Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"
рабочая программа (4 класс) на тему
Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp._4d_v_mire_knig.zhivye_stranitsy.docx | 78.18 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
1. | Пояснительная записка …………………………………………………… с. 3 |
2. | Общая характеристика курса внеурочной деятельности ……………… с. 5 |
3. | Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане…….с.6 |
4. | Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности …………………………………………. с. 6 |
5. | Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………………………………………...... с. 8
|
6. | Содержание курса внеурочной деятельности ………………………… с.9 |
7. | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ……………………………………………… с.12 |
8. | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности курса внеурочной деятельности ……… с. 14 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметными); с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) .
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана на основе авторской программы Ефросининой Л.А. «В мире книг» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на 4 учебных года, ориентирована на обучающихся 4 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373(с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2015-2016 уч. год.
- Годовой календарный учебный график на 2015-2016 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой (образовательная система «Начальная школа 21 века») 2011г.
Данная программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику курса внеурочной деятельности, описание места курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, содержание курса внеурочной деятельности, тематическое планирование и описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение, мышление.
Цели и задачи курса
Изучение курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» направлено на достижение следующих целей:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса внеурочной деятельности необходимо решать следующие задачи:
- расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащать нравственно–эстетический опыт обучающихся;
- формировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана с учетом обучающихся 4 «Д» класса. При реализации курса «В мире книг. Живые страницы» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:
- литературные игры; литературные викторины;
- конкурсы-кроссворды;
- библиотечные уроки в МБОУ "СШ№40", детской городской библиотеке №5;
- устный журнал "Путешествие по страницам книг";
- коллективные и индивидуальные проекты;
- встречи с местными поэтами и писателями;
- уроки-спектакли.
На занятиях по курсу «В мире книг. Живые страницы» используются наглядный, словесный, практический, групповые, игровые и прочие формы и методы организации внеурочной деятельности.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «В мире книг. Живые страницы» — является внеурочным видом деятельности для младших школьников. Способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития обучающегося, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - труд, творчество, новые открытия, удовольствие и самовоспитание.
Рабочая программа «В мире книг. Живые страницы» способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию из книги и о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Преемственность курса «В мире книг. Живые страницы» с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающихся. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению «В мире книг. Живые страницы» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на курс внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебных недели по 1 часу в неделю).
Всего на изучение курса «В мире книг. Живые страницы» с 1 по 4 класс отводится 135 часов.
4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоении программы курса «В мире книг. Живые страницы» формируются следующие:
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения результатов служат тексты литературных
произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие развития эмоционально оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг и их методический аппарат, формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология
продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «В мире книг. Живые страницы» представлено через планирование с определением основных разделов программы.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1. | Страницы старины седой | 4 |
2. | Крупицы народной мудрости | 4 |
3. | Мифы народов мира | 2 |
4. | Русские писатели-сказочники | 3 |
5. | «Книги, книги, книги…» | 4 |
6. | Книги о детях и для детей | 3 |
7. | Словари, справочники, энциклопедии | 3 |
8. | Родные поэты | 3 |
9. | Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | 4 |
10. | Мир книг | 4 |
Итого | 34 |
Страницы старины седой (4 ч)
- Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
- Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
- Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
- Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона»,
- «Блудный сын».
- Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч) Сборники произведений фольклора.
- Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
- Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
- Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги
- «Русь великая в пословицах и поговорках».
- Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по- стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
- Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки- тайские и т. д. Выставка книг.
- Работа с системным каталогом.
- Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
- Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3 ч)
- Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
- Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
- Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
- Библиографические справочники. Библиографические справки о пи- сателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
- Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
- Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
- Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
- Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
- Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
- Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
- Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
- Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
- «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
- Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
- Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
- Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
- М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине»
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч) Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,
- людях, событиях.
- Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
- Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
- Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (3 ч)
- Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
- Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
- Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».
- Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс | |||||
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
план | факт | ||||
1-2 | 03.09.15 10.09.15 | «Лето с героями любимых книг». | 2 | Обсуждение книг Презентация творческих проектов учащихся. Защита читательских дневников | |
3-5 | 17.09.15 24.09.15 01.10.15 | Фольклорные произведения защитниках Родины: былины, баллады. | 3 | Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. Знакомство с былинами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Книга героических былин и баллад». | |
6-8 | 08.10.15 15.10.15 22.10.15 | Наш кинозал. Мультфильмы по мотивам былин о русских богатырях | 3 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта -образ былинного богатыря. Защита. | |
9-11 | 29.10.15 12.11.15 19.11.15 | Жанна Браун. «Зорька». | 3 | Чтение и обсуждение книги. Беседа с ветеранами – детьми войны. | |
12-13 | 26.11.15 03.12.15 | Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о подвиге мирного народа в войне. | 2 | Просмотр и обсуждение кинофильмов «Девочка ищет отца», «Среди добрых людей». | |
14-18 | 10.12.15 17.12.15 24.12.15 14.01.16 21.01.16 | Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына». | 5 | Чтение и обсуждение книги. Просмотр одноименного кинофильма (отрывки). Сочинение по книге. Сочинение родителей о детских впечатлениях от книги. | |
19-21 | 28.01.16 04.02.16 11.02.16 | Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о действиях в тылу врага. | 3 | Просмотр и обсуждение кинофильмов «Зимородок» (по одноименной повести Юрия Яковлева), «Пятерка отважных», «Всадники». | |
22 | 18.02.16 | Конференция «У войны не детское лицо» | 1 | Обобщающее занятие по произведениям о детях в тылу врага, в нашем тылу. Презентация продуктов детского и семейного творчества. | |
23-25 | 25.02.16 03.03.16 10.03.16 | Поэтическая тетрадь: стихи о городах воинской славы. | 3 | Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов. | |
26-28 | 17.03.16 31.04.16 07.04.16 | Произведения о преемственности поколений. Н.Матвеева «Школа на горке». | 3 | Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам. | |
29-33 | 14.04.16 21.04.16 28.04.16 05.05.16 12.05.16 | Произведения о преемственности поколений. А.Лиханов. «Мой генерал» | 5 | Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам. | |
34 | 19.05.16 | Конференция «Ветеран живет рядом». | 1 | Обсуждение темы книг А.Лиханова и Н.Матвеевой. Представление проектов «Мои родственники – защитники Родины», «Мои земляки – защитники родины» | |
ИТОГО: | 34 |
8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально- техническое обеспечение
- Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер, документ-камера.
- Интернет.
- Цифровые образовательные ресурсы:
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьный клуб | |
5 | Начальная школа | |
6 | http://nsc.1september.ru | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
7 | http://ugra.okrlib.ru/ | Информационный портал "Библиотеки Югры" |
8 | http://www.mubis.ru/ | Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г.Нижневартовск |
Литература для учителя
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание Сборник программ внеурочной деятельности, редактор М.В. Киселёва.
- Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
- Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с.
- Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества ( Нижний Новгород. Май 2010).
- Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (Ярославль, ИРО, 22.01.09).
Литература для ученика
- Учебник "Хрестоматия по литературному чтению: 4 класс , Ефросинина, Вентана-Граф, 2012.
- Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
- Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
- Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
- Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
- Сергей Алексеев: Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей/ Сибирская Благозвонница, 2014 г.
- Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.
- Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Академия развития, 2006.
- Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"
Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " «Интеллект. Мышление. Логика»
Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач....
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Удивительный мир слов»
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой ...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»
Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...
Рабочая программа внеурочного курса для 1 класса "Введение в шахматы"
Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного ...