладывание слогов из палочек. Социальные связи (связь с жизнью): дидактическая игра «Кто как кричит?» Оборудование; касса букв, букварь, игра «Составь слово», цветные палочки. | Анализ слогов УМ, МУ, составление схем с помощью символов. Составление слогов УМ, МУ из букв, чтение, выкладывание из бусинок. | Закрепление умений в упражнениях, проведённых на уроках и логопедических занятиях. | ||
Тема 8. Составление и чтение слогов ом-мо | ||||
Количество часов: 3. Знания, умения, навыки: сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ом-мо. Словарь: слог (часть) слова. Виды работ по развитию устной речи: работа над прямым и обратным слогом. Межпредметные связи (интеграция на уроке): работа с мозаикой, выкладывание слогов ом-мо. Социальные связи (связь с жизнью;: нахождение слогов ом-мо на таблице. Оборудование: разрезная азбука, мозаика крупная, букварь. | Анализ слогов ОМ, МО, составление схем с помощью символов. Составление слогов ОМ, МО из букв, чтение, выкладывание из шерстяных ниток. | Закрепление умений в упражнениях, проведённых на уроках и логопедических занятиях. | ||
Тема 9. Упражнение в составлении и чтении слогов ам-ма, ум-му, ом-мо | ||||
Количество часов: 3. Знания, умения, навыки: 1. Звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум-му, ом-мо. 2. Составление слова ма-ма и предложения с этим словом. Виды работ по развитию устной речи: I. Активизация зрительного и слухового восприятия. 2. Составление предложения со словом «мама». Межпредметные связи {интеграция на уроке): выкладывание из букв разрезной азбуки слова «мама». Оборудование: разрезная азбука, слоги, букварь. | Закрепление умений в упражнениях, проведённых на уроках и логопедических занятиях. | |||
Тема 10. Звук и буква «с» | ||||
Количество часов: 10. Знания, умения, навыки: Выделение звука «с». Знакомство с буквой «с». Слова с буквой «с» в начале. Чтение буквы «с». Словарь: сова, соловей, снегирь. Виды работ по развитию устной речи: Активизация словаря. Называние слов по предметной картинке. Составление предложений по вопросам. Межпредметные связи (интеграция на уроке): Лепка буквы «с». Штриховка по шаблону. Социальные связи (связь с жизнью): назвать продукты питания (соль, сахар, суп). Выделить звук «с». Оборудование: буква «с», разрезная азбука, предметные картинки птиц, загадки о продуктах питания. | Развитие слухового внимания, игра «Хлопни в ладоши если услышишь звук «С». Знакомство со звуком «С», чтение скороговорки, произнося звук «С» утрировано, (какой звук часто слышится в ней). Уточнение артикуляции звука «С», знакомство с символом звука: папа поливает огород из шланга:СССССССССС…., характеристика звука, обозначение – синий кружок. Фонетическое упражнение. Накачаем насосом колесо: С,С,С,С,…(резкое отрывистое произнесение звука) Повторение серии слогов:СА-со-су-сы и т. д Упражнение « скажи наоборот»: СА-ас, ас-са,со-ос и т.д Игра «Закончи слово слогами»: СА: Ли…, ко…, плак…,. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук «С», определение места звука в слове. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука «С» в слове, используя карточку и синий кружок: санки, сова, лес, суп; обогащение словаря. Дидактическое упражнение «Измени слово», (заменить первый звук в слове на звук «С»: мало-сало, Клава – Слава, Тоня-Соня и т.д. Чтение чистоговорок, стихов, загадок со звуком «С». Знакомство с буквой «С», выстраивание буквы из пальчиков, на что похожа буква. Звуко – слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание слогов из букв разрезной азбуки, обводка по трафарету., выкладывание из палочек. | Упражнения на классификацию, дидактические игры: дикие птицы, дикие и домашние животные, цветы. Наблюдение за осадками. Активизация словаря: снежинки, снегопад, солнце, сосульки; семья; север. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Активизация словаря: семья, сын, сестра; мебель: стол, стул. | ||
Тема 11. Слоги и слова со звуком и буквой с | ||||
Количество часов: 4. Знания, умения, навыки: Составление и чтение обратных слогов ас, ос, ус. Прямых открытых са, со, су. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ас-са, ос-со, ус-су. Виды работ по развитию устной речи: Развитие слухового и зрительного восприятия Упражнение в послоговом чтении. Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов из мозаики. Социальные связи (связь с жизнью): игра «Насос». Оборудование: мозаика, слоги, таблица, букварь. | Закрепление умений в упражнениях, проведённых на уроках и логопедических занятиях. | |||
Тема 12. Звук и буква «X» | ||||
Количество часов: 10. Знания, умении, навыки: Выделение звука «х». Знакомство с буквой «х». Слоги, слова с буквой «х». Сравнительный звуко-буквенный анализ прямых и обратных слогов ах-ха, ох-хо. Словарь: хлеб, халва. Виды работ т развитию устной речи: Активизация и обогащение словаря. Составление и чтение слогов ах-ха, ох-хо. Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание из палочек буквы «х» и слогов. Социальные связи (связь с жизнью): экскурсия в булочную, кондитерскую. Оборудование: буква «а», слоги, мозаика, букварь, загадки о хлебе, халве. | Развитие слухового внимания и силы голоса. Знакомство со звуком «Х», обогащение словаря: хлеб, хоккей, хомяк. Определение первого звука в слове. Уточнение артикуляции звука»Х», знакомство с символом звука; дедушка храпит:ХХХХХХ…, характеристика звука, обозначение синий кружок. Фонетическое упражнение (на плавном длительном выдохе): греем ручки:ХХХХ… Дидактическое упражнение «хлопни в ладошки», если услышишь звук «Х». Повторение серии слогов с выделением голоса любого слога. Чтение чистоговорок, стишков, загадок со звуком «Х» Знакомство с буквой «Х», на что похожа, выстраивание из пальчиков буквы»Х» Игры с буквой, выкладывание схем из кружков, палочек, из букв разрезной азбуки, чтение слогов: ха-хо-ху; ах-ох-ух и т. д. Преобразование слогов с помощью кассы букв и слогов. Вклеить в тетрадь картинки с изображением предметов названия которых начинаются со звука «Х», обводка буквы по трафарету. | Занятие: «Откуда хлеб пришел», Дидактическая игра «Чей хвостик». | ||
Тема 13. Составление и чтение слов со звуком и буквой «х». Составление предложений с данными словами Количество часов: 2. Знания, умения, навыки: Устное составление слов «хор», «хвост». Работа по составлению предложений с данными словами. Словарь: хор, хвост. Виды работ по развитию устной речи: Активизация и обогащение словаря. Межпредметные связи (интеграция на уроке): лепка буквы «х» из пластилина на картоне. Социальные связи (связь с жизнью): игра «Зоопарк». Оборудование: буква «х», пластилин, иллюстрация «Чей хвост?» | ||||
Тема 14. Закрепление пройденного. Повторение пройденных звуков и букв | ||||
Количество часов: 10. Знания, умения, навыки: Составление из разрезной азбуки слогов, слов. Чтение слогов прямых и обратных ам-ма, ом-мо, ос-со, ох-хо, ус-су и др. Виды работ по развитию устной речи: работа по составлению предложений с составленными словами на пройденные звуки: а, о, у, с, х, м. Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание букв, слогов из мозаики. Социальные связи (связь с жизнью): Чтение таблицы с текстом «Магазин»: хлеб, сахар, соль. Выделение знакомых букв. Оборудование: Касса букв, слоги, таблицы с текстом. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Названия продуктов, начинающихся на изученные буквы: соль, сахар, мука, хлеб. |
ЛИТЕРАТУРА
Аксенова А. К., Якубовская Э. Б. Дидактические игры па уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы. М. 198"?.
Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Пол ред. В. Е. Воронковой. М., 1994.
Воронова В. В, Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. М., 198».
Крутецкий В. А. Психология. М., 1986.
Обучение учащихся 1 — 4 классов вспомогательной школы / Под ред. Г. Петровой. М., 1982.
Программы общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). М., 1986.
Тригер Р. Д.. Владимирова Е. В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития. М., 1986.
Хаджичова Л. А. Основы обучения грамоте глубоко умственно отсталых детей: Обзорная информация. Выпуск 23. М., 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....