Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса "Введение в шахматы"
рабочая программа (1 класс) по теме

Власова Вероника Михайловна

Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_vvedenie_v_shahmaty._1_a_kl_vlasova.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………   4
  2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………  .5
  3. Тематической планирование ……………………………………………………7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» спортивно – оздоровительной направленности для обучающихся 1 А класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №40» на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Учебного плана МБОУ «СШ №40» на 2016-2017 уч. год;
  • Локального акта МБОУ «СШ №40» «О рабочей программе по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС».

Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

        Задачи курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»:

Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат;
  • дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
  • научить уважать соперника;

Развивающие:

  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

На изучение курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» планом внеурочной деятельности отводится 33 часа в год.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоении курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» формируются следующие:

Личностные результаты:

∙        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

∙        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

∙        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

∙        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

∙        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

∙        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

∙        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

∙        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

∙        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

∙        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

∙        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

∙        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны 

знать:

  • шахматную доску и ее структуру;
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
  • ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
  • три стадии шахматной партии. Развитие и др.

 уметь:

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

В основу изучения курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-тематический план 1 год обучения

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Шахматная доска и фигуры

4

2

Ходы и взятия фигур

12

3

Цель и результат шахматной партии

9

4

Запись шахматных ходов

3

5

Ценность шахматных фигур

2

6

Общие принципы разыгрывания дебюта

3

Итого

33

Шахматная доска и фигуры (4 часа)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 часов)

Ходы и взятия ладьи, слона ,ферзя, короля и пешки. Ударность

и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.

Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (3 часа)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные

Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (3  часа)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки.

 

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнования

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1 год обучения

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Универсальные действия

плану

факт

1  четверть (9 часов)

Шахматная доска и фигура (4 часа)

05.09.16

Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.

Личностные УУД:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

12.09.16

Поля, линии. Обозначение полей и линий.

21.09.16

Шахматные фигуры.

26.09.16

Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 часов)

03.10.16

Ходы и взятия ладьи

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

10.10.16

Ходы и взятия слона.

17.10.16

Ходы и взятия короля.

24.10.16

Ходы и взятия пешки

31.10.16

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

2 четверть (8 часов)

07.11.16

Угроза, нападение, защита.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

14.11.16

Превращение и взятие на проходе пешкой

21.11.16

Значение короля.

28.11.16

Шах.

05.12.16

Короткая и длинная рокировка.

12.12.16

Начальная позиция. Запись шахматных позиций.

19.12.16

Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)

26.12.16

Способы защиты от шаха.

Личностные УУД:  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану.

3 четверть (9 часов)

16.01.17

Открытый, двойной шах.

Личностные УУД:  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану.

23.01.17

Мат.

30.01.17

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

06.02.17

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

20.02.17

Пат.

27.02.17

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

06.03.17

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

13.03.17

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (3 часа)

20.03.17

Принцип записи перемещения фигуры.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4 четверть (7 часов)

10.04.17

Полная и краткая нотация. Условные

обозначения перемещения, взятия, рокировки.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

17.04.17

Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)

24.04.17

Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

Коммуникативные УУД. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

03.05.17*

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (3  часа)

10.05.17*

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

15.05.17

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

22.05.17

Классификация дебютов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса

Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...

Рабочая программа внеурочного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Наглядная геометрия представляет собой дополнительный материал, который может быть использован в сочетании с любым учебником....

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"

Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию ку...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " «Интеллект. Мышление. Логика»

Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач....

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Удивительный мир слов»

 Рабочая программа курса «Удивительный мир слов»  - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообра­зие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой ...

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе...