Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.
Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призвана помочь понять основы православной культуры в рамках культурологического подхода.
Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» имеет три основных направления.
Первое направление – знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.
Второе направление – показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.
Третье направление – нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.
Особое внимание в программе внеурочного курса «Я – Гражданин» уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно–славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом – пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Выполнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.
Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призван помочь обучающемуся дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.
Занятия по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» проводятся один раз в неделю по одному часу, что составляет 34 часа в год. В конце учебного года предусмотрены итогово–обобщающие занятия по изученным темам.
1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnogo_kursa_ya_-_grazhdanin_meshchanova_v.i.1.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 191 с углубленным изучением немецкого языка
Красногвардейского района Санкт–Петербурга
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ С.А. Бабак |
Рабочая программа
Внеурочного курса «Я - Гражданин»
для 4 класса
на 2014–2015 учебный год
Автор-составитель: Мещанова Виктория Игоревна педагог–организатор |
Санкт–Петербург
2014 год
Содержание
Цель и задачи программы внеурочного курса
Прогнозируемые результаты программы внеурочного курса
Требования к уровню подготовки обучающихся по программе внеурочного курса
Организация занятий по программе внеурочного курса
Рекомендуемая литература к программе внеурочного курса
Календарно–тематическое планирование по программе внеурочного курса
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.
Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призвана помочь понять основы православной культуры в рамках культурологического подхода.
Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» имеет три основных направления.
Первое направление – знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.
Второе направление – показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.
Третье направление – нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.
Особое внимание в программе внеурочного курса «Я – Гражданин» уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно–славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом – пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Выполнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.
Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призван помочь обучающемуся дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.
Занятия по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» проводятся один раз в неделю по одному часу, что составляет 34 часа в год. В конце учебного года предусмотрены итогово–обобщающие занятия по изученным темам.
Цель и задачи программы внеурочного курса
Цель программы внеурочного курса «Я – Гражданин» состоит в том, чтобы приобщить детей к культурной и духовно–нравственной традициям Отечества. Чтобы помочь обучающемуся вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящийся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящийся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Задачи программы внеурочного курса «Я – Гражданин» состоит в том, чтобы:
– познакомить детей с государственной символикой, с наиболее почитаемыми православными праздниками, с подвижнической жизнью православных на Руси святых;
– приобщить обучающихся к народной мудрости;
– сформировать у обучающихся чувство родного языка и любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковно–славянской грамотой.
Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» призван значительно пополнить словарный запас младших школьников терминами православной культуры и духовной традиции.
Программа внеурочного курса «Я – Гражданин» направлена на то, чтобы сориентировать обучающегося в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества. Обучающиеся начальной школы должны ознакомиться со страницами родной истории, чтобы им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Прогнозируемые результаты программы внеурочного курса
Прогнозируемыми результатами программы внеурочного курса «Я – Гражданин» являются:
– знакомство с жизнью Православной Церкви;
– связь Православной Церкви с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей в соответствии с датами церковного календаря;
– знакомство с жизненными подвигами конкретных людей, как примерами нравственного идеала Православия;
– знакомство с духовно–нравственными традициями Отечества;
– формирование у обучающихся основ любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковнославянской грамотой.
Личностные результаты обучающихся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин»:
1. осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
2. развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям;
3. осознание ответственности за сохранение культурноисторического наследия России;
4. знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
5. осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
6. умение следить за своими словами и делами;
7. способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
8. настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
8. уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Результаты изучения программы внеурочного курса «Я – Гражданин» обучающимися:
Метапредметные результаты программы внеурочного курса «Я – Гражданин»:
1. развитие познавательной деятельности обучающегося в гуманитарной сфере;
2. любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
3. умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты обучающихся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин»:
1. Развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры.
2. Знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.
3. Умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными важнейшими событиями родной истории.
4. Приобщение к духовно–нравственным ценностям своего народа.
5. Формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Предметные результаты обучающихся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин»:
1. Знание, понимание и принятие обучающимися нравственных, культурных ценностей.
2. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Личностные результаты обучающихся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин»:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
3. Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4. Воспитание доброжелательности и эмоционально–нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к уровню подготовки обучающихся по программе
внеурочного курса
Обучающиеся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» должны уметь:
– проявлять стремление к знаниям;
– распознавать государственную символику (Государственный герб, флаг и гимн);
– проявлять уважение к народным праздникам;
– различать добро и зло;
– проявлять заботу о братьях наших меньших;
– налаживать отношения с одноклассниками;
– уметь проявлять терпение и сострадание;
– пересказывать русские народные сказки.
Обучающиеся по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» должны знать и понимать:
– историю возникновения религиозных культур;
– основные понятия религиозных культур;
– историю развития различных религиозных культур;
– описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
– особенности и традиции религий.
Организация занятий по программе внеурочного курса
Основной формой организации процесса по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» является комбинированное занятие. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа.
Занятия по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русско–духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков в виде экскурсий. Рекомендуется использовать формы проведения занятий, отличные от форм учебного процесса
При изучении программы внеурочного курса «Я – Гражданин» отметки не выставляются.
На занятия по программе внеурочного курса «Я – Гражданин» можно приглашать родителей обучающихся.
Рекомендуемая литература к программе внеурочного курса
- Муравьев А.В. «Основы православной культуры»: учебник для общеобразовательных организаций. Москва, издательство «Просвещение», 2013 год.
- Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. Москва, издательский дом «Покров», 2004 год.
- Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. Москва, издательство «Школа–Пресс», 1994 год.
- Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, Новосибирск, 2010 год.
- Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. Москва, издательство «Лествица», 2003 год.
- Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия. Москва, издательство «Лествица», 2003 год.
- Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры»: для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. Воронеж, издательство «ВОИПКиПРО», 2007 год.
- Введенская Л.А. Пословицы: Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. Ростов–на–Дону,2000 год.
- Врата учености: Сборник интегрированных уроков по церковнославянскому языку. Москва, 2006 год.
- Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства: терминология и иконография. Санкт–Петербург, издательство «Аврора», 2006 год.
- Коринфский А. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. Москва, издательство «Белый город», 2006 год.
Календарно–тематическое планирование по программе внеурочного курса
№ п/п | Тема | Планирование | Количество часов | Дата (план) | Дата (фат) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Семена добра и правды | Различать добро и зло. Иметь представление о совершенстве природы, её красоте и гармонии, о человеке как венце творения и его отношения к миру, о знаниях преобразующих душу. | 1 | ||
2 | Откровение Бога о Самом Себе | Знать предназначение книг. Познакомиться с Библией – книгой истории мира и людей, как учебником жизни человечества. Познакомиться с детской Библией. | 1 | ||
3 | Праздники осени | Знать, почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи связанные с этим праздником. Знать народные традиции, связанные с осенними православными праздниками, радость и святость совместного труда. | 1 | ||
4 | Моя Семья | Знать и понимать, что родительский дом – начало всех начал. Понимать и проявлять достойное уважение к родителям, уметь соблюдать культуру отношений в семье. | 1 | ||
5 | Родной очаг | Иметь представление о том, что Вера, Надежда, Любовь – пример преданности и послушания. Знать свою родословную. Уметь составить родословное древо. | 1 | ||
6 | Преподобный Сергий Радонежский | Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность. | 1 | ||
7 | Покров Святой Богородицы | Познакомиться с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Узнать о его традициях. | 1 | ||
8 | Братская любовь крепче каменных стен | Уметь налаживать отношения со своими братьями и сёстрами. Знать пословицы и поговорки, загадки о братьях и сестрах, родном доме. | 1 | ||
9 | Россия – наша Родина | Знать, что такое Отечество, имя нашей Родины. Знать, уметь различать государственные символы. Знать государственные праздники. Знать значение праздника «День народного единства». Познакомиться с иконой Казанской Божией Матери – святыней и заступницей русского народа. | 1 | ||
10 | Добрый поступки | Чтение рассказа о добром поступке. Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро и зло. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей. | 1 | ||
11 | Судьба – имя твое | Знать значение своего имени. Иметь представление о самых распространённых на Руси именах, их значении, о том, как давались имена, что значит «славное имя», «известное имя» | 1 | ||
12 | Добро и зло в душе человека | Чтение и обсуждение сказки «Волшебные цветы». Знать, что непослушание и своеволие рождают плохие качества в душе человека. Мини–сочинение «Что я хотел бы исправить в своём характере» | 1 | ||
13 | Праздник введения Богородицы во храм | Знать и понимать смысл праздника Введения Богородицы во храм и народные обычаи, связанные с ним. Значение ступеней храма. | 1 | ||
14 | Святой Митрофан Воронежский | Познакомиться с жизнью святого Митрофана Воронежского. Знать смысл завещания святителя Митрофана. | 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15 | Святитель Николай | Иметь представление о добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая. Храмы на Руси в честь святителя Николая. | 1 | ||
16 | Рождество Христово | Знать историю праздника Рождество Христово, его обычаи. Знать наизусть рождественские стихи, уметь передать торжественность и значимость данного события. | 1 | ||
17 | Человек живёт для добра | Знать и уметь применять в жизни пословицы о великодушии и милосердии. | 1 | ||
18 | Истинная и ложная доброта | Иметь представление о доброте истиной и ложной. Уметь их различать. | 1 | ||
19 | Бедность и богатство | Иметь представление об отношении народа к материальным благам, выраженном в пословицах и сказках: «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек» | 1 | ||
20 | Дружба | Знать, что такое настоящая дружба, чем она проверяется. Кто считается настоящим другом. Пословицы о дружбе. | 1 | ||
21 | Руковтворный труд | Уметь различать мир рукотворный и нерукотворный. Знать назначение труда, что труд кормит и воспитывает. Знать, чем важен и благороден труд земледельца. | |||
22 | Нерукотворный труд | Знать, что такое труд души. Народное творчество: зодчество, игрушка, роспись. | 1 | ||
23 | Масленица | Знать народные обычаи, связанные с масленицей. Иметь представление, что стремление к покаянию – одна из основных нравственных черт православного народа. | 1 | ||
24 | Храни душу свою | Иметь представление о пути исправления дурного поступка на материале сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ступени спасения. Раскаяние лечит душу. | 1 | ||
25 | О красоте внутренней и внешней | Знать, что любовь, кротость, послушание и трудолюбие – лучшие украшения человека. | 1 | ||
26 | Жизнь, отданная за людей | Знакомство со сказкой С. Лагерлеф «Красношейка», стихотворением Я. Полонского «Пасхальные вести» Уметь самостоятельно давать оценку поступкам героев произведений | 1 | ||
27 | Пасха Христова | Знать смысл значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. Народные обычаи, связанные с праздником Пасхи. | 1 | ||
28 | Праздник Воскресения Христова | Знать смысл и значение праздника Пасхи. Уметь читать наизусть стихи о светлом празднике. | 1 | ||
29 | Радоница | Иметь представление об обычае поминовения усопших, связи живых и мёртвых. Знать о том, что есть родительские субботы и Радоница. Милостыня и добрые дела. | 1 | ||
30 | О мужестве и славе | Знать о подвиге русских воинов, защищавших Родину. А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове, Г. Жукове и др. Понимать значение этих подвигов. | 1 | ||
31 | О мужестве и славе | Знать о подвиге русских воинов, защищавших Родину, героях Великой Отечественной войны. Чтение стихов о войне. | 1 | ||
32 | Герои наших дней | Познакомиться с подвигом воина Евгения Родионова. Понимать, что такое Вера и Отечество. Знать пословицы о Родине, Отечестве, вере. | 1 | ||
33 | Молнии слов светозарных | Познакомиться с праздником Славянской письменности. Почему в день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла отмечается праздник славянской письменности и культуры? Для чего была создана церковно–славянская грамота? Повторение изученного материала: викторина. Новые слова: культура, равноапостольные. | 1 | ||
34 | Заключительное занятие | Уметь применять полученные знания в повседневной жизни. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс
Программа предназначена для элективного изучения...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...
рабочая программа внеурочного курса \'\'Я-исследователь\'\' 2 класс
2.Пояснительная записка. Программа разработана на основе:- федерального государственного образовательного стандарта н...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" 4 класс...
Рабочая программа внеурочного курса для 2-3 классов "Игровые турниры"
Рабочая прогрмма внеурочного курса разработана с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Программа нацелена на достижение результатов в развитии познавательных, организационных и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс
Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» для 3 класса...