Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shahmaty_dlya_2_klassa._pervyy_god_obucheniya.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана для 2А класса (первый год обучения) на основе авторской программы Прудниковой А.А., Волковой Е.И. спортивно – оздоровительной направленности; рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. №845 «О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2017-2018 уч. год.
- Годовой календарный учебный график на 2017-2018 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
- Локального акта МБОУ «СШ №40» «Об утверждении структуры рабочей программы»
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Шахматы в школе»:
- Учебник «Шахматы в школе» Первый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. – М.: Просвещение, 2017.
- Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» Первый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. – М.: Просвещение, 2017.
Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
- за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса «Шахматы».
B результате освоения курса обучающиеся должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны:
- объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать «цену» каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзѐм и королѐм;
- овладеть способом «взятия на проходе»;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.
В основу изучения курса внеурочной деятельности «Шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.
Формы организации учебных занятий по курсу «Шахматы»:
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные (игровая деятельность).
Основные виды учебной деятельности на занятиях
- игровая деятельность,
- познавательная деятельность,
- проблемно-ценностное общение,
- спортивно-оздоровительная деятельность
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Шахматы» включает следующие критерии:
- участие в школьных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских мероприятиях;
- итоговый шахматный турнир;
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика
Учебно-тематический план на первый год обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Шахматная доска. | 5 |
3 | Шахматные фигуры. | 9 |
4 | Нападение и взятие фигур | 2 |
5 | Цель и результат шахматной партии. | 4 |
6 | Правила и принципы шахматной игры. | 9 |
7 | Шахматный турнир. | 4 |
Итого | 34 |
Введение. (1 час)
Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.
Шахматная доска. (5 часов)
Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация.
Шахматные фигуры (9 часов)
Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение пешки. Король. Ценность фигур.
Нападение и взятие фигур. (2 часа)
Нападение. Взятие. Взятие на проходе.
Цель и результат шахматной партии. (4 часа)
Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья. Рокировка.
Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)
Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзём и ладьями одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры.
Запись шахматной партии. Шахматный этикет.
Шахматный турнир. (4 часа)
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения | |||||
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||
1 четверть - 8часов | |||||
Введение (1 час) | |||||
1 | 05.09.17 | Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат | 1 | Знакомство с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | |
Шахматная доска (5 часов) | |||||
2 | 12.09.17 | Шахматная доска | 1 | Знакомство с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх | |
3 | 19.09.17 | Горизонталь | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
4 | 26.09.17 | Вертикаль | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
5 | 03.10.17 | Диагональ | 1 | Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
6 | 10.10.17 | Шахматная нотация | 1 | Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
Шахматные фигуры (9 часов) | |||||
7 | 17.10.17 | Шахматные фигуры и начальная позиция | 1 | Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
8 | 24.10.17 | Ладья | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
2 четверть - 8часов | |||||
9 | 07.11.17 | Слон | 1 | Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Знакомство с новыми понятиями «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
10 | 14.11.17 | Ферзь | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
11 | 21.11.17 | Конь | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |
12 | 28.11.17 | Пешка | 1 | Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
13 | 05.12.17 | Превращение пешки | 1 | Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
14 | 12.12.17 | Король | 1 | Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
15 | 19.12.17 | Ценность фигур | 1 | Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
Нападение и взятие фигур (2 часа) | |||||
16 | 26.12.17 | Нападение | 1 | Знакомство с тактическими приемами, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
3 четверть - 11часов | |||||
17 | 16.01.18 | Взятие. Взятие на проходе | 1 | Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
Цель и результат шахматной партии (4 часа) | |||||
18 | 23.01.18 | Шах и защита от шаха | 1 | Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
19 | 30.01.18 | Мат. | 1 | Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
20 | 06.02.18 | Пат - ничья | 1 | Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
21 | 13.02.18 | Рокировка | 1 | Знакомство с особым ходом короля и ладьи: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
Правила и принципы шахматной игры (9 часов) | |||||
22 | 20.02.18 | Основные принципы игры в начале партии | 1 | Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
23 | 27.02.18 | Мат двумя ладьями одинокому королю | 1 | Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
24 | 06.03.18 | Мат ферзём и ладьями одинокому королю | 1 | Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
25 | 13.03.18 | Мат ферзём и королём одинокому королю | 1 | Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
26 | 20.03.18 | Материальное преимущество | 1 | Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
27 | 27.03.18 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | 1 | Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
4 четверть - 7часов | |||||
28 | 10.04.18 | Партии-миниатюры | 1 | Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
29 | 17.04.18 | Запись шахматной партии | 1 | Знакомство с записью шахматной партии и общими принципы игры, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
30 | 24.04.18 | Шахматный этикет | 1 | Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |
Шахматный турнир (4 часа) | |||||
31 | 08.05.18 | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика. | |
32 | 15.05.18 | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика. | |
33 | 22.05.18 | Шахматный турнир | 1 | Решение заданий, игровая практика | |
34 | 23.05.18 | Спортивно - шахматный праздник | 1 | Решение заданий, игровая практика |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с.
- Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017.
- Демонстрационная шахматная доска
- Наборы шахмат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (первый год обучения) "Занимательный английский"
Данная программа написана для УМК Excellent Starter (по Skinner C.)...
рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...