Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " «Интеллект. Мышление. Логика»
рабочая программа (4 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp._4d_intellekt._myshlenie._logika.docx | 68.8 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка ……………………………………………………….. с. 3 |
2. | Общая характеристика курса внеурочной деятельности ……………………с. 5 |
3. | Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане………... с. 6 |
4. | Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности ……………………………………………… с. 6 |
5. | Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности ………………………………………………………… с. 8
|
6. | Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………… с. 9 |
7. | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ………………………………………………… с.10 |
8. | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности курса внеурочной деятельности …………… с.13 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметными); с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) .
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» разработана на основе авторской программы Э.Кочуровой «Интеллект. Мышление. Логика» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на 4 учебных года, ориентирована на обучающихся 4 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373(с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2015-2016 уч. год.
- Годовой календарный учебный график на 2015-2016 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» разработана на основе авторской программы Э.Кочуровой «Интеллект. Мышление. Логика» // (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1- 4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011г.
Данная программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику курса внеурочной деятельности, описание места курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, содержание курса внеурочной деятельности, тематическое планирование и описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности обучающегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.
В программе курса предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить следующие задачи:
- сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развивать образное мышление;
- развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- развивать творческие способности;
- увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» разработана с учетом обучающихся 4 «Д» класса. При реализации курса «Интеллект. Мышление. Логика» ведущей формой организации внеурочной деятельности является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Интеллект. Мышление. Логика» - является внеурочным видом деятельности для младших школьников, который обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
- Принцип научной организации.
- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
- Принцип целостности.
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
- Принцип личностно – деятельностного подхода.
- Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
- Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
- Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки обучающимся разного уровня социализации.
Рабочая программа «Интеллект. Мышление. Логика» ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеурочной деятельности.
Программа имеет возрастную привязку:
- для 1-2-го класса – программа курса, ориентирована на приобретение обучающимися общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;
- для 2-3-го класса – программа курса, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
- для 4-го класса – программа курса, дающая опыт самостоятельного интеллектуального действия.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебных недели по 1 часу в неделю).
Всего на изучение курса «Интеллект. Мышление. Логика» с 1 по 4 класс отводится 135 часов.
4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоении программы курса «Интеллект. Мышление. Логика» формируются следующие:
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «Интеллект. Мышление. Логика» представлено через планирование с определением основных разделов программы.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Восприятие | 5 |
3. | Внимание | 6 |
4. | Воображение | 4 |
5. | Память | 6 |
6. | Мышление | 7 |
7. | Речь | 5 |
Итого | 34 |
Вводное занятие - 1 час
Восприятие - 5 часов: Периферическое зрение. Маргинальный прием. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? Участие во Всероссийских олимпиадах
Внимание - 6 часов: Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет». Матрица Ландольта Двухцветные цифровые таблицы. Участие во Всероссийских олимпиадах
Воображение - 4 часов: Вербальная фантазия. Методика «Рисунок» Методика «Скульптура»
Память - 6 часов: Слуховая и зрительная память. Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры. Структурирование. Кодировка. Ассоциации. Стенография. Мнемонология. Участие во Всероссийских олимпиадах
Мышление - 7 часов: Устный счет. Конкурс эрудитов. Змейка. Треугольник. Словограммы. Логогрифы. Матрицы Равена. Триады.
Речь -5 часов: Назови слова. Понятия. Подробное описание. Интеллектуальные игры.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс | |||||
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
план | факт | ||||
1 | 01.09.15 | 1 | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | |
Восприятие | |||||
2. | 08.09.15 | 1 | Периферическое зрение. | Упражняется на увеличение скорости чтения. Метод «Зеленая точка», «Пирамида цифр», «Таблица Шульте». Выполняет практическую работу: упражнения по борьбе с регрессивным движением глаз. | |
3. | 15.09.15 | 1 | Маргинальный прием. | Выполняет практическую работу: упражнения на развитие находить главную мысль текста. | |
4. | 22.09.15 | 1 | Рефлексивное и нерефлексивное слушание. | Выполняет упражнения на развитие умения слушать. Проводит исследовательскую работу: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий) | |
5. | 29.09.15 | 1 | Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? | Выполняет упражнения на развитие восприятия. Выполняет проектную работу: составление своего рисунка. | |
6. | 06.10.15 | 1 | Участие во Всероссийской олимпиаде «Муравей» | Применяет знания по предмету ОБЖ через дистанционные олимпиадные работы | |
Внимание | |||||
7. | 13.10.15 | 1 | Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет». | Выполняет практическую работу: упражнение на развитие умения концентрировать внимание. | |
8-9. | 20.10.15 27.10.15 | 2 | Матрица Ландольта. | Выполняет упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. | |
10-11. | 10.11.15 17.11.15 | 2 | Двухцветные цифровые таблицы. | Выполняет упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц. | |
12. | 24.11.15 | 1 | Участие во Всероссийской олимпиаде «Медвежонок» | Применяет знания по предмету русский язык через дистанционные олимпиадные работы | |
Воображение | |||||
13. | 01.12.15 | 1 | Вербальная фантазия. | Выполняет упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе. | |
14. | 08.12.15 | 1 | Методика «Рисунок» | Выполняет упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика. | |
15-16. | 15.12.15 22.12.15 | 2 | Методика «Скульптура» | Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. | |
Память | |||||
17. | 29.12.15 | 1 | Слуховая и зрительная память. | Выполняет упражнения на развитие памяти у учащихся. | |
18. | 19.01.16 | 1 | Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры. | Выполняет упражнения на развитие памяти. | |
19. | 26.01.16 | 1 | Структурирование. Кодировка. Ассоциации. | Выполняет практическую работу: упражнения на развитие памяти. | |
20. | 02.02.16 | 1 | Участие во всероссийской олимпиаде «КИТ» | Применяет знания по предмету математика, информатика через дистанционные олимпиадные работы | |
21. | 09.02.16 | 1 | Стенография. Мнемонология. | Выполняет упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Выполняет проектную работу: придумать свой шифр. | |
22. | 16.02.16 | 1 | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» | Применяет знания по предмету ОБЖ через дистанционные олимпиадные работы | |
Мышление | |||||
23. | 20.02.16 | 1 | Устный счет. | Выполняет упражнения на развитие мышления. | |
24. | 01.03.16 | 1 | Конкурс эрудитов. | Применение знаний и умений в конкурсе | |
25. | 01.03.16 | 1 | Кубик Рубика | Выполняет упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Выполняет практическую работу: сборка кубика. | |
26. | 15.03.16 | 1 | Змейка. Треугольник. | Выполняет упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | |
27. | 29.03.16 | 1 | Словограммы. Логогрифы. | Играет со словами. Делает творческую работу: придумать словограммы, логогрифы. | |
28. | 05.04.16 | 1 | Матрицы Равена. | Выполняет упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | |
29. | 12.04.16 | 1 | Триады. | Выполняет упражнения на развитие и активизацию мышления. Выполняет проектную работу : составить триады, защита работы. | |
Речь | |||||
30. | 19.04.16 | 1 | Назови слова. | Составляет игры для определения активного словарного запаса. | |
31. | 26.04.16 | 1 | Понятия. | Играет в игры на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий. | |
32. | 10.05.16 | 1 | Подробное описание. | Составляет подробный рассказ по серии картинок | |
33. | 17.05.16 | 1 | Интеллектуальные игры. | Компьютерные игры. | |
34. | 24.05.16 | 1 | Тест достижений. Итоговое занятие | Выполнение теста. Самопроверка. Подведение итога | |
Итого | 34 |
8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально- техническое обеспечение
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы
- Компьютер
- Мультимедийное оборудование
- Принтер
- Сканер
- Документ – камера
- Цифровые образовательные ресурсы:
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьный клуб | |
5 | Начальная школа | |
6 | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» | |
7 | http://padabum.com | |
8 | http://finegraphics.narod.ru/golovolomki/ | Головоломки |
Литература для учителя
- Воспитательная работа с подростками: занятия, игры ,тесты. Артюхова И.С.- М.: Издательство « Первое сентября»,2010
- Современные образовательные технологии: Учебное пособие.М.,1998
- ШевченкоН.И. Роль общеучебных интеллектуальных умений в общении, совершенствовании языка. М.2001
- Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Издательство: Типография Н.А. Лебедева (СПб) Год: 1875 2. Автор: Садовников Д.Н. Название:
- Загадки русского народа 3. Таинственные явления в природе и истории. Коллектив авторов.
- Сборник сказочных викторин. 1-4 классы, 2013 г. Локсина М.В.
- Сборник сказочных викторин и развивающих игр. 2013г Лукина А.К. 6. Ресурсы ИНТЕРНЕТА
- 1001 загадка: для бабушек и дедушек, родителей и педагогов. – М.: Развитие таланта, 2008.
- Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов – Изд. 3- е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
- Косенко С.В. Загадки, скороговорки, шарады, задачи – М.: АСТ,2009.
- Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
- Потемкина О.Ф. Психология личности, или Как полюбить себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
- Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса " ИНТЕЛЛЕКТ. МЫШЛЕНИЕ. ЛОГИКА"
Рабочая программа курса " ИНТЕЛЛЕКТ. МЫШЛЕНИЕ. ЛОГИКА" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также о...
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы. Информатика, логика, математика" 3 класс ФГОС
Рабочая программа разработана к курсу Холодовой О.В. 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"
Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...
Рабочая программа к курсу "Умники и умницы: информатика, логика, математика"
Рабочая программа для 4 класса к рабочей тетради Холодовой О.В...
Рабочая программа к курсу "Умники и умницы: информатика, логика, математика"4 класс
Рабочая программа для 4 класса к рабочей тетради Холодовой О.В...
Рабочая программа к курсу "Умники и умницы: информатика, логика, математика" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса к рабочей тетради Холодовой О.В...