Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"
рабочая программа (4 класс) на тему

Власова Вероника Михайловна

Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._4d_v_mire_knig.zhivye_stranitsy.docx78.18 КБ

Предварительный просмотр:

        

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1.

Пояснительная записка …………………………………………………… с. 3

2.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности ………………  с. 5

3.

Описание места   курса внеурочной деятельности в учебном плане…….с.6

4.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса внеурочной деятельности ………………………………………….  с. 6

5.

Личностные и метапредметные результаты освоения  курса внеурочной деятельности  …………………………………………………………......    с. 8

 

6.

Содержание  курса внеурочной деятельности  …………………………    с.9

7.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся   ……………………………………………… с.12

8.

Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательной деятельности курса внеурочной деятельности ………  с. 14

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметными); с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10) .

     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана на основе авторской программы Ефросининой Л.А. «В мире книг» общеинтеллектуальной направленности  рассчитана на 4 учебных года, ориентирована на обучающихся 4 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373(с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  4. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2015-2016 уч. год.
  5. Годовой календарный учебный график на 2015-2016 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой (образовательная система «Начальная школа 21 века») 2011г.

Данная программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику курса внеурочной деятельности, описание места курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, содержание курса внеурочной деятельности, тематическое планирование и описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение, мышление.

Цели и задачи курса

Изучение курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» направлено на достижение следующих целей:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса внеурочной деятельности необходимо решать следующие задачи:

  • расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
  • обогащать нравственно–эстетический опыт обучающихся;
  • формировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
  • формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей.

Рабочая программа по курсу  внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» разработана с учетом обучающихся   4  «Д» класса. При реализации курса «В мире книг. Живые страницы» используются следующие формы организации внеурочной деятельности: 

  • литературные игры; литературные викторины;
  • конкурсы-кроссворды;
  • библиотечные уроки в МБОУ "СШ№40", детской городской библиотеке №5;
  • устный журнал "Путешествие по страницам книг";
  • коллективные и индивидуальные проекты;
  • встречи с местными поэтами и писателями;
  • уроки-спектакли.

На занятиях по курсу «В мире книг. Живые страницы» используются наглядный, словесный, практический, групповые, игровые и прочие формы и методы организации внеурочной деятельности.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс «В мире книг. Живые страницы» — является внеурочным видом деятельности для младших школьников. Способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития обучающегося, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - труд, творчество, новые открытия, удовольствие и самовоспитание.

Рабочая программа  «В мире книг. Живые страницы» способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию из книги и о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Преемственность курса  «В мире книг. Живые страницы» с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающихся. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Программа курса  внеурочной деятельности по литературному чтению «В мире книг. Живые страницы» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Система оценки усвоения  курса внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на  курс  внеурочной деятельности «В мире книг. Живые страницы» предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебных недели по 1 часу в неделю). 

Всего на изучение курса «В мире книг. Живые страницы» с 1 по 4 класс отводится 135 часов.

4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в  основе социальных явлений, познание как ценность.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувство ответственности за  настоящее и будущее своей страны.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

5. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА   ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В результате освоении программы курса «В мире книг. Живые страницы» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения результатов служат тексты литературных

произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие  развития эмоционально оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг и их методический аппарат, формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе;
  • выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология

продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

        Содержание курса «В мире книг. Живые страницы» представлено через планирование с определением основных разделов программы.

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Страницы старины седой

4

2.

Крупицы народной мудрости

4

3.

Мифы народов мира

2

4.

Русские писатели-сказочники

3

5.

«Книги, книги, книги…»

4

6.

Книги о детях и для детей

3

7.

Словари, справочники, энциклопедии

3

8.

Родные поэты

3

9.

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

10.

Мир книг

4

Итого

 34

Страницы старины седой (4 ч)

  • Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»  в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
  • Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
  • Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления  Ярослава Мудрого.
  • Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.          Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона»,
  • «Блудный сын».
  • Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)  Сборники произведений фольклора.

  • Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».          Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».          Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
  •  Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
  • Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц  по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги
  • «Русь великая в пословицах и поговорках».
  • Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по-  стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

  • Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки-  тайские и т. д. Выставка книг.
  • Работа с системным каталогом.
  • Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
  • Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (3 ч)

  • Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,  М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
  • Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
  • Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений  (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение  А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
  • Библиографические справочники. Библиографические справки о пи-  сателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

  • Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.          Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.          Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
  • Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники  и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
  • Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки  народов мира», «Стихи русских поэтов».
  • Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни  с «бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей (3 ч)

  • Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,  Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
  • Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление  списка.
  • Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,  А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
  • Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

  •         «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь  синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
  •         Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?  Кто такой?».
  •         Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

  •         Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.          Чтение         и         слушание         стихотворений         о         Родине         А.С.         Пушкина,
  • М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.          Конкурс чтецов «Стихи о Родине» 

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)          Книги-сборники         «Очерки         и         воспоминания».         Очерки         о         природе,

  • людях, событиях.
  •         Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай  Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и  темы.
  •         Воспоминания         Л.Н.         Толстого,         А. Куприна         «Воспоминания         об  А.П. Чехове».
  •         Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой  книге.

Мир книг (3 ч)

  •         Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
  •         Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк  В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
  •         Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».          Литературная игра «Тайны учебной книги».
  •         Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.  

 

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 4 класс

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

1-2

03.09.15

10.09.15

«Лето с героями любимых книг».

2

Обсуждение книг Презентация творческих проектов учащихся.  Защита читательских дневников

3-5

17.09.15

24.09.15

01.10.15

Фольклорные произведения защитниках Родины: былины, баллады.

3

Беседа. Работа с источниками. Детское творчество.  Знакомство с былинами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты  «Книга героических былин и баллад».  

6-8

08.10.15

15.10.15

22.10.15

Наш кинозал. Мультфильмы по мотивам былин о русских богатырях

3

Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта -образ былинного  богатыря. Защита.

9-11

 29.10.15

12.11.15

19.11.15

Жанна Браун. «Зорька».

3

Чтение и обсуждение книги. Беседа с ветеранами – детьми войны.

12-13

26.11.15

03.12.15

Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о подвиге мирного народа в войне.

2

Просмотр и обсуждение кинофильмов «Девочка ищет отца», «Среди добрых людей».

14-18

10.12.15

17.12.15

24.12.15

14.01.16

21.01.16

Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына».

5

Чтение и обсуждение книги. Просмотр одноименного кинофильма (отрывки). Сочинение по книге. Сочинение родителей о детских впечатлениях от книги.

19-21

28.01.16

04.02.16

11.02.16

Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о действиях в тылу врага.

3

Просмотр и обсуждение кинофильмов «Зимородок» (по одноименной повести Юрия Яковлева), «Пятерка отважных»,

«Всадники».

22

18.02.16

Конференция «У войны не детское лицо»

1

Обобщающее занятие по произведениям о детях в тылу врага, в нашем тылу. Презентация продуктов детского и семейного творчества.

23-25

25.02.16

03.03.16

10.03.16

Поэтическая тетрадь: стихи о городах воинской славы.

3

Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов.

26-28

17.03.16

31.04.16

07.04.16

Произведения о преемственности поколений. Н.Матвеева «Школа на горке».

3

Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам.

29-33

14.04.16

21.04.16

28.04.16

05.05.16

12.05.16

Произведения о преемственности поколений. А.Лиханов. «Мой генерал»

5

Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам.

34

19.05.16

Конференция «Ветеран живет рядом».

1

Обсуждение темы книг  А.Лиханова и Н.Матвеевой. Представление  проектов «Мои родственники – защитники Родины», «Мои земляки – защитники родины»

ИТОГО:

         34

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Материально- техническое обеспечение

  1. Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер, документ-камера.
  2. Интернет.
  3. Цифровые образовательные ресурсы:

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

3

http://www.ict.edu.ru

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

4

http://www.school-club.ru

Школьный клуб

5

http://nachalka.info

Начальная школа

6

http://nsc.1september.ru

Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»

7

http://ugra.okrlib.ru/

Информационный портал "Библиотеки Югры"

8

http://www.mubis.ru/

Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г.Нижневартовск

Литература для учителя

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание  Сборник программ внеурочной деятельности, редактор М.В. Киселёва.
  2. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
  4. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с.
  5. Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества ( Нижний Новгород. Май 2010).
  6. Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (Ярославль, ИРО, 22.01.09).

Литература для ученика

  1. Учебник "Хрестоматия по литературному чтению: 4 класс , Ефросинина, Вентана-Граф, 2012.
  2. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
  3. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
  4. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
  5. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
  6. Сергей Алексеев: Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей/  Сибирская Благозвонница, 2014 г.
  7. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.
  8. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Академия развития, 2006.
  9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по окружающему миру для 3го класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Данная рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса

Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"

Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика. Страна Геометрия» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуник...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " «Интеллект. Мышление. Логика»

Курс внеурочной деятельности «Интеллект. Мышление. Логика» представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач....

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Удивительный мир слов»

 Рабочая программа курса «Удивительный мир слов»  - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообра­зие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой ...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»

 Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...