Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса "Введение в шахматы"
рабочая программа (1 класс) по теме
Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_vvedenie_v_shahmaty._1_a_kl_vlasova.docx | 51.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка;
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности ………………… 4
- Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………… .5
- Тематической планирование ……………………………………………………7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» спортивно – оздоровительной направленности для обучающихся 1 А класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №40» на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Учебного плана МБОУ «СШ №40» на 2016-2017 уч. год;
- Локального акта МБОУ «СШ №40» «О рабочей программе по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС».
Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
- дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
- научить уважать соперника;
Развивающие:
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
На изучение курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» планом внеурочной деятельности отводится 33 часа в год.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоении курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» формируются следующие:
Личностные результаты:
∙ Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
∙ Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
∙ Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
∙ Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
∙ Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
∙ Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
∙ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
∙ Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
∙ Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
∙ Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
∙ Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
∙ Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны
знать:
- шахматную доску и ее структуру;
- обозначение полей линий;
- ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
- ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
- три стадии шахматной партии. Развитие и др.
уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
В основу изучения курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Шахматная доска и фигуры | 4 |
2 | Ходы и взятия фигур | 12 |
3 | Цель и результат шахматной партии | 9 |
4 | Запись шахматных ходов | 3 |
5 | Ценность шахматных фигур | 2 |
6 | Общие принципы разыгрывания дебюта | 3 |
Итого | 33 |
Шахматная доска и фигуры (4 часа)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 часов)
Ходы и взятия ладьи, слона ,ферзя, короля и пешки. Ударность
и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.
Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (3 часа)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные
Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)
Ценность фигур. Единица измерения ценности.
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (3 часа)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнования
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Универсальные действия | |
плану | факт | |||
1 четверть (9 часов) | ||||
Шахматная доска и фигура (4 часа) | ||||
05.09.16 | Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. | Личностные УУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | ||
12.09.16 | Поля, линии. Обозначение полей и линий. | |||
21.09.16 | Шахматные фигуры. | |||
26.09.16 | Шахматные фигуры и их обозначения. | |||
Ходы и взятия фигур (12 часов) | ||||
03.10.16 | Ходы и взятия ладьи | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | ||
10.10.16 | Ходы и взятия слона. | |||
17.10.16 | Ходы и взятия короля. | |||
24.10.16 | Ходы и взятия пешки | |||
31.10.16 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | |||
2 четверть (8 часов) | ||||
07.11.16 | Угроза, нападение, защита. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | ||
14.11.16 | Превращение и взятие на проходе пешкой | |||
21.11.16 | Значение короля. | |||
28.11.16 | Шах. | |||
05.12.16 | Короткая и длинная рокировка. | |||
12.12.16 | Начальная позиция. Запись шахматных позиций. | |||
19.12.16 | Практическая игра. | |||
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов) | ||||
26.12.16 | Способы защиты от шаха. | Личностные УУД: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
3 четверть (9 часов) | ||||
16.01.17 | Открытый, двойной шах. | Личностные УУД: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
23.01.17 | Мат. | |||
30.01.17 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | |||
06.02.17 | Алгоритм решения задач на мат в один ход. | |||
20.02.17 | Пат. | |||
27.02.17 | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | |||
06.03.17 | Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). | Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | ||
13.03.17 | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | |||
Запись шахматных ходов (3 часа) | ||||
20.03.17 | Принцип записи перемещения фигуры. | Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | ||
4 четверть (7 часов) | ||||
10.04.17 | Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | ||
17.04.17 | Шахматный диктант. | |||
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа) | ||||
24.04.17 | Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | Коммуникативные УУД. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | ||
03.05.17* | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | |||
Общие принципы разыгрывания дебюта (3 часа) | ||||
10.05.17* | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | ||
15.05.17 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | |||
22.05.17 | Классификация дебютов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...
Рабочая программа внеурочного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Наглядная геометрия представляет собой дополнительный материал, который может быть использован в сочетании с любым учебником....
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"
Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию ку...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " «Интеллект. Мышление. Логика»
Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач....
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Удивительный мир слов»
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой ...
Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения
Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе...